по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Полюшкевич Оксана Александровна
Социодинамика, 2018-9
Полюшкевич О.А., Попова М.В. - Влияние топонимики на идентичность жителей города (по материалам Иркутска) c. 86-97

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.9.23664

Аннотация: Предметом статьи выступает воздействие городской топонимики на идентичность жителей Иркутска. Целью работы является изучение специфики формирования и развития, особенностей воздействия на идентичность жителей и перспективы трансформации названий улиц города Иркутска. Также в работе исследуются законодательные противоречия и механизмы их решения в названии улиц и площадей, формирующих общее социокультурное пространство городского ландшафта. В настоящей работе рассматривается символическое воздействие топонимического наследия на городское пространство и атмосферу, также на самих горожан. Методы исследования строятся на использовании методов наблюдения и сравнения. При анализе применяется структурно-функциональная методология. Научная новизна работы прослеживается в том, что наименования городских топонимов в Иркутске ни культурно, ни тем более, исторически, не соответствует его реальному сложившемуся историческому облику. Происходит нарушение «мифа городской культуры» (единства наименования и пространства города), что в конечном итоге влияет на восприятие города его жителями, а также гостями города – туристами, вносящими материальный вклад в развитие города. В связи с этим, в Иркутске есть потребность в топонимической реставрации. Основным выводом работы является то, что на данный момент в подавляющем большинстве иркутских топонимов нет отклика текстовых образов в культурно-историческом контексте города. Однако, как показал анализ исторического центра города, среди «советских» наименований всё-таки присутствуют гармоничные символические образы, несущие в себе положительную информацию об истории Иркутска, подтверждая его исторический статус и формирующие уникальную социокультурную идентичность горожан.
Урбанистика, 2018-2
Полюшкевич О.А. - Топонимика Иркутска в оценках его жителей c. 12-22

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25168

Аннотация: Предметом изучения в данной статье выступают результаты социологического исследования топонимики города Иркутска в восприятии его жителей. В работе обсуждаются ключевые проблемы, связанные с переименованием улиц исторического города и связанных с этим социально-культурных и повседневных изменений условий и особенностей жизни иркутян. Автором обобщаются имеющиеся противоречия и предлагаются варианты для сглаживания социальной напряженности и недовольства. Рассматриваются способы решения топонимических противоречий через двойные названия улиц и площадей города. Методом исследования выступает стандартизированное интервью жителей города, проводимое при помощи квотой выборки: по полу и возрасту. Новизна данной работы прослеживается в том, что обозначены основные проблемы переименования улиц, выявление нравственно-этические и повседневно-бытовые сложности, с которыми сталкиваются жители переименованных улиц в городе Иркутске. Автором показываются варианты социально-политического моделирования и давления, которые могут быть не однозначно поняты жителями города и тем самым иметь неоднозначные последствия.
Социодинамика, 2017-5
Решетников В.А., Бобков А.И. - Связь этнического самосознания с религиозным опытом как проблема российского философского мышления c. 35-43

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.5.20480

Аннотация: Автором исследуется взаимосвязь этнического и религиозного в духовных практиках современности. Раскрывается значение понятия религиозного опыта через призму мышления и осмысления социальной реальности. Феномен самоотчуждения рассматривается как сущностная основа религиозного опыта. Автор подробно рассматривает и структурирует особенности изменения этнического и религиозного в духовной эволюции современной эпохи. В конце работы делаются выводы о форме, структуре и особенностях этнического и религиозного опыта в повседневной практике и философском осмыслении реальности. Методология исследования строится на общефилософском подходе рефлексии анализа духовных практик через призму этнического и национального в повседневном пространстве. Научная новизна исследования прослеживается в то, что разрыв связи религиозного опыта и этнического самосознания возникает с присвоением чужого религиозного опыта как результата утраты понимания собственного опыта, как болезненной рефлексии по поводу обнаружения этнической мудрости. Автором показывается эволюция данного восприятия и оцениваются перспективы дальнейшего изменения.
Урбанистика, 2017-4
Полюшкевич О.А., Борисова Ю.В., Попова М.В. - Технология разработки бренда города (на примере Ангарского городского округа) c. 48-62

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24022

Аннотация: Предметом исследования выступает технология создания городского бренда. В работе рассматриваются теоретические разработки существующие в мире и России, расскрывающие задачи, технологии и инструменты территориального брендирования. В статье дается поэтапная технология разработки (поставленных задач в начале исследования) и фактическая их реализация (через разработанные концепции бренда) концертного муниципального образования (Ангарского городского округа). Описывается ключевая идея бренда Ангарска и формы ее воплощения в практике муниципалитета, представителей бизнеса и жителей города. Методами исследования выступил сравнительный и системный анализ социального моделирования Ангарского городского округа, позволяющий разработать приоритетные формы развития города. Основным результатом данной работы является сочетание теоретической схемы, поставленных задач и практической ее реализации разработки бренда города в практике муниципалитета.Ценностью работы является пошаговый анализ выполнения технологической карты задания, позволяющий получить желаемый продукт - концепцию бренда города, основанную на представлениях горожан, существующей айдетики города и формах и механизмах использования данного явления в процессе развития города.
Урбанистика, 2017-3
Полюшкевич О.А., Попова М.В. - Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) c. 117-134

