по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бабич Ирина Леонидовна
Genesis: исторические исследования, 2021-2
Бабич И.Л. - Мусульманские документы из французского архива Али Мардана Топчибаши c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.2.32216

Аннотация: В статье анализируются архивные материалы Франции, которые принадлежали кавказским эмигрантам (после октябрьской революции). Эмигрировав в Европу, они увезли с собой архивы, в которых оказались документы, освещающие разные аспекты истории Российской империи. Это первая статья в России, в которой дается анализ всех документов по данной теме. Цель исследования – проанализировать документы, в которых отражена жизнь российских мусульман до революции 1917 г., их характер, содержание и т.д. из архива крупного азербайджанского деятеля Али Мардана Топчибаши (Париж, Франция). До революции Топчибаши (юрист по образованию) был одним из активных сторонников модернизации исламской жизни на Кавказе, поэтому в его архиве и отложились материалы об этой стороне жизни граждан Российской империи (депутат Государственной Думы 1906 г., инициатор создания мусульманской фракции в Думе, инициатор проведения мусульманских съездов в России. Данные документы впервые были проанализированы в исламском контексте Российской истории. Автор приходит к выводу, что мусульманская часть архива Топчибаши представляет собой уникальное собрание первоисточников, характеризующих жизнь мусульман Российской империи вообще, и Кавказа, в частности, с 1890 по 1917 гг. В статье данные документы проанализированы и объединены в три группы. В этих документах представлена разработанная Али Мардан Топчибаши программа ключевых изменений жизни мусульман.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-2
Бабич И.Л. - Судьбы священников в России: ВВЕДЕНСКИЕ c. 123-132

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.2.32466

Аннотация: Предмет исследования - судьба одного из священников России – о. Дмитрия Введенского, который начал свое служение еще до революции, прошел советские лагеря, был трижды осужден, сумел выжить в трудных условиях лагерной жизни и продолжить служение после смерти Сталина. Объект исследования - священническая династия Введенских. Жизнь рассматривается нами в контексте той священнической среды, в которой он оказался. На уровне микроистории мы хотим описать судьбу одного из представителей российского православного духовенства на цивилизационном сломе. Исследование подготовлено на основе двух типов источников: во-первых, архивных материалов государственных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Центрального государственного исторического архива г. Москвы) и частных (семейного архива Введенских, который был передан в Церковно-исторический музей Мужского Ставропигального Данилова монастыря РПЦ), во-вторых, интервью с потомками семьи Введенских: внучкой о. Дмитрия – Любовью, внуком брата о. Дмитрия – Ростиславом, племянницей жены о. Дмитрия – И.К. Милославиной, внучкой второго священника, служившего в одном храме «Живоносный Источник» с о. Дмитрием, – Е.П. Фивейской. Новизной статьи является введение в научный оборот новых архивных мтериалов о жизни российских священников, в том числе и новых архивов, в частности, архив Введенского, хранящегося в Даниловом монастыре. Изучение священнических судеб на примере семьи Введенских позволило сформулировать основные тенденции жизни священства на границе российско-имперского и советского периода истории России.
Человек и культура, 2020-1
Бабич И.Л. - Отражение духовного кризиса конца ХIХ в. в среде творческой интеллигенции (на примере взаимоотношений монахов мужского православного монастыря «Вознесенская Давидова пустынь» и семьи Чеховых, 1892 – 1899 гг.) c. 90-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.28733

Аннотация: Предмет данного исследования – характер взаимоотношений семьи Чеховых и православного мужского монастыря «Вознесенская Давидова пустынь». Объект – религиозная жизнь семьи Чеховых. Цель статьи – проанализировать религиозные и светские контакты между семьей Чеховых и обителью и уточнить вопрос о религиозности крупного русского писателя Антона Павловича Чехова, ответить на вопрос о влиянии на него духовного кризиса конца ХIХ в. Автор рассматривает жизнь Чеховых в Мелихово с 1892 по 1899 г. - временем владения усадьбой. Родители А. П. Чехова, особенно его отец - глубоко религиозный человек. В статье отдельно рассматриваются взаимоотношения между писателем и монахами монастыря, посещение им служб в обители. Работа подготовлена на основе архивных (собранных в Центральном историческом архиве г. Москвы) и опубликованных материалов (писем А.П. Чехова и дневника его отца – Павла Егоровича). Методом исторической реконструкции собранные материалы были проанализированы и представлены в хронологическом порядке – с 1892 по 1899 гг. Российская чеховиана – огромна, в 1990-2010-е годы стали появляться работы, посвященные религиозным взглядам писателя. В современных публикациях о религиозных взглядах А.П. Чехова, как правило, подчеркивается наличие у него непоколебимых атеистических убеждений. Иногда упоминается и его пребывании в Мелихове, без указания о контактах с монастырем. Данная статья впервые выделяет проблему взаимоотношений семьи Чеховых и одного из подмосковных мужских монастырей.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-1
Бабич И.Л. - Дачники Царицыно – прихожане церкви Живоносный Источник в Екатерининском Дворце (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.). c. 172-182

