по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Баксанский Олег Евгеньевич
Философия и культура, 2016-2
Баксанский О.Е., Коржуев А.В. - Философско-методологическая реконструкция ранних этапов развития естествознания в свете теории научных революций Т. Куна

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.16783

Аннотация: В статье предпринята попытка рассмотрения научной революции в физике XVII столетия в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге западного философа Т. Куна «Структура научных революций»; основное внимание сфокусировано на процессе создания механики Ньютона как антипода механики Аристотеля и системы мира Птолемея. Иллюстрируются такие тезисы Т.Куна, как «смена парадигмы и аномалия», «длительность смены парадигм», «конструктивность научного кризиса», «открытия типа theory indused» и ряд других. Анализируются философские взгляды Галилея, Коперника, Ньютона как методологическая система. Cовременная методология естествознания зачастую использует в целесообразном формате исторический контекст. Как неопровержимо свидетельствует история математической и физической науки, естественнонаучное знание в процессе своего бурного развития часто испытывает кризисы, сопровождающиеся пересмотром основных фундаментальных позиций и подходов к описанию и исследованию основ мироздания, парадигмальных основ, роли тех или иных предпосылочных конструктов новых открытий, отношений зависимости между отдельными фрагментами знания, связанными с переосмыслением выявленных некогда ранее и устоявшихся в сознании научного социума логико-содержательных связей. Точно так же ограничили в правах классическую ньютоновскую механику и создатели квантовой механики, запретив ей работать в масштабах микромира, но оставив полное право описывать макрообъекты. Это выразилось даже в формулировке и широком признании в физике принципа соответствия, допускающего предельный переход от новой теории – назад к старой, когда класс участвующих объектов и процессов это позволял. Таков был научный гений Ньютона, настолько мощными были созданные им интеллектуальные продукты!
Педагогика и просвещение, 2016-2
Баксанский О.Е., Емелин И.А. - Эволюционная теория познания в междисциплинарном контексте

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18735

Аннотация: В статье дается обзор современных исследований в теории познания, рассматривается новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции и философии науки М. Полани. Применение эволюционного подхода позволяет выделить новый ракурс в теории познания. Данный подход базируется на рационалистической установке и ориентирован на рассмотрение реальных когнитивных процессов, на исследование реального познавательного процесса с помощью средств современной науки. Анализ современных исследований в теории познания позволяет обратить внимание на появление нового методологического направления, которое можно характеризовать как “натуралистический” поворот. Оно стремится рассматривать разнообразные проблемы философского порядка с конкретно-научных позиций и с помощью конкретно-научных знаний. В целях настоящего исследования следует рассмотреть новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной синтетической теории эволюции. Резюмируя изложенное, можно сказать, что анализ познания с биологической точки зрения показывает нам что есть возможность расширять нашу когнитивную область. Последовательное понимание биологии как науки о взаимодействии живых систем с окружающей средой и между собой определяет методологическую позицию К.Лоренца, которую он вслед за Д.Кэмпбеллом называет гипотетическим реализмом.
Философия и культура, 2015-5
Баксанский О.Е., Коржуев А.В. - Теория «структуры научных революций» Т.Куна и кризис классической парадигмы в физике на рубеже XIX – XX столетий.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.13839

Аннотация: Рассматривается кризис физики на рубеже XIX – XX столетий в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге философа Т. Куна «Структура научных революций». Внимание сфокусировано на кризисе классической механики Ньютона и «рождении» теории относительности Эйнштейна, модели атома Резерфорда-Бора и, логически развившей её, квантовой механике. Естественнонаучное знание в процессе своего развития пересматривает основные фундаментальные позиции, парадигмальные основы, связанные с переосмыслением выявленных ранее и устоявшихся в сознании научного социума логико-содержательных связей типа «причина – следствие», «повод – феномен», «основание – базирующаяся на нём теория», а также инспирационных, каузальных и системных детерминаций. В качестве основного метода исследования используется метод реконструкции когнитивных представлений эпохи в контексте современного понимания физической картины мира. Основной вывод состоит в том, что теория научных революций Т. Куна «проявила» ряд важных методологических особенностей кризиса физики рубежа столетий, позволила перевести в методологический формат ряд характерных для него особенностей, а иногда по новому их осмыслить и углублённо «прочувствовать», соотнести с характерными проявлениями более поздних «научных революций».
Педагогика и просвещение, 2015-3
Баксанский О.Е., Голубчикова М.Г., Филиппова Е.В. - Особенности функциональной роли руководителя профессиональной образовательной организации в условиях введения ФГОС нового поколения.

