по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Левин Виталий Ильич
Современное образование, 2016-4
Левин В.И. - Библиометрические показатели или экспертные оценки: как оценивать результаты научной деятельности c. 11-28

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20046

Аннотация: Рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос: как объективно оценивать труд ученых и научных учреждений в современных условиях, с использованием информационных технологий. Традиционная оценка качества результатов научных исследований основана на экспертных оценках членов научного сообщества. Новые методы оценки основаны на вычислении количественных показателей и связаны с количественной системой финансирования ученых и научных учреждений. Во многих странах сегодня идут споры между чиновниками - сторонниками библиометрики, и учеными - ее противниками. В работе анализируются и сравниваются количественные (библиометрические) и качественные (экспертные) методы оценки качества научной работы. Статья впервые содержит попытку нащупать основы возможной позиции научного сообщества по вопросам оценки результатов научной работы, приемлемой для государственных и иных финансирующих организаций. Делается вывод, что количественные показатели нужно использовать только в качестве вспомогательных, дополняющих основные - экспертные оценки качества результатов научных исследований.
Педагогика и просвещение, 2016-1
Левин В.И. - Наукометрические показатели и оценка вклада ученого в науку

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17126

Аннотация: В статье дано подробное изложение наукометрического подхода к оценке эффективности научных исследований. Затрагиваются различные наукометрические показатели деятельности научного работника – общее количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журналов, в которых печатается работник, и т.д. Однако главное внимание уделяется наиболее распространенному сегодня показателю – индексу Хирша. Приводится определение этого показателя, различные методы его вычисления, сопровождаемые примерами. Изложена точка зрения Хирша на возможности созданного им показателя по выявлению важности и значимости вклада ученого в науку, по сравнению эффективности различных ученых, по прогнозированию научных достижений ученого. Приводятся критические оценки этого показателя действующими учеными. Изложена также точка зрения автора на указанный, а также другие наукометрические показатели эффективности работы ученого. Дается несколько новых примеров, показывающих неспособность индекса Хирша и других наукометрических показателей адекватно оценивать различные стороны деятельности ученого. Указывается на опасности, связанные с возможностью фальсификации наукометрических показателей. Делается вывод о целесообразности возвращения к оценке научной деятельности с помощью традиционных экспертных оценок.
Педагогика и просвещение, 2015-4
Левин В.И. - Новая программа образовательной подготовки аспирантов

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16530

Аннотация: Рассматривается проблема образовательной подготовки аспирантов и соискателей в России. Описываются действующие в настоящее время в мире системы образовательной подготовки, их достоинства и недостатки. Основное внимание уделяется системам подготовки, действующим в Германии, Франции, Великобритании и США. Описывается и анализируется также сложившаяся во времена СССР система подготовки аспирантов, сохранившаяся в современной России. Предложена новая система образовательной подготовки российских аспирантов, отличающаяся программой подготовки, ориентированной на современные задачи российской высшей школы. В программу входят: история научных открытий, логика и критическое мышление, методика научных исследований, культура научной деятельности, научная этика, основы права. Работа базируется на анализе трудов отечественных и зарубежных ученых - специалистов в области подготовки кадров, а также методических работ научных руководителей аспирантов. Широко использованы некоторые отечественные и зарубежные работы по истории науки, методике научных исследований, логике, культуре научной деятельности, научной этике, методике подготовки диссертаций и статей. Основные выводы: 1) введение в России трехступенчатой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) открывает потенциальную возможность улучшения образовательной подготовки российских аспирантов; 2) в мире существуют разные образовательные школы для аспирантов, отличающиеся программой и национальными традициями; 3) современная образовательная подготовка российских аспирантов не обеспечивает им получения хорошего образования и общей культуры; 4) для улучшения образовательной подгтотовки аспирантов необходим пересмотр программ их обучения.
Педагогика и просвещение, 2015-3
Левин В.И. - Об одной важной книге по истории логики и философии в Центральной и восточной Европе

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16215

Аннотация: В аннотируемой книге воссоздана история развития логики и аналитической философии в странах Центральной и Восточной Европы. Раскрытие данной темы проводится с энциклопедической полнотой. Показано, что вклад ученых Центральной и Восточной Европы в логику и аналитическую философию не исчерпывается известными трудами Венского кружка и Львовско-Варшавской школы, а намного превышает их. Установлено, что многие выдающиеся ученые-логики, считающиеся западными, происходят из Центральной или Восточной Европы либо находились под сильным влиянием тамошних научных школ. Их отъезд на запад был вызван поисками лучших условий для работы либо бегством от нацистов. Работа базируется на анализе всех 38 статей книги, объединенных в 7 глав, а также введения, написанного Эндрю Шуманом, редактором книги. Статьи весьма информативны и подготовлены 53 авторами из 21 страны Восточной и Центральной Европы (Албания, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, ГДР, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Украина). Основные выводы: 1) книга "Logic in Central and Eastern Europe" является одной из наиболее важных книг по истории логики и философии науки в мире; 2) книга является своеобразной энциклопедией, в которой изложено все, что необходимо знать любому гуманитарию об истории логики и философии в Центральной и Восточной Европе; 3) в книге выявлены причины того, почему советские логико-философские школы не стали ведущими в мире.
Педагогика и просвещение, 2015-2
Левин В.И. - Михаил Львович Цетлин и развитие кибернетики в СССР