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.1.31896

Аннотация: Предметом данного исследования является жизнь православной общины храма "Живоносный Источник" в конце ХIХ – начале ХХ в. Объект изучения – дачники, которые становились членами данной православной общины. В Центральном государственном архиве г. Москвы сохранились метрические книги храма. На основе данного вида источника мы составили список тех дачников Царицыно, которые стали прихожанами храма "Живоносный Источник". Членство дачников в царицынской общине мы определяли по тому факту, обращались ли они к священникам храма для совершения различных треб: крещения, венчания и отпевания. Безусловно, данные действия не могут свидетельствовать об активном участии конкретного дачника в жизни храма, тем не менее, по нашему мнению, все же косвенно могут быть использованы для анализа взаимосвязи дачной и церковной жизни в Царицыно. В исследовании использован исторический метод анализа собранных нами архивных материалов в Центральном историческом архиве г. Москвы и структурный метод для создания комплексной картины жизни россиян в конце ХIХ - начале ХХ в. Выбор данной темы для научного исследования обусловлен тем, что в 1990-2010-е годы начался процесс православного возрождения, который тоже оказался отчасти связан с современным дачным движением. На примере целого ряда подмосковных монастырей можно наблюдать рост православных общин в открывшихся монастырях благодаря проживающим поблизости дачникам. В силу этого исторический опыт данного взаимодействия может способствовать грамотному пониманию происходящих в современной России процессов.
Конфликтология / nota bene, 2019-3
Бабич И.Л. - Концепция миротворчества в северокавказском правовом наследии: теория и практика в исторической перспективе c. 9-23

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.3.24874

Аннотация: В данной статье рассматривается обычное право народов Северного Кавказа, которое возникло в далеком прошлом и которое отчасти сохраняется в современном правовой сознании и правовой практике горцев региона. Обычное право как предмет исследования включает в себя изучение ряда составляющих данного явления, а именно: изучение первичных и вторичных конфликтов, основ примиренческих процедур, практики функционирования кровной мести, как одного из вариантов эволюции первичных конфликтов во вторичные и т.д. В ходе исследования горского адата в данной статье автор отвечает на вопрос места правового наследия в современной правовой практике и современной теории права. Статья подготовлена на основе собранных автором полевых этнографических материалов в ряде республик Северного Кавказа - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Северной Осетии, а также собранных другими исследователями материалов в Ингушетии. Используя методы исторической реконструкции и исторического анализа автор изучил проблему формирования и развития горского адата. Автор пришел к выводу, что до сих пор правовая культура народов Северного Кавказа не является анахронизмом. Нормы адата успешно «работают» в тех случаях, когда это возможно. Правовое наследие горцев, направленное на урегулирование конфликтов в обществах, является безусловным достижением северокавказской культуры и может рассматриваться не как элемент прошлой истории, но и как часть современности и даже будущего культурного поля региона. Применительно к Северному Кавказу можно говорить о своеобразном применении правового плюрализма.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-3
Бабич И.Л. - Жизнь русской православной церкви в ХIХ в. через призму микроистории (на примере церковной общины храма «Живоносный Источник» в Царицыно) c. 148-156

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.3.29177

Аннотация: В ХIХ в. в России постепенно развивался духовный кризис, который особенно ярко чувствовался во второй половине ХIХ в. Тем не менее, на наш взгляд, признавая эту тенденцию, можно отметить, что далеко не все храмы, не все монастыри в своей жизни и деятельности, в своей духовной сфере испытывали подобный кризис. Многие из православных институтов России, наоборот, в течение всего ХIХ в., испытывали рост, а некоторые – даже расцвет. Объект исследования - подмосковный храм "Живоносный Источник", который располагался в недостроенном Екатерининском Дворце в Царицыно. Предмет исследования - микроистория на примере описания православной жизни в течение ХIХ в. одного из подмосковных храмов. В работе использованы архивные материалы, извлеченные нами из Центрального исторического архива г. Москвы, а также из семейного архива потомков одного из священников исследуемого храма – Казанцева. Введенные впервые в научный оборот архивные материалы про-анализированы методом исторической реконструкции и представлены в хронологическом порядке – в течение ХIХ в. До сих пор в научном сообществе история данной церкви лишь единожды была объектом исследования. Статья сотрудников музея «Царицыно» А.А. Барановой и А.А. Галашевич была опубликована более 25 лет назад. Изучение истоков формирования одной из значимых церквей Москвы и Московской области (прежде всего в силу ее территориального положения, а именно, находясь в составе Дворцового Екатерининского комплекса) является важным и ценным источником для понимания происходящего в настоящее время процесса православного возрождения.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-1
Бабич И.Л. - Мужской православный монастырь "Вознесенская Давидова пустынь": духовный и финансовый потенциал во второй половине ХIХ в. c. 174-186

