по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Угрин Иван Михайлович
Философская мысль, 2023-2
Угрин И.М. - В поисках Новой России: размышления о концепции духовно-экологической цивилизации (А.В. Иванова, И.В. Фотиевой, М.Ю. Шишина) c. 26-49

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.2.39752

Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора стратегии цивилизационного развития России с опорой на концепцию духовно-экологической (ноосферной) цивилизации, разработанную А.В. Ивановым, И.В. Фотиевой, М.Ю. Шишиным. Выделяется пять вариантов стратегии цивилизационного развития. В качестве методологического подхода, позволяющего выделить и дать общую характеристику этим вариантам, берется понимание цивилизации, сформулированное А. Тойнби и уточненное В.Л. Цымбурским (именно определение последнего используется в качестве рабочего). Последней вариант – это вариант Новой России, то есть обновленной российской цивилизации, не наследующей, а заново выстраивающей «сакральную вертикаль». Именно в ракурсе возможности осуществление этого варианта, на наш взгляд, следует рассматривать концепцию духовно-экологической цивилизации. Автор данной статьи в целом солидаризуется с основными положениями предложенной концепции. В исследовании представлен их краткий обзор и анализ. Следует подчеркнуть целостность, логичность и обоснованность на базе широкого материала (исторического, философского, политического) концепции ноосферной цивилизации. Для нее характерна новизна мысли и междисциплинарная синтетичность.   Однако необходимо указать и на главный недостаток выдвинутой концепции. На наш взгляд, он заключается в непродуманности вопроса о собирании субъекта цивилизационного развития. Какой социальный актор способен взять на себя ответственность за реализацию проекта духовно-экологической цивилизации? Или предполагается, что она наступит сама собой, в силу объективных закономерностей исторического процесса? Последнее предположение кажется утопичным. Автор данной статьи предлагает свой ответ на поставленный вопрос, тем самым внося свой вклад в развитие концепции. Одновременно с этим подвергается критики политическая составляющая рассматриваемой концепции, вместо идеи агиократии предлагается идея меритократии, как формы правления в большой степени соответствующей заявленным принципам.
Право и политика, 2021-4
Угрин И.М. - Проблема свободы сквозь призму типологии правоотношений Н.Н. Алексеева c. 10-24

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.4.35115

Аннотация: В статье рассматривается проблема свободы в ее социальном измерении сквозь призму правовой теории Н.Н. Алексеева. Алексеев принадлежит к плеяде основоположников евразийской философии и политологии. Из всех евразийцев он внес наиболее весомый вклад в разработку вопросов права. Евразийская теория права и государства – одна из наиболее оригинальных и востребованных сегодня правовых теорий. В данном исследовании она не рассматривается целиком, внимание сосредоточено на типологии правоотношений. Эта типология интересна тем, что она позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы в ее связи с ценностью солидарности, а именно раскрыть смысл позитивной свободы как обоюдостороннего равновесия прав и обязанностей. В случае достижения такого равновесия личная свобода становится условием единства общества, а единство общества обеспечивается через охранение личной свободы. При этом единство не может быть понято механистично, лишь органическое единство позволяет членам общества развиваться, так и само общество развивается свободно, оставаясь одним целым. Органическое сочетание прав и обязанностей, или всеобщая гармония правообязанностей, есть идеальный ориентир, который хоть и не достижим вполне в конкретной правотворческой и правоприменительной деятельности, но в ходе приближения к нему государство совершенствует себя в согласии с началом справедливости.
Политика и Общество, 2019-6
Угрин И.М. - Проблема цивилизационного развития России: институциональный аспект c. 26-40

DOI:
10.7256/2454-0684.2019.6.31709

Аннотация: В статье рассматривается проблема цивилизационного развития России в ее институциональном аспекте. Российская цивилизация понимается как целостная динамическая система, для успешного функционирования и дальнейшего развития которой необходимо наличие базовых институтов, посредством которых она бы могла воспроизводить саму себя. Автором выделяются опорные институты российской цивилизации, к ним автор относит институт централизованного государства, институт православной церкви и институт общины. Анализируется процесс трансформации этих институтов в качестве цивилизационнообразующих, а также в ракурсе их взаимодействия друг с другом. Сочетание цивилизационного и структурно-функционального подходов позволяет по-новому взглянуть на проблему цивилизационного развития, преодолев детерминизм культурологической парадигмы. Несмотря на то, что значение культуры для становления той или иной цивилизационной общности неоспоримо велико, цивилизация не способна существовать без институтов, определяющих ее структуру. Разрушение общины как базового института русской жизни, проявлявшегося на ряду с другими историческими формами, в советском коллективизме, а также неспособность православной церкви обеспечить духовную консолидацию современного общества, заставляют обратить внимание на централизованное (импероподобное) государство как последний институт, позволяющий сохранять единство российской цивилизации.
Философская мысль, 2018-6
Угрин И.М. - Проблема развития российской цивилизации в условиях глобализации c. 9-22

