по
Кибернетика и программирование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сурма Иван Викторович
Политика и Общество, 2017-3
Кукарцева М.А., Сурма И.В. - Политические химеры и деформация современного социально-политического пространства c. 62-75

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.3.21142

Аннотация: В статье рассматриваются деформации современного социально-политического пространства и всей сферы политического, в результате которых возникает феномен политических "химер" и "фантомов". Дано определение социально-политических "химер" и представлена возможная их классификация. Показано, что формирование нового исторического или локального состояния политического и кризисных изменений в политике и обществе во многом происходит под влиянием политических "фантомов" и "химер", формирующих неожиданные смыслы и коннотации в устоявшихся интерпретациях социально-политического и идеологического пространства. Показано, что значимость и опасность политических "химер" состоит в том, что в них фантазия и реальность сплетены неразрывно, а философско-политический смысл имажинативных форматов общества, создаваемых такими "химерами", многослоен. Отмечается, что социальная роль политических "химер" не всегда однозначно негативна, они могут быть использованы в самых разных политических технологиях и им под силу создавать и закреплять самые разные политические и социальные традиции. В качестве эмпирического материала, на котором интерпретированы теоретические положения статьи, взято информационное поле Интернет-пространства. Рассмотрено такое явление современности как Троллинг, то есть особый специфический способ диалога, который возник в субкультурах социальных сетей и становится сегодня де-факто обычным языком политических коммуникаций. Делается вывод, что современному социуму необходимо научиться создавать защитный от социально-политических "химер" механизм, который смог бы предотвратить чрезмерные потрясения нашего времени, и одновременно нужно начать процесс формирования инструментов позитивного использования способности социально-политических "химер" оказывать всестороннее влияние на повседневную жизнь и сознание всех групп и слоев общества.
Национальная безопасность / nota bene, 2017-3
Булавин А.В., Аникин В.И., Беляев И.И. - Основы стратегического планирования в области национальной безопасности Японии: сравнительный анализ c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.22884

Аннотация: Объектом исследования статьи выступают основы стратегического планирования в области национальной безопасности Японии в контексте сравнительного анализа существующих проблем обеспечения национальной безопасности в России. Предметом исследования являются угрозы национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период, верифицированные с помощью разработанного авторами экспертно-аналитического подхода. Предмет исследования статьи отвечает научно-исследовательским и методологическим задачам, обусловленным Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации. Статья призвана внести вклад в дальнейшее развитие теоретических положений и практических приложений сравнительного (компаративного) метода в целях определения и установления в правоприменительной практике и системе долгосрочного планирования и уточнения перечня угроз национальной безопасности. В статье представлены ключевые положения нового экспертно-аналитического подхода для проведения сравнительного анализа основ (концептуальных и доктринальных) стратегического планирования в области национальной безопасности (на примере России и Японии). Авторами представлена формализованная структура Стратегии национальной безопасности Японии и изложен подход к её декомпозиции на ключевые признаки и основные структурные элементы. Показаны положительные и отрицательные особенности данной модели. С одной стороны, простота организации стратегического планирования и базирование на вековых духовных и национальных традициях, а с другой, сильная зависимость от доктринальных религиозных и партийных установок, а также от личных качеств руководителей страны, включая высокую инерционность и слабую степень реагирования на изменения в окружающем мире. Авторами показано, что успешное определение тенденций устойчивого развития государства и общества в современных условиях геополитической нестабильности и усложнении межгосударственных отношений в полной мере зависит от достоверности и точности определения угроз национальной безопасности, а также прогнозирования стратегических рисков социально-экономического развития.
Вопросы безопасности, 2017-2
Аникин В.И., Абдеев Р.Ф., Сурма И.В. - Философские аспекты информационной цивилизации и современные проблемы управления в ракурсе глобальной безопасности c. 44-54

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22074

Аннотация: Предметом исследования статьи являются современные проблемы управления в условиях геополитической и геоэкономической неопределенности. Авторы на основе современной философии с использованием концептуальной мировоззренческой модели развития и идентичности природы и общества в виде сходящейся спирали, названной Философией информационной цивилизации, а также опираясь на новейшие научно-технические достижения, выделяют три важнейших ее свойства, такие как: диалектика скачкообразных изменений; определенная ограниченность числа витков этой спирали и нелинейность процессов развития. В статье используется модель основанная на предложенной авторами философии информационной цивилизации, как методологии современной жизнедеятельности, которая раскрывает движущие силы и огромные возможности информационных технологий. Предлагаемые авторами в статье подходы дают новые импульсы для выхода большинства стран из кризиса, что весьма актуально, так как общество и люди без современной идеологии, без объединяющих идей не в состоянии самоорганизоваться и начать движение по пути дальнейшего прогрессивного развития.
Вопросы безопасности, 2017-2
Булавин А.В., Аникин В.И., Беляев И.И. - Сравнительный анализ основ стратегического планирования в области национальной безопасности: экспертно-аналитический аппарат c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22872

