по
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Условия публикации
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Субботский Евгений Васильевич
Психология и Психотехника, 2020-1
Чеснокова О.Б., Субботский Е.В., Мартиросова Ю.В. - Игровой тест по определению уровня развития социального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте (ИТСИ) c. 90-106

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.32251

Аннотация: Необходимость в социальном интеллекте возникает тогда, когда имеется конфликт интересов и для успешного взаимодействия требуется нахождение обходного пути достижения цели. Осознание того, что на пути достижения цели есть препятствия побуждает человека искать не стандартные способы решения коммуникативной задачи. Предложена матрица нового теста на социальный интеллект (ИТСИ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Преимущество данного теста перед традиционно используемыми методами опросников по картинкам в том, что он не требует от детей развитой символической функции. В качестве прототипа моделируемой коммуникативной ситуации использовалась ситуация, в которой есть неопределенность в условиях достижения цели, конфликт интересов персонажей и более чем одна возможность нахождения обходного пути достижения желаемого результата. Этим требованиям отвечала ситуация попытки ограбления машины с грузом для банка преступником, которому удается подслушать разговор водителя с диспетчером, чтобы выяснить, на какой из двух одновременно проходящих машин перевозятся деньги. Водитель должен сообщать информацию диспетчеру таким образом, чтобы понял диспетчер, но не понял преступник. В отличие от ранее разработанных методов оценки социального интеллекта, ИТСИ основан на реальной игровой ситуации, понимание которой доступно детям 6-12 лет. Данная игровая ситуация позволяет детально оценить социальный интеллект детей, вовлеченных в увлекательную игру по выбору оптимальной стратегии поведения в положении, когда необходимо сообщить информацию партнеру, одновременно делая данную информацию недоступной для других людей, и избегая при этом применение прямого обмана.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2020-1
Chesnokova O.B., Subbotsky E., Martirosova Y.V. - PTSI: Testing children's social intelligence through play c. 36-49

DOI:
10.25136/1339-3057.2020.1.32281

Abstract:  This article presents the play-based test on social intelligence (PTSI) in preschool and elementary school children. The advantage of this method over traditionally employed methods is that it does not rely on the mature symbolic function. Preschool and elementary school children find it difficult to adequately react to questionnaires that require interpretation of pictures. In contrast, PTSI employs a simple play situation, easily accessible to 6-12 years old children. This situation allows a sensitive assessment of degrees of social intelligence in children while engaging them individually in an exciting play. The situation requires the participant to find the best strategy for solving a problem, report information to a partner, while making this information inaccessible to strangers and avoiding direct deception at the same time. Complemented by an external assessment of social intelligence, this test can be a useful diagnostic tool for determining strengths and weaknesses in children’s resolution of interpersonal problematic situations, including conflict of interests. 
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2018-1
Subbotsky E. - Art as the window into the supernatural c. 21-35

DOI:
10.25136/1339-3057.2018.1.20774

Abstract: This article analyzes the artworks by the founder of “metaphysical realism”, Italian artist Giorgio de Chirico, and the Belgian surrealist artist Rene Magritte in the context of paleoanthropological studies of the origin of art and psychological studies on magical thinking. These studies suggest that art originated from the belief of early humans in that next to the ordinary earthly world there exists a magical supernatural world, in which dwell the souls of the dead people and animals. In order to visualize and represent this magical world, humans created special objects – drawings, sculpture, architecture, and abstract signs and symbols. In the course of history, the belief in the magical world was replaced by official monotheistic religions, and in many modern individuals – by the belief in science. The sense of the magical was transformed into the sense of the aesthetical, and the means of visualizing the supernatural in the form of rock paintings and figurines carved from bone and stone – into modern art. Yet recent studies on magical thinking have shown that in modern urban inhabitants the belief in magic did not cease to exist, but descended into the subconscious. Although our conscious mind denies the existence of magic, our subconscious mind still believes in that beyond the known world lies the invisible world of the supernatural. It is the laws of magic, and not laws of science that rule this invisible world. De Chirico’s and Magritte’s paintings are the “wormholes” that give modern rational people access to their hidden belief in the world of the supernatural, the existence of which is denied by the modern science.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2017-4
Subbotsky E. - Miracles in Law: Magical Underpinning of Physical Universe c. 22-40