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.6.26216

Аннотация: В данном исследовании рассматривается проблема существования российской цивилизации, однако не в привычном ракурсе споров о том, что из себя представляет Россия (является ли или не является она отдельной цивилизацией и каково ее отношение с европейской цивилизацией, если она является цивилизацией отдельной), а в ракурсе вопроса о ее развитии и трансформации как условии данного развития. С одной стороны, показывается научная целесообразность использования цивилизационного подхода для анализа современного состояния российского общества и государства. С другой стороны, цивилизационный подход неотрывно связывается с проблемой исторического развития, которое выступает в данной статье как ценностный императив. Цивилизационная парадигма не противопоставляется идеи исторического обновления, а соединяется с ней, историческое развитие мыслится как процесс, вписанный в бытийные формы локальных цивилизаций, хотя и не ограниченный ими. В ходе анализа автор приходит к выводу о том, что единственным выходом для сохранения России самой себя в сложившихся геополитических, геоэкономическим и геокультурных условиях является для нее обращение к внутренним ресурсам цивилизационного развития. Однако такого рода возвращение не есть возрождение традиционных институтов в формах их существования в прошлом или простое воспроизводство традиционных практик, а обновление на основе творческого ответа в контексте цивилизационного развития (а не сугубо национального или модернизационного), обновление через социокультурную революцию.
Философия и культура, 2014-11
Угрин И.М. - Категория "имперского": философский анализ

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.11054

Аннотация: В статье рассматривается проблема «имперского» как категории политической философии. В первой части статьи анализируются расхожие мифы, связанные с понятием «империя», показывается их несостоятельность, их несоответствие исторической действительности. Во второй части статьи категория «имперского» представляется в отношении с идеологиями, получившими наибольшее распространение в двадцатом столетии: национализмом, социализмом и либерализмом. Выявляются взаимообуславливающие связи между имперской идеей и идеями либерального, националистического и социалистического толка. Также показывается тесное переплетение категорий «имперского» и «цивилизации». Дается определение положительной идеи империи. В качестве методов исследования используется методология сравнительной политологии, абстрагирование (которое позволяет уйти от не интересующих нас деталей), анализ и синтез (с помощью которого дается целостное представление о сущности «имперского»). Вокруг понятия «империи» сложилось немало домыслов и предрассудков, не позволяющих увидеть то ценное, что стояло за процессом образования государств, позже получивших в исторической науке название «империй». Категория «имперского» неотделима от категории «универсального» и категории «порядка». Империя, если давать ей предельно короткое определение, - это универсальный порядок. В современном мире, захваченном волной глобализации, вопрос об универсальном порядке приобретает первостепенное значение, а значит вместе с ним такое значение приобретает и вопрос об империи.
Филология: научные исследования, 2014-2
Угрин И.М. - Феномен Даниила Андреева

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.11681

Аннотация: В статье рассматривается феномен Даниила Андреева - гениального русского поэта, писателя и мыслителя. Творчество Андреева - значительное и в то же время уникальное явление в русской культуре. С одной стороны, он продолжает традиции Серебряного века, с другой стороны, приоткрывает пути развития философии и культуры, привнося в них новые и порой неожиданные идеи. Его творчество находится на стыке искусства, философии и религии. Есть в нем и элементы научных изысканий, Андреев выдвигает свою концепцию истории, с помощью которой анализирует исторические процессы, прежде всего, в отношение российской действительности. Понять взгляды Андреева не так просто, поскольку в своих произведениях он опирается на тот глубокий и разносторонний духовный опыт, который ему открылся. Современная наука не обладает такой методологией, которая позволила бы с точностью разъяснить природу данного опыта, но по мере личного "одухотворения" становятся ясны те мотивы, которые двигали поэтом. Многое из того, к чему прикасается Даниил Андреев в своем творчестве, еще незнакомо и неведомо большинству из людей. Что вовсе не означает, что это было придумано писателем в угоду тех или иных целей. Именно факт неизведанности вызывает неподдельный интерес и заставляет с пристальным вниманием изучать наследие этого автора. Поэта, которому удалось соединить независимость и свободу мысли с безусловную верой, подлинной, а не показной, религиозностью.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.