по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Фатенков Алексей Николаевич
Психология и Психотехника, 2017-1
Фатенков А.Н. - Автократия учительства в эпоху продажи "образовательных услуг" c. 23-37

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23289

Аннотация: Автор выстраивает актуальную типологию обучающих с характерной для каждого типажа мировоззренческой, этической, методологической и дидактической ориентацией. Особое внимание уделяется фигуре автократа. Он тот, кто властвует над собой. Самостоятельность для него важнее признания окружающих. Ролью ассистента, а тем более посредника, он никогда не удовлетворится. Он не просит помощи от других и не навязывает им свою, помогая людям избирательно, точечно. Если автократ получает признание, то становится ещё и авторитетом. Но не всякое признание свидетельствует об автократичной первооснове: оно может выказываться распущенной персоне и проистекать из слабости почитателей. Вольно или невольно распространяя власть над собой вовне, автократ обретает черты авторитарной личности. Та не является заведомо деструктивной. Возможный испуг либерал-обывателя здесь преждевременен. Реальная помощь людям приходит именно от автократа – и чаще, чем реальная угроза. Авторские рассуждения конструктивно-критически соотносятся с взглядами Т. Адорно, Ж. Батая, Р. Дебрэ, Г. Маркузе, Ф. Ницше, М. Полани, М. Хайдеггера, Ф. Энгельса, Ф.Г. Юнгера и Э. Юнгера. Знаковые тенденции и феномены, обнаруживаемые в современном российском образовании, свидетельствуют о его кризисном состоянии. Сфера образования всё прочнее привязывается к монетарной социальной стратегии: к практике посредничества и преобладанию формальных критериев в оценке работы и учёбы. В этой связи вводится понятие инновационного декаданса. Действенно и содержательно противостоять негативу, исправить положение дел способны, согласно приводимой аргументации, только автократы. В соотнесении с нынешней образовательной ситуацией автор тезисно обращается к ценностным и стилистическим особенностям философии как социально-культурного феномена и как университетской дисциплины.
Философия и культура, 2016-1
Фатенков А.Н. - Память и экзистенция в отголосках войны

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.16264

Аннотация: В сопряжении с экзистенциальной гранью бытия и в соотнесении с историческим типом мировосприятия рассматривается человеческая память, индивидуальная и коллективная. Не каждая индивидуальная память экзистенциально насыщенна. Не всякая коллективная память лишена экзистенциальных мотивов. Говоря о коллективной памяти, имеет смысл различать как таковую память народа и его историческую память. Последняя, как и историческое сознание в целом, оценивается критически. Акцентируются проблемы памятования Великой Отечественной войны и экзистенциального восприятия войны как таковой. Методологически автор опирается на экзистенциальную диалектику, сопрягаемую с герменевтическим подходом. Противоречия жизни и её описаний разрешаются интуицией, подкреплённой ответственным личностным актом. Утверждается и обосновывается мысль, что о войне вправе говорить только тот, кто прошёл её, и тот, по кому она прошлась судьбами близких. Помпезность и политическая конъюнктура здесь неуместны. Непроигравшие – вот чей взгляд тут особенно ценен. Война предельно актуализирует проблему человечности, в частности, кровавую оппозицию «солдат – палач».
Философия и культура, 2015-7
Фатенков А.Н. - Философия жизни у горизонта смерти (Перечитывая "Время Mortido" В.А. Кутырёва)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.15194

Аннотация: Откликаясь на книгу В.А. Кутырёва «Время Mortido», во многом разделяя её настрой и переосмысливая некоторые её положения, автор даёт эскиз философии жизни применительно к современной человеческой ситуации. В согласии с концептуальным стержнем исходного текста авторская позиция выстраивается как антитеза известной максиме о звёздном небе надо мной и моральном законе во мне. В противовес выставляется требование диктатуры совести и вольницы совестливого нрава; культивируется взгляд, устремлённый к горизонту, где небо сливается с землёй и жизнь отделена от смерти тонкой линией. В рамках обсуждения проблемы количественного соотношения людей и вещей точка зрения В.А. Кутырёва истолковывается как контрмальтузианство. Критически воспринимаются религиозные симпатии автора «Время Mortido»; и наоборот, с пониманием – фиксируемые им угрозы человеку со стороны техники и спасительность реальной, живой красоты. Принимая во внимание нынешние тенденции в области демографии и технической сфере, проигрываются различные сценарии дальнейшего развития событий. Итоговый вывод из книги В.А. Кутырёва делается бодрящий: не время умирать!
Философия и культура, 2014-4
Фатенков А.Н. - Переживание прошлого в ситуации конца истории