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16910

Аннотация: Состояние сферы образования в современном мире достаточно противоречиво. С одной стороны, образование в ХХI веке стало одной из ключевых сфер человеческой деятельности; достижения в этой сфере легли в основу социальных и научно-технологических преобразований, характерных для настоящего момента. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходит формирования радикально новой образовательной системы. В этой связи необходимо дать научное обоснование социально-экономическим механизмам управления современным образованием, используя системный подход и структурный анализ, а также методологическую рефлексию различных концепций менеджмента. Выявлены и охарактеризованы две основные профессиональные функции руководителя профессиональной образовательной организации, актуализирующиеся в условиях введения новых ФГОС СПО – мотивационно-целевая и организационно-методическая. Важным условием успешной реализации модернизационных изменений в системе профессионального образования является сбалансированность в реализации обозначенных функций. Это требует от региональной организации ДПО целенаправленной деятельности по формированию как мотивационно-целевой, так и организационно-методической готовности директоров к модернизации профессионального образования.
Педагогика и просвещение, 2015-1
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. - Педагогическое исследование в формате диалога исследователя с научно-образовательным сообществом

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14501

Аннотация: В статье обсуждаются общефилософское понимание поисково-исследовательского диалога, типология диалогов в педагогическом поисковом пространстве; диалог как средство добывания новых педагогических знаний, как форма многоплановой рефлексии участниками своих позиций, идей и подходов; а также как форма исследовательской кооперации. Подробно обсуждаются логические основы диалоговой аргументации, сфокусированные на таких сегментах, как аргумент к традиции, авторитету, здравому смыслу, вере, аналогии; обсуждается тезис «педагогический диалог как инструмент добывания нового знания». К числу использованных методов относятся: предпосылочный анализ феномена из исследуемого проблемного поля, эвристический синтез, ретроспекция исследуемой проблемы. За последние десятилетия социальные преобразования, с одной стороны, ясно проявили кризис современного образования, его несоответствие заказу социума, а с другой -- невозможность «заменить» систему образования каким-либо другим социальным механизмом, способным взять на себя выполняемые ею функции. Однозначных, "панацей" от всех бед, по мнению самых разных по профилю научной деятельности исследователей, сегодня не существует – потому процессу проектирования путей трансформации образования, оценки результатов тех или иных инновационных акций должен быть имманентно присущ характер диалога со всеми его атрибутами.
Философия и культура, 2014-7
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий.

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.11995

Аннотация: CKTS (конвергенция знаний, технологий и общества) проявляется на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом действия многоотраслевых причин. Конвергенция находится на переднем крае научных открытий и развития технологии, обещая стать основополагающей и интегрирующей областью знаний и преобразований, как это уже произошло, например, с информационными технологиями и нанотехнологиями. Социальная конвергенция обладает потенциалом значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, экономической конкурентоспособности и без-опасности жизнедеятельности. Существует настоятельная необходимость плане восполь-зоваться этой возможностью и принять конкретные меры для осуществления конверген-ции более эффективным образом для взаимодействия всей совокупности проблем, стоящих перед человечеством сегодня. Можно сказать, что развивающийся на наших глазах феномен NBICS-конвергенции представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса. знаменует начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека перейдет под его собственный разумный контроль. Конвергенция рассматривается как возрастающее и преобразующее взаимодействие между научными дисциплинами, технологиями, сообществами и сферами человеческой деятельности для достижения совместимости и интеграции. Конвергенция важна для информационного общества, и анализ социальных следствий конвергенции позволяет решать проблемы, которые не могут быть решены дисциплинарной наукой, а также создавать на новые технологии и знания. Конвергенция возрастает в течение последних нескольких десятилетий. На первом этапе усилия, направленные на исследования и разработку нанотехнологий, привлекли внимание к сближению многих ранее отдельных научных и технических дисциплин (биологии, химии, физики конденсированных сред, материаловедения, электротехники, медицины и др.) на основе возрастающего понимания атомных и наномасштабных структур. NBIC-конвергенция была вторым этапом, объединяющим возникающие технологии на основе их общих составляющих, таких, как атомы, гены (ДНК), биты, и нейроны, иерархически интегрированных во всех технологических сферах и масштабах. CKTS является очередным этапом конвергенции; она расширяется на взаимосвязях и границах технологий, и в конечном счёте вводит их в общечеловеческие, общепланетарные и общесоциальные основы. Она объединяет в соответствующих сферах человеческие, технические, социальные, природные ресурсы и возможности, чтобы попытаться ответить на вопросы и решить проблемы, которые узкодисцплинарными возможностями решены быть не могут, а также создает и распространяет новые знания, технологии, промышленности, продукты и решения для улучшения благосостояния людей. Привлечение гуманитарных технологий дает нам право говорить о создании новой конвергентной NBICS-технологии, где «S» – это социальные гуманитарные технологии.
Философия и культура, 2014-4
Баксанский О.Е. - Конвергенция: методология меганауки.