Аннотация: Объектом исследования статьи является стратегическое планирование в области национальной безопасности Российской Федерации. Предмет исследования - угрозы национальной безопасности России в долгосрочной перспективе, уточненные с помощью разработанного авторами экспертно-аналитического подхода. Исследование проведено в рамках научно-исследовательских и методологических задач, определенных Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации. Приведены условия достижения, критерии и показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Авторами рассмотрены особенности разработки и современная практика стратегического планирования зарубежных стран. Сформулированы базовые гипотезы выбора ареала стран-интересантов. Приведены ключевые положения экспертно-аналитического аппарата при проведении сравнительного анализа документов стратегического планирования в области национальной безопасности. Авторами сформулированы ключевые условия достижения, основные критерии и базовые показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Реализация возможностей экспертно-аналитического аппарата, предложенного авторами, позволила составить макет Атласа угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Вопросы безопасности, 2017-1
Шангараев Р.Н. - "Мутализм" или особенности внешней политики Турции в отношении России c. 45-54

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.1.21840

Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются особенности современной внешней политики Турции в ее историческом развитии, трансформируясь от османиманизма к кемализму и пантюркизму, и ее влияние на взаимоотношения с Россией. В целом, основные идеологии Турецкой Республики в последние два-три десятилетия все более переплетаются и «синтезируются». Зачастую трудно определить, где кончается кемализм и начинается неоосманизм или исламизм, что является отражением объективного процесса взаимопроникновения двух основных политических элит, выработки определенного компромисса между ними. В статье используются методы политико-исторического и сравнительного анализа для определения места и роли взаимоотношений России и Турции на геополитической карте Ближнего Востока Центральной Азии. Основными выводами является то, что современная внешнеполитическая концепция Турции может быть охарактеризована как политика турбулентного прагматизма или как политика национальных интересов, в том понимании, которое присуще руководству страны в определенный момент политической ситуации, когда внешнеполитические решения принимаются исходя из выгоды кратко- и среднесрочного периодов, и несмотря на кризис в двусторонних отношениях России и Турции, сохраняются принципиальные параметры и стратегические цели секционного сотрудничества двух стран.
Мировая политика, 2017-1
Харланов А.С., Сурма И.В. - Трампономика: новая политико-экономическая карта мира c. 27-36

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.21900

Аннотация: Авторы в своей статье подробно рассматривают ряд ключевых аспектов, связанных со сменой администрации в Белом доме, которая может изменить политическую парадигму в США как внутри страны, так и во внешней политике, а учитывая политическую и экономическую значимость США можно с уверенностью утверждать, что это окажет существенное влияние на весь мир, расстановку отраслевых, региональных акцентов и приоритетов, и может привести к серьезной трансформации геополитического и геоэкономического ландшафта нашей планеты. Используя методы сравнительного анализа основных макроэкономических показателей и некоторые инструменты когнитивного анализа авторы показали, что неожиданная победа Дональда Трампа подтвердила несостоятельность работавших до этого моделей и методов оценки общественного мнения и прогнозирования политико-экономических событий. Основные выводы, представленные в статье, подтверждают противоречивость результатов предлагаемых Дональдом Трампом политико-экономических шагов и говорят о том, что геоэкономическая картина мира может, как претерпеть существенные изменения, так и остаться относительно стабильной. Не исключается ситуация, при которой взаимоотношения с Россией могут принять и не очень приятный оборот, особенно в условиях, когда общая международная атмосфера, хоть и отдаленно, но напоминает времена сенатора Маккарти. Проведенный анализа показал, что роль Америки может состоять в корректировке парадигмы по дальнейшей экспансии новых рынков, и направлена на внутреннюю реструктуризацию национальной экономики, включая реформы в области ВПК и нефтегазовом секторе, а также пересмотр экономического симбиоза «Кимерики». Россия в этих условиях может сосредоточиться, прежде всего, на собственных национальных интересах в наступающую эпоху геополитической и геоэкономической неопределенности, и, что не менее существенно, должна сохранить за собой важнейшее место в системе международной безопасности.
Налоги и налогообложение, 2016-6
Капитонов И.А. - Повышение инновационной активности топливно-энергетического комплекса как фактор роста доходов бюджета Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.6.18617

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является проблематика увеличения бюджетных поступлений от эксплуатации национальных недр, которая характерна не только для Российской Федерации. В статье автор отмечает, что в настоящее время происходящие внешнеэкономические и геополитические изменения объективно способствуют снижению доходности хозяйствующих субъектов российского топливно-энергетического комплекса, что не может не оказывать негативного влияния на объемы налоговых доходов федерального бюджета, которые в значительной мере зависят от деловой активности во всей энергетической отрасле. В представленной статье дана сравнительно-аналитическая оценка динамики и структуры бюджетных поступлений в разрезе двух ключевых налогов (налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых). Основными выводами проведенного исследования являются представленные автором ключевые стратегические направления, которые могли бы способствовать росту доходности и прибыльности хозяйствующих субъектов российской энергетической сферы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что в свою очередь смогло бы способствовать увеличению общих объемов налоговых поступлений в бюджет.
Вопросы безопасности, 2016-6
Сурма И.В. - Философия безопасности в контексте актуальной геополитики c. 15-23