DOI:
10.25136/1339-3057.2017.4.20949

Abstract: The paper analyses a psychological phenomenon, which indicates that certain structures of magical thinking, such as “participation” and “mind over matter”, leaked into the concepts of modern physics and cosmology. Recent psychological experiments have shown that modern rational adults subconsciously believe in the supernatural. At the same time, philosophical and psychological studies have found that there exists a deeply rooted link between magical and scientific types of thinking. Magical thinking operates at the level of the subconscious through symbolic images, where it generates draft “theories in the making”; scientific thinking filters these draft theories and selects those, which are in concord with “objective reality”. Criteria used for this selection are empirical verification via experiments and compliance of a theory with the general context of available knowledge. As physical science stepped over from the observable world into the micro- and mega-worlds, empirical verification of certain theoretical ideas through experiments became impossible. There remaining criterion - compliance with the general context of knowledge - is a lot “softer”, than empirical verification. This “softening” of the borderline between magical and scientific thinking resulted in that a subconscious belief of modern people in the supernatural filtered through into the very “heart” of physics – its theories about the origin and structure of the universe.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2017-3
Subbotsky E. - The pull of eternity: hope for Immortality as a belief in supernatural c. 41-61

DOI:
10.25136/1339-3057.2017.3.21222

Abstract: This article examines the psychological phenomenon of the hope for immortality of an individual consciousness (soul) of a person and humanity in the context of the most recent experimental research of magical thinking. The universe exists million times longer than humanity, thus it irrelevant to make any forecasts with regards to the fate of humanity, Earth, and universe outside the boundaries of several millennia. Then why do the renowned scholars or even research organizations examine the questions that seemingly do not carry practical sense, such as the future of Earth and universe thousands and billons years from now, study of objects that exists in hundreds of millions light years from our galaxy, fate of humanity over the cosmic time intervals of million years? Possible answer lies in the contemporary research of magical thinking and psychology. These studies demonstrated that the belief in supernatural is common not only to children and superstitious people, but also the majority of educated adults who consider themselves as non-believers in magic or god. This implicit belief feeds our hope for immortality of a person’s mind. The scientific novelty consists in the following: (1) For the first time the phenomenon of hope for immortality of human soul is discussed in the context of recent experimental studies on magical  thinking; (2) the forms, in which the hope for immortality is endued in science, quasi-scientific literature and philosophy, are being analyzed; (3) the article is first to examine the problems of human individual consciousness in the context of recent memory theories. The author concludes that despite the incommensurability of time scales of existence of the universe and humanity, the extensive financial resources are spent on the research of problems associated with the origin of the universe, future of Earth and humanity in millions and billions years from now, and objects that are situated on the edge of the observable universe. Psychological studies of recent decades demonstrated a modern educated individual, while consciously denying faith in magic or in god, subconsciously maintains the belief in supernatural. The data from particle physics and cosmology supports an ancient hypothesis of the unbreakable link between the universe and human consciousness, but does not guarantee the immortality of consciousness. Despite the lack of reliable evidence, the subconscious faith of a modern individual does exist, as well as originates the phenomenon of hope for immortality of consciousness of human and humanity.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2017-2
Subbotsky E. - Games with the Supernatural: Magical Reality in the Everyday Life c. 38-55

DOI:
10.25136/1339-3057.2017.2.22892

Abstract: The paper discusses the following issues: What is magical reality? What domains of modern life does magical reality penetrate? Why is magical reality important for many people today? What psychological consequences does the engagement with magical reality entail? In ancient times and in the Middle Ages people’s access to magical reality was controlled by religion or practices alternative to religion – witchcraft, astrology and alchemy. In the time of Renaissance art and literature joined forces with religion. In the XIX and XX centuries new ways of contacting magical reality emerged – cinema, the spiritualist movement and parapsychology. Finally, in the end of the XX and in the beginning of the XXI centuries there appeared interactive computer games and the internet. Psychological studies have shown that in modern people the belief in magical reality didn’t vanish, but descended into subconscious. This hidden belief permeates many domains of modern life – economics, politics, medicine, morality, education, entertainment and theories of modern physics and astronomy. Why do children become addicted to computer games? Why do rational people, when faced with choices in economics, often follow the laws of magic rather than common logic? How does it come about that educated people follow political ideas which contradict the people’s own interests? Why does the placebo effect exist? Where do suicidal terrorists take their courage to commit actions of self-destruction? How is it possible that some people go for moral choices and sacrifice their private interests even when there is no surveillance? Why do some scientists call the work of the brain magical? How was it possible that the whole universe once filled the volume smaller than a grain of sand? Answers to these and other questions are hidden in the subconscious belief of modern people in the supernatural. The rapid advance of interactive electronic devices makes the imaginary world of the supernatural more accessible, and the effect of this magical world on a variety of domains of the modern life grows.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2017-1
Subbotsky E. - Consciousness as a Look into the Supernatural c. 55-74

