по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Любарев Аркадий Ефимович
Юридические исследования, 2016-8
Любарев А.Е. - Есть ли логика в законодательном регулировании регистрации кандидатов на основании подписей избирателей c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.8.18949

Аннотация: В статье анализируются положения российского избирательного законодательства, регулирующие регистрацию кандидатов и списков кандидатов на основании подписей избирателей. Отмечено, что в результате бессистемной правки избирательного законодательства, имевшей место в последние годы, указанное законодательство утратило внутреннюю логику. Автор подробно исследует практику регистрации кандидатов и списков кандидатов на региональных и муниципальных выборах последних лет. Отмечается, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ смысл системы регистрации кандидатов и списков кандидатов в том, чтобы допускать на выборы кандидатов, имеющих достаточную поддержку избирателей. Сравниваются нормы избирательного законодательства о необходимом для регистрации числе подписей избирателей и об освобождении отдельных политических партий от сбора подписей, относящиеся к выборам разного уровня. Сравнение показывает отсутствие логики в установлении норм, касающихся правил регистрации кандидатов и списков кандидатов. Анализ практики регистрации кандидатов и списков кандидатов на региональных и муниципальных выборах свидетельствует о том, что система регистрации на основании подписей избирателей не выполняет свою конституционно значимую функцию: она приводит к недопуску на выборы кандидатов, пользующихся поддержкой избирателей, но при этом допускает на выборы кандидатов, получающих затем низкие результаты. Предложен комплекс мер для восстановления нормальной политической конкуренции на российских выборах.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2016-2
Lyubarev A. - Is there logic in the legislative regulation of the candidate registration based on electoral signatures c. 27-34

DOI:
10.7256/1339-3057.2016.2.19395

Abstract: This article explores the positions of Russian electoral legislation that regulates candidate registration and electoral list based on electoral signatures. It is noted that as a result of an unsystematic amendments to the electoral legislation that took place in the recent years, this legislation has lost its internal logic. The author thoroughly researches the practice of candidate registration and electoral lists at the regional and municipal elections over the recent years. It is noted that in accordance with the legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation, the purpose for the candidate registration system and electoral lists is to only allow candidates that have a sufficient support from the electorate. The author compares the norms of the electoral legislation on the mandatory number of signatures for registration and not requiring separate political parties to collect signatures for elections of various levels. The comparison reveals lack of logic in establishment of norms pertaining to the rules of candidate registration and electoral lists. Analysis of the registration process and electoral lists on the regional and municipal levels confirms that the registration system based on signatures does not carry out its constitutionally important function:it leads to exclusion of candidates that have voter support, but at the same time allows candidates that then get low results. The author proposes series of measures for restoration of normal political competition at Russian elections.
Право и политика, 2013-13
Любарев А.Е. - Соответствуют ли российские выборы своему конституционному предназначению

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.13.10158

Аннотация: Обсуждается состояние института выборов в России после двадцатилетнего развития в рамках действующей Конституции РФ. Отмечено, что избирательное законодательство не только крайне нестабильно, но и не имеет единого вектора, отличается метаниями из одной крайности в другую; при этом изменения обычно носят конъюнктурный характер. Показано, что активность избирателей имеет тенденцию к снижению, и в ряде регионов, а также во многих крупных городах показатели активности избирателей на региональных и муниципальных выборах крайне низки. Данные факты свидетельствуют о низком доверии граждан к институту выборов; об этом же говорят и результаты социологических опросов. В качестве основных дефектов в практике проведения выборов отмечаются недопуск к выборам популярных кандидатов и партийных списков, а также фальсификации в ходе голосования и подсчета голосов. Кроме того, в последние годы благодаря определенным положениям избирательного законодательства частым становится явление «сфабрикованного большинства», когда партия–лидер, получив менее половины голосов, добивается более половины мандатов. Делается вывод, что российские выборы в основном не соответствуют своему конституционному предназначению – быть высшим непосредственным выражением власти народа.
Юридические исследования, 2013-11
Любарев А.Е. - Сравнение германской и российской избирательных систем c. 1-29

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.11.1013

Аннотация: Сравниваются смешанная связанная избирательная система, применяющаяся на выборах в германский бундестаг с 1953 года, и смешанная несвязанная избирательная система, действовавшая на выборах в Государственную Думу в 1993–2003 годах. Отмечаются их общие черты и различия. Главное различие: германская избирательная система обеспечивает пропорциональное представительство политических партий с минимальными искажениями, в то время как российская избирательная система допускает существенные искажения, в том числе получение большинства мандатов партией, за которую голосует менее половины избирателей. Обсуждаются факторы, приводящие к искажениям пропорциональности при германской избирательной системе, проблемы «избыточных» мандатов и расщепления голосов. Делается вывод, что германская избирательная система может быть адаптирована к российским условиям; при этом в мажоритарной части системы следует отказаться от принципа «победитель получает все». Как один из вариантов предлагается заменить одномандатные избирательные округа на многомандатные.
Социодинамика, 2013-8
Любарев А.Е. - Активность избирателей на федеральных, региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации c. 138-209

