по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Рабкин Сергей Владимирович
Национальная безопасность / nota bene, 2020-4
Рабкин С.В. - Новые институциональные вызовы образовательному пространству: безопасность как критерий развития в условиях цифровизации c. 81-93

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.4.33750

Аннотация: Предметом исследования являются институциональные трансформации образовательного пространства, связанные как с глобальными процессами цифровизации общественных отношений, так и внутренними факторами взаимодействия общества и государства в определении критериев безопасности своего развития. Используя общую методологию институционального анализа, методы аналогии и обобщения, на основе междисциплинарного подхода к исследованию образовательного пространства рассматриваются вопросы внедрения цифровых технологий обучения в условиях современных социокультурных изменений. Особое внимание уделяется вопросам соотношения рациональных и невещественных факторов, оказывающих влияние на формирование современного образовательного пространства и как следствие конкретизацию новых институциональных вызовов безопасности общественного развития. Исходя из анализа проблем внедрения данных технологий в системе высшего образования делается вывод о необходимости оценки результативности внедрения цифровых технологий на основе институциональных критериев, учитывающих не только влияние рациональных, но и невещественных факторов общественного развития. Институциональная природа которых во многом не изучена, однако определяет возможность применения когнитивных моделей при решении задач обеспечения национальной безопасности в условиях цифровизации социокультурных процессов. Тем самым в качестве важнейшего институционального критерия, определяющего результативность внедрения цифровых технологий в образовательном пространстве выступает его безопасность во всех её проявлениях. Предлагаемый институционально - критериальный подход позволяет сконцентрировать усилия государства и общества при обеспечении безопасности образовательного пространства в контексте решения современных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Тренды и управление, 2019-2
Рабкин С.В. - Социальное предпринимательство: современные тенденции и новые задачи в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации c. 27-35

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.2.23712

Аннотация: Предметом исследования являются современные тенденции изменения роли социального предпринимательства в обеспечении институциональных гарантий экономической безопасности. В статье подробно рассматриваются вопросы развития форм социального предпринимательства, влияния рациональных и иррациональных факторов на данный процесс, взаимодействие бизнеса и государства в модели социального управления, особенности реализации потенциала социального предпринимательства в решении проблем регионального развития, специфика формирования новых направлений развития социального предпринимательства. В качестве одного из направлений развития социального предпринимательства в регионах определяется решение вопросов транспортной доступности территории. Основываясь на общей методологии институционального анализа и теории « институциональных ловушек» делается вывод о необходимости расширения сфер деятельности социального предпринимательства исходя из реализации национальных приоритетов развития и постепенному переходу от модели социального управления к модели социального регулирования. Указывается на необходимость развития социального предпринимательства при создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры регионов, санитарной и специализированной авиации. Предлагается законодательно закрепить сферы деятельности социального предпринимательства на региональном уровне, основываясь на реализации задач по повышению качества жизни населения и достижению экономического роста, обозначенных Стратегией национальной безопасности РФ.
Национальная безопасность / nota bene, 2017-3
Рабкин С.В. - Арктический макрорегион: поиск новой институциональной модели взаимоотношений Федерального центра и регионов c. 21-33

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.21668

Аннотация: Предметом исследования является формирование новой институциональной модели взаимоотношений Федерального центра и регионов, направленной на реализацию национальных приоритетов развития в Арктическом макрорегионе. В статье подробно рассматриваются такие вопросы как современные направления развития модели российского федерализма и реализации государственной региональной политики, развития системы стратегического планирования, институционализации критериев обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. В качестве институциональной основы развития территорий входящих в Российскую зону Арктики определяются критерии обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, обозначенные новой редакцией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Основываясь на методологии институционального анализа и методах политической регионалистики, делаются выводы о необходимости совершенствования региональной политики и переходу к горизонтальной модели интеграции. В целях повышения эффективности стратегического планирования регионального развития предлагается вернуться к практике разработки научно-обоснованных схем развития и размещения производительных сил территорий. Указывается на необходимость согласования социально-экономических программ развития субъектов Федерации, исходя из общей концепции развития макрорегиона, в т.ч. реализации транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и прилегающих к ней территорий.
Теоретическая и прикладная экономика, 2017-1
Рабкин С.В. - Взгляды Д. И. Менделеева на формирование национальных приоритетов развития России: историческая ретроспектива и современные реалии c. 28-40

