Щебетенко С.А. —
Диспозициональная эффективность: на пересечении диспозиционального и когнитивного подходов к личности
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 9.
– С. 923 - 933.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.9.16060
Читать статью
Аннотация: В статье предлагается вариант сближения диспозиционального и социально-когнитивного подходов к изучению личности. Ключевым элементом диспозиционального подхода являются черты – индивидуальные мотивационно-поведенческие комплексы, позволяющие описывать и прогнозировать поведение индивида. Социально-когнитивные теории личности, напротив, постулируют ключевую роль ситуационных, контекстных, факторов. В этой связи вводится понятие диспозициональной эффективности, понимаемое как аспект черты, в соответствии с которым индивид идентифицирует то, как он реагировал на ситуации, релевантные проявлению данной черты. Предполагается, что диспозициональная эффективность в отдельных случаях может более адекватно, чем абстрактная черта личности, характеризовать поведение индивида, включая академическую успешность. 1030 студентов российского университета заполняли Big Five Inventory для измерения черт личности (пятифакторная модель), а также его модификацию, разработанную для измерения диспозициональной эффективности. Измерялись два вида академической успешность: семестровая успеваемость в университете и баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Черта личности и соответствующая диспозициональная эффективность были сильно связаны между собой, но различались по своим средним значениям для каждого из пяти факторов. Черты личности слабо, но значимо, коррелировали с показателями академической успеваемости. Диспозициональная эффективность воспроизводила эти корреляции, но размеры полученных эффектов были больше – за исключением связи добросовестности с успеваемостью в университете. В пяти случаях из семи черты личности производили непрямые эффекты на академическую успеваемость, опосредованные диспозициональной эффективностью. Таким образом, диспозициональная эффективность может опосредовать связь черты личности с внешним критерием. Теоретически, в сравнении с чертами личности, диспозициональная эффективность является более изменчивым конструктом, предполагающим научение личностным схемам поведения и идентификацию с ними. Как и черта личности, диспозициональная эффективность психометрически является продуктом автобиографической памяти. Дальнейшие исследования могут быть посвящены внутренней дифференциации черты личности как единицы анализа.
Abstract: The article taps into an approach integrating the dispositional and social cognitive paradigms of personality under a unified umbrella. The key element of the dispositional approach to personality is the concept of traits, i.e. individual combinations of motives and patterns of behavior that describe and allow to predict one's actions. On the contrary, cognitive theories of personality emphasize the crucial role of situational and contextual factors. For this purpose, a construct of trait efficacy is introduced being referred to as an aspect of a trait which underscores that an individual may identify her or his skills and habits to respond adequately to situations which exert cues relevant to the given trait. It is assumed that in certain cases trait efficacy more adequately describes invidual's behavior including academic success and achievements. 1030 students from a Russian university filled in the Big Five Inventory that measures personality traits (the so called five-factor model) and the modified version of the Inventory designated to measure the dispositional efficacy. The researchers measured the two types of academic achievement, university success at the end of academic terms and Unified State Exam scores (Russian and math subtests). The traits were shown to correlate strongly with respective trait efficacy; meanwhile, in terms of mean differences, each trait was found to differ substantially from its trait efficacy counterpart. Academic achievement indicators correlated weakly with personality traits. Dispositional efficacy reproduced those correlations but obtained effects were higher except for the correlation between diligence and university success. In five cases out of seven personality traits related indirectly to academic achievement indicators. In other words, these links were mediated by respective trait efficacy. Theoretically, compared to personality traits dispositional efficacy is a more changeable construct that involves acquisition of personal behavioral schemes and identification therewith. Being a personality trait, dispositional efficacy is, psychometrically, a product of autobiographic memory. The findings obtained and corresponding theorisations promote a further opportunity to contemplate the construct of personality trait in a way of its inner structural differentiation.
Щебетенко С.А., Вайнштейн С.В. —
Большая Пятерка черт личности: эксплицитно-имплицитный подход
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 1.
– С. 69 - 82.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.1.9943
Читать статью
Аннотация: В статье представлено корреляционное исследование черт личности в соответствии с предположением о двух уровнях обработки социальной информации индивидом: эксплицитном (центральном) и имплицитном (ассоциативном). На выборке, состоящей из 152 студентов университета, изучалась Большая Пятерка черт личности в рамках парадигмы многопараметрического комплексного анализа. Эксплицитные черты измерялись посредством вопросника Big Five Inventory, имплицитные черты измерялись Тестом имплицитных ассоциаций. Имплицитные тесты черт личности имели большую внутриметодную корреляцию, чем эксплицитные черты. Кроме этого, межшкально-межметодная корреляция черт существенно ослабевала – в сравнении с внутриметодной, но только для имплицитного уровня. 1-факторная модель имплицитных черт оказалась эмпирически пригодной, что позволило поддержать гипотезу об общем факторе личности на уровне имплицитных черт. 1-факторная модель эксплицитных черт оказалась непригодной. Экстраверсия продемонстрировала наибольшую согласованность эксплицитного и имплицитного уровней. Доброжелательность и открытость опыту не согласованы на эксплицитном и имплицитном уровнях. Утверждается, что на первом этапе тестирования имплицитных свойств индивиды эффективно управляют своими реакциями, что выражается в более длительных и социально желательных реакциях.