по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мишурин Александр Николаевич
Философская мысль, 2018-10
Мишурин А.Н. - Уязвимость понятия политического Карла Шмитта c. 67-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.10.26271

Аннотация: Одной из центральных работ для творчества Карла Шмитта является провоцирующий немало контроверсий труд «Понятие политического». Выдержавшее три редакции, вызванных, в том числе, и критикой со стороны коллег, «Понятие политического» представляется многим исследователям одним из самых четких выражений realpolitik в XX в. Однако в данной работе отстаивается иная точка зрения. Проведенный в данной статье анализ «Понятия политического» показывает, насколько сильно выраженные в нем Шмиттом позиции зависят от классического либерализма вообще и мысли Томаса Гоббса в частности. Шмитт, пафос труда которого является, по сути, антилиберальным, остается в границах либерализма. При этом, вторым основанием тезисов, изложенных в «Понятии политического» служит ницшеанство. Именно из-за невозможности синтеза либеральных и антилиберальных позиций труд Шмитта остается неполноценным. Кажется, автор не смог довести до логического конца ни один из заявленных тезисов: ни определение политики, ни представление о государстве, ни положение о внеморализме политического. Вследствие чего «Понятие политического» не смогло удовлетворить никакой идеологической позиции и осталось фактически незавершенным в качестве альтернативного либеральному взгляда на политику.
Философская мысль, 2017-5
Мишурин А.Н. - Иерусалим и Афины. Некоторые вводные замечания c. 107-128

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.5.19015

Аннотация: Данная статья профессора Чикагского университета Лео Штрауса, суммирующая две лекции, прочтенные им в 1966 году, посвящена первичному описанию проблемы отношения разума и веры в вопросах общественной и политической жизни, известной также как проблема «Афин и Иерусалима». Предметной областью данной работы являются два культурных наследия, представленных работами греческих поэтов и философов, с одной стороны, и библейской традицией, в частности Торой, с другой. В ней Штраус задается целью разъяснить картину мира – начала мира – в представлении пророков и философов. Для достижения этой цели он использует историко-критический и герменевтический методы, разбирая сотворение мира, описанное в начале Библии и рождение мира и богов, описанное в греческих источниках. Научная новизна работы состоит в последовательном применении переработанного Штраусом герменевтического метода «внимательного чтения». Кажется, что основным выводом данной работы является идея о несовместимости Афин и Иерусалима, т.е. о необходимости выбора только одного способа объяснения мира и, следовательно, только одного пути к решению вопросов общественной и политической жизни.
Философская мысль, 2015-9
Мишурин А.Н. - Экзотерическое учение c. 61-80

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.9.16317

Аннотация: Эта работа известного американского политического философа Лео Штрауса посвящена сохранению традиции деления посланий философских текстов на экзотерические (публичные) и эзотерические (тайные) в творчестве Г. Лессинга. Данный труд продолжает цикл статей, посвященных вопросу экзо- и эзотерики, вводя новые критерии деления между ними, а значит – обновляя, дополняя «правила внимательного чтения», предложенные Штраусом в «Преследование и искусстве письма» и в «О забытом виде письма», а также в некоторых других его работах. Штраус пытается понять причину, заставившую исследователей XIXв. – в частности столь именитого исследователя античности как Ф. Шлейермахер – отказаться от традиционного деления философских учений на экзо- и эзотерические. Он находит ее в либерализации «современных» взглядов – в проникнувшей в ряды историков философии мысли о всесилии разума и результирующим в ней равенстве между познавательными способностями всех людей. Деление на экзо- и эзотерику изначально предполагает деление аудитории философского текста на читателей, способных к постижению его смысла и не способных к такому усилию. Античная философия, а вслед за ней и Лессинг придерживаются данного деления – современная философия его отвергает. А, следовательно, отвергает и «излишнее» деление посланий философских текстов на экзотерические и эзотерические. Штраус резко осуждает такое заключение – обвиняя «современников» в отказе от «благоразумия» свойственного философам прошлого, в том числе и самому Лессингу.
Философская мысль, 2015-8
Мишурин А.Н. - Философия как строгая наука и политическая философия c. 82-99