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.1.28568

Аннотация: В предлагаемой статье планируется рассмотреть особенности развития мужского православного монастыря «Вознесенская Давидова пустынь» во второй половине ХIХ в. Объект исследования - мужской православный монастырь «Вознесенская Давидова пустынь», предмет исследования – различные сферы жизни обители (деятельность настоятелей, материальное обеспечение, хозяйство, строительство зданий и т.д.). Исследование основано на архивных материалах, извлеченных из ряда российских государственных архивов: Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива г. Москвы и Российского государственного архива древних актов, а также одного частного архива - монастырского архива Вознесенской Давидовой пустыни. Методом исторической реконструкции в статье проведен анализ вводимых впервые архивных материалов, что позволило выявить ключевые стороны жизни монастыря в исследуемый период. Данный монастырь и его история во второй половине ХIХ в. лишь однажды стал объектом исследования, - в 1915 г., когда обители исполнилось 400 лет. В статье сделан вывод, что во второй половине ХIХ в., а именно: с 1854 по 1893 гг. в монастыре сменилось три настоятеля – о. Варлаам, о. Иосиф и о. Иоаникий, которые не только не ослабили обитель (она продолжала оставаться заштатным монастырем), наоборот, сумели создать такой духовный и финансовый фундамент, позволивший следующему настоятелю - архимандриту Валентину добиться повышения статуса монастыря – в 1915 г. - в честь 400 - летия обители - Вознесенская Давидова пустынь была возведена на степень второклассного монастыря.
Genesis: исторические исследования, 2018-12
Бабич И.Л. - Храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно: истоки пути (ХVII-ХVIII вв.) c. 99-109

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.12.28276

Аннотация: Объект нашего исследования - храм Живоносного Пресвятые Богородицы Источника в Царицыно, предмет – истоки становления храма в ХVII – ХVIII вв. Цель предлагаемой статьи – проанализировать ключевые аспекты формирования нового религиозного института и православной общины (статус, финансирование, характеристика причта, паствы и т.д.). В работе использованы три архива: два государственных (Центральный исторический архив г. Москвы – далее ЦИАМ и Российский государственный архив древних актов – далее РГАДА) и один частный (семейный архив семьи священников Казанцевых, которые много лет служили в этой церкви во второй половине ХIХ – начале ХХ в.) Введенные впервые в научный оборот архивные материалы проанализированы методом исторической реконструкции и представлены в хронологическом порядке – ХVII – ХVIII вв. До сих пор в научном сообществе история данной церкви лишь единожды была объектом исследования. Статья сотрудников музея «Царицыно» А.А. Барановой и А.А. Галашевич была опубликована более 15 лет назад. Их работа основывалась только на архивных материалах РГАДА. Опираясь в нашем исследовании на эту, безусловно, глубокую и серьезную статью, мы продолжили изучение судьбы церкви, используя прежде всего два других, упомянутых выше архива.
Genesis: исторические исследования, 2018-8
Бабич И.Л. - Монастырь "Вознесенская Давидова пустынь": начало пути (ХVI – ХVII вв.). c. 94-105

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.27081

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности монастырского строительства в России в ХVI - ХVII вв. Объектом - история одного из подмосковных монастырей - Вознесенской Давидовой пустыни. ХVI - ХVII в. стали временем смены идеологических установок, русская православная идеология, уходящая корнями в историю древней Византии, меняется на западные веяния и западные установки. В это время начинается своеобразная монастырская колонизация в России, когда при внешнем монастырском упадке возникало много некрупных монастырей. Цель статьи - исследовать вопросы, связанные с российской властью (княжеской и царской) и монастырским строительством, а также изучить статус монастыря Вознесенская Давидова пустынь, монастырский устав, особенности вотчинного владения, хозяйства и церковного строительства. Статья подготовлена на основе материалов, выявленных в трех архивах: Российском архиве древних актов, Центральном государственном архиве г. Москвы и архиве документов, хранящихся в монастыре "Вознесенская Давидова пустынь". Извлеченные из архивов документы были проанализированы методом исторической реконструкции. Начало монашеской жизни в Давидовой пустыни и становление ее в течение первых двух веков – ХVI-ХVII вв. – до сих пор малоизвестная часть истории обители. Лишь с ХVIII в. история обители открывается перед нами во всех ее проявлениях. Подобных работ до сих пор не было. Между тем освещение истории монастырского строительства в России актуально для современного православного возрождения, многие аспекты которого имеют общие черты с прежними веками (малочисленность братии, "внешнее" финансирование и др.)
Исторический журнал: научные исследования, 2018-5
Бабич И.Л. - Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в первой четверти ХХ в. c. 155-164

