по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Петров Владислав Олегович
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-5
Петров В.О. - Фортепианный дуэт ХХ века: к проблеме эволюции жанра c. 72-85

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.33903

Аннотация: Основной объект исследования - фортепианный дуэт ХХ века, предмет исследования - основные признаки жанра, изменившиеся как к началу указанного столетия, так и внутри него. Автором доказывается, что по сравнению с домашним музицированием, в русле которого он зародился, и салонного музицирования, в условиях которого он находился в ХIХ веке, фортепианный дуэт ХХ века - явление самодостаточное, имеющее собственные жанровые признаки и окончательно вышедший на концертную эстраду. Помимо этого названы основные достижения фортепианного дуэта в ХХ веке : - окончательный переход из «обиходного» жанра в жанр «надбытовой»; - эволюция от необходимой замены одного фортепиано двумя для достижения определенных технических целей в ХVIII веке до полного равноправия инструментов в ХХ столетии; - смена семантико-стилистического тезауруса фортепианного дуэта в содержании, формах и языке воплощения дуэтных композиций; - четкое разделение установок, функций и обязанностей композитора, исполнителей и слушателей; - изменение в общественных тенденциях, социальной направленности жанра: центростремительная функция (исполнитель - - исполнитель), характерная для дуэта ХVIII столетия, сменила свою ориентацию, окончательно превратившись в ХХ веке в функцию центробежную (исполнитель + исполнитель - слушатель).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-6
Петров В.О. - Триптих «О Кейдже» Ивана Соколова: к проблеме синтеза музыки и слова c. 17-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31458

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является фортепианный цикл московского композитора Ивана Соколова "О Кейдже". В статье путем комплексного подхода к рассмотрению сочинения выявляются его основные композиционные и исполнительские закономерности, главными из которых являются: сочетание музыкального и вербального начал, акцентирующего проявление инструментального театра, импровизационность, синтез средств музыкальной выразительности, характерных обоим композиторам — тому, которому посвящен анализируемый фортепианный цикл и тому, кто его сочинил и представил широкой общественности. Методологическая основа статьи также базируется на аналитическом методе, позволяющем понять специфику произведения Ивана Соколова в контексте авангардных идей американского композитора-новатора Джона Кейджа. Предпринята попытка сопоставить композиционные новации обоих авторов, так ярко воплощающих в своем творчестве черты одного из самых актуальных жанров второй половины ХХ века — инструментального театра. Статья адресована как музыкантам-профессионалам, так и любителям музыки, увлекающимся современной музыкой.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-4
Петров В.О. - "Всевластна смерть!": последние произведения Дмитрия Шостаковича c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30510

Аннотация: Жизнь Дмитрия Шостаковича противоречива и полна различного рода, с одной стороны, патриотических всплесков, с другой, – трагических концепций, полных горечи созидания происходящих в мире событий Последние усиливают свое присутствие в последние годы творчества композитор. Именно они становятся основой статьи, характеризуя композитора как глубоко философско мыслящего автора, обреченного, но достойно смиряющегося с действительностью. Предмет исследования обусловлен малоизученностью этих сочинений в контексте исторических событий и отдельных событий жизни самого Шостаковича. Предпринят комплексный подход к изучаемому предмету - последним опусам композитора. Исторический метод позволяет понять специфику написания авторских произведений, особенности их особо трагической образности, определенного структурного и содержательного планов. Научная новизна заключена помимо этого в широком использовании литературных высказываний как самого композитора, так и его личных друзей и врагов, что позволило более отчетливо выразить контекст бытия художественных сочинений в мире шостаковических образов.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-2
Петров В.О. - Первые «Секвенции» Лучано Берио: концепция и интерпретация c. 28-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29585

Аннотация: «Секвенции» — уникальный цикл, ставший не только знаковым для творчества самого Берио, ведь именно в нём воплотились ярчайшие элементы новаторской трактовки музыкального исполнительства автора, но и для всего мирового музыкального искусства, поскольку он, наравне с его же Симфонией (1968) для восьми голосов и оркестра, стал символом постмодернистской эстетики. Предмет исследования — наиболее популярные в исполнительской среде первые три "Секвенции" композитора, ставшие, между тем, самыми одними из самых значимых в наследии композитора.Открытость формы и содержания, использование синтеза искусств в рамках одного инструментального опуса, проникновение слова в инструментальную сферу (обращение к жанру инструментальной композиции со словом), полистилистика, орнаментально окрашивающая один опус в многообразие языковой палитры, разнообразие не только исполнительских интерпретаций каждого номера, но и его слушательского восприятия, применение новых принципов нотописи, связанных с алеаторикой — эти знаки постмодернизма представлены в «Секвенциях» в достаточно полном объёме и будут продемонстрированы в данном материале при анализе отдельных пьес цикла, наиболее показательными из которых становятся первые три. Данная статья посвящена аналитическому осмыслению именно этих "Секвенций" композитора.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Петров В.О. - О понятии музыкального жанра в контексте социальной коммуникации c. 18-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28525

