по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тюгашев Евгений Александрович
Философская мысль, 2017-10
Тюгашев Е.А. - Философия как социокультурный феномен c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.24144

Аннотация: Объектом исследования выступает феномен философии, который в социальной философии традиционно описывается как форма общественного сознания, а в последнее время - как самосознание культуры. Эти описания предложено соотносить как социоцентризм и культуроцентризм в интерпретации феномена философии. Культуроцентристская интерпретация философии представляется проблемной ввиду того, что, во-первых, часто усматривает возникновение философии только в отдельных культурных центрах, во-вторых, используя понятие культуры как системы программ, не раскрывает механизма формирования самосознания у этой системы программ. Поэтому актуальны критическая рефлексия культуроцентризма и его совмещение с позицией социоцентризма в описании философии как социокультурного феномена. Дилемма социоцентризма и культуроцентризма разрешается на основе использования социокультурного подхода в его рефлексивной интерпретации. Данная интерпретация опирается на общественно-историческую трактовку культуры как конкретно-исторического варианта развития общества и предлагает представление общества как ансамбля взаимодействующих культур, а социокультурного — как социального в культурном разнообразии. Проведенный анализ концепции философии как самосознания культуры позволил сделать вывод о том, что формирование самосознания такого субъекта с необходимостью осуществляется в рамках внешней рефлексии культур, т. е. в комплексе взаимодействующих этносоциальных организмов. В практической деятельности по социокультурной медиации возникает практическая, повседневная философия. Для комплекса социальных организмов, составляющих цивилизацию, профессиональные философы фиксируют в абстрактно-всеобщей форме основания мироустройства в том виде, как они освоены в цивилизационном опыте. Профессиональная философия является самосознанием и рефлексией не просто локальных культур, а культур, притязающих на достижение масштаба мировых цивилизаций. Это обстоятельство объясняет существование центров возникновения философии, а точнее, институционализированной профессиональной философской деятельности в контактных зонах крупнейших цивилизаций.
Философия и культура, 2015-9
Тюгашев Е.А. - Социокультурный феномен гражданской философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.16312

Аннотация: Объектом исследования является гражданская философия. которая обычно понимается как философия политики (или государства). Наряду с этим гражданская философия все чаще начинает связываться с гражданским обществом и формированием гражданской позиции. При этом гражданская философия рассматривается не только как область прикладной (практической) философии, но и как более широкое целое, включающее анализ проблем онтологии, аксиологии, антропологии и социальной философии. Возникающее противоречие в толковании эпистемологического статуса гражданской философии разрешается указаниями на гражданскую природу изречений древних мудрецов, миссию философских школ в образовании граждан, возрожденческое учение гражданского гуманизма, проблему гражданского мира как отправной пункт гражданской философии Бэкона, Гоббса и Локка, а также гражданский контекст просветительского принципа здравого смысла. на основе обзора формулируется вывод о том, что философия квалифицируется как гражданская философия не столько по своей тематике (патриотизм, права человека и т.п.), сколько по приемлемой и требующейся для сограждан интерпретацией основных онтологем и актуальных вопросов. В исследовании феномена гражданской философии применяется социокультурный подход, рассматривающий бытие философии в обществе в разнообразии ее социокультурных форм. Гражданская философия входит в спектр духовно-практических форм философии, которым можно отнести публичную философию, популярную философию, «школьную» (учебную) философию, «домашнюю» философию и т. п. Научная новизна статьи заключается в выделении гражданской философии как элемента гражданского общества. Гражданскую философию предложено рассматривать в качестве составной части гражданского сознания и гражданской духовной культуры, сосуществующей с гражданской мифологией и гражданской религией, гражданским искусством и гражданской наукой. Гражданская философия есть мировоззренческая рефлексия гражданского общества, имплицитно закрепленная в конституции государства.
Философия и культура, 2015-8
Тюгашев Е.А. - Метафилософия Юма

