Жуковский В.И. —
Ключевые положения синтетической теории идеального Д. В. Пивоварова – методологическая основа инновационного концепта изобразительного искусства
// Философия и культура. – 2016. – № 6.
– С. 892 - 898.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.6.18142
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена исследованию основных положений синтетической теории идеального отечественного ученого Д.В. Пивоварова, которая стала методологическим фундаментом инновационного концепта изобразительного искусства. Проанализировав и обобщив концепции А.Ф. Лосева, М.А. Лифшица, Э.В. Ильенкова, Э.Г. Классена и Д.И. Дубровского, Д.В. Пивоваров делает вывод, что эталонный объект, схема действия с ним и экстраполяция знания об эталоне на сверхчувственную реальность – это основные составляющие всякого идеального отношения. Для Д.В. Пивоварова «идеал» есть равновесие внешнего и внутреннего, где внешне (чувственно) «идеал» представлен как «идол», внутренне (сверхчувственно) содержание «идеала» предстает как «идея». По утверждению Пивоварова, культура – это человеческая деятельность по культивированию, возделыванию, взращиванию идеалов, призванных способствовать процессу уютного, комфортного существования каждого человека с собой, другими людьми, предметами первой и второй природы, мирозданием в целом.
В работе проведен сравнительный анализ источников, относящихся к предмету исследования, а также критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных учёных.
Методологические положения Д.В. Пивоварова создали условие для теоретического объяснения элитарного, соборного и индивидуально-эволюционного аспектов утверждения идеала; для исследования закономерностей идеалообразующего процесса в изобразительном искусстве. Автор приходит к выводу, что синтетическая теория идеального, разработанная Д.В. Пивоваровым, помогает освоить необычайно сложный механизм репрезентативного (через идол) отношения зрителя со своей душой, душами других людей, Духом Божиим и Совершенством Полноты Бытия посредством художественного произведения-вещи как знакового комплекса.
Abstract: The article investigates the basic provisions of the synthetic theory of the ideal, proposed by the Russian scientist D. Pivovarov, which became the methodological basis of the innovative concept of visual arts. D. Pivovarov analyzed and summarized the conceptual ideas of A. Losev, M. Lifshitz, E. Ilyenkov, E. Classen and D. Dubrovsky, and concluded that the main components of every ideal relationship are following: the fiducial object, the scheme of actions with it and the extrapolation of the knowledge about it in the supersensible reality. According to D. Pivovarov "ideal" is a balance of internal and external, where the "ideal" is externally (sensory) presented as "idol", and the content of the "ideal" is internally (supersensory) presented as "an idea." According to the statement of D. Pivovarov, culture is a human activity on cultivating ideals intended to facilitate the process of human being comfortable existence, comfortable communication with other people, first and second nature objects, and the universe. The comparative analyses of the sources related to the subject of the study, as well as the critical analysis of previously published works of the Russian scientists are given in the article. Methodological ideas of D. Pivovarov created the conditions for a theoretical explanation of the elite, inclusive and individual evolution aspects of the creation of an ideal; and also for studying the laws of the ideal creation process in visual arts. The author concludes that the synthetic theory of the ideal, developed by D. Pivovarov, helps to master the extremely complex mechanism of representative (through the idol) relationship of a viewer with his own soul and souls of other people, the Spirit of God and the perfection of the fullness of life by means of art-object as a complex of signs.
Жуковский В.И. —
Визуальное мышление в процессе художественного творчества
// Философия и культура. – 2014. – № 4.
– С. 618 - 627.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.4.10770
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается визуальное мышление как аспект синтетического мышления, которое способно преображать и воплощать любые отношения реальности посредством их визуализации в трансформированную чувственность. Исследуются познавательные особенности и функции визуального мышления, позволяющие понять сущность мыслительного процесса в художественном творчестве. Доказывается, что в процессе творчества художник способен с помощью своего визуального мышления и технологических навыков умственного и практического действования преобразить художественный материал, наделенный «первичной» чувственностью, в нечто «вторично» чувственное. Обоснование сущности визуального мышления потребовало эмпирических и теоретических методов исследования взаимосвязанных проблем: тенденций эволюции изобразительного искусства, природы творческого процесса, изобразительного и выразительного аспектов художественного образа. Автор утверждает, что c помощью визуального мышления идея художника воплощается в целостную форму, а продукт творческой активности становится культурной ценностью, а также отмечает актуальность данного исследования, т.к. аудиовизуальная культура становится неотъемлемой частью нашего бытия, и развитие все более высоких уровней визуального мышления способствует рождению емких и богатых содержанием художественных образов.
Жуковский В.И. —
Произведение искусства в эпицентре художественной культуры
// Философия и культура. – 2013. – № 11.
– С. 1613 - 1620.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.11.9845
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями понятий «культура», «художественная культура», «произведение искусства». Культура определяется как человеческая деятельность по культивированию идеалов; идеалообразование - как процесс сохранения и изменения почитаемых за идеалы образцов воспроизводства общественной жизни и уникальной культуры индивидуального человека. Утверждается, что художественная культура – это подсистема культуры, способная порождать равновесные идеалы. Выделяются и анализируются модели, согласно которым формируются базовые идеалы культуры. Статья раскрывает сущностный характер произведения искусства как центрального звена художественной культуры, определяет понятия «произведение изобразительного искусства», «художественный образ» в контексте исследования актуальных проблем художественного творчества. Произведение изобразительного искусства исследуется как искусственный и искусно произведенный идеал, искус которого направлен на идеальное (репрезентативное) отношение конечного с конечным и конечного с бесконечным. Рассмотрен творческий процесс диалога художника с художественным материалом, взаимодействие произведения изобразительного искусства со зрителем, сформулирован операционный подход к взаимодействию зрителя с произведением изобразительного искусства.