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15346

Аннотация: В статье изложена научная биография выдающегося советского ученого, инженера и организатора науки, одного из основоположников отечественной кибернетики Михаила Львовича Цетлина. Выявлены основные этапы его биографии и научного творчества и влияние на него семьи, близких, друзей и коллег. Дан обзор основных результатов М.Л. Цетлина в науке (матема-тика, теоретическая физика, теория управляющих систем, биология и медицина, протезирование, автоматное моделирование социальных, экономических и биологических систем, электронное приборостроение, кибернетика). Проанализирована его научно-организационная и педагогическая деятельность и ее влияние на развитие советской и мировой науки и техники. Подробно описываются основные особенности М.Л. Цетлина как ученого, человека и гражданина и его большое влияние на научную молодежь. Основу данного исследования составили опубликованные и неопубликованные воспоминания коллег М.Л. Цетлина, членов его семьи, близких, родных, друзей, а также личные воспоминания автора. Впервые собраны воедино высказанные оценки, относящиеся к различным сторонам жизни и деятельности М.Л. Цетлина – научной, инженерной организационной, педагогической, общественной и др. Использованы также личные впечатления о Цетлине как человеке. Показано, что М.Л. Цетлин был идним из первопроходцев кибернетики в СССР.
Педагогика и просвещение, 2014-3
Левин В.И. - В.И. Варшавский - инженер, исследователь, организатор науки

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13034

Аннотация: В статье изложена научная биография выдающегося инженера и крупного ученого Виктора Ильича Варшавского. Выявлены некоторые особенности его научного творчества и влияние на него семейных связей, друзей, близких и коллег. Дан обзор основных результатов В.И. Варшавского в науке (теория автоматов, вычислительная техника, пороговая логика, искусственный интеллект) и инженерном деле (асинхронная схемотехника). Проанализирована его научно-организационная и педагогическая деятельность и ее влияние на развитие советской и российской науки техники. Воссоздан образ В.И. Варшавского как человека и гражданина. Прослежена связь между исследованиями его творческого коллектива и современными исследованиями в области вычислительной техники и искусственного интеллекта. Основу данного исследования составляют, главным образом, воспоминания членов семьи, друзей, близких и коллег В.И. Варшавского, а также личные воспоминания автора. Также использованы высказанные этими лицами впечатления о творчестве ученого. Собраны воедино сведения и оценки, относящиеся к различным сторонам жизни и деятельности В.И. Варшавского – научной, инженерной, литературной, организационной, педагогической и др. Выявлено, что исследования В.И. Варшавского и его учеников в области вычислительной техники – так называемая асинхроника – в случае практической реализации могли существенно изменить эту область. Однако эта реализация была практически невозможна.
Педагогика и просвещение, 2014-2
Левин В.И. - Профессор Л.А. Растригин - ученый и популяризатор науки. К 85-летию со дня рождения

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12631

Аннотация: Воссоздана история жизни и научно-педагогической деятельности всемирно известного советского ученого Леонарда Андреевича Растригина. Весьма подробно изложена его научная биография. Обстоятельно рассмотрена его научная деятельность и полученные им результаты. Много места уделено его работе в качестве научного руководителя аспирантов и докторантов, а также его научно-просветительской деятельности. Приводятся воспоминания о нем его коллег и учеников. Большое внимание уделено личности Л.А. Растригина, его человеческой судьбе. Приведен полный список всех опубликованных им книг и общая характеристика его многочисленных публикаций: статей, докладов, обзоров, монографий, научно-популярных книг и т.д. Работа базируется на анализе опубликованных Л.А. Растригиным научных, методических и научно-популярных трудов. Также широко используются неопубликованные воспоминания о Растригине его коллег и учеников, в т.ч. личные воспоминания автора. Впервые подробно описана научная, педагогическая и научно-популяризатор-ская деятельность выдающегося ученого и яркой человеческой личности – профессора Л.А. Растригина (1929–1998), его полная драматизма жизнь, насыщенная постоянными конфликтами с партсовбюрократами советского государства. Основные выводы: 1. Л.А. Растригин был крупным ученым, основоположником теории и практики случайного поиска – нового эффективного метода управления работой сложных систем; 2. Он был также выдающимся организатором научных исследований, хотя не занимал никаких крупных административных постов, и превосходным педагогом, научным руководителем аспирантов и докто-рантов, подготовившим большое число кандидатов и докторов наук.
Педагогика и просвещение, 2014-1
Левин В.И. - К 90-летию со дня рождения. Эдуард Александрович Якубайтис. Жизнь и судьба