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.6.21061

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является «философия безопасности», которая в последнее время от сугубо теоретического дискурса стала переходить в более практическую сферу. Автор рассматривает идеологию неоконсерватизма в контексте актуальной геополитики и современных вызовов международного терроризма. В настоящее время в США эту идеологию одинаково исповедуют, как республиканцы, так и демократы. Автор отмечает, что беспрецедентное повышение в мире уровня террористической угрозы сделало дискуссию о взаимодействии и соразмерности таких категорий, как «индивидуальная свобода», «государство», «права личности» и «безопасность» как никогда актуальной. В статье используется метод сравнительного анализа политико-философской идеологии «глобальной миссии» неоконсерваторов, на примере обеспечения собственной безопасности США, и "новых левых" во Франции. Автор отмечает, что частота происходящих сегодня в Европе терактов и очевидная неготовность европейских специальных служб противостоять им доказывает, что без переосмысления фундаментальных общественных установок и идеологем правящих элит страшную тенденцию переломить не удастся, тем более, что ситуация в мире развивается таким образом, что «безопасность» становится определяющим понятием, и это делает нежелательным для населения большинства стран, находящихся в различных интеграционных международных объединениях, делегирование полномочий наверх абстрактным наднациональным структурам.
Национальная безопасность / nota bene, 2016-6
Абрамова Е.Н., Аникини В.И., Сурма И.В. - Генезис украинского национализма и его влияние на российско-украинские отношения

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.6.21309

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы формирования и развития украинского националистического движения, анализируется его целеполагающая направленность и влияние в этом контексте на современные российско-украинские отношения. Показано, что украинский национализм на протяжении многих лет используется в качестве инструмента для разведения цивилизационных путей народов, проживающих на территории Украины и России, и их противопоставления в культурно-историческом срезе. Цивилизационная переориентация славянского народа соседнего государства в сторону западной модели строится на попытках взрастить осознание отличной от русской национальной самобытности украинцев, противопоставить в культурно-историческом отношении народы, проживающие в наших странах. Исследование особенностей используемого для этой цели инструментария является предметом данного исследования. В статье используется сравнительный анализ при рассмотрении трансформации методов украинского националистического движения от террора к более мягким способам распространения этих идей. В статье делается вывод, что украинизация, являясь процессом формирования черт самоидентификации и специфики новой нации, направленным на отделение украинцев от русских и выделение особого украинского славянского этноса, носит планомерный, артифициальный характер, поощряется и стимулируется иностранными политическими акторами на протяжении многих десятилетий. Кроме того агрессивная форма украинизации, сопряженная с нацизмом, является ключевым инструментом разведения цивилизационных путей Украины и России. Также авторы отмечают, что силовые методы продвижения националистических идей с особенностями их трактовки украинскими политиками привели к активному сопротивлению части населения, что создает предпосылки для процесса балканизации сопредельного государства.
Вопросы безопасности, 2016-3
Аникин В.И., Сурма И.В. - Национальная безопасность России: новые подходы в меняющемся мире c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.3.19019

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются основные элементы стратегического планирования и ключевые национальные приоритеты Российской Федерации. Появление новых вызовов и угроз вызвало необходимость обновления принятой в 2009 году стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Авторы анализируют новую стратегию национальной безопасности России и отмечают, что стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов существенно ослабляет всю систему глобальной безопасности, а также сложившуюся систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением, тем более, что сегодня как в Евразийском, Азиатско-Тихоокеанском, так и в Евро-Атлантическом регионах не соблюдаются основные принципы равной и неделимой безопасности. Особое внимание в статье уделяется мерам в области внешней и внутренней политики, направленным на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Использование многофакторного подхода, сравнительного и экспресс-анализа позволило авторам на основе результатов мониторинга ключевых показателей и оценки структуры основных характеристик состояния национальной безопасности выделить отличительные черты и особенности, которые показали превалирование позиций социальной и экономической безопасности и роли государственного регулирования экономики как основы национальной безопасности и внутриполитической стабильности в гражданском обществе. Авторы отмечают, что в целях защиты российских национальных приоритетов в обновлённой стратегии национальной безопасности России предусматривается проведение открытой, рациональной и достаточно прагматичной внешней политики, которая исключала бы затратную конфронтацию и новую гонку вооружений. Особенно важен факт, что планируется применять военную силу только в том случае, если все механизмы миротворчества и дипломатии исчерпали себя и оказались неэффективными.
Вопросы безопасности, 2016-1
Полякова М.Р. - Лицом на восток: потенциал экспорта электроэнергии из России в Китай c. 27-38