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.10390

Аннотация: Процесс развития науки начинается с появления множества отдельных, не связанных между собой областей знания. Позже началось объединение областей знания в более крупные комплексы, а по мере их расширения снова проявила себя тенденция к специализации. Технологии же всегда развивались взаимосвязано, и, как правило, прорывы в одной области были связаны с достижениями в других областях. При этом развитие технологий обычно определялось в течение длительных периодов каким-либо одним ключевым открытием или прогрессом в одной области. Сегодня же, благодаря ускорению научно-технического прогресса, мы наблюдаем пересечение во времени целого ряда волн научно-технической революции. В частности, можно выделить идущую с 80-х годов XX столетия революцию в области информационных и коммуникационных технологий, последовавшую за ней биотехнологическую революцию, недавно начавшуюся революцию в области нанотехнологий. Также нельзя обойти вниманием имеющий место в последнее десятилетие бурный прогресс развития когнитивной науки. Особенно интересным и значимым представляется взаимовлияние именно инфор-мационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки. Данное явление получило название NBICS-конвергенции (по первым буквам областей: N -нано; B -био; I -инфо; C –когно, S - социально-гуманитарные технологии). Конвергентные технологии (нано-, био-, инфо, когно-, социально-гуманитарные технологии). Риски и социально-экономические последствия. Кардинальное изменение картины мира и методологии научного исследования. Научная картина мира требует возвращения к натурфилософии (философии природы), с которой 300 лет назад начинал Ньютон, органично включающую в себя естественные и гуманитарные науки. И необходимым инструментом для решения данной задачи являются конвергентные NBICS-технологии. При этом постоянно следует иметь в виду, что NBICS-конвергенция помимо позитивных аспектов может таить в себе и большое количество угроз и социально-экономических рисков. Определение ключевых факторов риска в значительной степени зависит от перспектив, которые открываются, и от области применения и приложения.
Педагогика и просвещение, 2014-4
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. - Педагогическое исследование в современном научном дискурсе

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.13926

Аннотация: В настоящей статье обсуждаются процессы трансформации педагогического знания на современном этапе его развития, а также логически вытекающие из них особенности современного педагогического исследования; особое внимание уделяется исследованию в области методологии педагогики. Педагогика относится к классу социально-гуманитарных наук, и потому актуален вопрос: каковы изменения во всем блоке социальных наук, привнесенные новой постнеклассической парадигмой знания (последняя треть ХХ-го столетия), как они отразились на педагогическом знании. При всем различии контекста социальных трансформаций в России и на Западе их роднит одна общая черта: и современное западное, и нынешнее российское общество представляют собой в настоящем неустойчивые, переходные социумы. На языке теории самоорганизации это означает, что они находятся в точках бифуркации, в окрестностях которых выбор дальнейшего пути – аттрактора устойчивого развития – может определять весьма незначительное, - возможно, даже случайное воздействие. Методами исследования в настоящей работе выступают: ретроспективный анализ; анализ проблемно-содержательного поля научной области, выявление противоречий и «белых пятен», проектирование подходов к разрешению противоречий и содержательному наполнению научной теории; эвристический синтез. Основные выводы проведенного исследования состоят в обосновании тезиса о том, что как полноценный «представитель» социогуманитарного знания, сегодня педагогика активизирует не только поиск в направлении исторических корней и предпосылок современного знания – она адресует своих исследователей к рефлексии принципов построения знания, его структурирования и процесса «добывания»; и всё это так или иначе символизирует её движение от эмпирической, описательной стадии развития к стадии полноценного теоретического фрагмента гуманитарного ракурса, способного осуществлять предсказательную функцию.
Психология и Психотехника, 2014-3
Баксанский О.Е. - Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию/

