по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Герасимова Ирина Алексеевна
Культура и искусство, 2023-3
Герасимова И.А., Иванов А.В., Фотиева И.В. - Трансцендентный опыт: возможность пересечения теологического, философского и научного подходов c. 9-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.3.38068

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы трансцендентного опыта, под которым авторы понимают разнообразные формы выхода сознания за пределы изученных форм человеческого опыта и познавательных практик. Проблема трансцендентного опыта поставлена как комплексная. Комплексный подход включает историю и теорию западноевропейской мысли, русской философской традиции, современные исследования. Предпринята попытка проблематизировать возможность интеграции теологических, философских и научных исследований в этой области. Особое внимание уделено когнитивному аспекту проблемы трансцендентного опыта. В данной работе авторы ограничиваются методологической задачей возможности междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований трансцендентного опыта. Авторы придерживаются постнеклассической методологии, охватывающей гуманитарные походы и результаты естественно-научных экспериментальных исследований.   На основании проведенного комплексного исследования подтверждается положение о встроенности трансцендентного опыта в общую систему познавательных способностей человека. Трансцендентный опыт можно рассматривать как качественно более высокую степень «открытости» сознания миру, которая предполагает непосредственность восприятия объекта. Для трансцендентного опыта характерна большая глубина проникновения в объект, сопровождающаяся переживанием слияния «я» и объекта, а в пределе «я» и мира. В когнитивно-эволюционном аспекте уместно поставить вопрос о новой ступени трансформаций сознания. Предлагаются следующие критерии различения подлинного и ложного трансцендентного опыта: опора на развитую картину мира; дополнение непосредственного опыта рациональной рефлексией; духовная/антропологическая трансформация в качестве предельной цели данного опыта; обязательность морального самопреображения; руководство учеником со стороны духовного учителя, последователя данной традиции.
Культура и искусство, 2020-11
Герасимова И.А. - Ритмы прошлого, ритмы грядущего c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34514

Аннотация: Ритм как универсалия культуры и как фундаментальный философский принцип временной организации систем различного порядка явился предметом исследования. Цель исследования – проанализировать возможности создания общей теории ритма. В реализации цели были поставлены следующие задачи: проанализировать этнокультурные традиции, в когнитивном отношении опирающиеся на развитость ритмочувствующего мышления; провести анализ рефлексий древнегреческих натурфилософов над значением ритма; проследить тематику ритма в искусстве, науке и практиках XIX-XXI вв.; проблематизировать вопрос о значении ритмологии в понимании новых векторов когнитивной эволюции в настоящее время. Методология исследования ориентируется на общесистемные методы, такие как философия сложности и экогеосистемный подход. Постановка проблемы ритма как универсалии востребует рассмотрения космоприродных, планетарных, социальных, культурных, личностных реальностей (миров). В исследовании исторических артефактов и этнографического материала принимаются во внимание принципы эволюционной эпистемологии. Анализ натурфилософских учений и древнегреческого мироощущения дополняется анализом языка. Новизна исследования состоит в постановке и анализе проблемы ритма как универсалии культуры в предельном основании, охватывая природные, социокультурные и творчески-личностные ритмики. Трансформации сознания и мышления в когнитивной эволюции шли от развитой чувствительности в архаике к развитию интеллекта. Вплоть до раннего средневековья было развито ритмочувствующее мышление, эмпатически связывающее человека с природой. Особое значение для понимания чувствующего мироощущения имеет культура и натурфилософские рефлексии над понятием гармонии. Красота как созидающий принцип мироздания передавалась комплексом понятий, которые вошли в язык современной науки. Ритм как эстетическая категория в естественных науках привлекает внимание исследователей корреляций биосферных, социальных и космических процессов. Рефлексии над универсальностью ритма в сложных эволюционирующих системах позволяют по-новому оценить рассогласование ритмик (десинхроноз) современного глобального кризиса.
Культура и искусство, 2018-7
Герасимова И.А. - Мысль, связующая миры. Сакральные символы в творчестве Н. К. Рериха c. 30-50