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.1.18053

Аннотация: Предметов исследования, рассматриваемого в данной статье является вопрос региональной интеграции стран Северо-Восточной Азии в сфере электроэнергетики, на примере организации экспорта электроэнергии из России в Китай. Автором представлены данные о текущей ситуации по организации экспорта электроэнергии и представлен анализ потенциала приграничных российских регионов в производстве электроэнергии с целью организации экспорта электроэнергии на территорию КНР. Особое внимание автор уделяет вопросам обеспечения электроэнергией стран участниц интеграции в Северо-Восточной Азии в сфере электроэнергетики. Автор использует методы сравнительного анализа и экспертных оценок, в частности, основываясь на экспертных оценках инвестиционной привлекательности региона. Основными выводами произведенного исследования является то, что наращивание собственного экспортного потенциала в сфере электроэнергетики позволит России, укрепить существующий электроэнергетический комплекс российских регионов, граничащих с Китаем, стимулировать развитие сопутствующих отраслей, создать новые рабочие места в регионах, увеличить налогооблагаемую базу регионов, а также внести качественные изменения в структуру торгового баланса между Россией и Китаем в отношении энергоресурсов.
Право и политика, 2015-10
Сурма И.В. - Законодательные меры противостояния и миграционная составляющая новой «мягкой угрозы» Европейскому Союзу

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.10.13125

Аннотация: В статье на основе сравнительно-правового подхода анализируются современные миграционные процессы и процессы либерализации миграционного законодательства внутри Европейского союза и попытки Брюсселя выстроить защиту своих внешних границ, чтобы противостоять новой «мягкой угрозе» своей безопасности. В статье рассматриваются : европейское законодательство, законодательство отдельных европейских государств в сфере миграционной политики, а также международное првовое регулирование вопросов миграции. Рассматриваются различные социально-экономические факторы стимулирующие незакнноую миграцию в европеййские государства. Также исследуются отдельные структуры Еврпоейского союза в задачу которых поставлена боьба с незакнной миграцией (ФРОНТЕКС). Констатируется что проведение западными странами «демократических преобразований», привело к наступилению полнейшего хаоса, так как местное население африканских и азиатских государств оказалось поставленным на грань гуманитарной катастрофы. Понятно, что и количество беженцев в Европу возросло многократно. Тем не менее, несмотря на имеющийся негативный опыт подобных вмешательств «с благой целью», Евросоюз продолжает в настоящее время ту же политику в отношении ряда стран, в том числе Украины и Сирии, еще больше усугубляя таким образом «выталкивающий фактор» миграции в этих регионах мира.
Law and Politics, 2015-10
Сурма И.В. - Законодательные меры противостояния и миграционная составляющая новой «мягкой угрозы» Европейскому Союзу

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.10.42648

Аннотация: В статье на основе сравнительно-правового подхода анализируются современные миграционные процессы и процессы либерализации миграционного законодательства внутри Европейского союза и попытки Брюсселя выстроить защиту своих внешних границ, чтобы противостоять новой «мягкой угрозе» своей безопасности. В статье рассматриваются : европейское законодательство, законодательство отдельных европейских государств в сфере миграционной политики, а также международное првовое регулирование вопросов миграции. Рассматриваются различные социально-экономические факторы стимулирующие незакнноую миграцию в европеййские государства. Также исследуются отдельные структуры Еврпоейского союза в задачу которых поставлена боьба с незакнной миграцией (ФРОНТЕКС). Констатируется что проведение западными странами «демократических преобразований», привело к наступилению полнейшего хаоса, так как местное население африканских и азиатских государств оказалось поставленным на грань гуманитарной катастрофы. Понятно, что и количество беженцев в Европу возросло многократно. Тем не менее, несмотря на имеющийся негативный опыт подобных вмешательств «с благой целью», Евросоюз продолжает в настоящее время ту же политику в отношении ряда стран, в том числе Украины и Сирии, еще больше усугубляя таким образом «выталкивающий фактор» миграции в этих регионах мира.
Политика и Общество, 2015-9
Пантелеев Е.А. - Культурно-гуманитарное сотрудничество Итальянской Республики с Краснодарским краем во второй половине XX – начале XXI вв.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16192