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.11414

Аннотация: Обсуждаются и оцениваются жизненные приобретения и потери, связанные с состояниями-процессами насилия и ненасилия человека над своим умом и ума над человеком. Очерчиваются рациональные рамки экзистенциального опыта. Концептуально соотносятся друг с другом идеи событийного ряда, истории, вечности, времени, прошлого, настоящего. Раскрывается специфика всякой мысленной, теоретической реконструкции исторического процесса. Рассматривается и уточняется феномен конца истории, анализируются характерные черты коррелятивной ему историографии. Отношение к «эху сталинизма» позиционируется автором как существенный момент переживания настоящего прошлого своей страны. Методологической основой размышлений выступает экзистенциальный реализм, сопряжённый с диалектикой. Социально-исторический опыт понимается неотделимым от экзистенциального опыта, включённым в него. Экзистенциальный реализм трезво, без истерики относится к более чем возможному концу истории, резко отметая при этом чрезмерно идеологизированные его сценарии. Всерьёз принимаются только два: катастрофический, апокалиптический – всего лишь как вероятный; хронический, вялотекущий, со зримыми чертами фарса – отчасти уже имеющий место быть. Главной особенностью реконструкции прошлого в ситуации расплывчатого конца истории является зримо проступающая тенденция к сокращению, и без того усечённой историзмом, дистанции между позицией интерпретатора и чередой произошедших событий, а также к схлопыванию временного зазора между отдельными событиями.
Философская мысль, 2014-1
Фатенков А.Н. - Мировоззренческие апории современной России c. 203-262

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.1.10624

Аннотация: В статье анализируется и критически оценивается мировоззренческая ситуация, культивируемая в стране властными структурами. В числе удручающих мировоззренческих феноменов рассматриваются: умаление роли философии, как ответственного свободомыслия, в угоду догматизму религии, декларативному объективизму науки и утилитарно-коммерческому типу мышления; внедрение в коллективное сознание элементов профанной эсхатологии; ставка власти на принцип эффективности в вопросах организации общественной жизни. В соотнесении с аутентично философским взглядом на мир, заданным ещё Гераклитом Эфесским, формулируется и обосновывается ряд конкретных претензий к религиозно-церковным христианским воззрениям и практикам, к альянсу церкви и светской власти. Текст периодически отсылает потенциального читателя к идеям Никколо Макиавелли и Альбера Камю, с их неподобострастным, реалистичным толкованием человеческого удела. Аргументируется необходимость и желательность метафизически корректных дискуссий философов и теологов. Подчёркивается недопустимость и пагубность вульгарно прагматического подхода к сферам образования и науки, неадекватность нормы эффективности при характеристике содержательных социально-культурных процессов и состояний. Для верной оценки качества человеческой жизнедеятельности рекомендуется ориентация на принцип самостоятельности.
Философия и культура, 2013-8
Фатенков А.Н. - Мировоззренческие каверзы инновационной России

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.9277

Аннотация: В статье анализируется и критически оценивается мировоззренческая ситуация, культивируемая в стране властными структурами. В числе удручающих мировоззренческих каверз рассматриваются: умаление роли философии, как ответственного свободомыслия, в угоду догматизму религии, декларативному объективизму науки и утилитарно-коммерческому типу мышления; внедрение в коллективное сознание элементов профанной эсхатологии; ставка власти на принцип эффективности в вопросах организации общественной жизни. В соотнесении с аутентично философским взглядом на мир, фиксируемым изречением Гераклита Эфесского, формулируется и обосновывается ряд конкретных претензий к религиозно-церковным христианским воззрениям и практикам, к альянсу церкви и светской власти. Аргументируется необходимость и желательность метафизически корректных дискуссий философов и теологов. Подчёркивается недопустимость и пагубность вульгарно прагматического подхода к сферам образования и науки Текст периодически отсылает потенциального читателя к идеям Никколо Макиавелли, с его неподобострастным, реалистичным взглядом на человека и мир.
Философская мысль, 2013-5
Фатенков А.Н. - Настоящее прошлого: литературно-философские зарисовки пореволюционной России c. 212-243