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.7.26720

Аннотация: Предмет исследования – концепт «пространственной мысли» в философском, литературном и художественном творчестве Н. К. Рериха. Символы «пространственной мысли» в художественном творчестве Рериха исследуются сквозь призму его философских воззрений и Учения Живой Этики. Проводится сравнительный анализ текстов Живой Этики с философскими учениями Запада, Востока, отечественной мысли. Исследуются особенности «пространственной мысли» как общекультурной мировоззренческой универсалии. Особое внимание уделено уровням течения мысли в процессе творческого мышления. Обсуждается вопрос об актуальности идей Рериха о ценностях духовной культуры. В целях анализа творческого стиля Н. К. Рериха используется междисциплинарный подход. Содержание картин Рериха, в которых представлены символы «пространственной мысли», анализируется в контексте философских воззрений художника. Автор опирается на культурно-исторические исследования символизма и данные работ историков. Художественный стиль Н. К. Рериха можно охарактеризовать как космический реализм. Космический реализм направляет творчество человека на установление связи с духовной антропосферой. Связывая эпохи и культуры, синтез мысли Н. К. Рериха был устремлен в будущее, в воплощение идеала культуры как жизни духа на Земле. Художественное творчество Рериха неразделимо от его философских воззрений и Учения Живой Этики. Идея «пространственной мысли» в философии Рерихов созвучна духовным учениям Запада, Востока, отечественной мысли, представлена в символах неолитической эпохи и в фольклоре. Философские воззрения и художественное творчество Н. К. Рериха вносят вклад в понимание эволюции человека, природы сознания, будущего культуры и значения мирового сотрудничества. Эти идеи становятся актуальными в современном обществе глобальных коммуникаций.
Психология и Психотехника, 2016-2
Герасимова И.А., Мильков В.В. - Медицинская тематика в книжности Древней Руси

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18393

Аннотация: предметом исследования являются древнерусские книжные источники, относящиеся к пониманию природы человека, его здоровья и болезней. Объектом исследования являются антропологические, исторические, культурологические, этические и психологические аспекты представлений о теле и душе, жизни и смерти, болезни, началах врачевания. Наряду с ортодоксальной церковной книжностью анализируется апокрифическая литература, исторические первоисточники, позволяющие реконструировать культурно-исторические особенности отношения к болезням и врачеванию в различных монастырских сообществах. Особое внимание уделяется этико-психологическим аспектах целительства. Авторы опираются на междисциплинарную методологию, суть которой состоит в сочетании детального текстологического анализа с антропологическим и этико-психологическим подходами. Основными выводами исследования являются: отношение к жизни и смерти, болезни, к способам воздействия не было однозначным, а определялось установками на соотношение души и тела. Строго аскетическая позиция с акцентом на греховности плоти и отрицанием естественных средств врачевания и медицины как практики дополнялась гармоничным отношением к плоти и душе, представленным в христианизированном платонизме. Различение целительства и медицины (рациональных средств врачевания) позволяет сделать вывод о культивировании на Руси теургической терапии с характерными психологическими особенностями. Природосообразная (профессиональная) медицина представлена в ряде апокрифов с астропрогностическим компонентом.
Психология и Психотехника, 2013-11
Герасимова И.А. - Принятие решения: логика и психология

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.10209

Аннотация: Проводится сравнительный анализ мотивов и механизмов выбора в процедурах принятия решений. На основании междисциплинарного анализа эволюционных, когнитивных и историко-философских аспектов делается вывод о дополнительности предсознательных и сознательных факторов, влияющих на выбор. В контексте актуальных проблем межкультурных коммуникаций, философии творчества обсуждается вопрос философского обоснования логики и роли логических средств в принятии решения. Выделяются эволюционные факторы, способствовавшие становлению определенности и сознательности в выборе. На формирование аналитического мышления оказали влияние морально-религиозные установки в зороастризме, искусство ведения полемики в античности, деятельность софистов и реакция Платона и Аристотеля, стоическое учение о чувственной предметности и значении логики. Обсуждаются возможности предметно-образного и понятийного мышления в принятии решения. Роль принципа противоречия в принятии решения усматривается в четком разделении истины и лжи, что имеет особую прагматическую ценность в жизненных ситуациях выбора. Определенность принципов классической логики складывалась в ходе когнитивной эволюции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.