по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Нилогов Алексей Сергеевич
Genesis: исторические исследования, 2023-2
Нилогов А.С. - Генетико-генеалогическое (генетеалогическое) исследование рода Нилоговых (на материале ДНК аутосом) c. 113-131

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.2.37301

Аннотация: В статье рассматривается проблема генетико-генеалогической (генетеалогической) верификации документальной родословной Нилоговых, реконструированной методами классической генеалогии. Благодаря тестированию мужских и женских представителей рода Нилоговых на ДНК аутосом удалось генетеалогически подтвердить документальное родословие автора статьи до его прямого предка Семёна Даниловича Нилогова, жившего в XVIII веке. Объектом изучения является биологическая родословная Нилоговых, а предметом - архивно-документальная реконструкция родословной Нилоговых до XVIII века. Источниковедческую базу работы составили фонды таких архивов, как: Государственный архив Пермского края, Коми-Пермяцкий окружной государственный архив, Российский государственный архив древних актов, архив города Минусинска; также использованы личные архивы нескольких семей Нилоговых. Новизной работы является применение современной генетико-генеалогической методологии для объективации конкретной документальной родословной путём удостоверения биологического родства в цепи «потомок – предок». Конкретно было изучено генетическое родство двух дальних родственников Н. А. Нелогова и Р. А. Ариничевой на уровне шестиюродной степени. Благодаря тестированию аутосомной ДНК данных доноров удалось выявить их общие нуклеотидные сегменты (текстовые последовательности в виде азотистых оснований), после чего посредством статистической базы генетического родства The Shared cM Project 4.0. удалось подтвердить документально-реконструированное родословие. Внедрение в научную генеалогию (историческая наука) современных методов молекулярной генетики (биологическая наука) является актуальным трендом системного (междисциплинарного) исследования.
Genesis: исторические исследования, 2022-1
Нилогов А.С. - Документальная реконструкция патрилинейной родословной В. М. Торосова c. 80-88

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.34938

Аннотация: В статье рассматривается вопрос документальной реконструкции патрилинейной родословной хакасского общественного деятеля Владислава Михайловича Торосова (1937 – 2018) на материале таких массовых генеалогических источников, как церковные метрические книги и ревизские сказки (переписи населения) Минусинского уезда Енисейской губернии XIX - начала XX веков. Объектом изучения является биологическая родословная Торосовых, а предметом - архивно-документальная реконструкция родословной Торосовых до XVIII века. Источниковедческую базу работы составили фонды таких архивов, как: Государственный архив Красноярского края, Национальный архив Республики Хакасия и архив города Минусинска. Также использован личный фонд В. М. Торосова и его потомков.   Новизна исследования заключается в том, что впервые в хакасской генеалогии реконструирована патрилинейная родословная видного политического деятеля В. М. Торосова, чей отец М. Г. Торосов в 1937 году был репрессирован, а потому не смог передать потомкам информацию о своих предках. Прервавшаяся связь поколений очень остро сказалась на семье, мечтавшей восстановить корни. В результате генеалогической реконструкции рода Торосовых, относящегося к хакасскому сеоку «пилтiр» и входившего в состав Бельтырского улуса Сагайской Степной думы, получены научно верифицированные данные о прямых мужских предках Торосовых до середины XVIII века. Высказана рекомендация по генетико-генеалогическому анализу рода Торосовых по Y-хромосоме.
Genesis: исторические исследования, 2020-1
Нилогов А.С. - Научная верификация хакасских родословных преданий: от мифо- и этногенеалогии к ДНК-генеалогии c. 57-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.1.29539

Аннотация: В статье рассматривается проблема научной верификации хакасских родословных преданий. Типологически среди них можно выделить такие разновидности, как: мифогенеалогические, этногенеалогические и устные. На примере устных преданий о происхождении рода Доможаковых изучен вопрос установления истинности посредством применения новых генеалогических методов. Новейшие ДНК-генеалогические методы позволяют объективировать конкретное родословное предание, которое невозможно проверить приёмами классической генеалогии. Речь идёт о ДНК-тестировании современных представителей рода по прямой мужской линии. В работе используются такие методы, как: аналитический, генеалогический, лингвистический, описательный, палеографический, синтетический, сравнительно-сопоставительный, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что впервые предложен системный исследовательский подход по верификации хакасских родословных преданий, включающий разные уровни генеалогической верификации: перекрёстную устную, архивно-документальную и ДНК-генеалогическую. Перспективность последнего научного метода позволит соотнести легендарных пращуров с реальными биологическими предками.
Философская мысль, 2017-10
Нилогов А.С., Кутырёв В.А. - Философия медицины антропологических катастроф (беседа А. С. Нилогова с В. А. Кутырёвым) c. 99-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20649

Аннотация: В беседе А. С. Нилогова с В. А. Кутырёвым с точки зрения философской антропологии рассматривается проблематика современной медицины, всё больше развивающейся в русле доктрины трансгуманизма (постчеловечества). Нижегородский профессор В. А. Кутырёв исходит из консервативного представления о человеке как о родовом существе, чья телесная природа входит в противоречие с научно-техническим прогрессом. В беседе поднимаются острые вопросы антропологии, биополитики, биоэтики, здоровья и медицины (в частности, проблема эвтаназии). В беседе используются такие методы, как: аналитический, антропологический, герменевтический, интервью, критический, синтетический, сравнительный, философский, эвристический. В. А. Кутырёв настаивает на том, что техногенная эпоха, которая позволяет манипулировать природой и человеческой телесностью почти как угодно, приводит к размыванию смысла подлинной биополитики, перестающей играть роль охранителя жизни. Такая трансформация именуется «танатополитикой» - политикой допущения и защиты смерти, вплоть, как ни парадоксально, до бессмертия, но уже искусственного, а именно - постчеловеческого.
Genesis: исторические исследования, 2017-8
Нилогов А.С., Богданова И.И. - К генеалогии русских историков XVIII-XX веков (по материалам метрических книг Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга) c. 112-126

