по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Саамишвили Наталья Николаевна
Культура и искусство, 2016-6
Саамишвили Н.Н. - Музыкальная драматургия и образный строй оперы "Эмили" Кайи Саариахо

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21359

Аннотация: Объектом исследования являются музыкальная драматургия и образный строй монооперы известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо «Эмили». На основе изучения особенностей либретто, музыкальной композиции, а также совокупности музыкально-выразительных средств, связанных с образно-смысловым и драматургическим решениями оперы, в статье приводятся и анализируются оригинальные принципы работы композитора над воплощением образа главной героини. Особенно ярким в этом отношении является метод раскрытия образа Эмили через «незримое присутствие» в ее монологе других «персонажей», упоминаемых в тексте и отражаемых в музыке. Основные аналитические приемы, используемые в работе, связаны с музыкальной герменевтикой. Кроме того, автор опирался на традиционные для отечественного музыковедения подходы, выработанные при анализе либретто и музыки в опере. Научная новизна работы определяется, прежде всего, ее музыкальным материалом. Результатом исследования является вывод о том, что многослойная драматургия либретто и музыки оперы, разнохарактерность личности героини наряду с образной полифонией, возникшей в моноопере «Эмили», открывают новые возможности жанра, а также перспективы его развития.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-3
Саамишвили Н.Н. - "Эмили" Кайи Саариахо - моноопера-портрет c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.20952

Аннотация: «Эмили» — новейшая из трех опер известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо, ее премьера состоялась в 2010 году. Как и в двух других музыкально-театральных сочинениях композитора — операх «Любовь издалека» (2000) и «Мать Адриана» (2004–2005) в центре — женский образ. Героиня монодрамы «Эмили» — французский математик и физик, муза Вольтера Эмили дю Шатле. Задача настоящей статьи — продемонстрировать особенности драматургии и композиционно-технической стороны оперы. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. В «Эмили» проявились многие характерные качества стиля Саариахо, и в то же время в нем просматриваются новые черты, не свойственные более ранним операм композитора. Это, прежде всего, опора на некие повторяющиеся мелодические, ритмические, звуковые комбинации, комплексы, которые в той или иной степени соотносятся с образно-драматическими линиями либретто. Но, впервые прибегнув к жанру монооперы, композитор экспериментирует с новой для нее структурой и музыкальными средствами создает невероятно живой и богатый портрет личности, терзаемой внутренними конфликтами и противоречиями, подобных которому еще не было в ее оперных произведениях.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-3
Саамишвили Н.Н. - Заметки о международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года c. 32-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21285

Аннотация: Репортаж посвящен событию, представляющему значительный интерес для музыкальной науки: международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Москве в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года. Интерес к русскому музыкальному барокко в настоящее время возрастает как в России, так и за рубежом, и проведение конференции предоставило возможность обсуждения самых актуальных вопросов, связанных с освоением наследия той эпохи. Тематика докладов охватывала проблемы, связанные с историей и теорией партесного многоголосия, своеобразием жанровой системы раннего многоголосия, реконструкцией биографий и творческого наследия музыкантов, эволюцией теоретической мысли о музыке той эпохи. В процессе научной работы использовались методология теоретического анализа и источниковедения, исторический и стилевой подходы, методы системного и сравнительного анализа. Русское музыкальное барокко впервые стало темой фундаментальной международной конференции, которая была призвана выявить новейшие тенденции в изучении этой эпохи, синтезировать современные научные достижения и дать импульс для новых изысканий, помочь воссозданию цельной и вместе с тем многосторонней картины отечественной культуры второй половины XVII – середины XVIII века, отразившей связи с музыкантами Польши, Италии, Германии, Франции. Впервые в рамках научного мероприятия был представлен широчайший диапазон мнений, излагаемый как корифеями отечественной науки, так и молодыми начинающими учеными, среди которых было немало зарубежных гостей.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Саамишвили Н.Н. - Опера Кайи Саариахо «Любовь издалека»: вопросы либретто и композиционной техники. c. 341-363

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.15709

Аннотация: Предмет исследования статьи — опера финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека», ставшая шедевром современного музыкального театра. К творчеству этого композитора, сегодня привлечено внимание европейских музыковедов и критиков, которые в последние годы отзываются на каждую премьеру ее сочинений. В России творчество Саариахо изучено мало. В связи с этим существует еще много аспектов, требующих анализа и осмысления. Один из них – изучение оперного творчества композитора, особенностей музыкальной драматургии и языка опер, определение места в истории музыкального театра. В статье предпринята попытка вписать самую известную оперу Саариахо «Любовь издалека» в общий европейский музыкально-театральный контекст на основе анализа либретто и партитуры произведения. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. Опера представляет собой своеобразную художественную реакцию на музыкальную драму Вагнера и оперу Дебюсси, а также содержит массу разнообразных связей – точек соприкосновения с рядом других сочинений. В музыке «Любви издалека» скрещиваются несколько «линий ассоциаций», идущие от самых разных стилей и жанров: песен трубадуров с их характерной модальностью, немецкого музыкального романтизма, французской оперы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"