|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Дубовицкий Вячеслав Владимирович
Философия и культура, 2022-6
|
Дубовицкий В.В. - Категория и феномен первообраза в контексте феноменолого-диалектической концепции А. Ф. Лосева и феноменологии поэтического воображения Г. Башляра |
|
c. 47-65
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.6.38095
Аннотация: Предметом данного исследования являются, прежде всего, онтологические и феноменологические аспекты первообраза как категории и своего рода феномена в сфере искусства и поэтического воображения. Исследование проводится преимущественно на материале феноменолого-диалектической концепции А. Ф. Лосева и феноменологии поэтического воображения Г. Башляра. Выявляются историко-философский и теологический контексты концепции первообраза Лосева. Акцент делается на онтологическом смысле выражения и первообраза, на онтологии эстетического и художественного. Концепция Лосева, а также «непосредственная онтология» поэтического образа в концепции Бащляра применяются к тому художественному материалу, который органично им отвечает. Это тексты Н Гоголя: «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Старосветские помещики», «Вий». Тема первообраза как архетипа, выявляющего глубинную семантику искусства, достаточно разработана, в частности, на материале аналитической психологии К. Юнга. Новизна данного исследования включает несколько аспектов. Во-первых, на основе замечаний З. Фрейда о тесной связи инфантильно-личного и архаического в психике в интерпретации указанного художественного материала объединяются подходы Фрейда и Юнга, делается вывод о том, что архаика и эротика в первообразной стихии слиты в одно целое, поэтому не стоит категорично противопоставлять друг другу два этих подхода, по крайней мере, при обращении к архетипическому материалу. Во-вторых, в данном исследовании акцентируются онтологические и феноменологические аспекты первообраза, которым в различных исследованиях уделяется недостаточно внимания. В-третьих, в исследовании применительно к теме первообраза объединяются и такие концепции, как феноменолого-диалектическая (Лосев), феноменология поэтического воображения (Башляр), интертекстуальный анализ (Вайскопф), которые в их взаимодействии позволяют полнее раскрыть первообразную стихию искусства. Все это может способствовать созданию целостной концепции первообраза в искусстве и в сфере поэтического воображения.
Философия и культура, 2017-5
|
Дубовицкий В.В. - Фантазм во фрейдовском и в эстетическом бессознательном. |
|
c. 36-52
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.5.20621
Аннотация: В статье на основе идей, высказанных Ж. Рансьером в работе «Эстетическое бессознательное», выявляется существенная роль фантазма как составляющей эстетической структуры на территории литературы и искусства. При этом речь идет об основывающейся на бессознательных интенциях и имеющей принудительную силу работе фантазии, продуктом которой и является фантазм. В контексте теории Фрейда выявляются те особенности фантазии, которые обусловливают ее эстетический потенциал. С опорой на идеи Ж. Рансьера выявляются точки соприкосновения и расхождения фрейдовского и эстетического бессознательного. Главное внимание в связи с этим уделяется теме des Unheimlichen – в фрейдовском и эстетическом бессознательном. Уникальным литературным источником для исследования данной темы является повесть Н. Гоголя «Вий». Сюжеты данного текста занимают в статье центральное место в интерпретации пространства unheimlich-фантазма. Затрагивается также тема корректности психоаналитических интерпретаций художественных произведений, а также так называемых «литературных сновидений», - тема, обретающая в силу сосуществования фрейдовского и эстетического бессознательного более глубокий смысл. В данной статье были использованы некоторые принципы сравнительного, феноменологического, психоаналитического методов, а также - метод интерпретации. Фантазм оказывается вписанным в эстетическую структуру произведения таким образом, что данное либидо (художника, читателя, зрителя) принимает форму именно этого фантазма и соответствующих ему образов. Это принципиально важно, поскольку Фрейд, понимая эстетическое с точки зрения формальной привлекательности, отводил самой художественной форме в ее эстетическом аспекте место всего лишь «заманивающей премии». Фрейдовская тема des Unheimlichen рассматривается (на материале повести Н. Гоголя «Вий») в аспекте не столько фрейдовского, сколько эстетического бессознательного. Соответственно, феномен жуткого интерпретируется в терминах трансгрессии. В конечном итоге проводится мысль о нередуцируемости фантазма: фантазм, существуя и как фрейдовское, и как эстетическое бессознательное, по сути, не поддается десублимации, но сам по себе – бессознательно, – эстетически соединяя даже уже разведенные в рефлексии реальное и воображаемое, выполняет темпоральную работу явления скрывающегося.
Философия и культура, 2016-4
|
Дубовицкий В.В. - Искусство, красота и благо в эстетике Платона. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.4.15599
Аннотация: Рассуждения Платона о красоте, об искусстве нередко подвергались критике, в особенности начиная со времени, когда эстетическая сфера стала пониматься как сугубо автономная (поверхностная интерпретация этой концепции автономии не позволяла продумать феномены искусства и красоты в перспективе блага), а вопрос о полезности искусства, который Платон ставил со всей остротой философских вопросов, переместился в сферу социал-демократической идеологии и общественной мысли, приобрел публицистический характер. В данной статье эстетика Платона рассматривается в горизонте идеи блага. Предпринимается попытка провести параллели между критическими рассуждениями Платона об искусстве и рядом идей, высказанных такими мыслителями, как И. Винкельман, Ж.- Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд. Так, речь может идти о преодолении привычки говорить об искусстве в целом исключительно в позитивном смысле, о протесте против эстетизации страстей как социально вредного феномена и т. д. В контексте рефлексий о красоте и об искусстве выявляется возможность сопоставления на первый взгляд чуждых друг другу феноменов - «естественного» человека Руссо с гражданином идеального государства Платона. В статье показывается также, каким образом в перспективе идеи блага разрабатывает Платон тему чистых удовольствий - тему, имеющую свое продолжение в таких направлениях постклассического искусства, как абстракционизм и минимализм. В контексте идеи блага акцентируется также связь эротической философии Платона со сферой теологии. В данной статье были использованы некоторые принципы онтологического исследования, герменевтики, а также – сравнительного и феноменологического методов. В данном исследовании выявляется позитивный смысл критики Платоном расхожего «пещерного» воззрения на красоту и искусство и акцентируется бытийное измерение этих феноменов в философской эстетике Платона. Все аналогии и параллели, приведенные в исследовании, не случайны. Они позволяют выявить и по сей день актуальное содержание платоновской эстетики, которая, как и вся философия Платона, есть поиск блага, его оснований в человеческом бытии.
|
|