Аннотация: Предлагаемая вниманию читателей журнала статья посвящена раскрытию феномена музыкального жанра в контексте его определения в социальной коммуникации. Несмотря на то, что в музыковедении существует ряд исследований, раскрывающих эту тему (А. Сохор, В. Цуккерман, В. Холопова, Е. Назайкинский, М. Арановский), однозначного определения понятия "музыкальный жанр" до сих пор не существует. Особенно неравнозначно трактуется его социально-коммуникативная значимость. Предметом исследования в данной статье становится именно подобная трактовка. В связи с предметом исследования избирается аналитический метод исследования, в основе которого лежит принцип отбора знаковых определений жанра. Новизна исследования заключена именно в подходе к музыкальному жанру как предмету социальной коммуникации. Сквозь призму аналитического подхода к рассматриваемому явлению вышеперечисленных ученых выявляется степень зависимости жанра от собственной адресации на конкретного слушателя, от его восприятия в условиях концертной эстрады или иного принципа музицирования.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-2
Петров В.О. - Инструментальный театр. Второй концерт для тромбона с оркестром «Дон Кихот» Яна Сандстрёма c. 59-64

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26971

Аннотация: Инструментальный театр — один из основных жанров музыкального творчества второй половины ХХ столетия. Он позволяет аккумулировать в одном произведении признаки разных видов искусства — музыки, театра, литературы, живописи и т.д. Благодаря синтезу искусств он пользуется невероятной популярностью у публики. В данной статье рассматривается один из ярких образцов жанра — Второй концерт для тромбона с оркестром («Дон Кихот») современного шведского композитора-авангардиста Яна Сандстрёма. Предпринята попытка комплексного анализа произведения, главным аспектом которого становится взаимодействие искусств, их синтез и нерасчлененность. Этот синтез проявляется в изменении статуса исполнителей на музыкальных инструментах — теперь они выполняют функцию актеров, что демонстрируется наличием их передвижений по сцене, костюмов, реквизита, проявления голосовых способностей. Ян Сандстрём создал уникальный образец инструментального театра, имеющего в своей основе сюжет и текст легендарного произведения Сервантеса.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-1
Петров В.О. - Перспективы развития журнала c. 1-3

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.25757

Аннотация: Уважаемые читатели и авторы журнала «PHILHARMONICA. International Music Journal»! 2018 год – период реформирования политики журнала. Согласно новым требованиям статьи в журнал принимаются по специальности 17.00.02. – «музыкальное искусство». В состав редколлегии входят ведущие специалисты в области музыкознания – как отечественные, так и зарубежные, внесшие значимый вклад в развитие данной науки. Приглашаем ученых-музыковедов – докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов, преподавателей музыкальных ВУЗов и СУЗов, аспирантов, магистрантов принять участие в публикации статей в журнале «PHILHARMONICA. International Music Journal» в 2018 году! Каждый номер журнала станет событием в области музыкознания и будет состоять минимум из 7-8 научных статей. Напоминаем, что статьи проходят обязательное рецензирование, проверку на Антиплагиат. Подать статью в журнал необходимо из личного кабинета, зарегистрировавшись на сайте Издательства «NOTA BENE» в разделе «Авторская зона». Требования к оформлению статей указаны на официальном сайте журнале по ссылке: http://e-notabene.ru/phil/ Журнал зарегистрирован в ISSN International Centre. Ему присвоен ISSN: 2453-613X, он включен в крупнейшую авторитетную международную базу ERIH PLUS, присваивает всем опубликованным статьям международный универсальный индентификационный номер DOI, включен в Российский Индекс Научного Цитирования (РИНЦ), зарегистрирован в Научной Электронной Библиотеке (НЭБ).
Культура и искусство, 2017-8
Петров В.О. - Футуризм и Казимир Малевич c. 53-61