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11474

Аннотация: Когнитивная картина мира может быть опровергнута в результате новых наблюдений, испытаний и т.д., свидетельствует о том, что мир намного более богат по сравнению с тем, как субъект его воспринимает, но ни в коем случае не говорит об ограниченности познавательных возможностей субъекта и ненадежности его перцептивного аппарата. Иначе говоря, человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность. Методологические схемы и модели обеспечивают наиболее доступный путь к познанию действительности в качестве интеллектуального инструмента, позволяющего объединить разрозненные элементы. Эти схемы выражают некоторое видение мира, свойственное данному историческому этапу. Проведен сравнительный анализ генезиса научной картины мира, опирающейся на здравый смысл. Человек в действительности не творит мир, а фактически он создает лишь репрезентации мира, исходя из данных тезауруса восприятия. Когнитивные репрезентации позволяют предсказывать будущие события, а когнитивные карты дают возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире, в чем заключается их значение и ценность.
Педагогика и просвещение, 2014-3
Баксанский О.Е. - Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип.

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13521

Аннотация: Социальные последствия конвергенции науки и технологии (CKTS) являются основой прогресса в XXI веке. Анализ социальных последствий конвергенции позволяет исследовать проблемы, которые не могут быть решены узкоспециальными методами, а также создавать на этой основе новые навыки, технологии и знания. Резюмируя, следует отметить, что CKTS может проявляться на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом идущих интегративных процессов и межотраслевых причин. Конвергенция находится сегодня на переднем крае научного и технологического развития, обещая стать одной из основных интегральных областей знания и преобразующей силой, как это уже произошло с информационными технологиями и нанотехнологиями. В качестве основных методов исследования выступают конвергенция знаний, технологий и общества (CKTS), нано-, био-, инфо-, когнитивные и социально-гуманитарные технологии, science and technology studies или science, technology and society (STS), социально-экономические риски, наука и образование. Инициатива CKTS потенциально может оказать воздействие на все аспекты жизни общества: от улучшения образования до повышения общего уровня здоровья, от достижения экологической устойчивости до стимулирования инновационного развития экономики. Конвергенция открывает многообещающие перспективы получения новых знаний, идей, материалов и технологий. Её влияние на повседневную жизнь будет чрезвычайно позитивным, особенно в таких областях как образование, работа, развитие и жизнь населения. Социальная конвергенция обладает потенциалом для значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, повышения экономической конкурентоспособности и обеспечения безопасной жизнедеятельности.
Педагогика и просвещение, 2014-1
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: стратегические цели NBICS-конвергенции.

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.11927

Аннотация: Развивая когнитивные исследования, делается попытка реализовать принципиально новый подход. С одной стороны, изучаются процессы сознания с помощью нейронаук, физиологии и молекулярной биологии, а с другой стороны, одновременно привлекаются специалисты различных социально-гуманитарных направлений. Аббревиатура NBIC относится к сближению нанотехнологии, биотехнологии, ин-формационной технологии и когнитивистики. В 2013 г. было опубликовано аналитическое исследование, посвященное NBIC2-конвергенции (означающей «выходящее за пределами NBIC-конвергенции»). Поскольку оно сосредоточено на обсуждении и рекомендациях в отношении того, как взаимопересечение может учитывать социальные перспективы, то сегодня наряду с аббревиатурой NBIC2 также принимают сокращение CKTS (Convergence of knowledge and technology for the benefit of society - конвергенции знаний, технологий и общества). Анализируются перспективы и социально-экономические риски конвергентных технологий. Нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии (NBICS) играют основополагающую роль развивающихся конвергентных инструментов, которые совместно формируют общую CKTS платформу (Convergence of knowledge and technology for the benefit of society - конвергенции знаний, технологий и общества). Новая научная картина мира складывается в естествознании ХХI в. – • аналитической подход к познанию структуры материи сменился синтетическим, доминируют междисциплинарные исследования, растет их многообразие; • они берут на себя интегративные функции по отношению к отдельным наукам; сближаются науки об органической и неорганической природе, интеграция наук при-обретает трансдисциплинарный характер; • дифференциация из особого направления эволюции науки становится моментом доминирующего в ней интеграционного процесса; • процессы дифференциации и интеграции сливаются в единый интегрально-дифференциальный синтез; усиливается взаимодействие между внешними внутренним единством науки, они часто они становятся неразличимыми. Такая парадигма научного знания может быть названа конвергентной.
Философия и культура, 2013-9
Баксанский О.Е. - Коэволюционное мышление в контексте конвергентных технологий : от биологии к культуре.

