по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Полтораков Алексей Юрьевич
Философия и культура, 2013-12
Полтораков А.Ю. - Украинские национальные ценности в геокультурном (цивилизационном) контексте

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.7350

Аннотация: Украина в геокультурном измерении является частью т.н. «Макрохристианского цивилизационного мира». Он характеризуется: внешне – единством прежде всего религиозных основ (христианство), внутренне – близостью основ аксиологических (ценностных), а также определенной историко-географической целостностью. «Украинская цивилизация» сочетает в себе элементы как «западной» модели, так и модели «восточной». По большинству историко-культурных «параметров» Украина явно тяготеет к Восточной, а не Западной составляющей Макрохристианского мира. Однако в разрезе иерархии ценностных приоритетов (свобода, равенство, братство) явной близости не наблюдается. Производная нечеткость иерархии ценностных приоритетов, характерная для украинского «национального характера», придает всей структуре достаточную гибкость для развития – достаточный уровень адаптативности. «Украинская идея» как национально-государственный проект не сводится к «подстраиванию» под определенную схему (ни Восточную, ни Западную), но тяготеет к творческому переосмыслению и адаптации возможных заимствований, доказавших свою перспективность.
Право и политика, 2013-8
Полтораков А.Ю. - Проблема двойного гражданства как политико-правовой вызов социогуманитарной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.2358

Аннотация: Институт двойного гражданства порождает гуманитарно-политические разногласия и политико-правовые коллизии прежде всего вследствие разного объема прав и свобод, которыми бипатриды (лица с двумя гражданствами) могут реально пользоваться по месту проживания и на которые они имеют право согласно законам своей (этнической и т.п.) родины, гражданами которой они также остаются. Вследствие этого на протяжении последних полутора столетий в практике межгосударственных отношений сложилась тенденция избегать применение института двойного гражданства, а в случае невозможности – пользоваться им только на основе двусторонних соглашений. Особенно – в контексте региональных интеграционных процессов – это касается политико-гуманитарной безопасности стран «новой демократии» (в частности России и Украины). Более того, в непростых постсоветских реалиях, осложненных этнонациональными конфликтами в Приднестровьи и на Кавказе, проблема (двойного) гражданства как фактор национальной безопасности имеет по меньшей мере три аспекта – политико-правовой, социально-политический и евроинтеграционный.
Law and Politics, 2013-8
Полтораков А.Ю. - Проблема двойного гражданства как политико-правовой вызов социогуманитарной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.41465

Аннотация: Институт двойного гражданства порождает гуманитарно-политические разногласия и политико-правовые коллизии прежде всего вследствие разного объема прав и свобод, которыми бипатриды (лица с двумя гражданствами) могут реально пользоваться по месту проживания и на которые они имеют право согласно законам своей (этнической и т.п.) родины, гражданами которой они также остаются. Вследствие этого на протяжении последних полутора столетий в практике межгосударственных отношений сложилась тенденция избегать применение института двойного гражданства, а в случае невозможности – пользоваться им только на основе двусторонних соглашений. Особенно – в контексте региональных интеграционных процессов – это касается политико-гуманитарной безопасности стран «новой демократии» (в частности России и Украины). Более того, в непростых постсоветских реалиях, осложненных этнонациональными конфликтами в Приднестровьи и на Кавказе, проблема (двойного) гражданства как фактор национальной безопасности имеет по меньшей мере три аспекта – политико-правовой, социально-политический и евроинтеграционный.
Международные отношения, 2013-3
Полтораков А.Ю. - Геостратегия современного государства: политико-экономические дилеммы