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23593

Аннотация: Основным предметом исследования является футуризм – одно из знаковых стилистических направлений первой половины ХХ века, сыгравшее важную роль в развитии искусства в целом. Выявляются его основные нормативы, сформулированные в манифестах итальянских и русских футуристов, в частности, – Ф. Маринетти и К. Малевичем. Производится их сопоставление. Главный акцент делается на трактовке футуристических нормативов известным художником Казимиром Малевичем. В качестве объектов анализа избраны его статьи и иллюстративно-декорационный материал к постановке оперы «Победа над солнцем» М. Матюшина. Исследование футуристических исканий Малевича рассматривается в контексте общих идей данного направления, для чего привлечен терминологический и аналитический материал (аппарат) разных видов искусства. Новизна работы заключена в охвате широких явлений, связанных общим понятием футуризма – текстов представителей футуризма, партитур, исследовательской литературы, рассматривающей футуризм как стилистическое направление. Указывается значение Малевича в эстетической трактовке футуризма, его роль в становлении русского футуризма, столь популярного во второй половине ХХ столетия акционизма как феномена культуры.
Культура и искусство, 2017-4
Петров В.О. - Сюрреализм в искусстве: генезис, эстетика, пролонгация c. 106-115

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.17516

Аннотация: Предметом исследования в данной статье стал сюрреализм - одно из ярчайших направлений в искусстве ХХ века. Рассматривается его становление, основные эстетические закономерности, среди которых особо констатируются связь реализуемых образов и содержательных аспектов с теорией Фрейда, с теорией сна и с теорией отсутствия реальности как таковой. В качестве примеров приводятся полотна С. Дали, стихотворения А. Бретона, Л. Арагона и К. Фиринга, художественные фильмы Л. Бунюэля, театральные постановки Э. Сати и Ж. Кокто. Предпринимается попытка охватить содержательный мир сюрреализма как целостное явление, выявить его философскую подоплеку, базирующуюся на исторических и социальных функциях того времени. Комплексный подход к явлению сюрреализма как важному стилистическому направлению ХХ века в целом (не стоит "заключать" его лишь в рамки 1920-1930-х годов, поскольку сюрреализм имеет серьезную пролонгацию вплоть до наших дней) позволил осознать его значимость и обособленность в богатом спектре иных стилистических направлений.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-4
Петров В.О. - Год 1936… Шостакович и Сталин c. 21-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25530

Аннотация: Статья посвящена фигуре величайшего композитора ХХ столетия Дмитрия Шостаковича. Рассматриваются противоречия его творческого наследия 1930-х годов, когда композитор вынужден был пойти на так называемые в музыковедении компромиссы. Эти компромиссы были связаны, в первую очередь, с желанием писать такую музыку и работать в таких жанрах, которые отвечали эмоциональности самого композитора. С другой же стороны, Шостаковичу приходилось сочинять «поверхностную» музыку в угоду действующему политическому режиму, который следил за каждым творческим шагом композитора. В статье предпринят исторический ракурс рассмотрения наиболее противоречивых произведений 1930-х годов, созданных в театральных жанрах – оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей». Исторический подход потребовал привлечения источников того времени – фрагментов статей из газет и журналов, в которых в том или ином ракурсе затрагивается имя Шостаковича. Такой подход придает новизну рассматриваемой теме. Отмечается, что музыка Шостаковича всегда будет актуальна, в какую бы эпоху не существовало человечество и она явится для будущих поколений подлинным свидетельством истории ХХ столетия.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-2
Петров В.О. - Инструментальный моноспектакль: к вопросу о синтезе искусств c. 16-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.24640

Аннотация: Объектом исследования статьи является инструментальный моноспектакль — жанр, являющийся признаком постмодернистской эстетики и входящий в общий жанровый пласт перформанса. Рассматриваются аспекты синтеза искусств, формирующие собой ритуальное пространство инструментального моноспектакля — соотношение музыки и слова, музыки и событийного действия, музыки и театра с его декорациями и реквизитом. Это соотношение предполагает превращение исполнения инструментального произведения в подлинное театрализованное действо, построенное по законам не музыки, но театра. Тем не менее, рассмотренная театрализация не снижает художественной значимости инструментальных сочинений Р. Эриксона, Ф. Ржевски, Л. Берио, К. Штокхаузена, И. Соколова. Статья предполагает комплексный подход к изучению объекта исследования и базируется на целостном анализе конкретных музыкально-театральных произведений. Большинство рассматриваемых сочинений анализируется в литературе впервые; также научную новизну статьи диктует выделение отдельных композиторских концепций. Понять зачем автор в инструментальную музыку вовлекает театральные эффекты — основной вопрос работы. Ответом на данный вопрос становится теория о том, что использование театра со всеми присущими ему элементами театрализации сценического пространства (от слова до бутафории) специфично для тех композиторов-постмодернистов, чье творчество неразрывно связано с идеями перформанса, с желанием наглядно выразить скрытую зачастую в музыке программность.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Петров В.О. - Литературный текст в инструментальных композициях современных российских композиторов c. 19-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24972