Аннотация: Предметом исследования являются особенности современного сотрудничества Итальянской Республики с Краснодарским краем, прежде всего в области культуры и искусства. В статье автор подробно рассматривает такие вопросы темы как установление и укрепление побратимских связей между городами и подчеркивает, что после установления первых подобных связей между городами Феррарой и Краснодаром, Ливорно и Новороссийском, а позже Римини и Сочи взаимодействие Италии с Кубанью в области культуры и искусства вышло на новый институциональный уровень. Используя методы сравнительного анализа и ивент-анализа многочисленных международных культурно-массовых мероприятий с участием итальянских представителей, количество организованных двусторонних выставок, форумов и тематических дней, презентации итальянских шедевров и образцов культурного достояния на Кубани и знакомство итальянцев с российской культурой, мастерством кубанских эстрадных, театральных, балетных, музыкальных и художественных коллективов позволили автору сделать вывод о высокой степени культурно-гуманитарного взаимодействия Итальянской Республики с Краснодарским краем во второй половине XX – начале XXI вв. Особым вкладом автора в исследование темы является многостороннее рассмотрение различных аспектов формирования межкультурных связей Италии с Сочи, а также анализ участия кубанских творческих коллективов и молодых дарований в многочисленных конкурсах и фестивалях и других мероприятиях культурно-гуманитарной сферы в Италии.
Вопросы безопасности, 2015-5
Аникин В.И., Сурма И.В. - Плюрилатеральные соглашения в контексте развития Всемирной торговой организации c. 80-96

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.5.17468

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются, так называемые, плюрилатеральные соглашения, то есть многосторонние соглашения с ограниченным числом участников, которые открыты для присоединения другим странам Всемирной торговой организации (ВТО). Эти соглашения рассматриваются в контексте дальнейшего развития ВТО. Авторы детально рассматривают как положительные, так и отрицательные стороны плюрилатеральных соглашений как в рамках, так и вне рамок ВТО. Дается оценка возможных путей развития процесса использования плюрилатеральных соглашений в рамках ВТО. При этом данный процесс анализируется с использованием основ и методологии сравнительного и структурно-функционального подходов. В статье рассматриваются два вида плюрилатеральных соглашений (соглашения в рамках ВТО и соглашения вне рамок ВТО, а именно региональные или преференциальные торговые соглашения), которые сегодня используются на международных торговых площадках. Новизна исследования заключается в том, что потенциал и перспективы плюрилатерального процесса в настоящее время значительно видоизменились и расширились со времен Уругвайского раунда. В статье констатируется устойчивый рост региональных или преференциальных торговых соглашений. Авторы отмечают, что институциональное реформирование ВТО на практике будет встречать значительные препятствия, но постепенное включение плюрилатеральных соглашений в многостороннюю торговую систему в перспективе должно только послужить ее укреплению и развитию.
Вопросы безопасности, 2015-5
Сурма И.В. - Единое информационное пространство СНГ: 20 лет спустя c. 41-58

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.5.17473

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является проблема формирования единого информационного пространства СНГ, в том числе в свете последних событий на Украине и в Молдавии. Особое внимание в статье уделяется анализу основных причин, препятствующих созданию действующего Единого информационного пространства стран СНГ и роли русского языка, который является системообразующим интеграционным фактором в решении задачи создания единого информационного поля. Автор отмечает, что современный уровень интеграционных процессов в информационном поле постсоветского пространства все еще остается низким и не соответствует задачам защиты национальной безопасности ныне независимых государств. На основе результатов сравнительного и контентного анализа детально рассматривается механизм информационного воздействия, который сочетает в себе три функциональных уровня: внешний, внутренний и технологический. Основными выводами проведенного исследования является, тот факт, что сложившаяся сегодня в мире и на постсоветском пространстве геополитическая обстановка, связанная с переходным этапом от глобальной модели с единственным центром силы к децентрализованной глобальной модели, требует пересмотра устаревшей и не реализованной в полной мере Концепции формирования информационного пространства СНГ.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-4
Капитонов И.А. - Перспективные научно-технологические сдвиги в сфере энергетики с точки зрения разрешения энерго-экологических противоречий на пути к энергетической безопасности России

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.4.15920

Аннотация: Автор рассматривается вопросы сокращения природных энергоресурсов и возможные пути перехода на возобновляемые источники энергии в ключе обеспечения безопасности России. Отдельное внимание уделяется новейшим прогрессивным инновационным разработкам, касающимся вопросов внедрения технологий получения электроэнергии не традиционными способами. В представленной статье автор обосновывает, что именно в сфере возобновляемой энергетики, а также в экономии энергии кроется секрет к энергетической безопасности и эффективности. Рассматривается организационно-экономический механизм сохранения энергетической безопасности, а также выстраивается система внедрения прогрессивных технологий в энергетике. Предлагается периодизация развития секторов экономики с целью повышения производительности и экспорто-ориентированности, а также сбалансированного и устойчивого роста, исходя из стартового уровня инновационного развития страны и формирования долгосрочного межотраслевого научно-технического плана. Результаты анализа потенциала энергоресурсов Российской Федерации позволили выявить ряд проблем, которые требуют внимания как со стороны административно-государственного аппарата, региональных отделений властных структур, которые могла бы сыграть важную роль в формировании современной эколого-энергетической культуры населения России, а также со стороны близлежащих государств, с которыми у России имеются сходные стратегические задачи и общие пути их решения.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-4
Киселев А.Е. - Совершенствование классификации подходов к стратегическому управлению государственными корпорациями в современных условиях

