по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Жерносенко Ирина Александровна
Философия и культура, 2024-1
Жерносенко И.А., Лун Ц. - Древняя китайская философия и формирование современного китайского фортепианного искусства c. 64-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.69356

Аннотация: В статье рассматривается влияние древнекитайских философских концепций на становление современного фортепианного искусства в Китае. В основе древней китайской материалистической философии лежат такие учения, как У-син и Инь-Ян, Великий Предел (тайцзи), восемь триграмм и другие. С течением времени и стремительным развитием науки данные философские концепции не только не утратили значения, но и оказали мощное влияние на становление современного китайского фортепианного творчества, глубоко повлияли на форму и культурную коннотацию китайской музыки, а также стали теоретической основой для работ многих современных композиторов. Представленная композитором Чжао Сяошэном философско-эстетическая система тайцзи, интегрированная в современную систему фортепианной композиции, положила начало революции в сфере фортепианного искусства, объединив в себе теоретические основы традиционной китайской философии и принципы современных методов композиции. Основу методологии исследования составляют философско-культурологический анализ, музыковедческий анализ, семантический анализ. Особый интерес представляет сравнительный анализ музыкально-философской «системы композиции тайцзи» Чжао Сяошена, додекафонии А. Шёнберга и сет-теории М. Бэббита и А. Форта, которые китайский композитор считает источниками своего творчества. Новизна исследования заключается в том, что предложена корреляция между ключевыми категориями древней китайской философии с современными экспериментами в области музыкальной выразительности. Авторам удалось продемонстрировать высокую степень влияния китайской философии на музыку, наглядно показать, что в основе традиционной китайской музыки с древнейших времен были закодированы базовые постулаты древнекитайской философии, а в ХХ веке они были положены в основу современной китайской теории композиции, сыграв при этом колоссальную роль в выявлении единых основ современной композиции Запада и Востока, при сохранении локальных особенностей образной сферы данных культур. Возникновение и формирование философско-теоретической системы музыкальной композиции, в основе которой лежат концепты классической китайской философии, органично преломляющиеся в новейших достижениях композиции западной музыки, подчеркивает онтологическую значимость данных концептов как для восточной, так и для западной культуры. А создание соответствующих музыкальных произведений, несомненно, приводит к позитивным тенденциям в развитии современной китайской музыки и классической китайской философии.
Философия и культура, 2023-12
Жерносенко И.А., Лун Ц. - Эволюция онтологии древнекитайской музыки c. 91-102

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.12.69136

Аннотация: Предметом исследования являются онтологические идеи древнекитайской музыки в контексте становления философских школ Древнего Китая, что позволяет выявить ряд философских категорий, лежащих в основе традиционной китайской музыки, и наметить различные подходы к её пониманию и интерпретации. Авторы подробно рассматривают динамику становления музыкальной культуры в Древнем Китае через призму трех философских традиций: конфуцианства, даосизма и буддизма. Большинство китайских исследователей в области музыкальной эстетики сосредотачиваются на музыкальном искусстве, его произведениях и изучении их эстетических аспектов, опираясь на академический опыт. Редко уделяется должное внимание философскому значению категорий, о которых писали мыслители прошлого при анализе законов существования Вселенной и роли музыки в них. Современная музыкальная критика часто сводится к исследованию музыкальной эстетики, минуя глубинные философские ценности. Восстановление и переосмысление этих ценностей в контексте философско-культурологического анализа древнекитайской музыки является ключевым для данной работы, что позволяет углубить понимание специфики древнекитайской культуры и её музыкального наследия. Новизна работы заключается в осуществлении корреляции генезиса музыкальной онтологии Древнего Китая с динамикой становления философских школ конфуцианства, даосизма и буддизма, их расцвета или падения в зависимости от историко-культурной ситуации. Музыкальная философия в Китае до сих пор не стала самостоятельной дисциплиной, поэтому представленная работа вносит существенный вклад в область музыкальной онтологии. В ходе исследования авторами были эксплицированы три основных аспекта, являющиеся базовыми для онтологии древнекитайской музыки: Природа музыки имеет своим источником три категории: Дао, воздух и звук, существующие как в естественном состоянии в природе, так и воплощенные в музыкальном строе и музыкальных инструментах; Звук и ритм, являющиеся сутью любого музыкального произведения, организуют звучащее пространство в соответствии с космическим порядком; Метафизическая природа музыки обосновывается базовыми положениями философии даосизма и теории чисел.
Философия и культура, 2021-11
Жерносенко И.А. - Культура как ключевой фактор становления ноосферогенеза c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.37048

Аннотация: Предметом статьи является обоснование фундаментальной связи культуры с насущной современной проблемой поиска вектора позитивного социального развития. Объектом исследования является концепция ноосферного развития как одна из реально продуктивных футурологических стратегий, дающая адекватные ответы на вызовы современности. Отталкиваясь от единой природы сферы ноуменов, независимо от способов познания бытия (наука, религия, искусство), и интегрируя концептуальные основания теорий ноосферы и пневматосферы, автор доказывает, что явления культуры способны выполнять функции аттрактора социального развития как носители научных идей, аксиологических и эстетических ценностей, стремлений к духовным идеалам. А также еще не воплощенные артефакты, но пребывающие в виде идей, уже оказывают влияние на будущее. Ноосферная стратегия общественного развития, в свою очередь, требует разработки новых образовательных подходов. В работе автором уделяется особое внимание обоснованию культуротворческой образовательной модели как действенной методологии в деле подготовки «человека будущего».        В ходе анализа работ основоположников теории ноосферы и учения о пневматосфере, а также их современных последователей, автор приходит к выводу о естественной интеграции концептов В.И. Вернадского и П.А. Флоренского в современной концепции ноосферогенеза, т.к. и научные, и художественные, и социальные идеи имеют единую (информационную природу). Основные выводы проведенного исследования позволяют эксплицировать культурологическую составляющую концепции ноосферогенеза и обосновать эффективность культуротворческой образовательной модели, способствующей формированию ноосферного типа сознания у подрастающего поколения. Особым вкладом автора в исследовании названной проблемы является представление модели культуротворческой школы, апробированной на общеобразовательных школах Алтая, но имеющей высокий эвристический потенциал также для гуманитарных и художественных вузов.
Философия и культура, 2011-5
Жерносенко И.А. - СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ МИФОЛОГЕМЫ ГРИФОНА В ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация: В работе рассматривается один из спорных, семантически неоднозначных образов древ-ней культуры Алтая – образ грифона, идейно и магически пронизывающий, практически, всю систему артефактов скифского мира. В ходе исследования автор приходит к выводу, что мифологема грифона не просто является атрибутом одной из областей мифологической Вселенной (верхний или нижний миры, как это определяют разные исследователи), но играет роль культурной константы, маркирующей пограничные состояния и моменты «перехода» как в социальном, так и в сакральном смыслах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.