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.19569

Аннотация: В данном историко-генеалогическом исследовании мы попытались отыскать подлинные метрические записи о рождении/крещении и смерти/отпевании/погребении известных русских историков, живших в Санкт-Петербурге в XVIII – начале XX веков. Это стало возможным благодаря интернет-доступу к недавно оцифрованным метрическим книгам церквей Петроградской духовной консистории, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Такая наглядная биографическая информация, на наш взгляд, окажется полезной для генеалогов и историографов с целью дальнейшего изучения биографий и родословий отечественных историков. В работе были использованы такие методы, как: аналитический, биографический, герменевтический, источниковедческий, описательный, синтетический, эвристический, эпиграфический. В ходе поисков нами были обнаружены данные о рождении/крещении К. Д. Кавелина (1814), Л. П. Карсавина (1882), Л. Н. Гумилёва (1912), о смерти/отпевании/погребении М. В. Ломоносова (1765), Н. М. Карамзина (1826), К. Д. Кавелина (1885). В частности, удалось обнаружить метрическую запись о смерти историографа Н. М. Карамзина, чьё 250-летие со дня рождения отмечается в 2016 году, равно как и 190-летие со дня кончины.
Genesis: исторические исследования, 2017-6
Нилогов А.С., Богданова И.И. - К генеалогии А. С. Пушкина (по материалам метрических книг Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга) c. 110-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.6.18322

Аннотация: В данном историко-генеалогическом исследовании мы попытались найти подлинные метрические записи о рождении/крещении, браке/венчании и смерти/отпевании/погребении предков и потомков великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, живших во 2-й половине XVIII – 2-й половине XIX веков в столице Российской империи, а также в её окрестностях. Такая иллюстративная биографическая информация, по нашему мнению, окажется полезной для пушкинистов с целью дальнейшего изучения биографии и родословной А. С. Пушкина. В исследовании были использованы такие методы, как: аналитический, биографический, герменевтический, источниковедческий, описательный, синтетический, эвристический, эпиграфический. В ходе поисков нами были обнаружены данные о рождении/крещении всех детей А. С. Пушкина Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской – Марии (1832), Александра (1833), Григория (1835), Натальи (1836), о бракосочетании/венчании старшего сына А. А. Пушкина и С. А. Ланской (1858), о смерти/погребении А. П. Ганнибала (1781), Арины Родионовны (1828), А. С. Пушкина (1837), Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской (1863), П. П. Ланского (1877).
Genesis: исторические исследования, 2017-5
Нилогов А.С. - К родословной Константина Фёдоровича Рериха c. 110-126

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.18565

Аннотация: Данная статья посвящена решению вопроса о происхождении рода Рерихов, к которому принадлежал известный русский художник Николай Константинович Рерих (1874 – 1947). Объектом исследования является родословная отца Н. К. Рериха - Константина Фёдоровича Рериха (1837 - 1900), а предметом исследования – прямая мужская линия Рерихов, которая была изучена на материале метрических книг Латвийского государственного исторического архива (ЛГИА) и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Несмотря на то, что сам художник склонялся к происхождению от летописного новгородского князя Рюрика, найденные архивные документы позволили поставить под сомнение эту "варяжскую гипотезу". В статье использовались такие методы, как: аналитический, антиязыковой, исторический (реконструкция), лингвистический, синтетический, текстологический, хронологический, эвристический. Новизна исследования состоит в том, что впервые в научный оборот рерихологии вводятся подлинные метрические и иные архивные записи о представителях рода Рерихов, проживавших в Курляндской губернии Российской империи, а также в Санкт-Петербурге, в XVIII–XX веках. Во многом это стало возможным благодаря генеалогическим находкам латвийского историка И. Силарса, которому удалось документально проследить род Рерихов почти до середины XVII века. Работая в тесном контакте с Силарсом, мы продолжили поиски в фондах ЦГИА СПб.
Genesis: исторические исследования, 2017-4
Нилогов А.С., Богданова И.И. - К генеалогии русских литераторов XIX–XX веков (по материалам метрических книг Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга) c. 191-206

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.18320

Аннотация: В данном филолого-генеалогическом исследовании мы попытались отыскать подлинные метрические записи о рождении/крещении, бракосочетании/венчании и смерти/погребении известных русских писателей и поэтов, живших в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале XX веков. Это стало возможным благодаря интернет-доступу к недавно оцифрованным метрическим книгам церквей Петроградской духовной консистории, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Такая наглядная биографическая информация, на наш взгляд, окажется полезной для литературоведов с целью дальнейшего изучения биографий и родословий отечественных литераторов. В исследовании были использованы такие методы, как: аналитический, биографический, герменевтический, источниковедческий, описательный, синтетический, эвристический. эпиграфический. В ходе поисков нами были обнаружены данные о рождении/крещении Н. С. Гумилёва (1886), М. М. Зощенко (1894), К. И. Чуковского (1882), А. А. Блока (1880), В. В. Набокова (1899), Д. С. Мережковского (1865), о бракосочетании/венчании Ф. М. Достоевского и А. Г. Сниткиной (1867), А. Л. Блока и А. А. Бекетовой (1879), о смерти/погребении Т. Г. Шевченко (1861), Ф. М. Достоевского (1881), И. А. Гончарова (1891), И. Ф. Анненского (1909), А. А. Дельвига (1831), А. Н. Майкова (1897), Н. А. Некрасова (1877/1878).
Философская мысль, 2017-3
Нилогов А.С. - Концепция «неявного знания» Макса Полани как предчувствие философии антиязыка c. 12-35