DOI:
10.7256/1339-3057.2017.1.21374

Abstract: The hypothesis is analysed according to which consciousness is the ability to simultaneously live in two types of reality: perceived everyday reality and invisible magical reality. At some point around 100 thousands years ago, humans became aware of the inevitability of personal death and developed the idea of afterlife – the reality in which spirits of dead ancestors dwell. They also discovered that the spirits have unusual properties: they are invisible, immortal, can read people’s minds and feed on smoke from burning sacrificed animals. Due to these discoveries humans became able to look at their everyday world from another perspective and were surprised that their world was designed very differently from the world of ancestral spirits. That was the moment when consciousness as we know it was born: the ability to view the everyday reality “out of the box”, from the perspective of gods. This ability of reflection gave rise to new forms of behaviour: Executively controlled action and moral behaviour. Around 30 thousand years ago people developed the way to tangibly represent the invisible world of spirits through signs and symbols, such as cave paintings or figurines made from stone and bone. At the same time, or shortly afterwards, people started using symbolic means for utilitarian purposes, for example, for memorising the number of killed animals or manufactured items of clothes. Eventually, symbolic reality gives birth to written language and mathematics. But the emergence of consciousness, along with achievements, also created psychological problems. The main of these problems was keeping everyday and magical realities apart. In order to make this possible, humans developed a new psychological mechanism: the “effort of realities distinguishing” (ERD).” It took millennia for the ERD to achieve the level of perfection it has in modern humans. Like the heartbeat, the ERD in modern humans is automatized and subconscious. Disturbances of the RDE reveal themselves in such forms as hallucinations or religious radicalism. Recent psychological studies showed that the early humans’ belief in the supernatural lives on in the subconscious of modern rational people.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2016-4
Subbotsky E. - Religion and belief in the supernatural c. 24-43

DOI:
10.7256/1339-3057.2016.4.21498

Abstract: This article examines the following questions: why do people believe in God if there is no proof; is it possible to live without faith; where is the correlation between religious faith, belief in science, and belief in magic in the consciousness of modern people. The conclusion is made that the belief in the supernatural world occurs as a result of emergence of the cognitive abilities in primeval human (such as powerful imagination) and deep grieving over the death of a congener. The souls of the ancestors, who populated the mystical world, became the first gods. Religion has gradually separated from magic, but retained its connection to magic trough belief in the supernatural. The psychological experiments of the recent decades demonstrated that despite the joint efforts of the official religion and science to uproot the belief in magic from modern Western society, the belief in the supernatural remained on the subconscious level. Presence of phenomena that cannot be explained by science confirms that belief in the supernatural is not strictly atavistic remnants of the human psychology of past historical eras, but has certain empirical foundation. The scientific novelty of this research consists in the following: religious belief is examined in the context of modern experimental research of magic though for the first time; a new claim is made on the agreement between science and official religion in the fight against magic. Among the main conclusions are the following: religion historically and psychologically emanates from earlier human belief in magic; having separated from magic, religion begins to view magic as an adversary in the struggle from human conscience; religion becomes antagonistic towards magic and views it as manifestation of dark forces.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2016-3
Subbotsky E. - The Barrier for Robots. Subjective Experience as a Magical Phenomenon c. 44-63

DOI:
10.7256/1339-3057.2016.3.21104

Abstract: The paper discusses problems that arise regarding the relationships between the brain and subjective experience. Can robots create in humans a full-scale illusion of subjective experience? Can a person tell the difference between simulated consciousness and authentic subjective experience? What is better: to enjoy life in the world of illusions, or to live the life of hardships in the world of true reality? The analysis has shown that even if the computer technologies in the future became incommensurably more powerful than the technologies of today, we can’t expect that people with the help of computers, not to mention computers in their own right, would be able to create an authentic copy of human subjective experiences. The reason is that subjective experience is a magical phenomenon. This phenomenon is not determined by physical causes, cannot be logically deduced from more general premises, and therefore, cannot be simulated on a full-scale. The altered states of consciousness such as hallucinations or virtual reality are imitations and not authentic subjective experiences. A person immersed in these altered states of the mind is aware, during the altered states of shortly after, that they are nothing but illusions. Neuroscience and cybernetics will be creating increasingly complex interfaces between machines and subjective reality of consciousness, but the gap between simulations of mental processes and authentic subjective experience will never be bridged.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2016-1
Subbotsky E. - Vygotsky-Luria approach towards “Conscious Action” and current research on “Executive Function” c. 48-74