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.23665

Аннотация: В статье показывается, что Иркутск, как город, находящийся в списке исторических поселений РФ и стремящийся к развитию туризма, имеет в своем багаже ряд нерешенных проблем, касающихся топонимики. Эти вопросы часто муссируются на разных уровнях – от городских СМИ до городской администрации. Топонимы в городе Иркутске можно в целом охарактеризовать, как несущие на себе сильный отпечаток предыдущего государственного режима, в независимости, соответствует ли это историческому облику и сохранившемуся историческому наследию. Данная ситуация создает проблемы на пути формирования исторически-взвешенного облика города, необходимого для гармоничного восприятия города и в контексте планов по развитию туризма. Исследование носит междисциплинарный характер в контексте проблемы топонимики и городского образа отображается социально-политическим и историко-культурным подходом. А) Социально-политический подход отображается в изучении проблемы через призму влияния политических взглядов горожан и политической обстановки в конкретном изучаемом случае. Б) Историко-культурный подход отображается в комплексном изучении того раздела истории, которые значительно влиял на культурное развитие образа и символов города Иркутска.Вместе с тем, происходит символическое конструирование территориальной идентичности жителей Иркутска, через прошлые, настоящие и будущие названия улиц и площадей Иркутска. Вопреки мнению сторонников топонимической реставрации, первоочередной задачей в популяризации данной идеи среди горожан должна быть не разъяснительная работа о пользе и последующих преимуществах, а развенчание мифов и заблуждений по поводу издержек, которые и являются, как выяснилось в результате опроса основным камнем преткновения в данном вопросе. Однако на сегодняшний день приходится согласиться с тем, что в СМИ информация о топонимической реставрации культов освещается и подается не совсем верно. Это лишь сохраняет, а порой, и усиливает влияние на социум распространенными в связи с этим заблуждениями. В связи с этим, инициаторам топонимической реставрации следует предоставлять верную информацию не только населению, но и СМИ, иначе процесс информирования населения инициаторами может получить низкую степень доверия.
Философская мысль, 2016-10
Полюшкевич О.А., Антонова Л.Л., Кащаев А.Е. - Эмпатия и социокультурая солидарность c. 71-82

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.1850

Аннотация: Предметом исследования выступает эмпатия как способ понимания человека и мира. Объектом изучения выступает гносеологическое и онтологическое осмысление места эмпатии в социальном воспроизводстве общества. Особое внимание уделяется процессам социальной солидарности и дезинтеграции, наступающим в процессе воздействия эмпатии или ее отсутствия. Эмпатия представляет условие и возможность возникновения социальной солидарности и общественной динамики, особенно, когда рушатся базовые категории социального мироустройства и формируются новые стратегии социальных взаимодействий и развития. Методологической основой исследования выступает социальный конструктивизм и теория социальных представлений. Эти направления формируют общую методологическую рамку анализа социальных процессов и позволяют системно анализировать общественную динамику. Новизна исследования определяется тем, что во времена социальных перемен, экономических и политических кризисов, культурных и духовных трансформаций, важным аспектом цельности общества выступает социальная идентичность. Социальная идентичность демаркирует социальное пространство, четко обозначает группу "своих", и дает чувство защищенности членам сообщества. Одним из ключевых факторов формирования социальной идентичности выступает эмпатия - чувство сопричастности группе, процессу или действию, определяющее степень социальной солидарности сообщества. Социальная эмпатия является сложносоставным феноменом, включающим в качестве своих структурных элементов как коллективную, так и личностную идентичность. Важным элементом этих процессов является понимание особенностей формирования и воздействия социокультурных основ эмпатии, проявляющейся не одинаково в различных социальных группах современного российского общества.
Социодинамика, 2016-10
Полюшкевич О.А., Иванов Р.В., Борисова Ю.В. - Представления о социальной успешности c. 37-44