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.18684

Аннотация: Статья посвящена концепции личностного знания английского методолога Макса Полани (1891 - 1976), согласно которой любое знание, каким бы ни оперировал учёный, всегда носит индивидуальный отпечаток. Частным примером данной концепции выступает гипотеза о существовании неявного (имплицитного) знания, которое подразумевается в гносеологическом опыте через оперирование языком. Антиязыковое преломление гипотезы неявного знания составляет проблемную часть работы, в ходе которой удаётся наметить эвристические решения на нестандартном семиотическом и метасемиотическом материале. В статье были использованы такие методы, как: аналитический, антиязыковой, герменевтический, лингвистический, семиотический, синтетический, сравнительный, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что под концепцию имплицитного знания Полани подведена конкретная база антиязыковых данных, посредством которой данная концепция становится методологически достоверной. В свою очередь учёт лингвистических интуиций Полани позволил подтвердить ряд антиязыковых тез, иллюстрирующих сферу невыразимого как на языке, так и метаязыке науки.
Философия и культура, 2017-2
Нилогов А.С. - Философия языка/антиязыка Людвига Витгенштейна c. 81-96

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.16789

Аннотация: В статье рассматривается философия языка австрийского логика и философа Людвига Витгенштейна с позиции нового междисциплинарного знания – философии антиязыка. Предметом философии антиязыка является изучение оснований и пределов семиотической номинации на человеческом языке и зависимости познавательного процесса от антиязыка. На примере такого витгенштейновского понятия, как индивидуальный язык, показывается, что его полноценная концептуализация возможна только с точки зрения антиязыковой методологии, тогда как в рамках лингвистической философии и философии языка самого Витгенштейна данное понятие оказывается мертворождённым. В качестве дополнительной аргументации привлекается принцип онтологической относительности, выдвинутый американским логиком, математиком и философом У. Куайном. Параллельно обосновывается гипотеза ми́ровой относительности языка (в сравнении с гипотезой лингвистической относительности (мира) Сепира–Уорфа), которая исходит из тезиса о том, что бытийная/метафизическая/мировоззренческая (но, как правило, просто бытовая) картина мира человека также может обуславливать выбор соответствующего языка (для номинации и коммуникации). В статье используются такие методы, как герменевтический, историко-философский, лингвистический, эвристический, а также антиязыковой метод. Впервые в философский оборот вводятся такие постулаты, как постулат онтологической неконкурентоспособности (нетранспарентности, относительности) перед языком и постулат лингвистической неконкурентоспособности (нетранспарентности, относительности) перед бытием, благодаря которым проблемы узколингвистической философии удаётся поднять на уровень проблем философии языка и антиязыка. Для подтверждения антиязыкового статуса индивидуального языка Л. Витгенштейна вводится такой класс антислов, как «солипсизмологизмы».
Филология: научные исследования, 2017-2
Нилогов А.С., Борисов В.И. - Философия фантастики или фантастика философии? (беседа А. С. Нилогова с В. И. Борисовым) c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.2.19989

Аннотация: В беседе с абаканским библиографом, литературным критиком и переводчиком Владимиром Ивановичем Борисовым (род. 1951) обсуждается современное состояние российской фантастики. Наметив целую серию интервью с отечественными литераторами, публицистами и философами [1], мы решили критически оценить текущее интеллектуальное пространство России, чья текстоцентричность почти вышла из-под проницательного читательского контроля. На примере феномена российской фантастики нами рассмотрены проблемы футурологического забега человечества, искусственного интеллекта, научно-технического прогресса, философии фантастики. В беседе используются такие методы, как: аналитический, герменевтический, интервью, критический, литературоведческий, синтетический, сравнительный, философский, эвристический. По словам В. И. Борисова, сегодня отечественная фантастика переживает период перепроизводства текстов по таким двум направлениям, как "научное фэнтези" и "попаданчество". Подавляющее большинство подобных книг отличает низкий литературный уровень: примитивный язык, упрощённые психологические характеристики героев, отсутствие новых идей, стандартная фабула.
Genesis: исторические исследования, 2017-1
Нилогов А.С., Богданова И.И. - Родословная Елены Ивановны Шапошниковой-Рерих c. 118-132

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.17703

Аннотация: Данная статья является продолжением ранее опубликованных метрических материалов по родословной русского художника Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947) и его жены Елены Ивановны Шапошниковой-Рерих (1879 - 1955) [1]. Объектом исследования является родословная Е. И. Шапошниковой-Рерих, а предметом исследования - отцовская линия Шапошниковых-Папышевых-Варенцовых, которые были изучены на материале оцифрованных метрических книг Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Благодаря найденным метрикам была подтверждена гипотеза генеалога И. В. Сахарова о том, что девичьей фамилией Евдокии Николаевой Папышевой (ок. 1763 - 1818), прабабки Е. И. Рерих, является фамилия Варенцова. В статье использовались такие методы, как: аналитический, герменевтический, исторический (реконструкция), лингвистический, синтетический, текстологический, хронологический, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот рерихологии вводятся подлинные метрические записи о представителях рода Шапошниковых, Папышевых и Варенцовых, проживавших в Санкт-Петербурге в конце XVIII - начале XX веков: о рождении Екатерины Кузьминой Папышевой (1793), о смерти Ивана Афанасьева Шапошникова (1859) и о рождении его внучки Анны Ивановой Шапошниковой (1885 - ок. 1890).
Философская мысль, 2016-10
Нилогов А.С. - Библиотека философии антиязыка: понятие антиязыка в интерпретации Г. Вирта – А. Г. Дугина c. 50-62