DOI:
10.7256/1339-3057.2016.1.17387

Abstract: In this work the author compares the research of conscious action in the context of the Vygotsky and Luria theory, and modern research on executive function. With few exceptions the modern research in the West conceptualizes the notion of “executive function” independently from its original meaning established by Vygotsky and Luria, and in an ever increasing manner is being viewed as a function, or directly governed by neuronal processes taking place in the brain, or as a complex, “context-free” cognitive construct. But such approach towards willful behavior is contradicted by empirically established facts: high dependency of the level of willfulness of behavior experienced from the content of instruction and from culture in which the research is conducted. The scientific novelty of this research is substantiated by the fact that this work is first to compare the approach of Vygotsky and Luria on conscious action with the modern concept of executive action based on experimental research and practical work with children.
Психолог, 2015-6
Субботский Е.В. - Верую, потому что абсурдно: Магия религии c. 76-115

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.6.14239

Аннотация: В этой статье я рассмотрел вопросы: Почему люди верят в бога, если нет доказательств? Можно ли жить вообще без веры? Как соединяются традиционная религиозная вера, вера в науку и вера в магию в сознании современных людей? Анализ приводит к выводу, что вера в сверхъестественный мир возникает как результат возникновения у первобытного человека новых когнитивных способностей (таких как анимистическое мышление) и глубокого переживания факта смерти сородича. Души предков, населявших магический мир, стали первыми богами. Постепенно религия выделилась из магии, но сохранила с ней связь через веру в сверхъестественные явления. Психологические исследования последних десятилетий показали, что, несмотря на совместные усилия официальной религии и науки искоренить веру в магию у современных людей западной культуры, вера в сверхъестественное сохранилась на уровне бессознательного. Наличие явлений, не объяснимых наукой, подтверждает то, что вера в сверхъестественное не является исключительно атавистическим остатком психологии людей прошлых исторических эпох, но имеет под собой эмпирические основания. Новизна: (1) Впервые религиозная вера рассмотрена в контексте современных экспериментальных исследований магического мышления; (2) Новым является и утверждение о союзе науки и официальной религии в борьбе с магией. Выводы: (1) Исторически и психологически религия происходит из ранней веры человека в магию; (2) Выделившись из магии, религия начинает рассматривать магию как соперника в борьбе за сознание людей; (3) В итоге религия становится враждебна магии и рассматривает ее как проявление темных сил; (4) Наука вытеснила веру в магию в бессознательное, и потеснила религиозную веру. Однако наличие в мире явлений, не объяснимых наукой, доказывает реальность сверхъестественного мира; (5) Можно предположить, что в будущем противоречия между наукой, магией и религией будут сглаживаться, а некоторые сверхъестественные явления, которые в настоящее время являются предметов острых дебатов, будут признаны официальным мировоззрением и, возможно, будут использоваться в практике управления определенными духовными и материальными процессами.
Психолог, 2015-4
Субботский Е.В. - Нет, весь я не умру: Магия надежды c. 85-115