Аннотация: Статья посвящена одному из интереснейших жанров современности — инструментальной композиции со словом, являющейся разновидностью инструментального театра. Данный жанр не становился объектом музыковедческих исследований, поэтому тема, заявленная в названии представленной статьи, является актуальной и обладает научной новизной. На примере сочинений российских композиторов — С. Губайдулиной, В. Тарнопольского, В. Мартынова, Н. Корндорфа — рассмотрено включение слова (литературного текста) в партитуру музыкального сочинения, особенности сценической реализации опусов, синтезирующих в себе собственно игру на инструментах и произнесение текста. Предпринят комплексный подход к рассматриваемому жанру, при котором инструментальная композиция со словом предстает как синтез музыка и слова в целом. Выявляется степень взаимодействия литературного и музыкального текстов, приводится типология используемых текстов. Делается вывод, что жанр инструментальной композиции со словом в дальнейшем развитии музыкального искусства станет одним из основных, поскольку предполагает открытую декламацию идеи даже чисто инструментального опуса.
Культура и искусство, 2016-4
Петров В.О. - Реди-мэйды Марселя Дюшана в контексте дада и дадаистских тенденций ХХ века

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.4.16752

Аннотация: Предмет исследования данной статьи — многочисленные реди-мэйды знаменитого французского дадаиста Марселя Дюшана. Рассмотрен контекст возникновения новой формы искусства (реди-мэйд) в русле новаторских тенденций начала XX века, когда все известные содержательные основы культуры без оглядки отрицались. Причин тому много: резкие перемены в общественном сознании, дозволенность практически всех грехов, «переход» к полному свободомыслию и свободоизъявлению, и, конечно же, общая нестабильная историческая ситуация, включающая в себя обилие революций, войн, переделов территорий, политических экспериментов. Представлен комплексный подход к изучаемому явлению (реди-мэйды Дюшана), при котором важным становится именно контекст их генезиса, восприятия и пролонгированного действия. Новизна заключена в отсутствии в области культуры и искусства исследований, посвященных рассмотрению эстетических признаков реди-мэйдов Дюшана, целям их антиэстетической провокации. В статье ставится закономерный вопрос об эстетической значимости подобных экспериментов (в пример приведены известные реди-мэйды "Фонтан", "Велосипедное колесо", "Сушилка из бутылок"), выявляется их роль для развития искусства ХХ века в целом, и постмодернистского, в частности.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-4
Петров В.О. - Алеаторика Джона Кейджа: к вопросу об исполнительской интерпретации текста c. 11-25

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.21690

Аннотация: Статья посвящена одному из лидеров музыкального авангарда постмодернистской эпохи - Джону Кейджу. Рассматриваются способы алеаторического оформления его партитур, принципы индетерминизма, свойственные многим опусам композитора. Наиболее значимые произведения Кейджа анализируются с точки зрения проявления в них принципа алеаторики - среди них «Music for Changes», «Seven Haiku», «Music for Carillon № 1», «Music for Carillon № 2», «Music for Carillon № 3», «Music for Piano», «Solo for Piano», Concerto for Piano and Orchestra, «Fontana Mix», «Aria», «Variations I» и «Variations II», «Etudes Australes». Основным методологическим подходом к изучаемому материалу стал контекстуальный подход, подразумевающий изучение наследия композитора в контексте доминирующих техник и стилей второй половины ХХ столетия. Новизна представленного материала заключена в анализе принципов алеаторической организации музыкальной ткани произведений Джона Кейджа. Исходя из этого анализа представляется возможным говорить о контекстной природе опусов композитора, о том, что его сочинения являются знаковыми в распространении алеаторической нотации, в утверждении индетерминизма как важной составляющей оформления партитур музыки второй половины ХХ века.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-1
Петров В.О. - Перформанс в искусстве: генезис и эволюция c. 29-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.17073