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.10.1838

Аннотация: В статье рассматривается традиционалистская трактовка понятия «антиязык» в нордическом эзотеризме Германа Вирта и Александра Гельевича Дугина. В процессе критической деконструкции текста Вирта-Дугина удаётся определить не только дискриминационный характер концептов проповедуемого ими расового дуализма, но и с их помощью подвергнуть сомнению сам принцип лингвистической компетенции американского лингвиста Ноама Хомского, параллельно используя альтернативные интерпретации, в частности – философию антиязыка, изучающую основания и пределы семиотической номинации на языке и зависимость когнитивного процесса от антиязыка. В статье были использованы такие методы, как: аналитический, антиязыковой, герменевтический, деконструктивный, критический, лингвистический, синтетический, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что на примере виртовско-дугинского рас-понимания антиязыка ещё раз подтверждено по-хайдеггеровски фундированное онтологическое и онтическое различение сущности естественного человеческого языка, сводящееся к непотребительскому (окказиональному) и потребительскому (узусному) проявлению. Наряду с этим в философско-лингвистический оборот вводится "принцип лингвистической некомпетенции".
Litera, 2016-2
Нилогов А.С., Варава В.В. - Русская литература versus русская философия (беседа А. С. Нилогова и В. В. Варавы) c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.2.18943

Аннотация: Феномен русской классической литературы считается международно-признанным. Однако в последнее время даже внутри самой России он неоднократно ставился под вопрос, в том числе с учётом постоянно падающего интереса к чтению как таковому. Альтернативные взгляды на русскую классику постепенно проникают в отечественное литературоведение, тесня сложившиеся представления. Современная русская литература вряд ли уже может претендовать на «властительницу дум», как в старые добрые времена. Многочисленные духовные и интеллектуальные традиции теснят её по всем фронтам, предлагая взамен не менее содержательные практики. Одной из них выступает актуальная русская философия, два представителя которой решили обсудить литературную тему. В беседе используются такие методы, как: аналитический, герменевтический, интервью, критический, литературоведческий, синтетический, сравнительный, философский, эвристический. По словам В. В. Варавы, современная русская литература нуждается в новом экзистенциальном рывке, чтобы показать действенные альтернативы из духовного кризиса, охватившего страну. Однако, по мнению А. С. Нилогова, сегодня литература во всём мире как письменная форма словесности технологически замещается электронной формой - сетературой, существующей исключительно в интернете.
Философия и культура, 2016-1
Нилогов А.С. - Что такое философия антиязыка?

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.13443

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о необходимости обоснования такого нового раздела философии, как философия антиязыка. В ней поднимается проблема существования антиязыка как особой семиотической реальности, на поверхности которой существуют все естественные человеческие языки, номинируя только то в бытии, что поддаётся означаемо-означающему именованию. За пределами естественных человеческих языков – область непоименованного и неименуемого, составляющая содержание и методологию антиязыка. Антиязык понимается автором в качестве совокупности классов антислов, позволяющих номинировать различные сферы досемиотического. В статье используется метод анализа, синтеза, эвристические приёмы, метод словообразования. Проблематизация онтологического статуса слов, принимая во внимание действие принципа «изначального опоздания» в традиции метафизики присутствия/отсутствия, ставится главной задачей для решения в рамках антиязыковой методологии. В статье заявлена новая философская дисциплина – философия антиязыка, предметом которой является изучение оснований и пределов семиотической номинации на естественном человеческом языке и зависимости познавательного процесса от антиязыка. Несмотря на существование близкой к философии антиязыка – философии языка, автор считает, что в рамках последней невозможно решить весь комплекс номинативно-сигнификативных проблем, которые характерны как для актуальных философских задач, так и для насущных лингвистических затруднений. На примере трёх классов антислов (нумерологизмы, праформологизмы, генеалогизмы) показана сигнификативная неадекватность языка (в частности, русского языка) для работы с соответствующими референтами.
Филология: научные исследования, 2016-1
Нилогов А.С. - От антиязыковой методологии к антиязыковой генеалогии

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.17503

Аннотация: В статье на лингвогенеалогическом материале показано применение антиязыковой методологии. Объектом исследования является онтологический статус слова/антислова. Предметом исследования являются конкретные классы слов/антислов, такие как генетизмы и генеалогизмы, благодаря которым удаётся решить многие источниковедческие вопросы как классической документальной генеалогии, так и современной генетической генеалогии. Речь идёт о проблеме достоверного установления имён собственных тех наших предков, документальное подтверждение которых порой осложнено многими паралингвистическими факторами - например, плохой сохранностью первоисточников или их полным отсутствием. В статье используются такие методы, как генеалогический, герменевтический, исторический, источниковедческий, хронологический, этимологический, а также метод антиязыковой реконструкции. Исследование проиллюстрировано лингвистическими данными (антропонимами) из авторской родословной, насчитывающей более тысячи имён собственных предков и базирующейся на архивных первоисточниках из РГАДА, ГАПКа, ГАКО, ГАСО и отделов ЗАГС. Впервые в научный оборот вводятся такие классы слов/антислов, как генетизмы и генеалогизмы, а также их разновидности (подклассы слов/антислов).
Философская мысль, 2016-1
Нилогов А.С. - Критика лингвистического разума: от криптофилологии до философии антиязыка (беседа А. С. Нилогова с В. Н. Базылевым) c. 54-95