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.5.27247

Аннотация: Предмет исследования данной статьи – история одного из подмосковных храмов - храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в первой половине ХХ в. Хронологические рамки затрагивают дореволюционный и советский период истории храма. Объект исследования – деятельность священника храма - о. Алексея Фивейского, основы финансового и хозяйственного бытования подмосковного храма накануне событий 1917 г., а также описание церковной паствы, причины ее увеличения накануне революции и увеличения количества совершаемых треб в храме. Статья подготовлена на основе двух типов источников: архивных материалов (из Центрального государственного архива г. Москвы и семейного архива, который хранится у потомков Фивейских, а также архива Ленинского района Московской области (г. Видное), и материалов устной истории (интервью с потомком о. Алексея – внуком его родного брата - Николая Фивейского, который стал священником в сел. Клобуково Богородского уезда, - Юрием Дмитриевичем Фивейским и его женой – Еленой Павловной). Архивные материалы и информация, полученная в ходе проведения устных опросов, были проанализированы методом исторической реконструкции и представлены в статье в виде исторического описания. До сих пор в истории храма, который располагается на территории знаменитого Екатерининского Дворца в Царицыно, не было научных работ, посвященных выбранному в работе историческому периоду. Изучение церковной истории до и после октябрьской революции представляет научный и практический интерес, поскольку показывает духовное состояние российского общества, совершившего или поддержавшего большевистский переворот.
Юридические исследования, 2018-3
Бабич И.Л., Плиев А.А. - История кровной мести у ингушей и чеченцев (1870-1960-е годы) c. 42-57

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.3.25506

Аннотация: Цель предлагаемой статьи – проанализировать основные компоненты института кровной мести в чеченской и ингушской общинах с 1870 по 1960-е годы и предоставить сравнительный материал по другим народам Северного Кавказа для выявления сходств и различий. Данный подход позволит определить ряд правовых тенденций. Объект данного исследования – институт кровной мести на протяжении 100 лет на Северном Кавказе, предмет – основные компоненты института, такие как причины конфликтов, формы мести, субъекты и объекты мести, правила поведения кровников. Исследование выполнено на основе историко - этнографического метода, который позволил авторам собрать полевой этнографический материал о практике бытования кровной мести с 1870-х по 1960-е годы. Работа по сбору этнографического материала проводилась в 1960-е годы. В ходе работы были опрошены лица старшего возраста (90-100 лет), которые были свидетелями ряда конфликтов и которые помнили рассказы об таковых своих старших родственников. Кроме того, в качестве сравнительного материала привлечены архивные материалы, извлеченные из ряда архивов Северного Кавказа. По истории кровной мести на Северном Кавказе существует достаточное количество исследований, тем не менее по институту кровной мести у чеченцев и ингушей с 1870-х по 1960-х годов до сих пор не было работ, подготовленных на основе полевых этнографических данных, а также по материалов архивов Верховных судов ряда республик Северного Кавказа. Изучение практики института в прежние времена имеет важное значения для понимания современных правовых процессов.
Genesis: исторические исследования, 2018-2
Бабич И.Л. - Судьба храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в 1920-1930-е годы c. 114-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25148

Аннотация: Статья подготовлена на основе собранных в архивах новых материалов, а также на основе материалов устной истории – проведенных интервью с потомками священников и прихожан царицынского храма. Изучение жизни духовенства на микроуровне – на примере одного храма – помогает исследователям выстроить целостную картину судеб православия в 1920-1930-е годы в Советском союзе. До сих пор не было ни одной научной статьи по истории этой церкви этого периода. Автор данной статьи уже издал несколько статей о жизни храма в другие исторические периоды. В настоящее время в России собираются все материалы по истории репрессий духовенства в советские годы. Данная статья позволяет восполнить этот пробел. В статье применен исторический метод исследования, в ходе которого были собраны и проанализированы архивные материалы, собрана информация с помощью метода устной истории (интервью с потомками духовенства и прихожан церкви Живоносный Источник). Это позволило провести историческую реконструкцию жизни храма в 1920-1930-е годы. Новизна данной статьи состоит в том, что, во-первых, впервые введены архивные материалы (следственные дела репрессированных священников и прихожан храма, Государственный архив Российской федерации), частные семейные архивы (архивы семей Введенских, Казанцевых), и, во-вторых, собраны материалы устной истории – потомков. Это позволило впервые дать описание жизни церкви Живоносный Источник в 1920-1930 - е годы.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-1
Бабич И.Л. - Вознесенская Давидова пуустынь: жизнь монастыря в ХVIII веке c. 143-154

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.1.24875

Аннотация: Вознесенская Давидова пустынь – один из подмосковных монастырей, созданный в 1515 г. монахом Пафнутьевского монастыря Давидом. Предмет исследования в статье - особенности развития монастыря в ХVIII в. Основными ключевыми событиями стали: церковная реформа 1764 г., введение нового монастырского общежительного устава (конец ХVIII в.). До сих пор в научной литературе нет исследований, в которых описывалась история монастыря Вознесенская Давидова пустынь в ХVIII в. До настоящего времени была опубликована лишь одна книга Н.П. Виноградова (в 1915 г.), в которой дано описание истории монастыря за 400 лет. Статья подготовлена на основе исторического метода. Автор, анализируя собранные им архивные материалы, извлеченные из двух архивов (Российского государственного архива древних актов и Центрального государственного архива г. Москвы), осуществляет историческую реконструкцию жизни монастыря Вознесенская Давидова пустынь в ХVIII в Новизна данной статьи заключается в том, что на примере скрупулезного анализа всех сторон жизни одного монастыря можно увидеть ключевые этапы монастырской истории России в ХVIII в. Изучение истории данного монастыря представляет как научный, так и практический интерес. Прежде всего, укажем, что в 2015 г. монастырю исполнилось 500 лет. Обители удавалось сохранять свои функции на протяжении многих веков. Наряду с этим представляет интерес судьба монастыря в один из наиболее сложных исторических периодов – в период проведения церковной реформы 1764 г., когда была осуществлена секуляризация церковных земель – важного источника жизни обителей.
Genesis: исторические исследования, 2017-7
Бабич И.Л. - Священнические династии и духовный кризис в предреволюционной России (на примере потомственных православных священников Казанцевых) c. 122-132