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.7208

Аннотация: Когнитивный подход в философии образования ищет новые стратегии в формировании мышления современного человека. Важно значение в этом контексте приобретает коэволюционная стратегия, которая формирует и утверждает новые ориентиры человеческой деятельности, выдвигая новые экологические регулятивы как природопользования, так и материального производства, а также нормы экологической сбалансированности и динамического равновесия человека и природы, правовые регулятивы вторжения человека в природные экосистемы, определяя ценности биосферной экологической этики, направленной на поддержание, защиту и расширение жизни, на увеличение ее разнообразия. Тем самым осознаются истоки и намечаются пути выхода из экологического кризиса — подчинить материально-техническую деятельность человека целям совершенствования биосферы, осознать сложное взаимоотношение между организованностью биосферы и организованностью ноосферы. cognitive approach in philosophy of education looks for new strategy in formation of thinking of the modern person. Important value in this context is gained by co-evolutionary strategy which forms and approves new reference points of human activity, putting forward new ecological norms both environmental management, and industry, and also standard of ecological balance and dynamic balance of the person and the nature, legal norms of invasions of the person into natural ecosystems, determining values of the biospheric ecological ethics directed on maintenance, protection and life expansion, on increase in its variety. Thereby sources are realized and exit ways from ecological crisis are outlined — to subordinate material activity of the person to the purposes of improvement of the biosphere, to realize difficult relationship between organization of the biosphere and organization of a noo-sphere.
Психология и Психотехника, 2013-6
Баксанский О.Е. - Показатели результативности научной деятельности: блеск и нищета индекса цитирования.

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.7716

Аннотация: В настоящее время все большее внимание уделяется вопросу о количественных показателях, характеризующих эффективность результатов научной деятельности, что связано с необходимостью оптимизации бюджетных средств, выделяемых со стороны государства на финансирование научной деятельности. Приоритеты уделяются прагматическим критериям – таковы стали господствующие аксиологические критерии, диктуемые рыночными отношения. А потому зарекомендовавшие себя в бизнес среде параметры используются для оценки эффективности вложенных бюджетных средств (то есть денег налогоплательщиков) с точки зрения их окупаемости и приумножения. Насколько учет индекса цитирования будет способствовать оценке значимости научных трудов и способствовать прогрессу познания? Эти вопросы обсуждаются в статье.
Философия и культура, 2013-3
Баксанский О.Е. - Руководство процессом познания: Knowledge Management.

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.6954

Аннотация: Одной из причин повышения интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени. Поток информации воистину захлестывает, поэтому люди начинают интересоваться, действительно ли им нужна вся эта информация и существуют ли другие, более удобные способы ее получения. Ответы на эти вопросы скорее всего утвердительные, так как, хотя эти технологии и меняют способы создания, передачи и использования знаний, они не могут полностью заменить непосредственные контакты (например, виртуальной средой компьютерного пространства). Действительно, определенные знания можно развивать и передавать другим исключительно с использованием традиционных подходов. Краткое содержание: Информация и знание как основные понятия. Знание и его применение. Социальное и индивидуальное управление знаниями. Знания, компетенции, компетентность. Модели компетенций, особенности их использования в контексте обучения и развития. Знание и решение практических задач. Компетентностная модель образования.
Педагогика и просвещение, 2013-1
Баксанский О.Е. - Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс.