Аннотация: Статья посвящена одному из самых распространенных явлений современного искусства – перформансу. Объектом статьи стало рассмотрение вопросов его возникновения (в данном аспекте затронуты такие формы бытования искусства прошлого, как синкретический ритуал, площадный театр эпохи средневековья, комедия dell’ arte, некоторые синестезийные произведения Возрождения и барокко) и модификации в ХХ – начале ХХI веке. Производятся параллели между известными образцами перформансных представлений прошлого и современности. В качестве примеров приводятся произведения Тан Дуна, Л. Липкиса, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Кейджа и других. Перформанс рассмотрен как единый феномен современной культуры, раскрывающий главную константу постмодернизма – синтез искусств, в связи с чем, помимо аналитического метода подачи материала, привлечен метод целостного анализа. В качестве вывода смоделированы основные жанровые признаки перформанса, которые проявились в представлениях прошлых эпох (в постановках да Винчи, Л. Бернини) и которые знаменуют собой перформанс как жанр в ХХ столетии.
Культура и искусство, 2015-6
Петров В.О. - Жанры массового инструментального спектакля

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.15732

Аннотация: Предметом исследования в данной статье становится один из популярнейших в композиторской среде современности жанров - инструментальный театр. Подробно рассмотрены разновидности массового инструментального спектакля - 1) сочинения, в которых один инструменталист-солист (персонаж) противостоит оркестру или ансамблю (происходит персонификация отдельной личности, выявляется ее контраст или конфликт с остальными участниками, что характерно, скажем, для сочинений, созданных для солиста и оркестра), 2) опусы, в которых ряд инструменталистов-солистов (персонажей) имеют персонификацию и вступают во взаимоотношения с оркестром, ансамблем или между собой, 3) произведения, в которых персонификация свойственна не отдельной личности (инструменталисту-солисту), а группе инструментов, части оркестра, в связи с чем достигается знакомый театру сценический эффект «противостояния масс». Массовый инструментальный спектакль рассматривается как целостный феномен, в связи с чем привлекается метод целостного анализа явления. Итогом проведенного исследования стало выявление специфики взаимоотношения драматургических пластов при сценической реализации массовых инструментальных спектаклей (музыкальных, поведенческих, визуальных, вербальных). Отмечается, что наличие этих пластов способствует, с одной стороны, более простому пониманию музыки (драматургическое сопоставление пластов раскрывает суть музыки через поведение инструменталистов на сцене, их визуальный облик и/или использование слова), с другой стороны, – отходу от традиционного исполнения опуса, что привлекает внимание большей аудитории.
Культура и искусство, 2015-5
Петров В.О. - Музыкальная тишина и шумовая музыка Джона Кейджа: принципы интеграции шума в музыкальную композицию

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.16026

Аннотация: Как известно, в 1913 году итальянским композитором, художником и поэтом Луиджи Руссоло под влиянием футуристов был написан манифест «Искусство шумов», который в среде перформансистов и любых «передовых» деятелей культуры того времени, утвердил точку зрения, что источником звука может стать все, что угодно и, в первую очередь, разного рода предметы, машины и аппараты, а также — рычание, визг, шепот, рев, грохот чего-либо. Особую роль шум и эстетика шума в целом сыграли в творческом наследии одного из самых радикальных новаторов в музыке ХХ века, американского композитора Джона Кейджа, ставшего отрицать тональность вообще, прибегая к шумовому наполнению своих музыкальных композиций. На своем пути интеграции шума в музыку Кейдж прибегнул к четырем основным принципам: 1) создание препарированного фортепиано, 2) изобретение новых или включение в исполнение своих произведений неиспользованных до этого инструментов и нетрадиционного применения человеческого голоса, 3) использование электронных средств подачи звука (компьютерная, конкретная музыка), 4) полная замена музыки шумами. Методология статьи базуируется на комплексном подходе к таким макропонятиям, как "шум в музыке" и "музыкальная тишина", адептом которых и стал Кейдж. Также использован аналитический метод, касающийся анализа конкретных опусов композитора. В качестве вывода отметим, что ярчайший новатор в музыке Джон Кейдж создал сначала внутри себя, внутри собственной философии совершенно индивидуальный мир, который впоследствии словно обрушил на огромное количество публики, воспринявшей или не воспринявшей эти новации, эти идеи и концепты, но в любом случае, он совершил важный прорыв в аспекте понимания феномена музыки и ответа на извечный вопрос «Что есть музыка?». А может быть она, действительно, — только Шум?
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-3
Petrov V.O. - Instrumental theatre of Karlheinz Stockhausen: varieties and means of realization c. 112-137

