Лазарев В.В. —
Поэзия П.А. Вяземского на пути к постижению непознаваемого
// Философия и культура. – 2017. – № 6.
– С. 90 - 109.
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.6.23323
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_23323.html
Читать статью
Аннотация: Мировоззрение Петра Андреевича Вяземского (1792-1878) представлено в статье в довольно широкой исторической перспективе, от духовных предпосылок в работах Н.М. Карамзина и собственных мировоззренческих установок и прозрений поэта до выявления в нем перспектив дальнейшего духовного развития (к славянофильству, Вл. Соловьёву и началу периода религиозно-философского возрождения). Особенности философского воззрения Вяземского не умещаются в ставшие для современных читателей привычными довольно четкие и однозначно утвержденные рубрики течений и направлений. Его творчество многоаспектное, а в каждом отдельном случае еще и осложненное нарочито используемыми им контрастными сопоставлениями, неразлучностью противоположностей, гармоничными единствами которых дышат и цветут его творения. Используется метод целостного органического подхода, к которому устремлен принцип антинмического монодуализма, преодолевающего дуализм рационального и сверхрационального. Вопросы о характере философского воззрения Вяземского затрагивались исследователями обычно лишь мимоходом. Краткость их характеристик связана с реальной трудностью проникновения в содержание собственных исканий поэта на его нелегком жизненном пути, в который вовлечены и мы, что позволяет нам говорить не только о Вяземском в прошлом, но и о нашем Петре Андреевиче Вяземском.
Новое в статье состоит в очередной попытке выявить вслед за современными исследователями более основательной преемственной связи поэтического наследия Вяземского с последующим духовным развитием, через обнаружение общности приемов поэтического творчества с интуитивно-философским проникновением в основы рационального сознания исходя из принципа целостности в монодуалистическом антиномизме.
Abstract: This article presents the worldview of Pyotr Andreyevich Vyazemsky (1792-1878) in a fairly broad historical perspective, from the spiritual prerequisites in the works of N. M. Karamzin and original worldview orientations and insights of the poet to determination of the prospects of further spiritual development within it (to Slavophilia, Vladimir Solovyov, and beginning of the period of religious-philosophical renaissance). Peculiarities of Vyazemsky’s outlook do not fit into the usual for modern readers, precise and unambiguously established categories of trends and directions. His creative path is multi-aspect, and in each separate case is complicated by the used by him contrast comparisons, inseparability of antipodes, harmonious accords that breathe and bloom in his works. The work applies the method of holistic organic approach, turned to the antinomy of monodualism, which overcomes the dualism of rational and ultrarational. Questions regarding the nature of Vyazemsky’s philosophical outlook were touched upon the researchers very briefly. It is associated with the difficulty of understanding the actual contents of the poet’s pursuits in his stiff life journey, which also involves us and allows speaking of not only Vyazemsky in the past, but our Pyotr Andreyevich Vyazemsky as well. The scientific novelty consists in another attempt to reveal the successive connection of the poetic heritage of Vyazemsky with the further spiritual development through determination of the commonness of approaches of the art of poetry and intuitive-philosophical insight into the foundations of rational consciousness based on the principle of continuity in antinomy of monodualism.
Лазарев В.В. —
Об осмыслении В.В. Зеньковским проблемы зла в русской религиозной философии.
// Философия и культура. – 2012. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.3.5318
Читать статью
Аннотация: В статье о конструктивных разработках проблемы «зла» В. В. Зеньковским, историком философии и участником философского процесса, разбираются следующие вопросы. Все ли в проступках у человека свое? Является ли свободою произвол? Является следование Божьему зову принудительным? О реальности зла. Абсолютно ли зло? Преодолимо ли оно? Диалектика отношения к злу. О целостном мировоззрении и органичном синтезе в монодуализме.
Лазарев В.В. —
О метафизической перспективе сближения Герцена со славянофильством. (К 200-летию со дня рождения А.И. Герцена)
// Филология: научные исследования. – 2012. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0749.2012.3.5948
Читать статью
Аннотация: Где начало непримиримых расхождений между представителем западничества Герценым и славянофильством? С чего могло бы начаться сущностное единение их? Представляют ли они одну двойственную природу или две разные? В воззрениях Герцена переплелись со славянофильскими взгляды на общинность, на историческую миссию России, на западное развитие. Но явно расходились взгляды на религию, и в данной статье подвергнута рассмотрению бессознательная религиозность атеиста Герцена.
Лазарев В.В. —
Соразмышление
// Философия и культура. – 2012. – № 1.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.1.4667
Читать статью
Аннотация: Рецензия на: Никольский С. А., Филимонов В. П. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII - середины XIX столетия. – М., Прогресс-Традиция, 2008. [Т. 1 ]. 416 с.
Никольский С. А., Филимонов В. П. Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40 – 60-х годов столетия. - М., Прогресс-Традиция, 2009. [Т. 2]. 544 с.
Лазарев В.В. —
Идея общинности в философии религии Гегеля
// Философия и культура. – 2010. – № 11.
DOI: 10.7256/2454-0757.2010.11.3122
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена редко затрагиваемым в исследованиях по философии Г. В. Ф. Гегеля вопросам общинной нравственности, которые со времен А. С. Хомякова и К. Д. Кавелина с различных, даже противоположных точек зрения обсуждались в русской философии. Автор пытается показать, что толкование Гегелем этико-религиозных вопросов общинной жизни может послужить не только исходным пунктом уяснения всей его «темной и абстрактной» философии (включая единство в ней Субстанции и Субъекта), но и общим полем для ведения русскими мыслителями плодотворной полемики с этим учением.
Лазарев В.В. —
Метафизика судьбы в историософии Николая Бердяева
// Философия и культура. – 2010. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0757.2010.5.2208
Читать статью
Аннотация: Анализ постановки Н. А. Бердяевым эсхатологических вопросов о судьбе, прежде всего о загадочной судьбе России, на основе выявления русским философом напряженных отношений между 1) временным и вечным, 2) необходимостью и свободой, порождающих трагедию истории, 3) рациональным знанием и верой.