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.7.23639

Аннотация: Предметом данного исследования являются священнические православные династии ХIХ в. в России. Объектом статьи - история духовной жизни потомственных священников Казанцевых, служивших в церкви иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" в Царицыно (ныне Москва), которая входила в недостроенный Баженовым и Казаковым Дворцовый комплекс Екатерины Великой. Священническое служение Казанцевых пресеклось в конце 1903 г., когда следующий преемник отказался принять сан. Цель работы - показать причины духовного кризиса предреволюционного периода в России и его влияние на события 1917 г. Статья подготовлена основе архивных материалов, почерпнутых из государственных архивов (Центрального государственного исторического архива г. Москвы и Центрального архива Московской области) и архива семьи Казанцевых, а также на основе проведенных автором устных бесед с потомками семьи Казанцевых. Опираясь на собранные автором материалы в работе методом исторической реконструкции показана история священнической православной династии в ХIХ в. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней на примере служения в церкви несколько поколений одной семьи священников Казанцевых прослежена тенденция, которая сложилась в России в конце ХIХ - начале ХХ в., а именно: начался период духовного кризиса и проникновения революционных идей в семьи священников. В результате люди с духовным образованием отказывались от священнических служений, предпочитая различные светские карьеры, сохраняя при этом в своей душе православную веру. Отметим, что духовная жизнь нескольких поколений предков не смогла «противостоять» силе и напору новой идеологии конца ХIХ в. Как нам представляется, описание истории одной православной династии помогает нам понять неизбежность того, что произошло впоследствии в 1917 г.
Genesis: исторические исследования, 2017-4
Бабич И.Л. - Православная жизнь дачников Подмосковья конца ХIХ – начала ХХ в. (на примере прихода церкви иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно) c. 91-104

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.22172

Аннотация: Предмет предлагаемого исследования – дворянские, княжеские, промышленные крупные и иностранные фамилии, поселившиеся в Царицыно в качестве дачников в 1880-1910-е годы. Объектом нашей работы стали особенности развития дачного движения конца ХIХ – начала ХХ в. Цель данной статьи - опираясь на архивные материалы, извлеченные нами из Центрального государственного архива г. Москвы, проследить взаимосвязь между членами православной общины церкви, проживавшими внутри крупного архитектурного комплекса екатерининских времен в Царицыно, и процессом формирования вокруг этого комплекса дачной жизни, который имел место во второй половине ХIХ в., и особенно расцветший в конце ХIХ – начале ХХ вв. Данная статья подготовлена на основе введения в научный оборот новых архивных материалов, извлеченных автором и Центрального государственного архива. Москвы, в котором сохранились документы, связанные с историей церкви Живоносный источник, в частности, метрические книги храма. Метрические книги содержат информацию о совершавшихся в данном храме таинствах крещения, отпевания и венчания, а также перечислялись фамилии воспреемников, свидетелей во время венчания и т.д. Автор сопоставил данные о дачниках и о прихожанах храма, обращавшихся в храм для проведения различных православных обрядов. В работе также используются материалы т.н. «устной истории» - интервью с потомками священников церкви Живоносный Источник в Царицыно. В предлагаемой работе, опираясь на принцип историзма, были использованы нарративный (описательно-повестововательный) и структурный методы исследования, которые помогают нам показать культурно-духовное пространство, складывающее в определенный период исторического времени, и социальные связи, возникающие внутри этого пространства. В последние годы появились исследования дачных пригородов Москвы, в том числе и Царицыно, однако до сих пор еще не было исследований по истории дачного движения в России, опиравшихся на церковные источники. Под таким углом никто не рассматривал пересечение жизни православных приходов и дачное движение конца ХIХ – начала ХХ в. Данный подход позволил выявить взаимосвязь организации дачных поселков в тех местах, где была активная духовная жизнь. «Дачное» движение конца ХIХ – начала ХХ вв., которое захватило ближайшее Подмосковье - территории вокруг Царицынского Дворца – Поповка, Воздушный Сад, Царицыно, Новое Царицыно, Покровская сторона, - во многом стало составлять существенный «костяк» православного прихода храма Живоносный источник, располагавшегося внутри Дворца. Среди тех, кто связал свою летнюю жизнь с храмом, было много известных людей Москвы: купцов, дворян, князей, почетных граждан города. Благодаря этим людям в храме бывал знаменитый священник начала ХХ в. - Иоанн Кронштадский. С другой стороны, как и прежде, крестьяне из соседних деревень оставались глубоко религиозными людьми и посещали храм Живоносный источник. Новый социальный срез православной общины, когда в одной организации оказались люди разных социальных слоев, постепенно приводил к созданию иных структур в российском обществе.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-4
Бабич И.Л. - Монастырская экономика в ХVI –ХХ вв. (на примере монастыря Вознесенская Давидова пустынь c. 159-172