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.3.15432

Abstract: This article examines one of the most unique and widely known musical genres of the second half of XX century – instrumental theatre, which saw its bright implementation in the work on the renowned German avant-gardist Karlheinz Stockhausen. The author analyzes Stockhausen’s instrumental theatre – from using simple relocation of musicians and specific placement of instruments on the stage, to creating full-blown instrumental-theatrical spectacles. A special attention is given to the issue of interpretation and scenic re-creation of the instrumental-theatrical compositions. An attempt is made at a comprehensive study of Stockhausen’s instrumental theatre: the analysis of his oeuvres is aimed at determining the general regularities of the manifestation of this genre in composer’s work. The scientific novelty consists in the fact that until today they instrumental theatre of Stockhausen has not become the object of e dedicated close attention of art scholars. As the conducted analysis of his works demonstrates, his methods of creation of the instrumental-theatrical composition have significantly affected the evolution of the instrumental theatre as a genre, and broadened its genre aspects.  
Культура и искусство, 2015-2
Петров В.О. - Исторические истоки современного перформанса

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.2.13983

Аннотация: Предметом исследования в статье стал один из знаковых феноменов искусства ХХ столетия - перформанс, подразумевающий синтез искусств в одном отдельно взятом произведении, а синтез искусств, как известно, — главный признак постмодернизма, олицетворяющего современное общество. Его становление длилось на протяжении всего эволюционного пути развития искусства. Истоки перформанса можно найти, разумеется, в синкретическом ритуале, площадном театре Средневековья, а также — в отдельных образцах театральных представлений XV–XVII веков — итальянского Возрождения и барокко. Эти истоки подробно рассматриваются в статье. Исследование перформанса как целостного объекта осуществляется сквозь призму его исторической эволюции. Главным при этом предстает возможность сопоставления истоков перформанса с перформансными представлениями ХХ века, что позволяет охватить предмет исследования достаточно глобально. Новизна исследования заклюдчается в том, что впервые перформанс предстает явлением не только олицетворяющим искусство ХХ столетия, но и широко представленным в прошлых веках. Генетические прототипы современного перформанса находят свое выражение в синкретических ритуалах, в комедии dell'arte, в творчестве Л. да Винчи, Д. Бернини и других художников, музыкантов и литераторов прошлого.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Петров В.О. - Генезис и эволюция перформанса c. 293-321

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.17144

Аннотация: Перформанс является одним из магистральных жанров искусства ХХ века. Его проявление заметно в литературе, в живописи, в музыке и театре. В данной статье рассматриваются исторические корни перформанса как жанра, которые проявили себя в синкретическом ритуале древнего мира, в площадном театре, в искусстве эпох Возрождения и барокко. Рассматривается пролонгированное действие ритуала, комедии dell’arte, театральных представлений Л. да Винчи, Д. Бернини в перформансах ХХ века. В качестве примеров приводятся произведения К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Кейджа, М. Десси, Л. Липкиса. Перформанс рассматривается как явление синтеза искусств, в связи с чем привлечен метод целостного анализа. В конце статьи в единую систему формируются основные признаки перформанса, олицетворяющие жанр в настоящее время. Акцентируется факт, что все перформансы, так или иначе, по форме своего воплощения опираются на преднамеренный или непреднамеренный эпатаж, явившийся в ХХ столетии прерогативой огромного количества произведений искусства.
Культура и искусство, 2014-4
Петров В.О. - Акционизм Джона Кейджа: основные формы и специфика их воплощения

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.4.12721

Аннотация: Предметом исследования явился акционизм как явление постмодернисткой культуры и его проявление в творческом наследии американского композитора Джона Кейджа. Рассматриваются основные виды музыкального акционизма - хэппенинг, инструментальный театр как разновидность перформанса и мультимедиа. Отмечается, что под акционизмом стоит понимать такой творческий акт, который формирует собой новый тип восприятия, не свойственный ранее «классическому» процессу рецепции музыкального произведения. Такой тип появился в середине ХХ века и связан он, в первую очередь, с желанием многих авторов приблизиться к синтезу искусств. Статья основана на аналитическом методе рассмотрения основных форм музыкального акционизма; в ней предпринята попытка заострить внимание читателя на особенностях проявления этих форм в творчестве отдельно взятого композитора. Комплексное исследование музыкального акционизма Кейджа предпринимается в отечественном искусствознании впервые. Доказано, что синтетические идеи Кейджа в сочетании с используемым им принципом индетерминизма — это центральная формообразующая черта кейджевских акций, в большей своей части отрицающих известные принципы музыкального искусства. Акционистское творчество Кейджа — не столь вызов времени, не столь пример преднамеренного эпатажа, сколь выражение его собственного внутреннего мира, связанного с идеями буддизма, всепоглощающей концепции синтеза искусств.
Культура и искусство, 2014-3
Петров В.О. - Акустические эксперименты Маурисио Кагеля

