по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чеботарева Юлия Владимировна
Культура и искусство, 2017-2
Чеботарева Ю.В. - Проблематика исследований творчества скрипачей-виртуозов XIX века c. 153-165

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.2.21651

Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальной проблемы, до сих пор находящейся на периферии интереса отечественных и зарубежных ученых, связанной с пониманием генезиса и стратегии развития романтической эстетики в области скрипичного искусства. Тема статьи представляется созвучной не только сегодняшнему направлению исследовательских интересов, но и творческим поискам композиторов и исполнителей, обращающихся к романтическим тенденциям в искусстве. Скрипачи-виртуозы представляли собой тот характерный тип артиста романтической эпохи, чье искусство всецело актуализировалось через инструмент, в связи с чем автор видит задачу исследования в том, чтобы указать на те особенности стиля исполнения и сочинения скрипачей-виртуозов, которые были предопределены их инструментализмом. В качестве объекта исследования избрано творчество ведущих европейских скрипачей-виртуозов XIX века – Н. Паганини, А. Вьётана, Г. Венявского, П. Сарасате, Г. Эрнста – в контексте тенденций развития музыкальной культуры эпохи романтизма. В качестве предмета исследования рассматривается специфика романтического стиля выдающихся скрипачей-виртуозов XIX века, выявленная на основе изучения их исполнительского искусства и сочинений, отражающих суть музыкальной эстетики эпохи. Основываясь на методе сравнительного анализа и обобщения, историко-биографического и музыкально-стилистического подхода автором рассматриваются характерные черты и выявляются особенности исполнительского и композиторского творчества скрипачей-виртуозов XIX века (Н. Паганини, А. Вьётана, Г. Венявского, П. Сарасате, Г. Эрнста). Обращение автора статьи к специальной литературе показало, что она содержит далеко не полные, а порой и противоречивые сведения о выдающихся деятелях европейского скрипичного искусства XIX века, основных тенденциях его развития. В результате теоретического исследования автором были вскрыты новаторские особенности исполнительской практики и композиторской деятельности скрипачей-виртуозов, получившие активное распространение в скрипичном и шире - музыкальном искусстве, а также были выявлены некоторые неизвестные факты истории скрипичного искусства, позволяющие по-новому взглянуть на роль скрипичной культуры в мировом музыкальном процессе, выявить более полную и доказательную картину скрипичного европейского искусства XIX века.
Культура и искусство, 2016-3
Чеботарева Ю.В. - Трактовка жанра скрипичного концерта в творчестве Генрика Венявского

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.19114

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловливается популяризацией романтического направления в современной музыке, ориентацией на романтические стилевые тенденции среди композиторов и исполнителей. В этой связи обращение к творчеству ярчайшего представителя романтического течения в музыке польского скрипача и композитора Генрика Венявского представляет несомненную важность. Яркое, фееричное, в то же время философски-глубокое творчество Венявского открыло путь к новым достижениям, новым вершинам, иным путям развития скрипичного искусства, помогая развивать современное скрипичное исполнительство. Предметом исследования являются два произведения Генрика Венявского в жанре скрипичного концерта, где наиболее ярко проявляется творческий стиль композитора и прослеживается его развитие. Автором предпринята попытка обратить внимание современных педагогов и исполнителей к авторскому замыслу и глубокому концептуальному решению композитора, в частности, во Втором концерте. Основой исследования является комплексный теоретико-исполнительский подход, который обусловливает использование метода сравнительного анализа скрипичных концертов Генрика Венявского с точки зрения рассматриваемых в работе компонентов. Научная новизна данного исследования определяется параметрами сравнительного анализа двух скрипичных концертов Генрика Венявского с позиции рассмотрения содержательно-музыкальных и стилистических особенностей, присущих данным произведениям. В результате исследования были сделаны выводы, свидетельствующие об эволюции композиторского мышления польского музыканта на уровне стиля, особенностей применения выразительных средств, принципов симфонизации. Полученные результаты могут являться важным источником для дальнейшего изучения творчества польского скрипача и композитора Генрика Венявского, а также способствовать изучению путей развития в области европейского романтического искусства.
Культура и искусство, 2016-2
Чеботарева Ю.В. - "Симфонизация" виртуозно-романтических концертов А. Вьётана