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7954

Аннотация: Современное государство, исходя из глокальной «коньюнктуры», должна выбрать необходимый баланс, оптимальное соотношение между ресурсным обеспечением своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на мировой арене. Проблема выбора соотношения особо актуальна для таких «средних государств» как Украина. Для них принципиальным внутренним вызовом является декларативность идеи «экономизации внешней политики» – которая на практике оборачивается «политизацией внешнеэкономических связей». В условиях «стабильной нестабильности» миропорядка для геостратегии государства все большее значение приобретает международный контекст. Ключевым вызовом является принципиальное изменение общего характера субъектности международных отношений. Наложение этих факторов приводит к тому, что конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями, к которому в конечном итоге сводится геостратегический «обмен», обретает дополнительную остроту.
Национальная безопасность / nota bene, 2010-6
Полтораков А.Ю. - Стратегия внешней безопасности Ирландии: политико-экономические контексты
Аннотация: Ирландский нейтралитет практически не имеет пресловутых «международных гарантий», но на армию эта страна всегда тратила гораздо меньше других европейских нейтралов (сечас – около 1,3% ВВП) – этому способствует прежде всего достаточно «безопасное» геополитическое расположение «зеленого острова» – вдали от основных «линий фронтов». Поэтому можно согласиться с теми исследователями, которые полагают, что позиция Ирландии была стратегически выверенной: сначала решение о нейтралитете было средством самосохранения, а в конце концов стало средством развития. Соответственно, одним из фактором предубежденного отношения населения Ирландии к европейской политико-экономической интеграции (что проявилось в результах референдумов) стали не до конца выясненные перспективы (не)участия Ирландии в военно-политических составляющих внешней политики и политики безопасности Евросоюза.
Национальная безопасность / nota bene, 2010-2
Полтораков А.Ю. - Современные контексты военно-гражданских отношений (концепция С. Хантингтона применительно к реалиям ХХI столетия)
Аннотация: К главным принципам военно-гражданских отношений можно отнести функциональный и социальный, определенные С. Хантингтоном, где функциональный императив исходит из угроз общественной безопасности, а социальный – отображает социальную структуру, идеологию и органы с доминирующим положением в политической системе. Взаимодействие между этими двумя императивами, интерпретирущими функционирование вооруженных сил, является теоретической базой практики субъекта военно-гражданских отношений. В непростых реалиях «безопасность-центрического» мира проблематика военно-гражданских отношений выходит на принципиально новый политико-политологический уровень – речь уже идет об общем контексте отношений гражданского общества с силовым сегментом государственной власти. При этом новая модель должна быть дополнена прежде всего международно-политическим и историко-культурным компонентами.
Национальная безопасность / nota bene, 2009-8
Полтораков А.Ю. - Военно-гражданские отношения в контексте национальной безопасности: политико-структурные аспекты
Аннотация: Одним из ключевых заданий политологического сегмента современного обществоведения видится реконцептуализация феномена влияния на состояние общественно-политической ситуации в стране и мире, на направленность, характер и результаты политического процесса. Особое значение приобретает проблема формирования т.н. «третьей силы» (социально-политических институтов, готовых выступить в качестве посредников между правящей элитой и гражданским обществом, содействовать решению «классической» проблемы разъединения государства/власти и общества/народа, содействовать интеграции государства и граждан). Государственность фактически окончательно теряет концентрированный характер, рассредоточивается за границы институтов власти, превращается в достояние общественных групп и субъектов преимущественно негосударственного происхождения.
Философия и культура, 2009-8
Полтораков А.Ю. - «Товарищ память»: политические функции исторической памяти
Аннотация: Историческая память остается средством политической борьбы («исторической начинкой» идеологий и «историческим сырьем» для историко-политических мифов и идеологем). В контексте «демократизации» социокультурного развития память становится политической целью, своеобразным «социальным здоровьем». Реалии «информационного общества» открывают возможности для манипуляции исторической памятью: в условиях избытка информации («информационного шума») становится труднее определять, что необходимо помнить или забыть. Играя двуединую политическую роль – средства и цели – историческая память, становясь еще политической ценностью, наполняется онтологическим, гносеологическим и этическим смыслами.
Политика и Общество, 2009-8
Полтораков А.Ю. - «Европейская идентичность» как фактор региональной интеграции: геополитический и геокультурный аспекты безопасности
Аннотация: Актуализация «европейского дискурса» на фоне геоэкономического кризиса, проявившаяся в выборах в Европарламент, обостряет проблемы идентичности и ценностей (на которых базируется последняя). В контексте мега-трендов мирового развития (начиная с трагедии 11 сентября 2001 г.) проблематика обретает особое «измерение безопасности», в котором переплетаются и взаимодополняются геополитические и «геокультурные» аспекты. Использование в геополитическом дискурсе категорий «европейской идентичности» и «европейских ценностей» показывает, что геокультурный элемент имманентно присутствует в отношениях с НАТО и ЕС в т.ч. в сфере безопасности. Несоответствие «европейской идентичности» является одним из факторов, усложняющих отношения Турции с ЕС и, частично, с НАТО. Подобная ситуация наблюдается и в отношениях с Западом России и Украины.
Национальная безопасность / nota bene, 2009-7
Полтораков А.Ю. - Государство как актор международной безопасности: функционально-ролевой подход
Аннотация: В международном контексте особого внимания заслуживает вопрос функционально-ролевого структурирования «иерархии государств» в системе современных международных отношений через призму их «политического влияния» как субъектов международной безопасности. Согласно системному подходу, иерархическая организация структуры международной безопасности детерминирует поведение государств, «предлагая» или откровенно «навязывая» им соответствующие роли, в рамках которых эти субъекты международной безопасности, оставаясь ключевыми акторами, должны выполнять надлежащие функции. Т.е. речь идет о «функциональных ролях» национальных государств как ключевых акторов международной безопасности: через призму функциональных ролей, государство может быть (1) «сверхдержавой», глобальным лидером, (2) «великой (мировой) державой», (3) региональным лидером, (4) «средним государством», (5) «малым государством»; через призму ролевых функций – государством-партнером либо государством-аутсайдером. Нужно также различать с одной стороны – реальный статус (который объективно имеет государство, исходя из своего ресурсного потенциала).
Политика и Общество, 2009-6
Полтораков А.Ю. - Цивилизационная безопасность
Аннотация: Осознание ценности и взаимозависимости всех частей современного мира заставляет по-новому взглянуть на проблему безопасности. Она не может быть сведена к национальной или международной, но должна быть дополнена цивилизационной компонентой. Разработке эффективного механизма аналитического обеспечения решения современных проблем международной безопасности должно предшествовать проведение исследований в рамках нового концептуального подхода (в рамках социокультурной парадигмы), позволяющего адекватно отражать культурно-исторические особенности и долгосрочные, преемственные тенденции мирового развития с учетом специфики современных глобальных и региональных процессов.
Национальная безопасность / nota bene, 2009-5
Полтораков А.Ю. - Политико-системные аспекты безопасности постиндустриального общества
Аннотация: В XXІ в. проблема обеспечения безопасности как проблема социально-политического характера все более дополняется социально-культурной составляющей, что связано как с процессами становления и развития «постиндустриального общества», так и с усложнением социально-политической жизни. Основным социальным институтом, который занят обеспечением безопасности в современном обществе, является государство. Вместе с тем, бурными темпами растет и развивается феномен «приватизации безопасности». Несмотря на то, что ценность социальной безопасности признается всеми, возникли различные социально-политические (политико-идеологические и пр.) представления о том, что это такое, каковы социально-политические пределы безопасности, каковы ее политико-системные параметры и т.п.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.