DOI:
10.7256/2409-8647.2017.1.18147

Аннотация: Объектом исследования являются концептуально – мировоззренческие представления Д. И. Менделеева о формировании национальных приоритетов развития России в рамках реализации современной модели обеспечения экономической безопасности. В статье подробно рассматриваются вопросы поиска новой парадигмы экономической науки, развития стратегических отраслей экономики, системы образования, освоения территории российской Арктики в контексте исторической ретроспективы работ Д. И. Менделеева и современных реалий развития российской экономики. Особое внимание уделяется проблемам нейтрализации современных угроз и вызовов, обозначенных в новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Основываясь на методе исторической аналогии и методологии институционального анализа, делается вывод о необходимости переосмысления идей Д. И. Менделеева и реализации междисциплинарного подхода в рамках развития собственной методологической базы институциональной теории и контрфактического моделирования, отражающей историческую специфику формирования российской экономики. Одним из таких направлений следует считать обоснование приоритетного развития стратегических отраслей экономики в рамках обеспечения гарантий экономической безопасности государства. Необходимым условием развития современной российской экономики следует считать исторически обусловленное возвращение к принципам стратегического планирования. Особое внимание уделяется исследованию влияния невещественных факторов развития на систему гарантий национальной безопасности и современную тенденцию институционализации критериев их реализации. Указывается на необходимость дальнейшей научной популяризации идей Д. И. Менделеева, как одной из исторических основ формирования современных национальных приоритетов развития.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-6
Рабкин С.В. - Особенности формирования стратегии национальной безопасности России: некоторые исторические уроки Первой мировой войны.

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.6.12991

Аннотация: Предметом исследования является исторически обусловленные факторы, определяющие институциональные принципы построения стратегии национальной безопасности России. Изменив институциональную структуру взаимоотношений между государствами, Первая мировая война существенно повлияла на создание систем обеспечения их собственной национальной безопасности. Подобные тенденции характерны для современного развития общества. Мировые экономические и политические кризисы порождают новую институционализацию критериев экономической безопасности, формируя соответствующую систему ее обеспечения. Тем самым изменяется институциональная основа экономических отношений между государствами. Отсюда необходимость анализа роли государства в регулировании стратегических отраслей экономики, как основы эффективной системы реализации национальных приоритетов развития с учетом исторических традиций формирования геополитических интересов. Использование метода исторических аналогий в рамках общей методологи институционального анализа формирует наиболее оптимальную структуру исследования «невещественных» факторов влияющих на экономическую безопасность государства. Институциональный подход к исследованию обозначенного вопроса позволяет сделать вывод о том, что решение исторически обозначенной для России парадигмы поиска государственного интереса в «вещественном» и «невещественном» богатстве напрямую связано с формированием новой по своему качеству системы реализации гарантий экономической безопасности. В качестве исторической особенности системы обеспечения экономической безопасности России, определяется необходимость государственного регулирования стратегических отраслей экономики.
Genesis: исторические исследования, 2015-5
Рабкин С.В. - Реформы А. Н. Косыгина: исторический аспект поиска невещественных факторов институционального развития. c. 29-50

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.15813

Аннотация: Предметом исследования является влияние невещественных факторов экономического развития на реализацию реформ А. Н. Косыгина. В статье подробно рассматриваются такие вопросы как причины и последствия проведения реформ, проблемы развития российской экономической школы, реализация модели взаимодействия центра и регионов, формирования системобразующих предприятий и стратегических отраслей экономики. Указывается на институциональный характер происходивших изменений и их историческое значение, с точки зрения формирования современного научно-практического подхода к проведению экономических реформ. На примере формирования объектов транспортной инфраструктуры Коми АССР рассматривается механизм реализации принятой модели управления экономическим развитием регионов. Основываясь на методе исторической аналогии и методологии институционального анализа, делается вывод о необходимости учета влияния невещественных факторов экономического развития при проведении современных экономических реформ. Влияние этих факторов способствовало незавершенности реформ А. Н. Косыгина. Однако стратегически, реформы определили новые возможности развития российской экономической школы, создали предпосылки формирования системобразующих предприятий и стратегических отраслей, обозначили будущие институциональные проблемы взаимоотношений федерального центра и регионов. Поэтому принципиально важно использовать исторический опыт этих реформ при формировании системы обеспечения экономической безопасности и определении национальных приоритетов развития современной России.
Вопросы безопасности, 2014-6
Рабкин С.В. - Стратегические отрасли и гарантии обеспечения экономической безопасности: поиск новой модели индустриализации c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.6.14710