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.15838

Аннотация: В статье реконструируется юмовская модель философии с учетом важности ее практической составляющей, выраженной в программной установке на реформирование философии на основе эмпиризма и применения экспериментального метода. Исходным является представление Юма о человеке как о существе не только разумном, но деятельном и общественном. Вследствие несовершенства и ограниченности разума требуется проверка философских положений фактами обыденной жизни, а философские предписания должны оцениваться с точки зрения общественных последствий их практической реализации. Юм намечает практический поворот в метафилософии, возвращая ее к античному представлению философии в единстве ее духовной и практической составляющих. Метафилософия Д. Юма реконструируется на основе использования социально-философской модели генезиса духовной деятельности, в рамках которой ее отдельные виды (наука, искусство, религия, мифология философия и др.) рассматриваются как возникающие в результате рефлексии общественной практики Новизна исследования заключается в выявлении и систематизации взглядов Д. Юма на структуру философии как вида духовной деятельности, включенного в общественную жизнь. Показано, что Д. Юм различает фундаментальную и прикладную философию, философскую теорию и эмпирическую философию (наблюдательную и экспериментальную), а также выделяет обыденную, массовую и народную философии, истинность которых устанавливается практикой общественного прогресса.
Философская мысль, 2015-7
Тюгашев Е.А. - Тема Севера в философии Ф. Ницше c. 76-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.7.16208

Аннотация: Объектом исследования является комплекс взглядов Ф. Ницше на Север и специфику его культуры в сопоставлении с культурой Юга. Исходя из концепции климатических поясов культуры и позиционируя себя как человека Европейского Севера , Ф. Ницше высоко оценивает наследие относимой к Югу средиземноморской культуры и ищет пути освоения забытых ее достижений. В сравнении с Югом он характеризует такие элементы северной культуры как природу, культурный ландшафт, отношение к труду и миру, протестантизм, музыку и философию. Тематизация ницшевской философии Севера основана на глобальном подходе, который учитывает дополнительность осей "Запад - Восток" и "Север - Юг" в мировом развитии. Новизна проведенного исследования в анализе "северного текста" в философии Ф. Ницше с точки зрения глобальной оппозиции "Север - Юг". Показано, что Ф. Ницше осуществляет фронтальное сопоставление северной и южной культур по отдельным элементам. Оценивая северную культуру как вырождение южной культуры, потенциал Севера он видит в основательности социальной деятельности и способности рефлексии в скрытые пласты культуры Юга.
Философия и культура, 2015-6
Тюгашев Е.А. - П. А. Сорокин: у истоков социокультурного исследования философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.15239

Аннотация: В работе П. А. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957) философия занимает центральное место, так как основные типы культуры – идеациональная, чувст-венная и идеалистическая – дифференцированы по философскому основанию и являются типами философской культуры, влияющими на организацию общественной жизни. Исхо-дя из идеи дуализма общества и культуры, П. А. Сорокин первоначально фиксировал философию как феномен культуры. Понимание культуры как внутреннего и внешнего опыта позволило ему ввести представление о философской ментальности, выражающейся в предметном мире, образе жизни и поведении индивидов. В результате П. А. Сорокин перешел к описанию философии как социального феномена. Амбивалентное видение философии как феномена культуры и общества ориентирует на перспективу ее понимания как социокультурного феномена. В статье используется версия социокультурного подхода, описывающая общество как ансамбль культур. Исходя из нее, применяемый П. А. Сорокиным способ исследова-ния философии определяется как социокультурная феноменология. Показана значимость принципа изоморфизма для описания инвариантной структуры феноменов культуры (философии, религии, науки и искусства), а также необходимость предварительной теоретической разработки абстрактных моделей данной структуры. Количественные методы ис-пользованы для расчета по статистическим данным, приводимым П. А. Сорокиным, сравнительной влиятельности различных культурных типов философской ментальности в XVI-XX вв. В статье: 1) предложена интерпретация учения П. А. Сорокина о социальной и культурной динамике как опыта исследования социофилософской динамики, т.е. развития общества от первобытности до современности в его детерминации флуктуация-ми типов философских культур; 2) показана философская природа дифференцированных П. А. Сорокиным типов культурных ментальностей и соответствующих типов культур – идеациональной, чувственной и идеалистической; 3) обращено внимание на связь трактовки культуры как внутреннего и внешнего опыта с решением так называемого основного вопроса философии – вопроса о единстве идеального и материального; 4) на основе обобщения идей П. А. Сорокина продемонстрирована необходимость введения в метафилософию понятий «философская ментальность», «философское поведение», «философская деятельность»; 5) систематизированы представления П. А. Сорокина о социокультурном содержании феномена философии; 6) раскрыта сложная духовно-практическая структура феномена философии, включающего как ментальные образования различного уровня, так и поведение и образ жизни, изменяющиеся в исторически длительных процессах социально-философских революций; 7) скорректировано положение П. А. Сорокина о триумфе в Новое время чувственной культуры и ее закате в ХХ в. и сделан вывод об усилении позиций чувственной культуры в будущем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.