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7624

Аннотация: Перспективный облик науки в среднесрочной перспективе во многом зависит от того, каким образом и в какой срок будут осуществлены мероприятия по модернизации функций, структуры управления и финансирования научных исследований. Любые реформаторские усилия, направленные на модернизацию функций, системы управления и финансирования науки будет напрямую связаны с системой образования, ориентированной на использование достигнутых результатов в рамках существующей научной картины мира. У нас есть знания, необходимые для создания действительно образованного общества. Но настоящая научная, образовательная и культурная революция наступит только тогда, когда будет брошен вызов укоренившимся взглядам на обучение и образование.
Философия и культура, 2012-7
Баксанский О.Е. - Методологические основания модернизации современного образования.
Аннотация: Философия образования, оформившаяся в самостоятельную дисциплину во второй половине XX века, возникла благодаря взаимодействию между множеством философских течений и системой образования, а также в контексте взаимодействия между образовательным опытом и его рефлексией. В ХХI веке на первое место выдвигается конвергнетный тип мышления, базирую-щийся на различных технология, в частности, на информационных, конвергенных, соци-альных и биотехнологиях Конвергентные технологии задают новую стратегию развития цивилизации и в этом качестве нуждаются в социально-гуманитарном осмыслении, для чего необходимо эффективно использовать традиции фундаментальной науки и способности к производству универсального знания для создания когнитивного стандарта как одного из ключевых направлений глобального развития конвергентных технологий.
Педагогика и просвещение, 2012-3
Баксанский О.Е. - Философия, образование и философия образования.
Аннотация: В статье дан критический обзор современного состояния образования, проанализированы основные направления исследований. Выбирая ту или иную стратегию обучения, мы одновременно выбираем и определенную модель учащегося. Кроме того, образование формирует модель метапознания, т.е. процессов осмысления познавательных механизмов, используемых людьми вообще и самим индивидом . Обучение всегда выступает как активный инструмент формирования личности человека, в чем и состоит его важнейшая социальная функция.
Педагогика и просвещение, 2012-1
Баксанский О.Е. - Конвергентный подход к философии образования
Аннотация: Современная наука требует изменений в социально-гуманитарной сфере, и реорганизации существующей системы образования и обучения. Термин «конвергентные технологии» в современных исследованиях в области инновационной экономики, менеджмента, социологии и культуры появился сравнительно недавно; в качестве одной из ключевых характеристик выделяется конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой изолированные технологические траектории становятся неразличимыми.
Психология и Психотехника, 2010-10
Баксанский О.Е. - Когнитивная наука: моделирование человеческого интеллекта.
Аннотация: Анализируются программа и методология моделирования человеческого интеллекта в контексте междисциплинарного контекста. Основное внимание уделяется вычленению базовых категорий, в частности, категории информация.
Психология и Психотехника, 2009-10
Баксанский О.Е. - Психологические основания образования: от дискурса к нарративу
Аннотация: Что мы сегодня ожидаем от школы? Должна ли школа всего-навсего воспроизводить существующую культуру? Должна ли она «лепить» из детей лояльных граждан? Анализируется изменение методологического и психологического базиса современного образование – переход от формально-логической дисциплинарной структуры к нарратив-но-интерпретационной модели. Образование нельзя рассматривать только как машину для передачи знаний, недостаточно разработать методику обучения различным предметам и реализовывать ее в школе. Задача гораздо более глобальная – приспособить культуру к потребностям людей и подготовить людей к выполнению социальных функций. Только в соответствующем контексте можно адекватно понять природу образования.
Психология и Психотехника, 2009-10
Баксанский О.Е. - Психологические основания образования: от дискурса к нарративу
Аннотация: Что мы сегодня ожидаем от школы? Должна ли школа всего-навсего воспроизводить существующую культуру? Должна ли она «лепить» из детей лояльных граждан? Анализируется изменение методологического и психологического базиса современного образование – переход от формально-логической дисциплинарной структуры к нарратив-но-интерпретационной модели. Образование нельзя рассматривать только как машину для передачи знаний, недостаточно разработать методику обучения различным предметам и реализовывать ее в школе. Задача гораздо более глобальная – приспособить культуру к потребностям людей и подготовить людей к выполнению социальных функций. Только в соответствующем контексте можно адекватно понять природу образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.