по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мартьянова Галина Юрьевна
Психолог, 2023-1
Мартьянова Г.Ю. - Влияние тревоги на саморегуляцию клиентов психологического консультирования в ситуации неопределенности c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.1.39796

Аннотация: Переживание тревоги в неопределенной событийности становится тем способом реагирования, который вносит изменения в процессы совладания, нарушая прежде всего осознанную регуляторную активность. Статья представляет результаты анализа влияния тревоги на параметры стиля осознанной саморегуляции в ситуации пандемии. Исследование базируется на положениях теории осознанной саморегуляции О. А. Конопкина. В исследовании принимали участие клиенты психологического консультирования, добровольно обращающиеся за помощью. Тревога исследовалась по ее видам, диагностика стилевых параметров саморегуляции осуществлялась с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения – ССП» В. И. Моросановой. Влияние тревоги на саморегуляцию определялась регрессионным анализом.     Результаты обозначили равнозначную выраженность видов тревоги: личностной, ситуативной, субклинической. Значимым результатом исследования стал факт тревоги испытуемых по поводу регресса психотерапевтических навыков в ситуации неопределенности. Анализ стилевых параметров саморегуляции показал нарушения в структуре планирования активности, моделирования условий, построения программ действий и оценивания полученных результатов. Регрессионные модели обозначили дифференцированную детерминацию видами тревоги регуляторных блоков. Данные исследования позволяют расширить представления о нарушенных способах реагирования клиентов психологического консультирования в напряженных ситуациях. Результаты могут быть использованы при разработке психотехнической составляющей процесса оказания помощи субъектам ситуации неопределенности.
Психолог, 2020-1
Мартьянова Г.Ю. - Исследование связи временной перспективы и саморегуляции в трудной жизненной ситуации c. 34-43

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.1.32180

Аннотация: Статья представляет результаты исследования связи временной ориентации и параметров стиля осознанной саморегуляции у субъектов трудной жизненной ситуации. Анализируется степень детерминации регуляторной активности человека ориентациями на настоящее, будущее и прошлое. В результате корреляционного и регрессионного анализов доказывается дифференцированная роль временной перспективы в процессах планирования, моделирования, программирования и оценивания результатов произвольной активности в трудной ситуации жизни. Акцент в работе делается на временной перспективе как ресурсе совладания с жизненными трудностями. Анализ понятия временной перспективы в работе проводится в соответствии с учением Ф. Зимбардо о временной ориентации. Основным выводом работы стало утверждение о том, что наибольшее значение в детерминации субъектной активности имеет ориентация на прошлое. Направленность на будущее определяет условия регуляторной активности, но не обусловливает динамику целей. Самое спорное влияние на регуляторную активность в трудной ситуации имеет ориентация на настоящее.
Психология и Психотехника, 2019-3
Мартьянова Г.Ю. - Расширение адаптационного потенциала в практике совладания с трудными жизненными ситуациями c. 59-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.28650

Аннотация: Целью исследования, представленного в статье, была проверка возможности расширения репертуара адаптивных способов регулирования активности в трудной жизненной ситуации посредством воздействия на образ психического состояния. Понимание регуляторной активности опирается на тезаурус субъектно-деятельностного подхода, где она описывается как мера обусловленности действий по совладанию с жизненными трудностями в соответствии со спецификой внутреннего состояния самого субъекта ситуации. Адаптационный потенциал рассматривается как феномен, релевантный содержанию опыта регуляторной субъектной активности. На материале участников психотерапевтических групп проводится анализ и сравнение образов психического состояния в актуально действующей проблемной ситуации и в ситуации успешного совладания с жизненными трудностями. Показаны изменения в образах состояния после работы по осознанию отдельных качеств. Приводятся статистические доказательства наличия связи формальных показателей образов состояния с уровнем стиля осознанной саморегуляции произвольной активности. Обосновывается динамика зависимости исследуемых параметров в соответствии с изменениями мощности, структурированности и интенсивности образов психического состояния.
Психология и Психотехника, 2016-10
Мартьянова Г.Ю. - Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропопсихологический подход c. 829-833