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.14227

Аннотация: Рассмотрен психологический феномен надежды на бессмертие индивидуального сознания (души) человека и человечества в контексте последних экспериментальных исследований магического мышления. Человечество живет на шкале тысячелетий, а вселенная – на шкале миллиардов лет, то есть в миллион раз более длинной по времени, в силу чего делать какие либо прогнозы относительно судьбы человечества, Земли и вселенной за пределами нескольких тысячелетий, бессмысленно. Почему, несмотря на это, серьезные ученые, и даже коллективы ученых, занимаются вопросами, которые, казалось бы, не имеют практического смысла в сегодняшней жизни, такими как происхождение вселенной, будущее Земли и вселенной через сотни миллионов и миллиарды лет, исследование объектов, находящихся за сотни миллионов световых лет от нашей галактики, судьба человечества через космические промежутки времени в миллионы лет? Возможный ответ на этот вопрос кроется в современных исследованиях магического мышления в психологии. Эти исследования показали, что вера в сверхъестественное свойственна не только маленьким детям и суеверным людям, но и большинству образованных взрослых, считающих себя не верящими ни в магию, ни в бога. В статье рассматривается гипотеза, согласно которой тайная вера в вера в магическую связь (партиципацию) между человеком и вселенной лежит в основе интереса к вопросам далекого прошлого и будущего человечества и вселенной. Новизна: (1) Впервые психологический феномен надежды на бессмертие сознания и души человека и человечества рассматривается в контексте последних экспериментальных исследований магического мышления; (2) Новым является и анализ форм, в которые надежда на бессмертие облекается в науке, квазинаучной литературе и философии; (3) Проблемы бессмертия индивидуального сознания человека в контексте последних теорий памяти также рассматриваются впервые. Выводы: (1) Несмотря на несоизмеримость временных шкал существования вселенной и человечества, большие средства тратятся на исследование проблем, связанных с происхождением вселенной, будущим Земли и человечества через сотни миллионов и миллиарды лет, и объектами, находящимися за сотни миллионов световых лет от нашей галактики; (2) Психологические исследования последних десятилетий показали, что современный образованный человек, сознательно отрицающий веру в магию или бога, в подсознании сохраняет веру в сверхъестественное; (3) Данные квантовой физики и космологии подтверждают античную гипотезу о неразрывной связи между вселенной и сознанием человека; (4) Эти данные, положенные на основу подсознательной веры современного человека в сверхъестественное, порождают феномен надежды на бессмертие сознания и души человека и человечества.
Психолог, 2015-3
Субботский Е.В. - Невидимая реальность: Сознание в зеркале магического мышления c. 33-67

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.14198

Аннотация: В статье рассмотрена гипотеза, согласно которой сознание представляет собой способность человека одновременно находиться в двух типах реальностей: видимой обычной реальности и невидимой магической реальности. Около 100 тысяч лет назад, человек породил идею существования загробного мира, в котором обитают духи умерших. Он также открыл, что духи умерших обладают необычными свойствами: они могут быть невидимыми, бессмертными, читать мысли людей и питаться дымом от сжигаемых жертв. Сделав это открытие, человек по новому посмотрел на свой собственный мир и удивился тому, что реальный мир устроен совсем по другому. Так возникает сознание: способность видеть обыденную реальность со стороны. Эта способность к рефлексии дает начало новым формам поведения: произвольному поведению и креативному мышлению. Креативноe мышление вызывает к жизни новые, более совершенные орудия общения, труда и охоты. Около 30 тысяч лет назад креативное мышление приводит к изобретению нового способа общения с богами и духами -- общения при помощи знаков и символов (таких как рисунок на стене пещеры или вырезанная из кости фигурка). Чуть позже символы начинают употребляться и для чисто практических целей, например, для запоминания числа убитых оленей или выделанных шкур. На последующих этапах развития символическая реальность порождает письменный язык и математику. Так первобытное сознание, родившись на пересечении обычной и альтернативной магической реальностей, перерастает в логическое и научное мышление.Но возникновение сознания, дав толчок выделению человека из животного мира, принесло с собой и психологические проблемы. Главная из этих проблем была проблема поддержания границы между обычной и альтернативной магической реальностями. Чтобы сделать такое разграничение возможным, у человека заработал новый психологический механизм: усилие разграничения реальностей (УРР). Потребовались тысячелетия, чтобы этот энергоемкий механизм достиг того уровня совершенства, на каком он работает у современных людей. Подобно работе сердца, легких и других органов, этот механизм стал автоматизированным и ушел на уровень бессознательного. Новизна: (1) Впервые феномен сознания рассматривается как производная от веры в магическую реальность: (2) Новым является и выделение особого психологического механизма: усилия разграничения реальностей (УРР). Выводы: (1) сознание возникает как способность человека существовать одновременно в видимой обычной и невидимой магической реальностях; (2) сознание дает толчок новым психологическим образованиям: креативному мышлению и произвольному поведению; (3) креативное мышление приводит к изобретению символических и знаковых средств общения с богами, а впоследствии - письма и математики; (4) необходимость поддерживать границу между обычной и магической типами реальностей порождает особый психологический механизм: усилие разграничения реальностей (УРР); (5) по ходу исторического развития, УРР становится автоматизированным и уходит на уровень бессознательного; (6) нарушения усилия разграничения выражается в феноменах галлюцинаций (например, при шизофрении) и религиозного радикализма; (7) следы веры в сверхъестественный магический мир, возникшей у человека в эпоху позднего палеолита, у современного человека проявляются в подсознательной вере в сверхъестественное, обнаруженной в психологических исследованиях последних десятилетий.
Психолог, 2015-2
Субботский Е.В. - Невозможность матрицы: Магия субъективности c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14193