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17552

Аннотация: В данной статье освещаются результаты исследования творчества одного из наиболее известных бельгийских музыкантов – Анри Вьётана, чье уникальное музыкальное дарование в полноте проявилось в композиторском творчестве и исполнительском искусстве. Несмотря на важное значение деятельности А. Вьётана в развитии скрипичной музыки, его заслуги в области концертного жанра до сих пор не признаны в полной мере, в связи с чем объектом данного исследования послужили концерты для скрипки А. Вьётана, а предметом изучения стали особенности скрипичного музыкального языка на основе синтезирования виртуозного и симфонического начал в концертном жанре. Статья направлена на выявление новаторских черт А. Вьётана в жанре скрипичного концерта, которые рассматриваются с точки зрения стилистических особенностей, формообразования и принципов «симфонизации» музыкальной драматургии. Основой исследования является комплексно-теоретический подход, объединяющий историко-стилистический, сравнительный музыковедческий и жанровый методы анализа. В статье впервые дается оценка новаций А. Вьётана в жанре скрипичного концерта с позиции выявления приемов симфонического развития. Обосновано, что применяемые композитором принципы музыкального развития свидетельствуют о его приверженности к лирико-драматическому (монологическому) типу симфонизма, что проявляется на уровне драматургии и на уровне выразительных средств. Автором сделаны выводы о том, что особенностью музыкального мышления А. Вьётана является создание лирико-эпических образов романтического характера. В результате исследования раскрывается своеобразие трактовки А. Вьётаном жанра скрипичного концерта, синтезирующего виртуозно-романтическую направленность с динамикой симфонического развития.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-4
Чеботарева Ю.В. - Принципы музыкальной драматургии скрипичных концертов Анри Вьётана как отражение романтической эстетики c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.40202

Аннотация: В статье рассматривается проблема стилевого определения творчества выдающегося бельгийского скрипача-виртуоза и композитора XIX века Анри Вьётана. Предметом исследования являются концерты для скрипки с оркестром Анри Вьётана, рассматриваемые с позиции определения принципов «симфонизации» музыкальной драматургии данных произведений. Теоретическому анализу подлежат Первый, Четвертый и Пятый скрипичные концерты, в которых на основе синтезирования виртуозно-романтического и симфонического начал наиболее ярко раскрываются принципы драматургического развития, отражающие суть музыкальной эстетики эпохи романтизма. Используя метод сравнительного анализа и обобщения, автор обосновывает гипотезу о романтической направленности композиторского творчества Анри Вьётана. Теоретическому осмыслению подвергается драматургия скрипичных концертов Анри Вьётана, выясняется значение творческого наследия композитора в развитии жанра скрипичного концерта. Научная новизна данной статьи определяется несколькими факторами: в ней впервые на основе анализа творчества Анри Вьётана дается типология стилевых координат творчества композитора, вводятся в научный обиход сведения об особенностях музыкальной драматургии его концертов, позволяющие обосновать выводы о новаторских чертах трактовки жанра скрипичного концерта в творчестве Анри Вьётана. В статье выявлено, что романтический стиль в скрипичных концертах Анри Вьётана проявляется в усилении авторского, индивидуального начала в процессе творчества, изменении логики концертного цикла. В результате проведенного исследования создана аналитическая база, содержащая выводы о приемах симфонизации музыкальной драматургии скрипичных концертов А. Вьётана. Полученные результаты являются важным теоретическим источником для дальнейших исследований, посвященных изучению путей развития европейского скрипичного искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.