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.3.12371

Аннотация: Эксперименты в области акустического наполнения пространства при исполнении композиций — одно из основных новаторских качеств современного музыкального искусства. Они характерны для творчества многих композиторов второй половины ХХ века — Д. Кейджа, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Крама, Д. Адамса, Р. Щедрина, А. Шнитке, Н. Корндорфа, В. Мартынова, С. Губайдулиной и др. Достаточное количество подобных сочинений можно заметить в творчестве ярчайшего представителя постмодернизма, немецкого композитора-новатора Маурисио Кагеля (1931-2008) . Наследие Кагеля включает в себя большое количество произведений, имеющих отношение к экспериментам в области акустики. Существует ряд параметров, которые обеспечивают важность этих самых экспериментов и придают им весомую значимость в эволюции музыкального творчества в целом. Среди них — использование в качестве музыкальных инструментов нехарактерных музыкальному искусству предметов, особое расположение инструментов и предметов в пространстве сцены и зала, передвижение акустических объектов при сценической реализации опуса. В статье путем целостного анализа рассмотрен ряд произведений Кагеля, в которых главным становится экспериментирование в области звуковой акустики. Этот анализ формулирует ряд выводов о практической значимости кагелевских экспериментов. В большинстве случаев у Кагеля параметры акустических экспериментов не становятся знаком тенденции к так модному в ХХ столетии эпатажу, а выражают авторское отношение к изобретательности, желание новаций в сфере акустических преобразований устаревших («классических») форм музицирования. Не запутавшись в обилии экспериментальных тенденций, не переступив черту, отделяющую музыкальный опус (его акустические свойства, звук как носитель информации) от эпатажа и конгломерата синтезирующихся в одном сочинении техник и манер письма, чем грешили многие композиторы постмодернистского поколения, Кагель стал своеобразным лидером этого самого музыкального постмодернизма.
Культура и искусство, 2013-6
Петров В.О. - Эпатаж в искусстве ХХ века: соблюдение и отрицание языковых средств выражения

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.10561

Аннотация: Эпатаж в искусстве ХХ века — явление повсеместное, противоречивое, заявленное в произведениях огромного числа художников, композиторов, поэтов и писателей, но не поддающееся, как правило, четкой классификации в связи с многообразием своих проявлений. В данной статье мы попробуем выявить типологию эпатажных в своей основе произведений искусства ХХ столетия с точки зрения соблюдения и отрицания языковых средств выражения, свойственных тому искусству, которому это произведение, собственно, и принадлежит. Основным методом статьи становится аналитическое рассмотрение закономерностей эпатажных произведений искусства ХХ века и синтез полученных результатов в виде представленной типологии. Эпатаж в искусстве ХХ века - проблема, до сих пор не получившая в искусствоведении комплексного осмысления. В статье предпринята попытка сопоставить ряд крупных образцов эпатирующего искусства в единой смыслообразующей типологии, то есть классифицировать их. Впервые в этом ракурсе анализируется ряд произведений В. Екимовского, С. Загния, Э. Брауна, Р. Хаубенщтока-Рамати, Д. Крама.
Культура и искусство, 2013-5
Петров В.О. - Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.9151

Аннотация: Известно, что в образной системе искусства ХХ столетия наблюдается тотализация проблем современного мира. В статье рассмотрены принципиально новые образы искусства ХХ века, возникшие в результате стремления многих художников, музыкантов, литераторов к эпатажу, оригинальности своих идей. Среди таковых – образ Ничто (тишина в музыке, одноцветные полотна без образной конкретики в живописи, нуля в литературе), гиперболизация неэстетичных на первый взгляд бытовых предметов и аксессуаров, господствующая в веризме, натурализме, дадаизме, реди-мейде, повышенная экспрессивность, спонтанность, возведенная в статус образа в таком знаковом жанре, как хэппенинг и т.д. Отмечается обязательное наличие художественного концепта в подобных произведениях, несмотря на факт их неоднозначной эстетической значимости и ценности. Рассмотрены примеры из наследия М. Дюшана, К. Малевича, А. Капроу, Р. Раушенберга, Э. Уорхолла, Д. Поллока, Д. Кейджа.
Культура и искусство, 2013-3
Петров В.О. - Политекстовое взаимодействие в инструментальной композиции со словом