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.4.23336

Аннотация: Предметом исследования является монастырская экономика. В статье на уровне микроуровне - на примере одного подмосковного монастыря, Вознесенская Давидова пустынь, рассмотрено становление экономики монастыря на протяжении более 4 -х веков. Объектом исследования является описание ключевых аспектов хозяйственной деятельности монастыря, а именно: земледелия, скотоводства, а также тех направлений, которые были обусловлены новыми экономическими условиями, например, получение доходов от капиталов, положеных в российские банки, от сдачи в аренду принадлежавщих монастырю домов и т.д. Работа подготовлена на основе архивных материалов, найденных нами в двух архивах, которые затрагивают экономическую деятельность монастыря: Российском государственном архиве древних актов и Центральном государственном архиве г. Москвы. Методом исторической реконструкции в данной статье рассмотрена экономическая деятельность монашествующих и настоятелей Вознесенской Давидовой пустыни с 1515 по 1917 гг, т.е. на протяжении более 4 веков. В настоящее время появляются научные работы, посвященные деятельности русских монастырей, в которых описывается экономика в целом. В предлагаемой статье автор обратился к микроуровню и на примере одного подмосковского монастыря – Вознесенской Давидовой пустыни проанализировал становление монастырской экономики, именно - ста-новление. Основными выводами данного исследования стали: изучив на примере одного подмосковского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни историю становления монастырской экономики, проследив хозяйственную, торговую, финансовую деятельность монастыря, начиная с XVI до начала ХХ вв., показано, что начав с государственных дотаций, обитель превратилась в богатую, самоокупаемую религиозную структуру, где грамотно сочетался монашеский труд с трудом наемных работников, где было правильное соотношение различных видов хозяйств и возможностей экономики Российской империи (помещение капиталов в российские банки, сдача в аренду собственных домов и т.д.).Эти виды монастырских доходов оцениваются нами как непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности русских православных монастырей.
Социодинамика, 2017-2
Бабич И.Л. - Российские монастыри накануне Октябрьской революции (на примере деятельности настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни архимандрита Валентина) c. 102-119

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19356

Аннотация: Предметом исследования стала деятельность последнего перед революцией 1917 г. настоятеля одного из подмосковных мужских монастырей - Вознесенской Давидовой пустыни - архимандрита Валентина (Егорова). Он сумел привести свою обитель к расцвету, как духовному, так и финансовому. В статье подробно рассмотрены основные методы руководства монастырем, ключевые строительные планы настоятеля, а также основы монашеской жизни и хозяйственной деятельности обители. Все это помогло архим. Валентину в 1915 г. получить для монастыря новый статус - из заштатного он был переведен в штат с получением 2-ого класса. Статья подготовлена на основе архивных материалов, собранных в Центральном государственном архиве г. Москвы и впервые вводимых в научный оборот. Приведенный в статье материл свидетельствует о том, что накануне Октябрьской революции, в действительности, православные монастыри и церкви Российской империи находились в разном положении: были те, кто оказался в духовном и финансовом упадке, а были те, кто процветал и лишь революция и последующая политика советской власти привела к разорению в конце 1920-х годов.
Genesis: исторические исследования, 2017-1
Бабич И.Л. - Судьбы православных монастырей в советское время (1916-1929 гг.) c. 133-146

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.1.20415

Аннотация: Предмет статьи - советская история одного из мужских монастырей Подмосковья - Вознесенской Давидовой пустыни в первые два десятилетия после установления советской власти - в 1920-30-е годы. Автор показывает взаимоотношения монастыря и советской власти.1920-е годы – время начала оскудения монастыря, когда советская власть постепенно ограничивала монашескую жизнь. Заметное место в истории Давидовой пустыни 1920-30-х годов представляют репрессии по отношению к монахам монастыря: многие из них пострадали за свои убеждения - некоторые были расстреляны. Некоторым удалось дожить до старости. Статья подготовлена на основе собранного автором и впервые вводимого архивного материала, методом исторической реконструкции рассмотрена советская история одного из мужских монастырей Подмосковья - Вознесенской Давидовой пустыни. В качестве дополнительного источника привлечены данные проведенных автором полевых этнографических опросов старожилов местных деревень Чеховского района. Новизна исследования определяется прежде всего вводом нового архивного материалы по истории православного монашества в России в первое десятилетие советской власти, в том числе и следственных дел периода репрессий духовенства в 1930-е годах. Автор подробно описывает неизвестный ранее период истории одного из монастырей России - Вознесенской Давидовой пустыни. В ходе описания автор приходит к выводу, что монахам удалось до конца 1920-х годов сохранять монашескую жизнь.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-1
Бабич И.Л. - Исчезнувшая церковная Москва (история московской часовни с чудотворной Иконой Нерукотворного Спаса у Москворецкого моста)