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.1.17728

Аннотация: Беседа с В. Н. Базылевым записана в рамках издательского проекта «Кто сегодня делает философию в России» и посвящена современным проблемам отечественной лингвистики и философии языка. Речь в ней идёт о работах В. Н. Базылева в таких лингвистических направлениях, как криптолингвистика (криптофилология) и сублогический анализ языка. Отдельное внимание в беседе уделяется взаимоотношению отечественного лингвистического и философского знания в начале XXI века. Проясняется русская традиция философии языка, продолжением которой может стать разрабатываемая А. С. Нилоговым философия антиязыка. Используется метод интервьюирования, а также такие методы, как герменевтический, лингвистический, проблемный метод, сравнительно-исторический, текстологический. Актуализированы приёмы криптофилологии, сублогического анализа языка и философии антиязыка. В. Н. Базылев одним из первых в отечественной филологии предлагает важную область исследования, занимающуюся собиранием, описанием, анализом и интерпретацией этногенетических нарративов, которые созданы в рамках духовно-практического знания. В рамках анализа криптофилологических текстов Базылеву удаётся объективно рассматривать языковедческое творчество т. н. лингвофриков, которых т. н. академическая лингвистика просто игнорирует.
Психология и Психотехника, 2015-11
Нилогов А.С. - Феномен телепатии с точки зрения философии антиязыка

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.11.17063

Аннотация: В статье рассматривается такой феномен человеческой психики, как телепатия. Под телепатией нами понимается мысленное общение между двумя коммуникантами без использования каких-либо опосредующих способов связи. Объектом исследования является телепатическая коммуникация, а предметом исследования – антиязыковой аспект такой коммуникации. Наряду с материалистической трактовкой телепатии применяется широкий (пара)психологический и философский подходы, которые дополняют технонаучный взгляд. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как виды телепатии, принцип «изначального опоздания», технологии чтения мыслей, нелживая коммуникация. В статье используются такие методы, как: антиязыковой, герменевтический, деконструктивистский, историко-философский, критический, лингвистический (семиотический), психологический, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что для изучения феномена телепатии автор применяет новый антиязыковой метод, благодаря которому удаётся проблематизировать телепатическую коммуникацию с позиции принципа «изначального опоздания». Намечено обоснование новых классов антислов, конкретизирующих семиотический материал той информации, которая может передаваться телепатическим путём.
Философия и культура, 2015-9
Нилогов А.С. - Философское, слишком философское

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.12785

Аннотация: В статье-рецензии на книгу доктора философских наук, профессора В. В. Варавы «Неведомый Бог философии» поднимается вечная проблема самоопределения философии, которая ставится с момента возникновения самой философии. В книге автор увязывает удивление по поводу факта существования как такового (онтологический аргумент) с поисками человеческого измерения философии (антропологический аргумент), ставя современную философскую антропологию в методологический тупик: возможно ли будущее человека без человекоразмерной философии, а философии без философоразмерных существ? В статье-рецензии применяется проблемный метод, историко-философский метод, метод анализа, метод синтеза, используется диалектический метод поиска противоречий. Тезис профессора В. В. Варавы о том, что ради необременённых поисков человеческого в человеке философия вынуждена пожертвовать истиной, чтобы отказаться и от сущностного определения человека, и от сущностного определения самой себя, нуждается в оперативной критике. В связи с чем возникает закономерный вопрос, о какой именно философии ведётся речь: об антропологической (человекоразмерной) философии (человек о философии), о философской антропологии (философия о человеке) или о философоразмерной философии (философия о философии)?
Психология и Психотехника, 2015-8
Нилогов А.С., Кутырёв В.А. - Восстание техноидов: психология и философия постчеловечества

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15763

Аннотация: Статья представляет собой беседу А.С.Нилогова с В.А.Кутырёвым по новой книге нижегородского философа "Последнее целование. Человек как традиция" (СПб.: "Алетейя", 2015). В ходе беседы были затронуты актуальные вопросы современной цивилизации, которая, с точки зрения Кутырёва, поставила себя на грань исчезновения путём стирания всех следов "человеческого, слишком человеческого". Несмотря на авторский алармизм, свою позицию Кутырёв обосновывает на многочисленных примерах из культуры и техники XXI века. Используется метод интервью, а также такие методы, как: герменевтический, историко-философский, критический, проблемный, психологический, философско-антропологический. Новизна исследований Кутырёва заключается в том, что они по сути обнажают всю подноготную (бессознательное) научно-технического прогресса, который завершает эпоху homo sapiens, открывая путь восстанию техноидов. Психологическая подоплёка философии сопротивления, отстаиваемой автором, состоит в том, что психологическое знание в будущем неминуемо будет подменено когнитивизмом, а телесный человек - киборгом.
Психология и Психотехника, 2015-6
Нилогов А.С. - Психология и философия антиязыка (на материале монографии И. А. Бесковой «Природа сновидений»)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15111