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.8673

Аннотация: В статье рассматривается одна из возможных разновидностей текстового присутствия в новом для второй половины ХХ века жанре — инструментальной композиции со словом. Производится типология политекстового взаимодействия текстов в рамках инструментальной музыки. 1) принцип поочередного проведения (тексты следуют друг за другом в пространстве формы, например — в разных частях произведения), 2) принцип арочности (один текст или текст одного автора проводится несколько раз, выполняя реминисцентную функцию), 3) принцип свободной компиляции (тексты разных авторов или созданные композитором используются хаотично, «разбросаны» в общей форме произведения; при этом, возможно проникновение текстов, сочиненных композитором в структуру цитируемого литературного источника). В качестве примеров приводятся авангардные сочинения Ф. Караева, Б. Фернихоу, Ф. Ржевски.
Культура и искусство, 2012-6
Петров В.О. - Инструментальный театр: историческая пирамида жанра
Аннотация: В статье рассматривается генезис и становление одного из магистральных жанров современной музыки – инструментального театра, являющегося по сути жанром, причастным к синтезу искусств, – тем процессам, которые в целом отвечают стремлениям художников второй половины ХХ в. Автор выделяет наиболее значимые истоки инструментального театра, к которым относит: ритуал первобытного строя, синкретический в своей основе, народный театр, джаз, музыкальный акционизм (хэппенинг, перформанс), новации в области театрального искусства середины ХХ в. Особое внимание уделяется наиболее знаковым опусам, спровоцировавшим появление инструментального театра – «Прощальной симфонии» Й. Гайдна, симфониям Ч. Айвза, фортепианным экспериментам Г. Кауэлла и Э. Сати.
Культура и искусство, 2012-2
Петров В.О. - Вокальная симфония: к вопросу о синтезе музыки и слова
Аннотация: В статье на примере жанра вокальной симфонии, сформировавшейся в ХIХ веке и явившейся одним из знаковых элементов модификации жанра симфонии, изначально сугубо инструментального, рассматривается вопрос о синтезе двух рядов – музыкального и вербального. Сквозь призму взаимоотношения музыки и слова прослеживается историческая эволюция вокальной симфонии, рассматривается ряд оригинальных опусов.
Культура и искусство, 2011-10
Петров В.О. - О феномене пространственной музыки
Аннотация: В статье рассматривается феномен пространственной музыки, так ярко заявивший о себе в музыкальном искусстве второй половины ХХ столетия. Под пространственной музыкой понимается индивидуализированная, оригинальная диспозиция музыкальных инструментов в пространстве сцены, диктующаяся композиторской заданностью на эксперименты в области акустики. В качестве примеров рассмотрены произведения Л. Берио, Д. Брехта, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Э. Брауна, Т. Такемицу, Р. Щедрина, Д. Корильяно, Тан Дуна, особенности их сценической реализации.
Культура и искусство, 2011-3
Петров В.О. - Функции вербального текста в инструментальной композиции второй половины ХХ века
Аннотация: Инструментальная композиция со словом – один из новых жанров музыкального искусства, оформивший свои жанровые признаки лишь во второй половине ХХ столетия. В данной статье рассматриваются функции текста с точки зрения формы (вступления, интегративного дополнения, интегративного доминирования, обобщения, единовластия), их взаимоотношение с музыкой, влияние на содержание музыкального опуса. В качестве примеров приводятся сочинения В. Екимовского, Р. Эриксона, Ф. Ржевски, С. Загния, С. Губайдулиной, К. Хубера, Д. Лигети, Д. Макинтоша, Э. Вильямса, Д. Говарда.
Культура и искусство, 2011-1
Петров В.О. - Слово в инструментальной композиции ХХ века как фактор утрирования трагического содержания
Аннотация: В статье рассматривается уникальный музыкальный жанр ХХ века – инструментальная композиция со словом, неизученный в искусствоведении как самобытный феномен. При всем многообразии концепций, используемых композиторами в рамках данного жанра, основное его содержание составляют произведения трагические в своей основе. Цель статьи заключается не только в рассмотрении специфики использования литературных текстов в трагических по характеру инструментальных сочинениях, но и в выявлении констант их взаимоотношения с музыкальным материалом, в анализе смыслового присутствия текстов в музыкальном контексте.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"