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.8.8778

Аннотация: Исследуются вариации показателей активности избирателей – во времени, в зависимости от уровня и вида выборов, а также для разных регионов и типов муниципальных образований. Отмечены региональные различия, характерные для любых видов выборов. Показано, что в основном сложилась следующая шкала убывания активности избирателей в зависимости от вида выборов: выборы Президента РФ, выборы Государственной Думы, выборы главы региона, выборы регионального парламента, выборы главы муниципального образования, выборы представительного органа муниципального образования. При этом в городах активность избирателей в основном ниже, чем в сельской местности. Динамика активности избирателей имеет сложный характер: в первой половине 2000-х годов была заметна тенденция к снижению явки, во второй половине 2000-х годов показатели явки в основном повышались, но в настоящее время вновь проявляется тенденция к ее снижению. Обсуждаются причины низкой активности избирателей и целесообразность восстановления порога явки.
Юридические исследования, 2013-8
Любарев А.Е. - Пропорциональная и смешанная избирательные системы на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации: проблемы «сфабрикованного большинства» c. 65-118

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.8.9212

Аннотация: Исследуются искажения пропорциональности представительства политических интересов избирателей при использовании пропорциональной и смешанной избирательных систем на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации. Особое внимание уделяется случаям «сфабрикованного большинства», когда партия–лидер, получая менее 50% голосов по единому избирательному округу, завоевывает более 50% мандатов, что приводит к нарушению воли избирателей. Исследуется роль в создании эффекта «сфабрикованного большинства» голосования против всех списков кандидатов, заградительного барьера, методики распределения мандатов и мажоритарной составляющей смешанной системы. Показано, что в рамках пропорциональной избирательной системы решающую роль в создании эффекта «сфабрикованного большинства» играют заградительный барьер, превышающий 3%, и метод делителей Империали. Однако наибольшую роль в создании эффекта «сфабрикованного большинства» играет мажоритарная составляющая смешанной системы. Сделан вывод о необходимости отказа от смешанной несвязанной избирательной системы. В качестве альтернативы предлагается смешанная связанная система, аналогичная применяемой в Германии.
Юридические исследования, 2012-3
Любарев А.Е. - Основные параметры пропорциональной избирательной системы и их системная взаимосвязь c. 1-42
Аннотация: Обсуждается системная взаимосвязь таких параметров пропорциональной избирательной системы как размер избирательного округа, заградительный барьер и методика распределения мандатов между списками кандидатов. Показано, что от этих параметров в совокупности зависит порог исключения, то есть доля голосов, набрав которую, список кандидатов гарантирует себе как минимум один мандат. На основании правового и политологического анализа последствий применения заградительного барьера сделан вывод о том, что обоснованным можно считать заградительный барьер не выше 5%, но более целесообразным представляется установление барьера на уровне 3 или 4%. Такой уровень барьера можно считать разумным компромиссом между требованиями работоспособности парламента и обеспечения его представительности. Предложены законодательные решения, гарантирующие получение хотя бы одного мандата списком кандидатов, набравшим более 5% голосов избирателей. Предложен критерий допустимости использования пропорциональной избирательной системы при небольшом числе распределяемых мандатов.
Право и политика, 2011-10
Любарев А.Е. - Системная взаимосвязь основных параметров пропорциональной избирательной системы
Аннотация: Обсуждается системная взаимосвязь таких параметров пропорциональной избирательной системы как размер избирательного округа, заградительный барьер и методика распределения мандатов между списками кандидатов. Показано, что от этих параметров в совокупности зависит порог исключения, то есть доля голосов, набрав которую, список кандидатов гарантирует себе как минимум один мандат. На основании правового и политологического анализа последствий применения заградительного барьера сделан вывод о том, что обоснованным можно считать заградительный барьер не выше 5%, но более целесообразным представляется установление барьера на уровне 3 или 4%. Такой уровень барьера можно считать разумным компромиссом между требованиями работоспособности парламента и обеспечения его представительности. Предложены законодательные решения, гарантирующие получение хотя бы одного мандата списком кандидатов, набравшим более 5% голосов избирателей.
Право и политика, 2010-10
Любарев А.Е. - Системная взаимосвязь основных параметров пропорциональной избирательной системы
Аннотация: Обсуждается системная взаимосвязь таких параметров пропорциональной избирательной системы как размер избирательного округа, заградительный барьер и методика распределения мандатов между списками кандидатов. Показано, что от этих параметров в совокупности зависит порог исключения, то есть доля голосов, набрав которую, список кандидатов гарантирует себе как минимум один мандат. На основании правового и политологического анализа последствий применения заградительного барьера сделан вывод о том, что обоснованным можно считать заградительный барьер не выше 5%, но более целесообразным представляется установление барьера на уровне 3 или 4%. Такой уровень барьера можно считать разумным компромиссом между требованиями работоспособности парламента и обеспечения его представительности. Предложены законодательные решения, гарантирующие получение хотя бы одного мандата списком кандидатов, набравшим более 5% голосов избирателей.
Право и политика, 2010-3
Любарев А.Е. - Является ли численность партии индикатором ее общественной поддержки
Аннотация: В связи с тем, что Федеральный закон «О политических партиях» в качестве одного из основных условий государственной регистрации политической партии в настоящее время требует наличия у нее не менее 45 тысяч членов и не менее 450 членов более чем в половине субъектов Федерации, обсуждается вопрос, является ли численность партии индикатором ее общественной поддержки. Отмечено, что требования закона обосновываются не юридическими, а политологическими аргументами, которые в данной статье подвергаются сомнению. Показано, что в условиях пропорциональной избирательной системы с «закрытыми» списками политические партии, объединяющие людей с различными политическими взглядами и имеющие значительную численность, не могут адекватно представлять волю и интересы своих избирателей. На примере выборов депутатов Государственной Думы 2007 года показано, что численность партий и их региональных отделений мало связаны с поддержкой, которую партии получили на выборах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"