Аннотация: Объектом исследования является трёхуровневая структура человека, предложенная отечественным философом И. А. Бесковой в книге «Природа сновидений». Предметом исследования является репрезентация опыта сознания, подсознания и бессознательного, ранжированных с точки зрения гипотезы антропологической границы, и их концептуализация в соответствующих единицах информации. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как индивидуальная объективная реальность, индивидуальный язык, статус бытия-человеком, суггестия, сновидческий язык. Особое внимание уделяется изучению онтологического статуса языковых и антиязыковых единиц, представляющих чувственные каналы получения информации. Использованы следующие методы исследования: проблемный, аналогия, герменевтический, антиязыковой (выявление классов антислов), сравнение, синтез, анализ, концептуализация, реконструкция, интервьюирование. Новизна исследования заключается в том, что применена антиязыковая методология для вербализации информации от многих систем и подсистем человека (органы чувств) в виде специальных классов, кодирующих сигналы посредством антислов. Реконструированы антиязыковые аспекты и приложения у нескольких авторов, позволяющие достаточно обосновать новый философско-лингвистический метод.
Культура и искусство, 2015-6
Нилогов А.С., Соломоник А.Б. - Философия семиотических систем: от теории «общей семиотики» до философии языка/антиязыка (беседа А.С.Нилогова с А.Б.Соломоником)

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.16632

Аннотация: Беседа с А. Б. Соломоником записана в рамках издательского проекта "Кто сегодня делает философию в России" и посвящена философским аспектам семиотики, расширяющим лингвистический поворот в гуманитарных науках. Абрам Бенцианович Соломоник (род. 1927) – доктор педагогических наук, специалист в области преподавания иностранных языков, лексикограф, философ и создатель оригинальной «общей семиотики» (теории знаков, знаковых систем и семиотической реальности). В 1974 году уехал с семьёй в Израиль, где преподавал иврит репатриантам из разных стран. После 18 лет работы в Министерстве образования Израиля вышел на пенсию и занялся вопросами семиотики. Напечатал более десятка монографий и множество статей на русском и английском языках, посвящённых семиотической проблематике. Живёт в Иерусалиме. Профессор honoris causa и член Российской Академии Информатики (Москва). На русском языке изданы такие книги, как «Язык как знаковая система» (М., 1992), «Семиотика и лингвистика» (М., 1995), «Философия знаковых систем и язык» (Минск, 2002), «Позитивная семиотика» (Минск, 2004), «Парадигма семиотики» (Минск, 2006), «Синтаксис в знаковых системах» (Минск, 2007), «Очерк общей семиотики» (Минск, 2009), «Семиотика и теория познания» (М., 2012), "A Theory of General Semiotics" (Кембридж, 2015). В беседе используются такие методы, как семиотический, герменевтический, лингвистический, сравнительно-исторический, а также метод беседы/интервью. Ещё в начале прошлого столетия швейцарский лингвист Ф. де Соссюр заявил, что язык является системой знаков, а лингвистика должна быть поставлена в ряд всех прочих семиотических дисциплин, хотя она может считаться в этом ряду ведущей. С того времени не прекращаются дискуссии по поводу того, какое место среди иных знаковых систем принадлежит языку. Теория общей семиотики А. Б. Соломоника претендует на объяснение законов функционирования любых знаковых систем – от простейших (семафоров, например) до сложнейших (языковых, математических, музыкальных нотаций и пр.). Поэтому его подход к определению роли и значения языков в семиотической вселенной представляется важным; тем более что в череде бесконечных и постоянно выдвигающихся взглядов по данной проблематике ему отводится особая специфическая роль.
Исторический журнал: научные исследования, 2015-5
Нилогов А.С. - Генеалогия кунгурского рода Арчуговых

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.5.16771

Аннотация: Объектом исследования является родословная автора, в настоящее время насчитывающая более тысячи восстановленных имен прямых предков. Предметом исследования является род Арчуговых, который документально удалось проследить до середины XVII в. по Кайгородскому и Кунгурскому уездам Перми Великой. Автор рассматривает разные гипотезы об этимологии фамилии «Арчугов», отмечает пути расселения представителей рода Арчуговых по Уралу и Сибири, приводит краткую роспись собственных предков по линии Арчуговых, используя архивные первоисточники (РГАДА, ГАПК). В статье используются такие методы, как генеалогический, герменевтический, исторический, источниковедческий, хронологический, этимологический, а также метод антиязыковой реконструкции. Впервые так подробно описана пермская фамилия «Арчугов», происхождение которой относится к середине XVII в. В ходе генеалогического исследования удалось установить, что род Арчуговых разделился еще в конце XVII в., часть его осталась в Пермской губернии, а другая переселилась в Тобольскую губернию. В середине XX в. один из кунгурских представителей рода – наш дед Илья Васильевич Арчугов – породнился с сибирячкой Александрой Ивановной Труновой.
Genesis: исторические исследования, 2015-5
Нилогов А.С., Богданова И.И. - Откуда есть пошли Рерихи c. 383-400

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.17237

Аннотация: Данная статья посвящена решению вопроса о происхождении рода Рерихов, к которому принадлежал известный русский художник Николай Константинович Рерих (1874 - 1947). Объектом исследования является родословная Н. К. Рериха, а предметом исследования - его прямая мужская линия, которая была изучена на материале метрических книг Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что сам художник склонялся к происхождению от летописного новгородского князя Рюрика, найденные архивные документы позволили основательно опровергнуть эту варяжскую гипотезу. В статье использовались такие методы, как: аналитический, антиязыковой, исторический (реконструкция), лингвистический, синтетический, текстологический, хронологический, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот рерихологии вводятся подлинные метрические записи о представителях рода Рерихов, проживавших в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX веков. В качестве современного объективного метода исследования была предложена генетическая экспертиза для определения Y-гаплогруппы у того или иного мужского представителя рода Рерихов.
Психология и Психотехника, 2015-4
Нилогов А.С. - Сплю, следовательно, существую