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.4.15923

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к управлению государственными корпорациями в свете обеспечения стабильного роста российской экономики и обеспечения безопасности. Выделяется два вида управления государственными корпорациями и выделены отличительные признаки каждого из них. Автор обосновывает тот факт, что используемые в настоящее время подходы к стратегическому управлению государственными корпорациями нуждаются в оптимизации и совершенствовании. В данной статье предпринята попытка систематизации и предложения ряда собственных подходов к классификации и совершенствованию методов стратегического управления государственными корпорациями в зарубежной и российской практике. Используя структурно-функциональный анализ и сравнительный подход автор рассматривает эволюцию целевой направленности функций управления хозяйствующими субъектами, в том числе государственными корпорациями. Разработана модифицированная классификация подходов к стратегическому управлению государственными корпорациями. В рамках представленной классификационной схемы было выделено два основных подхода, определяющих типизацию организацию и ведение стратегического управления рассматриваемыми корпоративными структурами: традиционный и новационный. Автор показывает, что в современных условиях, когда неизменно важна планомерность, последовательность и устойчивость развития национальной экономики и образующих её экономических субъектов, использование новационного подхода в стратегическом управлении государственными корпорациями является объективной необходимостью, отвечающей реалиям времени и имеющимся научным достижениям в управленческой сфере (сфере менеджмента).
Кибернетика и программирование, 2015-3
Сурма И.В. - Современное информационное общество и актуальные вопросы управления знаниями c. 30-46

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.3.15001

Аннотация: В статье рассматривается тот факт, что в настоящее время знания выступают, с одной стороны, как информация, используемая при принятии решений, а с другой, как активы, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе материальных или нематериальных благ, то есть выступают товаром. Автор подчеркивает, что таким образом, организация с традиционным управлением, для которой важнейшим ресурсом является капитал, преобразуется в организацию с управлением знаниями, для которой важнейшим ресурсом являются знания, то есть, таким образом, главным фактором конкурентоспособности любой страны становится способность приобретать и использовать знания. В статье также раскрывается принципиальная разница между «информационным обществом» (the information society) и «обществом, основанным на знаниях» (the knowledge-based society) и отмечается, что переход от первого ко второму требует максимально ответственного подхода к созданию знаний и их распространению. В статье используется наиболее полный и комплексный подход к измерению «экономики, основанной на знаниях», разработанный экспертами ООН и основанный на четырёх базовых элементах, включая динамичную инновационную инфраструктуру и инновационные системы. Ключевой вывод статьи заключается в том, что подход к знаниям как к активам составляет основу современной экономики основанной на знаниях (the knowledge-based economy – GOW), а асимметрия знаний между организациями выступает ключевым фактором конкурентного преимущества. Процессы интеграции и значительные темпы изменений в сфере технологий активно влияют на особенности процессов глобализации и даже появилась глобальная экономика знаний (global knowledge economy – GGW). Автор отмечает, что изменения происходят не только в способах управления и хозяйствования, но также в сфере культуры и области общественных отношений, включая корпоративную культуру организаций и управление человеческими ресурсами.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-2
Аникин В.И., Сурма И.В. - Методологические основы анализа и развития сложных систем в международных отношениях (структурно-функциональный подход в формировании государственного внешнеполитического механизма)

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.14753

Аннотация: Предметом исследования являются ключевые моменты формирования государственного внешнеполитического механизма и представлены важнейшие аспекты разработки систем подготовки и принятия решения для стратегического руководства страны с оценкой оперативности решения проблемы высокой сложности, упреждения реагирования на угрозы, с оценкой риска, моделированием и формированием сценариев развития обстановки в мире, так как в современных условиях геополитической нестабильности руководители органов государственного управления любой страны испытывают острую необходимость в повышении эффективности принимаемых политических решений с использованием творческого потенциала экспертов как в иерархически организованных государственных, так и в неправительственных структурах. В исследовании используется научный подход к формированию государственного внешнеполитического механизма на основе информационно-логического способа, что сможет определять достаточно предсказуемый диапазон политических решений, основанный на комплексном и системном закреплении направлений анализа с учетом упреждающего эффекта прогноза дальнейшего развития. Междисциплинарность такого подхода, предполагающего сочетание политологического и математического типов анализа, методологически исходит из признания множественности измерений политической системы в сравнительном анализе современных государств. Предлагаемые в статье общие классификационные принципы формирования государственного внешнеполитического механизма и их информационно-логическая и математическая интерпретация, по мнению авторов, позволят расширить имеющуюся методологическую базу оценки состояния и развития системы государственного управления по внешнеполитическим вопросам, позволят повысить качество прогнозных исследований в условиях геополитической и геоэкономической нестабильности.
Вопросы безопасности, 2014-5
Аникин В.И., Сурма И.В. - Международные аспекты и стратегические оценки экономической безопасности России в условиях геополитической нестабильности c. 137-174