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.21297

Аннотация: Предметом исследования в статье является часовня в Москве, в которой несколько веков находилась чудотворная икона Нерукотворного (Всемилостивого) Спаса. Часовня являлась частью подмосковного монастыря Вознесенская Давидова пустынь (ныне Чеховский район). Объектом исследования является история часовни с ХVIII века по 1920-е годы. В советские годы в период национализации церковных ценностей началась борьба за чудотворную икону, в которой принимало участие несколько сторон: советские власти, монастырские власти, прихожане, григорианцы. Часовня несколько раз меняла статус в течение 1920-х годов. Икона пропала с конца 1920-х годов. В предлагаемой статье, на основе ввода новых архивных материалов, извлеченных нами из Центрального государственного архива г. Москвы, прослежена история жизни часовни и иконы, в которой она находилась со второй половины ХVIII в. – до конца 1920-х годов. Это первая статья, посвященная истории часовни у Москворецкого моста и поискам святыни. Нами собраны все имеющиеся в научном распоряжении архивные материалы по этому вопросу, и методом исторической реконструкции представили историю жизни иконы в данной часовне. На основе впервые введенных в научных оборот архивных материалов описана история часовни у Москворецкого моста конца ХVIII по 1920-е годы и судьба находившейся в ней почитаемой иконы Нерукотворного Спаса.
Исторический журнал: научные исследования, 2016-4
Бабич И.Л. - Исчезнувшая Москва (история дома у Арбатских ворот)

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.4.19359

Аннотация: Предметом исследования стала история одного дома на Арбатской площади, когда-то знаменитом, построенном известным архитектором С.М. Калугиным – автором проекта Сандуновских бань и др. зданий в Москве. Дом являлся частью подмосковского мужского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни. В статье приведены планы и чертежи дома, годы его перестройки и история проживания в этом доме москвичей и деятельности фармацевтической фирмы "Келер и К", располагавшейся в этом доме до революции. Дом был ликвидирован в начале 1930-х годов в ходе реконструкции Арбатской площади. Статья подготовлена на основе архивных материалов из Центрального архива г. Москвы, который впервые введен в научный оборот. Особенная ценность - приводимые чертежи и планы здания первой и второй половины ХIХ в., и в начале ХХ в. В предлагаемой статье впервые рассмотрена история дома, который долгое время находился на Арбатской площади. Дом принадлежал мужскому монастырю и о нем ничего не было известно. Автор нашел материалы по истории этого дома и представил полную его историю, которая началась еще в конце ХVII в. и завершилась в 1930-х годах.
Исторический журнал: научные исследования, 2016-3
Бабич И.Л. - Жители Северного Кавказа и юга России в эмиграции (1919-1939 гг.): между Родиной и Францией

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.18220

Аннотация: Предметом исследования статьи является жизнь кавказских эмигрантов во Франции вообще, и один из ее ключевых аспектов, а именно: сохранение прежнего (т.е. российского) и получение нового (т.е. французского) гражданства (1919-1939 гг.). Получение французского гражданства, сохранение связи с Родиной в период между первой и второй мировой войнами стало для многих эмигрантов непростым выбором. В статье дан анализ взаимосвязи между общественно-политическими взглядами и отношением к Родине, дано описание судеб жителей Северного Кавказа и юга России в эмиграции во Франции в 1919-1939 гг. Статья написана на основе собранных автором и впервые вводимых в России в научный оборот архивных материалов из двух архивов: Архивов полиции Префектуры Франции (Франция,Париж) Архива Али-Мардана-бека Топчибаши (Франция, Париж) Статья поднимает новую для российской науки тему - описанию различных сторон устройства жизни северокавказских эмигрантов во Франции, в том числе и связанных с проблемой гражданства (1919-1939 гг.). Благодаря анализу собранного архивного материала в статье проведена систематизация данных по вопросу гражданства мигрантов, касающиеся определенного региона - Северного Кавказа и юга России.
Социодинамика, 2016-1
Бабич И.Л. - Социокультурные и политико-правовые аспекты модернизации монашеской жизни в начале ХIХ в. (введение общежительства как новый этап в жизни российских монастырей - на примере Вознесенской Давидовой пустыни) c. 230-261

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17510

Аннотация: Статья посвящена социо-культурным и политико-правовым аспектам модернизации монашеской жизни в начале ХХ в. В конце ХVIII – начале ХIХ в. Синод принял решение о введении в нескольких монастырях России нового типа монашеской жизни – так называемого общего жития. Ранее большинство российских монастырей следовали иному принципу проживания монахов - "особножительскому" Уставу. В статье на примере одного подмосковского монастыря – Вознесенской Давидовой пустыни показан процесс перехода от одного образа жизни к другому. В статье применяется исторический метод. Автор собрал архивные материалы из ряда архивов Москвы - Центральный Государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов Основными выводами статьи являются: процесс введения общежительного Устава в монастыре Вознесенская Давидова пустынь проходил постепенно, многие монахи не выдерживали более сложного и жесткого расписания монастырской жизни в рамках общежития, тем не менее к середине ХIХ в данный процесс был успешно завершен.
Genesis: исторические исследования, 2016-1
Бабич И.Л. - Архимандрит Паисий (Соколов) как настоятель Вознесенской Давидовой пустыни (середина ХIХ в.) c. 237-269