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.8.16318

Аннотация: В данной статье Лео Штраус касается проблемы отношения политической философии и политики. В современности политическая философия потеряла универсальный характер, политика, напротив, приобрела его. Этот фундаментальный сдвиг Штраус связывает с влиянием философии Мартина Хайдеггера и его «радикального историзма». Радикальный историзм Хайдеггера отвечает своему времени – времени, господствующей мыслью которого становится идея о границах истории. В этом контексте Штраус упоминает Гегеля – и его концепцию о конце истории, а также Ницше и Маркса – и их представления о начале истории. Хайдеггер так же, как Ницше и Маркс считает свою философию прелюдией к началу истории – как выражается Штраус «абсолютным», то есть поворотным ее моментом. Однако именно такое отношение лишает всю прежнюю философию вообще и политическую философию в частности ее притязаний. Радикальный историзм делает философию зависимой от момента ее появления – от исторических условий, которым она бессознательно подчиняется. В попытке избежать «конца философии», Штраус начинает свое движение назад. В данном случае обращаясь непосредственно к учителю Хайдеггера – Э. Гуссерлю и его работе «Философия как строгая наука».
Философия и культура, 2015-6
Мишурин А.Н. - О "Миносе" и Как Лео Штраус прочел диалог "Минос"

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.12227

Аннотация: Данная работа состоит из двух частей. Первой ее частью является перевод статьи Лео Штрауса "О "Миносе"", являющей классический пример штраусианского прочтения античных текстов. Вторая часть работы являет собой анализ указанного труда, в котором Штраус поднимает один из важнейших для классической политической философии вопросов: что такое закон? Основной акцент этого анализа концентрируется вокруг главного аспекта законодательства – общественного согласия, которое в работе Штрауса предстает как согласие между обладающим знанием философом Сократом и не обладающем знанием безымянном собеседником. Для раскрытия штрауксианской мысли автор использует заново открытый Штраусом метод внимательного чтения, позволяющий уйти от поверхностной или тривиальной трактовки текста. Лео Штраус – философ, давший основания для появления неконсервативной политической идеологии, в России известен плохо. Количество переводов его работ крайне мало, а их анализ и вовсе редкость. Вопрос о том, как возможно согласие (т.е. закон) между двумя разными видами людей, которому и посвящена данная работа, вполне привычен, из-за все более нарастающей актуальности проблемы подчинения некомпетентным законодателям, выбранным столь же некомпетентными в деле законодательства избирателями. Но вот ответ на него, данный Штраусом совершенно необычен и нов.
Философская мысль, 2015-6
Мишурин А.Н. - О забытом виде письма c. 116-134

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.6.15810

Аннотация: Данная работа является своеобразным продолжением программной статьи Лео Штрауса «Преследование и искусство письма» и одноименной книги, частью которой является указанная статья. В статье политический философ излагает свой герменевтический метод, именуемый методом внимательного чтения, а в книге предлагает несколько примеров использования данного метода: анализ работ М. Маймонида, Й. Галеви и Б. Спинозы. «О забытом виде письма», является ответом на критику, полученным Штраусом после публикации своего труда. Штраус разбирает два примера такой критики: во-первых, рецензию Д. Сабина, во-вторых статью Й. Белавала. Философ отвергает критику Сабина, последовательно разбирая ее и указывая на ее недостатки, неточности и ошибки. Он куда более благосклонен к Белавалу, основными пунктами критики которого являются неверная – с точки зрения самого Белавала – ориентация Штрауса на Восточную средневековую философию, представителей которой Белавал скорее склонен именовать учеными или комментаторами, а не философами; и не полная достоверность самого метода. В целом данную работу сложно назвать прорывной или определяющей, она скорее призвана прояснить некоторые вопросы, оставшиеся не проясненными в «Преследовании и искусстве письма».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.