по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ситникова Александра Александровна
Педагогика и просвещение, 2015-3
Ситникова А.А. - Коренное образование: актуальное состояние и проблемы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.17048

Аннотация: Предметом исследования является коренное образование в различных странах мира, в том числе в Австралии, Канаде, Норвегии, США. Рассматриваются зарубежные и российские практики коренного образования. Сделан акцент на мировом опыте получения высшего образования коренными народами Севера. Проанализированы возможности современных российских университетов для разработки международно значимых программ магистратуры по проблематике коренного образования. С помощью описания университетов Норвегии, США, Австралии, Канады, современных российских университетов ставится задача разработки актуальных и динамичных магистерских программ в сфере коренного образования для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основной метод исследования - критический анализ университетских программ, содержания учебных курсов в сфере коренного образования. Теоретический обзор дополняется знаниями, полученными в ходе полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края в 2010-2015 гг. Основными выводами проведенного исследования является необходимость рекомендаций для органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, для органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, а также для руководителей университетских образовательных программ. Предлагается на базе Сибирского федерального университета разработать и внедрить новую образовательную программу, соответствующую международным стандартам коренного образования.
Социодинамика, 2014-9
Ситникова А.А. - Современные практики форсайт-исследования будущего социально-антропологических систем, в том числе этнокультурных групп северных регионов Российской Федерации c. 44-62

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.9.13405

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены принципы проведения современного форсайт-исследования. Во введении определено место форсайт-исследования в кругу других операций с прогнозированием будущего, таких как: прогнозирование, научная фантастика и планирование. Перечислены преимущества форсайт-исследования перед ними как наиболее научного и достоверного подхода к предвидению будущих сценариев развития определенных явлений в жизни человечества. Второй раздел статьи посвящен описанию современных методик проведения форсайт-исследования. Приведена статистика наиболее употребляемых методов форсайта согласно данным европейского исследования 2007 года, представлено краткое описание и область применения наиболее применяемых методов – обзора литературы, библиометрического анализа, Делфи-опроса, критических технологий, метода проведения экспертных панелей, мозгового штурма, разработки сценариев будущего, SWOT-анализа и др. Приведена схема наиболее традиционных сочетаний нескольких методов для проведения комплексного форсайт-исследования. Третий раздел статьи посвящен построению стратегии использования методов форсайт-исследования для изучения социально-антропологических систем и этнически-культурных популяций. Основной метод исследования - аналитический и критический обзор научных источников. В результате обзора методов форсайт-анализа предлагается определенная методологическая стратегия форсайт-исследования северных регионов Российской Федерации. В данной части фиксируется то, что в настоящее время культурологические форсайт-исследования находятся на стадии становления, формулируются некоторые базовые принципы методологической стратегии культурологического форсайт-исследования. Помимо этого в статье выделен спектр существующих методов форсайт-исследования, которые должны быть применены для изучения этнокультурных систем. В частности, подчеркивается значимость проведения гражданских панелей, что отличает форсайт-исследование этнокультурной системы от других областей его применения (политики, промышленности, экономики и т.п.). Также в статье предложен спектр тем для проведения экспертных панелей по изучению будущего этнокультурных систем.
Человек и культура, 2014-2
Ситникова А.А. - Концепт «север» в творчестве Рокуэлла Кента c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11550

Аннотация: Статья предлагает исследование живописных и графических произведений художника Рокуэлла Кента на предмет визуализации в этих работах концепта «север». Предваряет исследования подробный обзор «волн» профессионального и зрительского интереса к творчеству Р. Кента: в 1920-е годы художник занимает ведущее положение в американском искусстве, в 1960-е годы становится популярен в СССР, в 1980-е годы к художнику возвращается внимание американских зрителей, в современности интерес к творчеству Р. Кента поддерживается в интернете. В соответствии с задачами исследованиями дана общая характеристика циклам работ, созданных художником во время путешествия на Аляску (1918-1919), во время путешествия на Огненную Землю (1922-1923) и во время путешествия в Гренландию (1929, 1932-1933, 1935); проанализированы репрезентативные произведения из этих циклов – «Солнечные блики. Аляска» (1919), «Огненная земля» (1922-1925), «Ноябрь в Гренландии» (1932-1933). Исследован образ эскимоса – коренного жителя Гренландии, формирующийся в графических изображениях, созданных Р. Кентом. Помимо этого в статье раскрываются художественные традиции и приемы, характерные для творчества художника в целом. Основной метод - философско-искусствоведческий анализ репрезентативных художественных текстов. Данный метод был разработан В.И. Жуковским и Д.В. Пивоваровым. Кроме того, применялся метод описания и анализа художественных произведений, анализ базовых концептов (в том числе, Ю.С. Степанова). К художественным текстам Р. Кента были применены герменевтические методологические процедуры, включая интерпретацию и выявление смыслов, заложенных в произведении. Научная новизна исследования заключается в том, что творчество известного американского художника Р.Кента рассмотрено с позиций концептуального анализа. Исследованы художественные произведения, связанные с северной тематикой. Творчество Р.Кента представлено как определенная мировоззренческая система художника XX века, проявленная с помощью визуальных средств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.