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы о соотношении мозга и субъективной реальности: Могут ли роботы создать у человека иллюзию реальности? Действительно ли человек, погруженный в мир искусственной субъективности, не может покинуть его без посторонней помощи? Что лучше: наслаждение жизнью в мире иллюзий, или борьба за жизнь и счастье в суровом мире истины? Анализ показал, что даже если компьютерные технологии по мощи в разы превзойдут существующие, нельзя ожидать, что человек с помощью компьютера, и тем более сам компьютер, будет в состоянии создать неотличимую копию субъективного мира. Причина в том, что субъективность – магическое явление. Оно дано человеку как феномен, но не обусловлено физическими причинами. Те состояния искусственной субъективности, которые могут испытывать и создавать люди (галлюцинации во время болезни, состояния, возникающие при раздражении мозговой коры или в результате приема наркотических средств) являются имитациями реальной субъективности, но не самой субъективностью. Факт иллюзорности таких состояний осознается человеком, погруженным в такие состояния, или же после выхода из этих состояний. Новизна: Впервые феномен человеческой субъективности проанализирован в контексте современных исследований магического мышления. Выводы: (1) субъективность относится к разряду магических, а не физических явлений; (2) представления о структуре мозговых процессов, компьютерные и другие модели, являясь частью физической реальности, производны от субъективности; они могут создавать имитации субъективности (мышления, восприятия, переживания), но не саму субъективность; (3) наука о мозге и кибернетика будут создавать все более совершенные формы взаимодействия физических структур (машин и искусственных органов) с субъективной реальностью сознания, но между физическими структурами и подлинной субъективностью всегда будет существовать принципиально непреодолимая «нейтральная полоса» неведомого.
Психолог, 2014-4
Субботский Е.В. - Экскурсии в зазеркалье: Магическое мышление в современном мире c. 30-73

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.12322

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы: Что такое магическая реальность? В какие сферы жизни современного человека проникает эта реальность? В чем причина проникновения магической реальности в жизнь современного человека? К каким последствиям может привести такое проникновение? В древности и средневековье доступ к магической реальности обеспечивала религия или альтернативные религии практики: ведовство, колдовство, астрология, алхимия. В эпоху Ренессанса к ним присоединилось искусство. В XIX веке возникло движение спиритуализма, в XX – парапсихология. Наконец в конце XX -- начале XXI века появляются портативные интерактивные формы зрительной репрезентации магической реальности – компьютерные игры и интернет, а широкое распространение индивидуальных электронных дисплеев (ноутбуков, ай-педов, ай-фонов и т.п.) привели интерактивный мир зазеркалья в семью и детскую комнату. Психологические исследования показали, что вера в магический мир у современного человека не исчезла, а ушла вглубь бессознательного. Эта скрытая вера прорастает во все сферы современной жизни: экономику, политику, медицину, мораль, развлечения, образование, даже в физику и науку о мозге. Почему дети «подсаживаются» на игры, в которых они обладают магической силой? Почему рациональные люди часто принимают экономически невыгодные решения? Как получается, что образованный народ может принять мнение политиков, которое противоречит его коренным интересам? Почему в медицине действует эффект плацебо? Откуда у террористов, как во время войны, так и во время мира, такая фанатичная решимость и сила духа? Как возможно, что даже при отсутствии надзора, внутри себя, некоторые люди выбирают добро, а не зло, действуя вопреки собственной выгоде? Почему физиологи называют работу мозга «магией»? Ответ на эти и другие вопросы – в неосознаваемой вере современного человека в сверхъестественное. Новизна: (1) Впервые некоторые феномены в сфере детской игры, политики, экономики, медицины, морали, и науки о мозге рассматриваются в контексте последних психологических исследований магического мышления; (2) Новым является и рассмотрение исторической эволюции доступа человека к магической реальности, а также последствий контакта с этой реальностью для индивида и общества. Выводы: (1) Магическое мышление, в ходе которого могут нарушаться известные законы физики, биологии и психологии, широко практикуется в современном мире в форме развлечений, игр, и других видов деятельности, основанных на воображении; (2) Как дети, так и образованные взрослые, осознанно или неосознанно, верят в возможность сверхъестественного; (3) Эта скрытая вера порождает специфические эффекты в разных сферах жизни: политике, экономике, медицине, моральной сфере, сфере развлечений, даже в сфере науки; (4) Широкое распространение интерактивных электронных дисплеев облегчает доступ современного человека к воображаемому миру сверхъестественного; (5) В результате вероятность воздействия скрытой веры в сверхъестественное на поведение человека возрастает.
Человек и культура, 2014-3
Субботский Е.В. - Магический кристалл Рене Магритта c. 86-124