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22070

Аннотация: Предметом исследования является обоснование содержания самодетерминации в условиях напряженной событийности. В статье исследуется категория «субъект напряженной ситуации» в антропопсихологическом контексте. Предлагается понимание ситуации как структурной единицы событийности, делающей человека субъектом собственной активности. Доказывается значение стилевых параметров осознанной саморегуляции для адаптации к ситуационным факторам: планирования, моделирования, программирования, контроля и оценки результатов. Экспериментальным путем проверяется идея построения зоны оптимальной самодетерминации ситуационной активности при адаптации к напряженной событийности. Антропологический термин «событийность» обосновывается в категориях субъектно-деятельностного подхода, принятого за основание при объяснении сути ситуационного реагирования субъекта. Понятие «самодетерминация» интерпретируется через содержание регуляторной деятельности, что позволяет определить зоны самодетерминации в границах оптимального и неоптимального стиля осознанной саморегуляции. Автор анализируют экспериментальные данные субъектной регуляторной активности в различных напряженных обстоятельствах; показывает связь параметров стиля регуляции с уровнями адаптированности к ситуациям.
Психология и Психотехника, 2016-1
Мартьянова Г.Ю. - Индивидуальное психологическое консультирование: субъектно-регуляторный подход

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17517

Аннотация: В статье рассматривается теоретический конструкт индивидуального психологического консультирования с позиции субъектно-регуляторного подхода. Определяются аспекты консультирования как вида профессиональной деятельности. Автор в категориях теории осознанной саморегуляции произвольной активности дифференцирует консультативный процесс по целям, действиям, результату профессиональной активности консультанта и субъектной активности клиента. Индивидуальное психологическое консультирование определяется как деятельность по направлению субъектной активности клиента для оптимизации его потенциала. Обосновывается возможность применения субъектно-регуляторного подхода для объяснения основных процессуальных и результативных феноменов консультирования. Клиент, в авторской интерпретации, является субъектом собственной активности, субъектом самореализации, субъектом изменений, происходящих под действием проблемы, и субъектом регуляторного опыта. Психологическая проблема представлена как результат нарушения индивидуального стиля осознанной саморегуляции, а именно, процессов достижения субъектом цели в трудных условиях жизнедеятельности. Ее генезис обусловлен сложным пролонгированным процессом установления причинно-следственных связей в субъективной оценке событий и фактов. Основным механизмов оказания консультативной помощи названо переструктурирование.
Психология и Психотехника, 2015-10
Мартьянова Г.Ю. - Регуляторные характеристики субъективного образа состояния в трудной жизненной ситуации

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16543

Аннотация: Статья раскрывает специфику регуляторной активности субъекта трудной жизненной ситуации в зависимости от выраженности характеристик образа состояния в ней. Целью представленного эмпирического исследования был анализ формальных параметров образа состояния и его связь с общей регуляторной активностью. Проводилось сравнение мощности, структурированности и интенсивности образа в различных условиях воспроизведения трудной ситуации. Изучалась дифференцированная роль параметров образа в актуально действующей ситуации, при воспроизведении положительного опыта решения проблем и в условиях несовладания с трудностями. Исследование базируется на общеметодологических положениях концепции стиля осознанной саморегуляции произвольной активности субъекта В.И. Моросановой. Показана динамика субъективных характеристик при снижении адаптированности к трудной ситуации и влияние изменений в образе состояния на общий уровень саморегуляции. Доказано, что образ состояния дифференцировано влияет на регуляторную активность. Его мощность более всего детерминирует процессы управления ситуаций и своей активностью в ней. Полученные эмпирические данные поднимают актуальный вопрос о возможности и необходимости разработки технического обеспечения коррекционной помощи субъекту трудной жизненной ситуации с учетом механизмов воздействия на мощность, интенсивность и структурированность образа психического состояния.
Психолог, 2015-1
Мартьянова Г.Ю., Ильина А.А. - Потенциал арттерапии в системе коррекционной помощи дошкольнику c. 94-118