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14845

Аннотация: Объектом исследования является проблема прояснения онтологического статуса состояния сна-сновидения. Предметом исследования является изучение сновидческого опыта с точки зрения антиязыковой методологии на примере нескольких классов антислов. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как речевой лунатизм, словообразование во время сновидения, гипнотическое словотворчество, воязыковление бессознательного, сновидческий язык, толкование сновидений, аутентичное и неаутентичное существование. Особое внимание уделяется изучению онтологического статуса языковых и антиязыковых единиц, репрезентирующих, помимо языка мысли, неосознаваемые каналы получения информации. Использованы следующие методы исследования: проблемный, аналогия, герменевтический, лингвистический (словообразовательный), антиязыковой (выявление классов антислов), синтез, анализ. Новизна исследования заключается в том, что проблема онтологического статуса человеческого существования, поднятая ещё Рене Декартом, получила новое развитие. Были предложены следующие кардинальные решения: аргумент «Фантазирую, следовательно, не существую», опровергающий когитальную философию, и аргумент «Сплю, следовательно, существую», углубляющий картезианскую философию с точки зрения антиязыковой методологии.
Филология: научные исследования, 2015-4
Нилогов А.С. - Методология дешифровки сквозь призму онтологического статуса слова/антислова

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.4.16908

Аннотация: В статье вновь ставится вопрос онтологического статуса слова, под которым понимается то, каким образом и в каком качестве бытийствует слово в естественном языке. Данная проблема рассматривается в перспективе методологического обоснования такой новой дисциплины на стыке лингвистики и философии, как философия антиязыка. В качестве примеров проблематизации онтологического статуса слов использованы дешифрованные лингвистические, а не языковые, единицы древних письменностей (древнеегипетские, шумерские и др.), которые получаются в результате специальных методов и приёмов по реконструкции понимания неизвестных текстов. В статье используются такие методы, как антиязыковой, герменевтический, криптофилологический, лингвистический, дешифровка, реконструкция, филологический, эвристический, этимологический. В результате проведённого исследования названия для дешифрованных языковых единиц были номинированы в качестве антислов, которые используются в обычном естественном языке, но неочевидным образом принадлежат области антиязыка. Конкретно были определены следующие родовые классы антислов: дешифрологизмы (для названий слов, дешифрованных гипотетическим образом, а также вообще все слова ныне мёртвых письменных языков) и недешифрологизмы (для названий слов мёртвых бесписьменных языков). Внутри класса дешифрологизмов были выделены следующие подклассы антислов: собственно дешифрологизмы (конвенциональные дешифрологизмы), криптодешифрологизмы и квазидешифрологизмы (псевдодешифрологизмы).
Философия и культура, 2015-3
Нилогов А.С., Неретина С.С. - Пути к универсалиям (беседа А. С. Нилогова с С. С. Неретиной в рамках проекта "Кто сегодня делает философию в России")

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.12992

Аннотация: Беседа с С. С. Неретиной записана в рамках издательского проекта «Кто сегодня делает философию в России» и посвящена современным трендам отечественной философской мысли. Речь в ней идёт о работах С.С. Неретиной, А. П. Огурцова и других российских философах, связанных темой позиционирования отечественной философской мысли, а также проблемой философской самоидентификации. С. С. Неретина считает, что одним из существенных определений мышления является его вероятностность, исчисление которой и составляет главную задачу современной философии. В беседе используются методы исторического анализа, помогающие выявить тенденции в осмыслении философии и её истории. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли. С. С. Неретина настаивает на том, что человек сам из себя рождает формы общения, не заданные традицией. Современные люди, вероятно, впервые проявили такого рода инициативу – образовать свой парламент – социальные сети, куда вхожи все, свою демократию, где у каждого есть голос. Эта скрыто-откровенная демократия и есть новая форма философии.
Филология: научные исследования, 2015-3
Нилогов А.С. - Онтологический статус слова/антислова

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.16615

Аннотация: В статье поднимается проблема онтологического статуса слова/антислова, под которым понимается то, каким образом и в каком качестве существует слово в естественном человеческом языке. Данная проблема рассматривается в перспективе методологического обоснования такой новой дисциплины на стыке лингвистики и философии, как философия антиязыка. Предметом философии антиязыка является изучение оснований и пределов семиотической номинации на человеческом языке и зависимости познавательного процесса от антиязыка. Лексикон антиязыка составляют классы антислов. В работе применяется антиязыковой метод, заключающийся в выявлении частично или полностью невоязыковляемых единиц, которые заносятся в соответствующие классы антислов. В качестве примеров проблематизации онтологического статуса слов использованы инвариантные языковые единицы, которые применяются в языкознании для обозначения неизменяющихся «лингвистических атомов» по отношению к изменяющимся вариантам. В результате проведённого исследования названия для инвариантных речевых и языковых единиц были номинированы в качестве антислов, которые отсутствуют в обычном естественном языке, но очевидным образом присутствуют в антиязыке. Конкретно были определены следующие классы антислов: инвариантологизмы (для названий абстрактных языковых единиц – например, фонем) и вариантологизмы (для названий абстрактных речевых единиц – например, аллофонов фонем).
Психология и Психотехника, 2015-1
Нилогов А.С. - Антиязык как ясновидение в бессловесной коммуникации Д. Г. Беннета