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12113

Аннотация: В статье дается анализ произведений бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта с точки зрения исследований происхождения искусства в палеоантропологии и магического мышления в психологии. Эти исследования показывают, что у истоков искусства лежит вера древнего человека в то, что рядом с обычным, земным миром существует магический, сверхъестественный мир, в котором обитают души людей и животных. Для общения с этим сверхъестественным миром человек создает особые средства – рисунки, скульптуру, архитектуру, абстрактные знаки и символы. В ходе долгого исторического процесса, вера в магический мир уступает место официальной религии, а у многих современных людей – вере в науку. Чувство магического превращается в чувство эстетического, а средства общения со сверхъестественным – в современное искусство. Однако иследования магического мышления в психологии показали, что у современного городского обитателя вера в магическое не исчезла, а ушла на уровень бессознательного. Хотя наше сознание может отрицать факт существование сверхъестественного, наше бессознательное «верит», что за пределами знакомого мира науки кроется мир сверхъестественного. В этом невидимом мире действуют не законы природы, а законы магии. Полотна Магритта заставляют современного человека почувствовать наличие в нем остаточной веры в существование сверхъестественного мира, отрицаемого современной наукой. Новизна: Впервые живопись Магритта рассматривается в контексте современных экспериментальных исследований магического мышления в психологии. Новым является и анализируемая в статье связь произведений Магритта с наскальной живописью позднего палеолита.Выводы: (1) Полотна Магритта являются квинтэссенцией исторической памяти искусства, уводящей нас на десятки тысячелений в прошлое, к искусству позднего палеолита. Эти полотна обращены к подсознательной вере современного человека в сверхъестественное; (2) Скрытая глубоко в бессознательном вера в сверхъестественное, резонируя с полотнами Магритта, порождает в современном зрителе ощущения загадки и тревоги, а также чувство «уже виденного», заставляя его эмоционально признать отрицаемую рациональным мышлением веру в существование сверхъестественной реальности.
Психолог, 2014-3
Субботский Е.В. - Планетарий чудес: Магия в гостях у физики c. 175-220

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12286

Аннотация: В статье рассматривается психологический феномен проникновения структур магического мышления, таких как «партиципация» и «прямое воплощение мысли в жизнь», в концепции современной физики и космологии. Психологические исследования показывают, что современные образованные взрослые, на уровне подсознания, продолжают верить в сверхъестественное, а между магическим и научным мышлением существует глубинная связь. Магическое мышление, осуществляющееся в бессознательном в виде символов, является генератором “творческих комбинаций”, а научное, сознательное мышление отбирает из этих комбинаций те, которые соответствуют объективной реальности. Критериями такого отбора являются эксперимент и вписываемость комбинаций в общий контекст имеющихся знаний. По мере ухода из макромира в микро- и мегамиры, критерий эмпирической проверки, который ранее осуществлял функцию отбора “правильных” комбинаций из “творческого мусора”, исчезает. Остается лишь критерий “вписываемости в общий контекст знаний”, а этот критерий намного мягче, чем критерий экспериментальной проверки. В результате такого “размягчения” границ между магическим и научным мышлением, бессознательная вера в сверхъестественное проникает в теории современной физики. Новизна: (1) Впервые некоторые концепции современной физики и космологии рассматриваются в контексте последних исследований магического мышления в психологии; (2) Новым является и анализ психологической общности между магическим и научным мышлением, которая, при определенных условиях, приводит к проникновению конструкций магического мышления в научные теории. Выводы: (1) Некоторые новейшие теории физики элементарных частиц и космологии включают в себя концепты (например, «зависимость природы элементарных структур материи от характера наблюдения», «спутанность» или «антропный принцип»), которые родственны концептам магического мышления (таким как «прямое воплощение мысли в реальность» и «партиципация»); (2) Между магическим и научным мышлением имеется фундаментальное родство. Магическое мышление, осуществляющееся в символах, поставляет поток творческих комбинаций идей, а научное, осуществляющееся в понятиях, отбирает из этого потока комбинаций те, которые соответствуют реальности. Критериями такого отбора являются эксперимент и вписываемость «комбинации идей» в общий контекст имеющихся знаний; (3) При вторжении современной физики в области реальности, в которых эксперимент невозможен (такие как «теория всего» или «происхождение вселенной»), отбор «приемлемых» комбинаций из потока идей, поставляемых магическим мышлением, становится менее строгим; (4) Благодаря этому облегченному доступу в официальную науку, вера современного человека в сверхъестественное, доселе хранившаяся в тайниках бессознательного, проникает в физические теории о происхождении и структуре вселенной.
Психолог, 2014-2
Субботский Е.В. - Научиться у Гарри Поттера c. 52-93