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.10.1992

Аннотация: Предметом исследования выступают социальные представления. Авторы уделяют особое внимание социальным представлениям о социальной успешности, так как данные представления позволяют судить о ценностях и нормах, идеалах и идолах доминирующих в обществе в конкретный исторический момент. Изменение представлений позволяет проследить формы и векторы трансформации общества, выявить причины и последствия социальной динамики. Особое внимание уделяется гендерному разделению в представлениях о социальной успешности, выявляются социокультурные предпосылки и локальные условия развития гендерных отличий в социальных представлениях. Методология исследования строится на изучении социальных представлений через принципы социального конструтирования и символического функционализма. В процессе изучения применялись такие методы как опрос и трансимволический анализ. Основным выводом исследования являются то, что изменение идеалов общественного сознания о развитии социального успеха среди мужчин и женщин носит неоднозначный характер. С одной стороны, на данную трансформацию влияют социально-культурные изменения, происходящие в обществе, заставляя людей подстраиваться под них, с другой стороны – сильны и достаточно жестко встроены в жизнь культурно-традиционные рамки – ограничивающие схему возможного изменения отношения к успеху. Мужчины и женщины выбирают разные стратегии адаптации к новым условиям, поэтому и образы восприятия «успеха» формируются не одинаково. Научная новизна работы в анализе специфики социальной успешности в социальных представлениях россиян.
Социодинамика, 2016-4
Решетников В.А., Полюшкевич О.А., Федчин В.С. - Основные направления социального образования c. 52-58

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17740

Аннотация: Предметом исследования выступает социальное образование. Социальное образование понимается как часть общего процесса социализации человека, как одна из составляющих структур его профессионального становления, и, как сфера подготовки специалистов социальной сферы. Общая направленность социального образования результируется в становлении субьектных качеств человека и условий среды, способствующих к развитию этих качеств. В связи с этим, рассматриваются идеологические компоненты социального образования, возможности логотерапии В. Франкла, софотерапии В. А. Кутырева, концепции евраксофии П. Курца. Методологическими основами исследования выступает системное взаимодействие различных теоретических и практических методов социального осмысления действительности: логотерапия, софотерапия и евраксофия. Научная новизна исследования прослеживается в рефлексии новых условий социализации человека, как основы его профессионального и личностного развития. А также выявляются формы, форматы и условия развития личных качеств и возможностей среды для самосовершенствования. Социальное образование трактуется как условие профессионального становления и развития специалиста в социальной сфере.
Социодинамика, 2016-3
Решетников В.А., Самбуров Э.А., Кащаев А.Е. - Симулятивность в структуре общественного развития c. 46-61

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.3.17754

Аннотация: Предметом данной статьи является изучение различных примеров симулятивности в структуре современного общества, обуславливающей антиномии социального воспроизводства и социальной динамики. Качественным показателем социальных сдвигов, приведшим к формированию симулятивных пространств и образов в современной культуре являются этапы социальной рефлексии происходящих процессов. Авторы детально анализируют социально-политические и культурно-экономические сдвиги, на равнее с социокульурными и духовно-нравственными изменениями за последние годы. Данные факторы приводят к формированию новой идеологии общественного воспроизводства страны. Методология исследования строится на системном изучении социальной реальности, основанной на сравнении, сопоставлении, анализе и синтезе социальныхпроцессов Новизна данной работы в системном анализе антиномий общественного развития и выявления симулятивных образов и форм социального воспроизводства. В работе проводится детальный анализ на символическом и конитивном уровне происходящих социокультурных трансформаций в разных сферах жизни общества: экономике, политике, культуре, религии, ценностях и т.д.
Политика и Общество, 2013-2
Полюшкевич О.А., Антонова Л.Л. - Интеллигенция в России: условия трансформации

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.2.7284

Аннотация: В статье рассказывается суть понимания интеллигенции в России и за рубежом, показываются формы и условия трансформации интеллигенции в современном обществе. Роль интеллигенции раскрывается через социокультурный срез, а также через эволюцию социально-исторических форм развития общества. Общим условием социальных изменений является человек как творец, интеллигенция, в свою очередь, выступает концентрированной группой тех людей, кто вершит и направляет развитие культуры, истории, общества в целом. Поэтому гуманистическая составляющая является основной канвой понимания, развития и трансформации интеллигенции как социокультурного явления. Итогом работы является представление о трансформации социокультурных ценностей современной России, которые повлекли за собой изменения роли, статуса, места, условий и форм развития интеллигенции в современности. Полученные результаты могут служить основой для социального прогнозирования процессов консолидации и дезинтеграции общества, проблемных зон и социальной напряженности.
Политика и Общество, 2012-9
Полюшкевич О.А., Степаненко А.С. - Трансформация ценностей россиян: герои и обыватели
Аннотация: В статье рассматривается роль социетальных символов, пронизывающих все общество и скрепляющих его в единую смысловую структуру. Особое место в социетальном пространстве страны отводится ценностной составляющей общества. С этой целью приводится анализ фокус-группового исследования, результаты которого иллюстрируют трансформацию ценностных оснований российского общества на примере изменения символических образов героев и обывателей в общественном сознании россиян (на основе исторических и литературных, сказочных и реальных образов). Образы героев и антигероев анализировались через призму аффективного (эмоционального), когнитивного (познавательного) и побудительного (мотивационного) элемента общественного сознания россиян. Также приводится сравнение и анализ социетальных образов героев и антигероев представителей различных поколений и обосновывается как социально-политические и культурно-экономические изменения повлияли на трансформацию образа героя и обывателя. Результаты исследования могут применяться в практике работы органов государственной власти, социальных служб, научных и образовательных организаций страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"