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.1.17513

Аннотация: В статье рассматривается деятельность одного из крупных настоятелей российского монастыря - Вознесенской Давидовой пустыни, - архимандрита Паисия (Соколова). Дворянин, с университетским образованием он решил посвятить себя православному монашеству. На это решение повлиял один из авторитетных старцев России - прп. Макарий Оптинский. О. Паисий много сделал для процветания монастыря (увеличение численности монахов, улучшение быта монахов, нравственности монахов, улучшил финансовое состояние монастыря, ремонт монастырских зданий и строительство новых здания, в частности, постройка колокольни). Статья написана на основе исторического метода с привлечением новых архивных материалов, извлеченных из московских архивов ( Центральный государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов, Отдел рукописей РГБ. Фонд Оптиной пустыни), а также важных письменных источников ( писем о. Паисия Соколова). Архимандрит Паисий, пришедший в Вознесенскую Давидову пустынь, в 1843 г., провел целый ряд реформ в монастыре, позволивших обители достичь процветания. Таким образом, со временем настоятельства о. Паисия закончился длительный период модернизации общины, которая началась еще в конце ХVIII – начале ХIХ в., когда в Давидовой пустыни был введен общежительный Устав, в противовес особножительному, бытовавшему ранее в обители.
Юридические исследования, 2016-1
Бабич И.Л. - Институт мести на Северо-Западном Кавказе: история и современность c. 85-121

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.1.17701

Аннотация: В предлагаемой статье, на основе корпуса архивных и полевых этнографических материалов, показывается эволюция института кровной мести как части горского адата в жизни одного из крупных народов, проживающих на Северном Кавказе – адыгов. Автор показывает, как воздействием ряда факторов, на протяжении веков происходили и продолжают происходить изменения в его бытовании. Хронологические рамки исследования - ХVIII век - 2010-е годы. Три исторических периода: период Российской империи, период СССР, постсоветская Россия. Автор собрал новые архивные материалы из архивов России - Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики и др., а также собрал полевые этнографические материалы в ряде республик Северного Кавказа. На основе исторического метода проанализировал собранные материалы. Автор пришел к выводу о существенном развитии в ХIХ в. мести как юридического института адыгов. Во-первых, она не всегда совершалась по правилам талиона, т.е. равного ущерба. Во-вторых, месть стала ограничиваться кругом близких родственников. В-третьих, в осуществлении мести появились новые факторы, влиявшие на ее развитие, например, родственные и сословные связи. В-четвертых, идеология пореформенной адыгской общины во многом изменила свои ориентиры. Во второй половине ХIХ в. в эскалации исходного конфликта значительно возросла роль личных качеств его участников. Думается, что месть как институт социального контроля трансформировалась в одну из форм взаимоотношений между общинниками. В советские годы институт кровной мести приобрел новые черты, стал более политизированным, с одной стороны, а с другой, более личностным, потеряв свой групповой характер, свойственный прошлым векам. В 1990-2010-е годы мы наблюдаем частичное возрождение мести как ответа на эскалацию конфликта, что вызвано, безусловно, новыми социально-экономическими и общественно-политическими обстоятельствами, характерными для постсоветского времени современной России
Genesis: исторические исследования, 2015-1
Бабич И.Л. - Эволюция православной церкви в период епископства святителя Игнатия Брянчанинова (конец 1850 - начало 1860-х гг.) c. 96-137

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.13968

Аннотация: Преобразование управления и экономики Кавказского края в 1860- е годы включало и проведение религиозных реформ. Статья посвящена истории религиозных преобразований в регионе. Активизация православия на Кавказе во многом связана с деятельностью общественного и церковного деятеля России ХIХ в. епископа Игнатия Брянчанинова. Судьба связала его жизнь и деятельность на некоторое время с Кавказом с 1858 по 1861 гг. Именно этому периоду и посвящена данная статья, подготовленная на основе двух видов источников – архивных материалов, добытых автором из двух фондов Российского государственного исторического архива – Священного Синода и Кавказского комитета, и опубликованных писем святителя к родному брату Петру Александровичу – Ставропольскому губернатору и Николаю Николаевичу Муравьеву – Карсскому - выдающемуся военному и государственному деятелю. Статья подготовлена на основе хронологического принципа, и включает в себя следующие разделы: назначение архимандрита Игнатия епископом Кавказским, план И. Брянчанинова работы на Кавказе, основы взаимоотношений Игнатий с гражданскими властями на Кавказе, деятельность Игнатия по изменению границ Кавказской епархии, уход И. Брянчанинова с поста епископа Кавказского, и наконец, выборы нового епископа. Представленный в статье материал ярко свидетельствует о том, что, несмотря на небольшой срок пребывания в должности епископа Кавказского и Черноморского, по нашему мнению, Игнатий Брянчанинов сыграл огромную роль в распространении и углублении православной жизни на Северном Кавказе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.