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12159

Аннотация: В статье анализируется роль магического мышления в психическом развитии ребенка. Рассмотрены вопросы: Верят ли дети в магию или только играют в нее? Является ли интерес к магии столь же сильным, как и интерес к новым физическим явлениям? Можно ли использовать магическое мышление для целей приобретения детьми полезных когнитивных навыков, или оно пригодно только для развлечения? Исследования показали, что дети дошкольного и раннего школьного возраста действительно верят в реальность магического. Дошкольники и младшие школьники проявляют значительно более сильный интерес к исследованию волшебных событий, чем к исследованию новых физических явлений. Эксперименты подтвердили предположение, что показ фильмов с невозможными событиями и существами стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами. Наконец, было показано, что включение торговых брэндов в контекст невозможного способствует последующему распознаванию брэндов в значительно большей степени, чем включение аналогичных брэндов контекст равно интересных возможных событий. Обсуждены перспективы использования магического мышления в школьной практике. Новизна: (1) Впервые рассмотрена роль детского магического мышления в приобретении детьми знаний и полезных когнитивных навыков; (2) Новым является анализ проблемы о соотношении детского магического мышления и обучения научным предметам; (3) Выдвинута идея о создании “альтернативных учебников” – учебников по физике, биологии, психологии и другим дисциплинам, в которых известные законы природы не соблюдались бы, а нарушались. Выводы: (1) Вовлечение детей в магическое мышление стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами (эффект «преимущества невозможного над возможным»; (2) Причина эффекта “преимущества невозможного над возможным” в том, что мышление о возможном задействует лишь узкий круг психических функций (восприятие и кратковременную память). Напротив, мышление о невозможном задействует всю палитру таких функций (восприятие, память, мышление, воображение и эмоции), что обеспечивает более сильную активацию у ребёнка некоторых полезных навыков; (3) Магическое мышление ребенка -- не «ложное понимание реальности» и не помеха научному мышлению, а новый, еще не освоенный психологией материал для оптимизации психического развития и обучения.
Психолог, 2013-10
Субботский Е.В. - Россия в наколдованном сне c. 40-83

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.10.1135

Аннотация: В статье вводится и анализируется понятие социально-психологического механизма “подчинения основанного на вере в сверхъестественное” (ПОВС), применительно к менталитету трех этнических групп: России, Мексики и Великобритании. В качестве главного объекта анализа выбран социальный и психологический перелом в развитии Российского общества, произошедший в эпоху перестройки начала 1990-х годов. Выдвигается гипотеза, согласно которой относительно мирный и безболезненный характер этого перелома, повлекшего за собой кардинальные демографические, социальные и экономические проблемы, объясняется централизованным воздействием властных структур на механизм ПОВС Российского общества. Результатом такого воздействия явилось усиление подсознательной веры в сверхъестественное в массах Российского населения, которое, в свою очередь, подготовило население к мирному принятию социальных и экономических реформ, противоречащих интересам большинства народа (в частности, отчуждению общественной собственности и присвоению этой собственности властными структурами). В основу анализа положены экспериментальные исследования автора и его коллег, проведенные в России и за рубежом за последние 30 лет, и опубликованные в центральных российских и зарубежных научных журналах. Новизна: Психологический механизм ПОВС выделяется и анализируется впервые. Новым является и применение этого механизма к сравнительному анализу этнических ментальностей Мексики, России и Великобритании. Впервые анализируются разные варианты воздействия на механизм ПОВС, могущие привести к освобождению населения России от чрезмерного влияния подсознательной веры в сверхъестественное и, как следствие такого освобождения, усилению социального творчества людей, самостоятельности в принятии решений, и чувства личной ответственности за происходящее в стране. Выводы: (1) смена механизма ПОВС в России в сторону уменьшения его воздействия на ментальность может быть только результатом совокупности усилий на всех уровнях, включая преодоление широкого распространенного страха перед магией и магическим мышлением; (2) знание о существовании подсознательной веры в сверхъестественное, о структуре ПОВС, о возможности манипуляции с тенденцией к ПОВС необходимо для понимания важного психологического аспекта происходящих в России преобразований.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"