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13601

Аннотация: Одним из широко распространенных методов в психологической коррекции детей является арттерапия. Однако применение ее техник на практике часто происходит без учета возрастных возможностей реагирования детской психики. Настоящая статья показывает, какие механизмы арттерапии делают ее эффективной в старшем дошкольном возрасте. Определение эффективности осуществляется в сравнении с игровой коррекцией, приоритет которой в возрасте с 3 до 7 лет объясняется типом ведущей деятельности. Сопоставление подходов осуществляется с процессуальной и результативной позиций. Основным критерием проведенного анализа выступает возможность получения продукта детской деятельности в диагностике, психопрофилактике и собственно коррекционной работе. Доказано, что арттерапия как метод полезна в дошкольном возрасте в силу слабой рефлексии и низкой вербальной активности детей. Определено, что символический смысл искусства соотносится с процессом формирования знаково-символической функции сознания ребенка, прежде всего, механизма моделирования. Показано соответствие арттерапии как вида практической деятельности основным принципам психологической коррекции детей. Основные тезисы об эффективности арттерапии в дошкольном возрасте подтверждаются данными собственных эмпирических исследований.
Психология и Психотехника, 2014-11
Мартьянова Г.Ю. - Детерминация активности клиента индивидуального психологиче-ского консультирования его ответственностью

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13195

Аннотация: Статья раскрывает специфику мотивационной активности клиентов индивидуального психологического консультирования в зависимости от степени их ответственности. Целью эмпирической работы стал анализ корреляционных связей интернальности и мотивационных характеристик на начальных этапах консультирования и по его окончанию. Показана динамика социальной мотивации, мотивов самореализации и самоуважения, стремления уменьшить потребностное напряженность в трудной жизненной ситуации и целедостижения в зависимости от эффективности консультативной сессии. Доказывается ответственность как необходимое и требуемое условие психологического консультирования в той его части, которая гарантирует мотивационную включенность клиента в процесс и результат получения помощи. Исследование методологически базируется на положениях субъектного подхода об активности как источнике ответственности и самодетерминации личности. Экспериментально подтверждено, что повышение значений интернальности как параметра личностной ответственности обусловливает изменения в самоуважении, самореализации и в намерении осуществить цель. Увеличение же ответственности более всего зависит от выраженности у субъектов трудной жизненной ситуации самоуважения. Подтвержденный факт связи ответственности с мотивацией обусловливает необходимость тщательной разработки принципа активности клиента в психологии консультирования.
Психология и Психотехника, 2014-2
Мартьянова Г.Ю. - Эффективность применения техники поведенческой психотерапии в возрастно-психологическом консультировании

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10247

Аннотация: Статья описывает результаты апробации техники поведенческого подхода «Ступенька за ступенькой» в возрастно-психологическом консультировании. Целью проводимого исследования является доказательство ее эффективности в консультативной деятельности. Созданная первоначально для оказания терапевтического воздействия на семью с больным ребенком, техника в большей мере отражает условия психологического консультирования. В статье анализируется ее содержание на каждом этапе консультативной работы. Определяются факторы, позволяющие соотносить коррекционные механизмы поведенческой техники с нарушениями родительской позиции. Апробация материала осуществлялась на репрезентативной выборке родителей – клиентов психологического консультирования. В ходе эксперимента сравнивалось воздействие на две группы испытуемых различными приемами: предлагаемой техникой и вынесением рекомендаций. Сравнение эмпирических данных подтвердило возможность изменений в родительских установках и Я – концепции за счет систематического анализа нежелательных детских реакций и системы собственных предъявляемых требований. Основными консультативными эффектами при этом выступили осознание, дистанцирование и переструктурирование. Показано, что техника соответствует принципам консультирования родителей и удовлетворяет их потребности в получении помощи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.