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.5.504

Аннотация: С позиции экзистенциального реализма осмысливаются содержание и методология литературно-философских зарисовок пореволюционной России, принадлежащих перу В. Беньямина и Л.-Ф. Селина. Европейские интеллектуалы, негативно настроенные по отношению к буржуазному общественному строю, весьма критичны и в восприятии советской действительности. В соотнесении с приведёнными историческими свидетельствами выверяется авторское понимание событий прошлого и настоящего, акцентируется приоритет экзистенциального над социальным в сущности человека. Завершает текст философско-литературный отклик на книгу метафизической прозы Юр. Михайлова «Реквием», в которой сквозь призму жизни и творчества М.А. Булгакова участливо продумывается судьба России.
Философия и культура, 2013-2
Фатенков А.Н. - Индивидуализм: по ту сторону предубеждений

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.8614

Аннотация: Уточняется содержание идеи индивидуализма, соотносимой с идеями альтруизма и эгоизма, коллективизма и либерализма. С этой целью анализируется оппозиция «Я – другой»; по характеру социокультурных оснований и следствий для индивидуумов выделяются разновидности коллективизма; со ссылкой на Э. Юнгера оттеняется либеральная подкладка тотальной мобилизации. Утверждается положительная ценность индивидуализма как стратегии ответственного самостоятельного бытия человека и её актуальность в современной России.
Философия и культура, 2012-8
Фатенков А.Н. - Десять-двадцать лет спустя: пореволюционная Россия в литературно-философских зарисовках Вальтера Беньямина и Луи-Фердинанда Селина
Аннотация: С позиции экзистенциального реализма осмысливаются содержание и методология литературно-философских зарисовок пореволюционной России, принадлежащих перу В. Беньямина и Л.-Ф. Селина. Европейские интеллектуалы, негативно настроенные по отношению к буржуазному общественному строю, весьма критичны и в восприятии советской действительности. В соотнесении с приведёнными историческими свидетельствами выверяется авторское понимание событий прошлого и настоящего, акцентируется приоритет экзистенциального над социальным в сущности человека.
Философия и культура, 2012-4
Фатенков А.Н. - Экзистенциальная онтогносеология: от опыта к свидетельству
Аннотация: В соотнесении с предметами науки и философии очерчиваются контуры экзистенциальной онтологии и онтогносеологии. Опыт и свидетельство выделяются в качестве основных вех экзистенциально фундированного познавательного процесса. Рассматриваются некоторые антропологические следствия экзистенциального освидетельствования человека.
Философия и культура, 2011-10
Фатенков А.Н. - Вальтер Беньямин и Михаил Лифшиц в пространстве поэтической онтогносеологии
Аннотация: С позиции экзистенциальной философии выявляются и рассматриваются концептуальные параметры поэтической онтогносеологии, материалом к чему служит творческое наследие В. Беньямина и М.А. Лифшица.
Философия и культура, 2011-5
Фатенков А.Н. - Смысл и границы реализма
Аннотация: В статье речь идёт о смысле "смысла", небессмысленности абсурда и о реализме как приоритетной стратегии осмысления бытия, которая рассматривается в соотнесении с конструктивизмом и теорией отражения.
Философия и культура, 2010-12
Фатенков А.Н. - Умаление психофизического субъекта: материализм и идеализм взглядом гилозоиста
Аннотация: Идеализм и материализм рассматриваются крайностями, односторонностями изначально заданной (Античностью и Востоком) и верной по существу гилозоистической парадигмы. Гилозоизм, последовательно сопрягаемый с экзистенциализмом, идейно противодействует умалению человека как психофизического субъекта.
Философия и культура, 2010-6
Фатенков А.Н. - В споре о человеческом уделе: феноменологический реализм против постмодернизма (Полемический отклик на монографии В.А. Кутырёва)
Аннотация: Статья представляет собой полемический отклик на монографии В.А. Кутырёва последних лет
Философия и культура, 2010-4
Фатенков А.Н. - Экзистенциальные формы тела
Аннотация: Текст представляет собой своеобразную культурфилософскую панораму экзистенциальных форм тела
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"