по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Егорова Ирина Владимировна
Филология: научные исследования, 2015-3
Егорова И.В. - Героика и страх как модусы человеческого существования: ранние произведения Э. Юнгера

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.17249

Аннотация: Творчество Эрнста Юнгера (I895-I978) как философствующего писателя в нашей стране известно мало. Что касается родины этого художника, то идеи, мысли, явные и неявные предсказания мастера слова вызывали большой интерес у общественности в довоенной и нынешней Германии. В свой творческий путь Э. Юнгер отправился в начале 20-х гг. XX в. Это было время экспериментов в социальной сфере, в области искусств, литературы, философии. Это был период бурного научно-технического, индустриального развития, попыток стремительного завоевания природы. Вместе с тем человек, уже примеривающий к себе мантию властелина мира, вдруг обнаруживал, что в действительности он оказался на обочине прокладываемого мировыми силами пути, что мир в своём собственном развитии далеко не всегда подчиняется человеку. В статье использованы подходы философской антропологии, которая обращена к анализу модусов человеческого существования. Это позволяет автору сопоставить героику с экзистенциальным опытом человеческого страха. Э. Юнгер – весьма продуктивный и значимый философ. Его творчество плохо изучено, поскольку он после второй мировой войны считался по праву реакционным мыслителем. В 1920 г. появилась его книга «В стальных грозах», вторая книга «Борьба как внутреннее переживание», изданная в 1922 г., описывает войну в более широком масштабе, Юнгер также пишет роман «Буря». В 1925 г. уходит в отставку, в 1926 г. оставляет учёбу в университете, в 1927 г. переезжает в Берлин, где завязывает контакты с консервативно-революционным движением. Пишет статью для национал-социалистической газеты «Völkischer Beobachter» («Народный обозреватель») под названием «Revolution und Idee» («Революция и идея»), в которой проповедует революционный национализм и необходимость диктатуры. Также публикуется в «Штандартах», «Арминии», «Наступлении». Сотрудничает с Фридрихом Хильшером, Эрнстом Никишем. Наряду с созданием множества политических очерков для различных журналов, Юнгер привнёс большой элемент политики в свои книги о войне. Третье издание «Стальных гроз» было выполнено в стиле радикального национализма, а в книгах «Лесок 125» («Das Wäldchen 125») и «Огонь и кровь» («Feuer und Blut») военный опыт ставится на службу радикальному революционному техницистскому национализму, осмысленному в рамках тоталитарной структуры. Большой очерк «Рабочий» («Der Arbeiter», 1932) является кульминацией тоталитарных взглядов этого периода жизни, однако, к тому же времени Юнгер начинает разочаровываться в политике.
Психология и Психотехника, 2014-12
Егорова И.В. - Упрощённое понимание человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13625

Аннотация: Автор статьи размышляет о том, что многие научные открытия, которые сделаны за последние десятилетия, не получили пока основательной философской проработки. В результате во многих науках о человеке укоренился редукционизм. Так называется мировоззренческая установка, согласно которой сложные процессы сводятся к простым. Например, в биологии, которая занимается постижением человеческой природы, нередко специфика частности распространяется на целое. В результате возникает упрощенное понимание человека. Автор обращается к анализу проблемы редукционизма на материале, в основном, биологии. Сегодня биология, анатомия и физиология дали человечеству огромный эмпирический материал, позволяющий судить о том, как функционирует человеческое тело. В статье используются методы философской антропологии, позволяющие показать, что человек является и животным, и не животным. Поэтому простое перенесение фактов, относящихся к природному царству, не позволяет понять специфику человека как особого рода сущего. Новизна статьи состоит в том, что автор предлагает еще раз вернуться к феномену редукционизма. В свое время философы показали недостаточность такого метода для понимания сущности разного рода явлений. Однако за последние десятилетия эта методологическая установка вновь обрела распространенность. Особенно нетерпим редукционизм в сфере философской антропологии, поскольку он создает неполную и неточную картину «специфически человеческого».
Психолог, 2013-7
Егорова И.В. - Воля к власти c. 19-40

