по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чистякова Виктория Олеговна
Культура и искусство, 2014-6
Чистякова В.О. - Анализ экрана в аспекте медиальности (перспективы screen studies)

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13282

Аннотация: Предметом исследования выступает экран как формообразующий принцип в культуре, а также отдельные воплощения экрана. При всем многообразии современных экранов, гигантских и малых, приватных и публичных, интерактивных и линейных, динамичных и статичных, нами легко узнается экранная форма как таковая: она довольно четко отграничена от визуальных явлений другого порядка. Экран узнается по нескольким признакам: по наличию у него рамки (видимой границы между ним и прочими частями пространства), по наличие поверхности, по демонстрируемой им диалектике сокрытия и обнаружения и по свойству полиэкранности. Последнее из свойств выводит нас на иной уровень анализа экрана: в аспекте медиального. Экран предстает как частный случай медиального, в отношении которого можно только частично реконструировать его «движение», данное нам в момент его «изменения. В исследовании используются подходы media studies, а также методы screen studies, или screenology, рассматривающих экран как «средство» (medium), то есть множественность условий, в том числе материальных, связанных с характеристиками конкретного «носителя» (но не сводимых к ним), которые позволяют состояться видению. Новизна исследования заключается в том, что впервые понятие медиальности было применено к феномену экрана, что позволило объяснить эффект видения, объектом которого выступает изображение как существующее в границах того или иного конкретного экрана. В качестве дискуссионного был поставлен вопрос о материальном характере медиума (metaxu), равно как и о степени связанности с материальным медиальности как таковой. Был сделан вклад в разработку перформативного понимания медиального (иными словами, понимания медиа как практики). Был сделан вывод о том, что экран есть частный случай медиального, у которого нет онтологии и которое уклоняется от хронологической определяемости. В этом смысле экран не существует, а «находится в становлении».
Исторический журнал: научные исследования, 2014-6
Чистякова В.О. - Любительская фотография как объект микроисторического анализа

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.6.14557

Аннотация: В статье исследуется феномен любительской фотографии конца XIX – начала XX в. на примере деятельности Н. М. Щапова (1881–1960). Выдвигается тезис, что любительская фотография наиболее четко выявляет взаимосвязь между автором фотографий, сделанными им снимками и зрителями, для которых они предназначаются. Ситуация «близкого соседства» трех названных составляющих дает возможность проанализировать феномен фотолюбительства как особую практику, которая помогает структурировать и поддерживать социальные связи внутри и вне семейной группы, а также выстраивать «коллективное семейное воображение» относительно прошлого. Фотография показывает, как формируется «личная хронология» членов семьи, как складывается периодизация семейной истории. Рассмотренный в статье пример позволяет также показать детали трансформации любительской фотографии в фотографию, имеющую статус семейной. В качестве метода исследования используется микроисторический подход. С его помощью можно уменьшить масштаб исследования и рассмотреть конкретный уникальный случай, в котором нашли отражение более общие социальные процессы. Подходы микроистории подразумевают внимание к деталям и подробностям. Изучив их, можно сделать вывод о том, как тот или иной конкретный человек соотносит себя с более широкой общностью, как трактует свои связи с ней (в качестве такой общности выступает, в первую очередь, семейная группа). Новизна исследования заключается в том, что впервые на основании изучения любительской фотографической практики отдельного человека выявляются невидимые извне темпоральные представления и социальные структуры, определяющие взаимодействие человека и его среды. Проанализирован феномен «семейной истории» как личного опыта автора любительской семейно-генеалогической реконструкции.
Культура и искусство, 2011-7
Чистякова В.О. - Научное знание в фестивальном формате (об опыте проведения в Москве "Дней этнографического кино")
Аннотация: В статье освещены основные итоги недолгой пока истории кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» и решаемые им задачи. В мировой науке накоплен огромный аудиовизуальный методический и теоретический материал, активно используемый в исследовательских и в учебных целях. В российской академической среде визуальной антропологии отводится в лучшем случае вспомогательная функция. Это побудило Российский институт культурологии выступить в 2009 г. с инициативой организации ежегодного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» для решения важнейших теоретических и прикладных задач.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.