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.11546

Аннотация: В статье рассматривается история жизни и деятельности крупного советского и латвийского ученого и организатора науки Э.А. Якубайтиса. Достаточно подробно описана его научная биография. Очень подробно, по этапам, рассмотрена его научная деятельность и полученные результаты. Воссоздана его деятельность в качестве научного администратора и руководителя научных исследований. Много места уделено воспоминаниям о Якубайтисе как человеке. Анализируется его человеческая судьба, головокружительная карьера в советское время и трагический конец в новой, независимой Латвии. Приведен полный список всех опубликованных книг Э.А. Якубайтиса и краткий список литературы о нем и области его деятельности. Работа базируется на анализе всех опубликованных Э.А. Якубайтисом научных трудов - статей, докладов, книг. В ней активно используются неопубликованные воспоминания о Якубайтисе его сотрудников и личные воспоминания автора, а также биобиблиографический указатель Якубайтиса, выпущенный АН Латвии в 1984 г. по случаю его 60-летнего юбилея. Впервые подробно описана научная деятельность академика Э.А. Якубайтиса (1924-2006) и его научно-административная деятельность, в первую очередь - создание в 1960 г. и руководство в течение 30 лет Института электроники и вычислительной техники АН Латвии в Риге. Основные выводы: 1. Э.А. Якубайтис был крупным ученым, одним из создателей советской школы теории автоматов; 2. Он был также крупным научным администратором, руководителем многих прикладных НИР, выполнявшихся в интересах народного хозяйства страны.
Современное образование, 2013-4
Левин В.И. - И.А. Кассирский - выдающийся советский ученый и врач. К 115-летию со дня рождения c. 14-41

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10021

Аннотация: В статье изложена научная биография выдающегося ученого-медика, педагога и замечательного человека Иосифа Абрамовича Кассирского. Дан обстоятельный анализ его научной, педагогической, организационной и врачебной деятельности. Рассказывается о его решающей роли в создании советской научной и лечебной школы в области гематологии и тропических болезней. Большое внимание уделено описанию удивительной, яркой человеческой личности И.А. Кассирского. Приведено множество воспоминаний его коллег, друзей, учеников и близких, живо воссоздающих различные стороны его жизни и деятельности. Проанализированы основные особенности его научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медицины. Затрагивается его научно-организационная и общественная деятельность. Особо выделяются высокие человеческие качества И.А. Кассирского. Именно эти качества больше всего остались в памяти его современников. В заключение дается общая оценка научного уровня работ И.А. Кассирского в области медицины и созданной им научной школы. Приводится подробный список его основных публикаций.
Педагогика и просвещение, 2013-2
Левин В.И. - И.А. Кассирский - выдающийся советский ученый-медик

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.8832

Аннотация: Изложена научная биография выдающегося ученого-медика, педагога и замечательного человека Иосифа Абрамовича Кассирского. Дан обстоятельный анализ его научной, педагогической и организационно-врачебной деятельности. Большое внимание уделено его решающей роли в создании советской научно-лечебной школы в области гематологии и тропических болезней. Много внимания уделено описанию удивительной, яркой человеческой личности И.А. Кассирского. Приведено множество воспоминаний его коллег, друзей, учеников и близких, живо воссоздающих рпазличные стороны его жизни и деятельности. Проанализированы основные особенности его научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медицины. Затрагивается его научно-организационная и общественная деятельность. Большое внимание уделено высоким человеческим качествам И.А. Кассирского. Именно эти качества больше всего остались в памяти современников. В заключение статьи дается общая оценка научного уровня работ И.А. Кассирского в области медицины и созданной им научной школы. Приводится подробный список его основных публикаций.
Современное образование, 2012-2
Левин В.И. - Софья Александровна Яновская - жизнь и судьба c. 72-125
Аннотация: Изложена человеческая и научная биография замечательного человека, педагога и ученого Софьи Александровны Яновской. Дан достаточно подробный анализ ее научной и педагогической деятельности. Особое внимание уделено ее решающей роли в создании советской научной школы в области математической логики и советской научной школы в области истории математики. Много внимания уделяется также описанию удивительной человеческой личности С.А. Яновской. Приведены многочисленные воспоминания ее коллег, друзей и учеников, живо воссоздающие различные стороны ее жизни и деятельности. Анализируются основные особенности ее педагогической манеры и исследовательской деятельности в области математической логики, истории и философии математики. Затрагивается ее общественная и политическая деятельность. В связи с этим впервые подробно излагаются появившиеся в печати, начиная с 1990-х годов, обвинения С.А. Яновской в ее якобы участии в 1930-е гг. в «погромах» ученых старой формации, не разделявших марксистско-ленинскую идеологию. Эти обвинения детально анализируются и опровергаются. В заключение статьи дается общая оценка научного уровня работ С.А. Яновской и приводится список ее основных публикаций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.