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.1.13737

Аннотация: В статье проблематизируется понятие "бессловесной коммуникации", которое рассматривается английским математиком, инженером и психологом Джоном Беннетом (1897 - 1974) в его книге "Трансформация". В качестве синонима для "бессловесной коммуникации" Беннет использует термин "анти-язык", которое концептуально близко развиваемой нами философской дисциплине - философии антиязыка. Антиязык мы определяем как совокупность классов антислов, которые представляют соответствующие регионы частично или полностью не поименованного бытия. Анализируя беннетовскую трактовку антиязыка, которая близка телепатии, невербальной коммуникации и ясновидению, мы показываем её сходства и отличия с нашим пониманием, иллюстрируя конкретными примерами - классами антислов. В статье используется метод анализа, синтеза, герменевтические приёмы, метод ассоциаций, а также междисциплинарные связи лингвистики, психологии и философии. Поскольку "бессловесная коммуникация" Беннета раскрывает лишь один из аспектов антиязыковой философии, постольку она не может быть отождествлена с антиязыком как таковым. Поэтому в статье предложены новые подходы к изучению внутреннего мира человека, который раскрывается в феноменах телепатии, невербальной коммуникации и антиязыка.
Философия и культура, 2014-7
Нилогов А.С. - Этос философии науки (беседа А. С. Нилогова с А. П. Огурцовым в рамках проекта "Кто сегодня делает философию в России")

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12308

Аннотация: Беседа с А. П. Огурцовым записана в рамках издательского проекта "Кто сегодня делает философию в России" и посвящена современным трендам отечественной философской мысли. Речь в ней идёт о работах А. П. Огурцова, С. С. Неретиной и других философах, связанных темой философского влияния на властные элиты. А. П. Огурцов отстаивает оригинальную позицию этоса такой дисциплины, как философия науки. Одну из грандиозных задач при исследовании истории философии А. П. Огурцов видит в контексте той или иной культуры – агорной, патронажной, университетской, академической, где сотрудники освобождены от функции преподавания и сосредоточены исключительно на научно-исследовательской работе. В беседе используются методы исторического анализа, помогающие выявить тенденции в осмыслении философии и методологии науки. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли. Данный текст является последним интервью, записанным незадолго до кончины А. П. Огурцова. В беседе он предлагает набросок методологии для науки будущего, проводит разграничение «философии» и «философоведения», настаивая на том, что история философии не сводится только к архиву, а проблематизируется теоретической философией путём выдвижения новых категориальных средств.
Философия и культура, 2014-6
Нилогов А.С. - Фигура Ф. Ф. Куклярского в русской философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.9781

Аннотация: В статье исследуется жизнь и творчество малоизвестного русского философа-ницшеанца "серебряного века" - Фёдора Фёдоровича Куклярского (1888 - 1923). Куклярский занимался проблемами истории философии и культуры, отстаивая пессимистическую позицию в отношении будущего развития мировой культуры. В работах, посвящённых культуре, разработал концепцию кризиса культуры. Куклярский разделял леонтьевское предсказание близости гибели Европы под тяжестью культурных сокровищ и создания самобытности русского культурного типа. Автор следующих опубликованных работ: «Философия индивидуализма» (СПб., 1910), «Последнее слово. К философии современного религиозного бунтарства» (СПб., 1911), «Осуждённый мир. Философия человекоборческой природы» (СПб., 1912), «Философия культуры. Идеалы человеческой культуры в свете трагического миропонимания» (Петроград, 1917), «Критика творческого познания (Обоснование антиномизма)» (Чита, 1923). Впервые в историографии русской философии приведены уточнённые и обновлённые биографические сведения о Ф.Ф.Куклярском, чья трагическая судьба повлияла на то, что имя философа в течение многих десятилетий было подвергнуто забвению.
Филология: научные исследования, 2013-3
Нилогов А.С. - Антиязыковая номинация больших чисел (В начале было Число, и Число было у Бога, и Число было Бог)

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.9645

Аннотация: В статье анализируется проблема номинации больших чисел, которая находит решение через обоснование такого нового философского направления, как философия антиязыка. Проблема номинации больших чисел является вызовом как для математики (теория чисел), так и для лингвистики (деривация). Несмотря на то, что между символьной и словесной номинациями существует определённая дискриминация, проблема исчерпания записи в символьной форме в любом случае упирается в фундаментальность предела любой из возможных (словесная или символьно-цифровая) номинаций. Проблема образования названий для больших чисел решается в таком разделе философии, как философия антиязыка, предметом которого является изучение пределов семиотической номинации на естественном человеческом языке и зависимости познавательного процесса от антиязыка. Большинство названий для больших чисел представляют собой антислова, которые содержатся в антиязыке. Такие антислова составляют класс антислов, носящих название нумерологизмов. В качестве нумерологизмов они пребывают до своего языкового воплощения, причём речь идёт не только о номинации чисел, например, в соответствии с так называемой краткой шкалой, где новое название для числа образуется после прибавления к степени 3 нулей (которые с морфологической точки зрения в русском языке являются числительными, склоняющимися по падежам и числам), но и о назывном (словесном) перечислении всех чисел в диапазоне между такими степенями, которые с морфологической точки зрения в русском языке являются составными определённо-количественными числительными, склоняющимися по падежам. Кроме этого, в статье рассматриваются такие разновидности нумерологизмов, как «праймонумерологизмы» и «трансцендентные нумерологизмы». Благодаря решению проблемы номинации больших чисел в современном русском языке удаётся: 1) уточнить одно из правил написания порядковых числительных, а именно тех из них, которые оканчиваются на постфикс «-ллион»; 2) заострить проблему правописания сложных прилагательных, в которых вместо основы «-летний» могут использоваться основы «-килограммовый», «-миллиметровый», «-миллисекундный» и т. п.; 3) решить ряд других деривационных проблем, связанных с образованием названий для больших числительных.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.