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.5.14293

Аннотация: Предметом исследования являются важнейшие международные аспекты экономической безопасности России. Авторами рассматривается современная проблема обеспечения экономической безопасности являющейся наиболее актуальной в современных условиях геополитической и геоэкономической нестабильности. В статье представлены разнонаправленные аспекты как национальных, так и международных вопросов экономической безопасности государств - участников мировых экономических процессов и, прежде всего, в финансовом и энергетическом сегментах. Авторы также затрагивают три важнейших международных аспекта экономической безопасности, такие как: импортные поставки «жизненно важных» товаров – продовольствия, энергоносителей, «стратегического сырья»; импорт высокотехнологичной продукции и прогрессивных технологий; военные виды продукции и вооружения. В статье используется сравнительный анализ различных подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности, среди которых условно определяют сателлитный, автономный и ситуационный. В процессе анализа авторы опираются на ряд ключевых показателей, среди которых выделяют конкурентоспособность и экономический суверенитет. Основными результатами исследования является то, что решение проблем, с которыми сталкиваются финансовый и энергетический сектора экономики России, требует системной работы государства при постоянном взаимодействии с основными участниками этих сегментов рынка. Отмечается, что современная проблема обеспечения экономической безопасности остается не решенной с позиций разнонаправленных тенденций как национальных, так и международных аспектов экономической безопасности государств - участников мировых экономических процессов. В статье отмечается, что наибольшее влияние западных действий в отношении экономической безопасности России проявляется, прежде всего, на двух направлениях – финансовом и энергетическом. Авторами показана насущная необходимость оценки развития и взаимозависимости экономик различных стран и регионов.
Национальная безопасность / nota bene, 2014-2
Сурма И.В., Анненков В.И., Карпов В.В., Моисеев А.В. - «Сетецентрическое управление»: современная парадигма развития систем управления в вооруженных силах ведущих держав мира

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.11393

Аннотация: В статье показано, что поиск эффективных методов управления и современное развитие информационных технологий привели к появлению новых управленческих парадигм, одной из которых является «сетецентрическое управление». Отмечается, что в концептуально-теоретическом плане сетецентрический подход в военном деле реализуется в виде системы, которая состоит из трех подсистем, имеющих структуру взаимно пересекающихся решеток (информационной подсистемы, сенсорной - разведывательной подсистемы и боевой подсистемы - подсистемы отдельных тактических подразделений и боевого управления), среди которых информационная решетка-подсистема пронизывает собой всю систему современного управления и составляет ее основу. Представлен сравнительный анализ классического и сетецентрического подходов к управлению и показан опыт его реализации в сфере военного искусства на примере ряда стран (США, Франции, Великобритании, Германии, Израиля и Китая). Система сетецентрического управления представляет собой сочетание заблаговременно созданных и развернутых разветвленных автоматизированных электронных сетей сбора и первичной обработки информации, узлов хранения и анализа информации, а также контуров управления и принятия решений, которые совокупными усилиями создают единое информационное и управленческое пространство, охватывающее все пространство управления. Основной идеей «сетецентрической войны» является интеграция всех сил и средств в едином информационном пространстве, позволяющая многократно увеличить эффективность их боевого применения за счет реализации синергетического эффекта. Внедрение сетевых технологий в военную сферу является действительно революционным шагом, направленным на повышение боевых возможностей вооруженных сил за счет оперативности и эффективности их применения.
Национальная безопасность / nota bene, 2013-1
Сурма И.В. - Новый глобальный наднациональный актор международных отношений в контексте национальной безопасности.