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10478

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена, который Ф. Ницше назвал волей к власти. Можно характеризовать данную потребность человека особым антропологическим свойством. Социальные мыслители не смогли сослаться на такое общество, где нет очевидной тяги людей к доминированию. В любом социуме нужен лидер, вожак, который способен повести людей за собой. «Воля к власти», следовательно, основополагающая черта социальной жизни. Ф. Ницше склонен героизировать эту склонность людей. Именно в этих исторических персонажах проявляется мощь жизни. Он называет таких политиков, как Цезарь, Макиавелли, Борджиа. К ним примыкает у него римское, арабское, германское, японское дворянство, не говоря уже о гомеровских героях и скандинавских викингах. В качестве метода исследования использован исторический подход, что позволяет проследить феноменологию власти на обширном историческом пространстве. Проводится также экспертиза разных исторических примеров. Новизна подхода связана с тем, что воля к власти трактуется не только как общественная потребность, но и как особый феномен зачарованностью властью. Все люди одержимы стремлением к власти. Но не все способны реализовать данную потребность. Поэтому у многих воля к власти проявляется вяло, пассивно, подспудно. После Ницше данный феномен нередко трактуется в невротическом варианте, как властомания. Можно сегодня говорить даже о психопатологии власти. У политиков нередко обнаруживается убеждение, что они хозяева жизни, что люди принадлежат им как крепостные. Власть – это такое искушение, от которого не могут отказаться те, что уже вкусил ее сладость.
Педагогика и просвещение, 2013-2
Егорова И.В. - Ханна Арендт о массовой культуре

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9596

Аннотация: Ханна Арендт (1906-1975) – немецко-американский философ и политолог, политический мыслитель. Она всерьез намеревалась разработать систематическую феноменологию и аналитику политического. При этом Арендт опиралась на такие базовые понятия философии политики, как власть, свобода, насилие, революция, социальный вопрос. Она стремилась выстроить неметафизическую, посюстороннюю онтологию, которая обусловливала бы пространство для человеческой свободы, а не делала бы его заложником причинно-следственных связей. Основные мотивы ее философии – свобода и гуманизм. Свобода для нее не только фундаментальная характеристика человеческого существования, но и основной критерий оценки социального и духовного прогресса. Она показывает противоречивость общественного развития. Идеи Х. Арендт о социальной активности и тоталитаризме сыграли важную роль в формировании современной политологии. Ее публицистическая и культурно-политическая активность получили высокую оценку широких кругов общественности. В статье речь идет о том, как Х. Арендт толковала феномен массового общества. Ее культурфилософские размышления не получили еще достаточного освещения в отечественной философской литературе.
Педагогика и просвещение, 2013-1
Егорова И.В. - Качество образования как проблема

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7882

Аннотация: Вопрос о качестве образования был особенно остро поставлен в эпоху Просвещения. Значимость распространения компьютеров можно только сравнить с изобретением печатного станка в XV в., или даже созданием письменности. Развитие ментальных навыков – важная задача обучения. В ходе обучения не только предлагается знание. Важно также на материале, предлагаемом обучаемом, развить ментальные навыки, научить его думать, анализировать, обобщать. Знание и понимание не одно и то же. Можно знать, но не понимать всей глубины мысли, ее оттенков, ее сложности. На основе понимания рождается практический навык.
Педагогика и просвещение, 2012-4
Егорова И.В. - За что мы страдаем?
Аннотация: в статье автор говорит об утрате в современном обществе нравственных и религиозных ценностей, о влиянии христианства на нравственную природу человеку. Объясняет смысл человеческих страданий с религиозной точки зрения. Рассматривает вопросы взаимоотношения Церкви и государства.
Педагогика и просвещение, 2012-1
Егорова И.В. - ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье показано, что образование немыслимо без воспитания. А это рождает запрос на значительных людей. Что такое личность? Кого мы можем назвать личностью? Что нужно сделать, что образование обеспечивало личностный рост. Ответы на эти вопросы составляют содержание статьи.
Психология и Психотехника, 2011-9
Егорова И.В. - АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС
Аннотация: Одним из значительных явлений современной философии и психологии является антропологический ренессанс. Общие признаки этого процесса очевидны: они проявляются в обостренном интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентрических по своему характеру вариантов исследовательской мысли, в выработке новых путей философского постижения человека.
Педагогика и просвещение, 2011-4
Егорова И.В. - В. Гумбольдт о философском образе человека
Аннотация: В статье рассматривается лингвистическая концепция В. Гумбольдта и ее связь с философским постижением человека. Немецкий ученый отстаивает идеал разносторонней личности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.