Аннотация: Объектом исследования является стратегические отрасли экономики как важнейший элемент системы обеспечения экономической безопасности. В статье подробно рассматриваются такие вопросы как взаимосвязь теории и практики реформ государственного регулирования экономики, взаимодействие государства и крупнейших корпораций в стратегических отраслях экономики, влияние иррациональных факторов на выбор новой модели индустриализации. Указывается на общую тенденцию изменения роли государства в определении отраслевых приоритетов развития, вне зависимости от выбранной модели экономического развития. Особое внимание уделяется анализу влияния рациональных и иррациональных факторов на формирование системы отраслевого регулирования и разрешения дилеммы «market or nonmarket». Основываясь на методе исторической аналогии и методологии институционального анализа, делается вывод о необходимости модернизации стратегических отраслей экономики как основы обеспечения экономической безопасности. Предлагаемый подход дополняет систему оценки пороговых значений обеспечения экономической безопасности и создает реальную возможность избежать состояния «институциональной ловушки» новой индустриализации. Для современной России принципиально важным является возвращение государства в реальный сектор экономики и создание определенных точек экономического роста, где возможен технологический прорыв. Переход к интегрированным формам модернизации стратегических отраслей экономики позволит конкретизировать национальные приоритеты развития в условиях институционализации гарантий их реализации.
Вопросы безопасности, 2014-5
Рабкин С.В. - Экономическая безопасность как институциональная основа модернизации стратегических отраслей экономики России и Китая. c. 63-74

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.5.14030

Аннотация: Создание эффективной модели модернизации национальной экономики является одним из важнейших условий формирования современных гарантий обеспечения экономической безопасности. Государственное регулирование стратегических отраслей экономики становится одним из условий создания интегрированной модели модернизации. Опыт проведения реформ в России и Китае свидетельствует о необходимости четкого определения и реализации национальных приоритетов отраслевого развития. Тем самым современные угрозы и вызовы национальным экономическим системам могут быть нейтрализованы опережающим развитием базовых отраслей экономики. Подобные действия нарушают одно полярную модель мировых экономических отношений и создают основу новой экономической системы взаимовыгодного сотрудничества. Основываясь на общей методологии институционального анализа, делается вывод о возможности перехода от догоняющей к интегрированной модели модернизации, где в качестве «новой промышленности» выступают стратегические отрасли экономики. Реализация подобного подхода может быть рассмотрена в рамках создания межгосударственных экономических альянсов, содействующих развитию соответствующих отраслевых группировок. Группировка стратегических отраслей экономики может быть подвижной, и представлена различной комбинацией отраслей. Так с точки зрения обеспечения экономической безопасности и реализации собственных национальных приоритетов развития одним из важнейших направлений формирования подобного альянса России и Китая следует считать сотрудничество в авиапромышленности и строительстве инфраструктурных объектов.
Урбанистика, 2014-2
Рабкин С.В. - Аэродромные комплексы северных городов: особенности институционализации критериев современного развития. c. 34-49

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.13466

Аннотация: Развитие аэродромных комплексов северных городов является неотъемлемым условием формированием единого территориального пространства Российской Федерации. Стратегические задачи освоения российской зоны Арктики определяют приоритетность этого направления. Однако возвращение государства к принципам стратегического планирования регионального развития требует создания эффективных механизмов их реализации с учетом институциональных изменений структуры экономики. Среди основных проблем исследования обозначены вопросы модернизации аэродромных комплексов и обеспечения безопасности перевозок на аэродромах расположенных в черте города. На примере Республики Коми рассматривается региональный аспект дерегуляции воздушного транспорта. Основываясь на методе институционального анализа, делается вывод о необходимости рассмотрения категорий «транспортная доступность» и «безопасность» с учетом тенденций их современной институционализации. Использование методологии институционального синтеза позволяет представить индикативные показатели, характеризующие отраслевую безопасность в качестве институциональных критериев формирования национальных приоритетов развития. Обозначенный подход может быть использован при формировании в регионах полицентрических схем размещения объектов транспортной инфраструктуры. Особо указывается на роль аэродромных комплексов в обеспечении экономической безопасности и дальнейшей урбанизации российского Севера.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.