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.8642

Аннотация: Современные процессы информатизации общества приводят к изменению структуры и технологии власти, перераспределения влияния в пользу тех, кто управляет информационными потоками и ресурсами. Продолжающаяся технологическая и контентная революция в средствах массовой коммуникации по ряду основных показателей усложняет взаимодействия участников международных отношений, а «информационный пресс» приобретает в современных международных отношениях приоритетное значение, что дает все основания отнести информацию к разряду факторов, определяющих коренные социальные перемены в современном мире. Возможности современного информационного общества не всегда поддаются точному прогнозу, управляющему действию политиков и международных организаций. Это приводит к тому, что Интернет-пространство постепенно становится главным актором в международных отношениях, а одним из крайне неприятных аспектов этого процесса является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние практически на неограниченное количество людей. Именно это подталкивает правительства разных стран к активному формированию национальной информационной политики, совершенствованию национальной информационной инфраструктуры, защите и обеспечению безопасности информационных систем, международном обмене информацией и создании правительственных компьютерных систем. Интернет в своем современном состоянии способен выступать потенциальным провокатором различных кризисных ситуаций, а также может усиливать их. Информационно-коммуникационная инфраструктура государства – это, прежде всего, стратегический ресурс, который требует постоянного контроля и внимания. Любые действия деструктивного характера в информационной среде могут иметь серьезнейшие последствия для управляемых сетей и систем, вследствие чего информационные сети сегодня выступают как средства информационной борьбы в среде публичной политики, религиозных организаций, предпринимателей и бизнесменов, различных преступных группировок и групп террористов. Роль и значение исследования проблем кибертерроризма, научной обоснованности мер их разрешения резко возрастают в условиях усложнения социальной структуры и политической жизни общества, падения доверия к политическим институтам, неэффективности некоторых механизмов влияния на общество. Эти и другие обстоятельства диктуют необходимость выработки адекватной эффективной государственной политики противодействия кибертерроризму и разработки новой «интеллектуальной технологии» и программных инструментов для контроля «тёмного веба» и анализа социальных сетей. Социальная стабильность государств будет во все большей степени зависеть от правильного использования информации именно там, где она более всего необходима в данный политический момент. Таким образом, информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, ограничение и запрещение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека.
Политика и Общество, 2012-9
Сурма И.В., Терентьева Г.В. - Нормативно-правовые документы, составляющие законодательную основу миграционной политики ЕС на примере Италии
Аннотация: В статье представлен обзор основных нормативно-правовых документов, составляющих актуальную законодательную основу миграционной политики ЕС на примере опыта Италии. Кратко освещена история развития миграционного законодательства Италии в период 1990-2012 гг. Показаны основные этапы эволюции законодательства Италии в сфере миграционной политики, правовую базу которой составляют международные, европейские, двусторонние и внутригосударственные нормативные документы, такие как закон «Мартелли», закон «Турко-Наполетано», Закон «Босси-Фини», Закон «Дини», Директивы Совета Европейского Союза, Интеграционное соглашение и другие. Проанализированы принципиальные изменения в вопросе свободного передвижения и пребывания в Италии граждан ЕС и основные нововведения, касающиеся граждан стран, не входящих в Европейский Союз.
Национальная безопасность / nota bene, 2012-6
Сурма И.В., Аникин В.И. - Современная Россия: методологические аспекты стратегии политического и экономического развития
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции развития мировой политической системы и роль России в этом процессе. Используя представленный в статье методологический подход и анализируя современные тенденции трансформации системы международных отношений и сложных процессов геоэкономического и геополитического характера выявлены несколько возможных сценариев их развития в долгосрочной перспективе и представлены некоторые рекомендации для выработки и формирования основных направлений внешней политики России с учетом имеющегося опыта исследований в этой области.
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law, 2012-2
Сурма И.В. - Актуальные вопросы правового регулирования транзитной миграции
Аннотация: В статье проанализированы особенности правового регулирования транзитной миграции в свете современных миграционных процессов. Выделены основные группы транзитных стран и освещены документы, регламентирующие деятельность транзитных государств в отношении мигрантов, находящихся на их территории (Дублинская конвенция, Директивы Совета Европейского Союза и судебная практика Миграционных Судов). Автор обосновывает тот факт, что в современных сложившихся условиях, как Дублинская конвенция, так и соглашения о реадмиссии должны быть модифицированы с учетом необходимости соблюдения принципа «разделения бремени».
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law, 2012-2
Сурма И.В. - Актуальные вопросы правового регулирования транзитной миграции
Аннотация: В статье проанализированы особенности правового регулирования транзитной миграции в свете современных миграционных процессов. Выделены основные группы транзитных стран и освещены документы, регламентирующие деятельность транзитных государств в отношении мигрантов, находящихся на их территории (Дублинская конвенция, Директивы Совета Европейского Союза и судебная практика Миграционных Судов). Автор обосновывает тот факт, что в современных сложившихся условиях, как Дублинская конвенция, так и соглашения о реадмиссии должны быть модифицированы с учетом необходимости соблюдения принципа «разделения бремени».
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law, 2012-2
Сурма И.В. - Актуальные вопросы правового регулирования транзитной миграции
Аннотация: В статье проанализированы особенности правового регулирования транзитной миграции в свете современных миграционных процессов. Выделены основные группы транзитных стран и освещены документы, регламентирующие деятельность транзитных государств в отношении мигрантов, находящихся на их территории (Дублинская конвенция, Директивы Совета Европейского Союза и судебная практика Миграционных Судов). Автор обосновывает тот факт, что в современных сложившихся условиях, как Дублинская конвенция, так и соглашения о реадмиссии должны быть модифицированы с учетом необходимости соблюдения принципа «разделения бремени».
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law, 2011-11
Сурма И.В. - Соглашения о реадмиссии в контексте современных миграционных процессов в Европе и России.
Аннотация: В статье рассматривается особенности соглашения о реадмиссии в свете современных миграционных процессов происходящих в Европе и России. Освещены основные преимущества и недостатки соглашений о реадмиссии. Отражены проблемы, возникающие между государствами донорами и странами транзитерами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.