ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Середкина Наталья Николаевна
Середкина Н.Н. - Теоретическая модель позитивной этнической идентичности и механизмы ее формирования |
|
c. 37-46
|
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.2.17690
Аннотация: Предметом исследования выступают возможности современных социальных теорий для конструирования позитивной этнической идентичности. В настоящее время идет активная дискуссия по вопросу формирования российской нации. Это формирование может идти на этнической или гражданской основе. Целый ряд актуальных процессов говорит о том, что достаточно динамично идут процессы формирования этнических культурных идентичности в регионах Российской Федерации. Для многонационального государства представляется важным, чтобы данные процессы протекали по позитивному культурному сценарию. Основной метод исследований -критический анализ научных исследований, связанных с теоретическими моделями и позитивным конструированием этнической идентичности. Теоретическая модель позитивной этнической идентичности сводится к определенной системе типов этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность рассматривается в этой системе как норма, условие гармоничного межэтнического взаимодействия, отклонение от которой порождает разные типы идентичности. Позитивную этническую идентичность возможно воссоздать в виде ментального конструкта с помощью определенной суммы действий отдельных субъектов социального организма.
Человек и культура, 2014-2
|
Середкина Н.Н. - К вопросу о методологических принципах культурно-семиотического подхода в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока |
|
c. 127-146
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11320
Аннотация: Статья посвящена анализу культурно-семиотического подхода, рассматриваемого в качестве одного из основных в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Предложена авторская систематизация методологических принципов культурно-семиотического подхода (понимание культуры как структуры, состоящей из ряда символических систем и культурных текстов; принцип символотворчества, актуализируемого в художественном диалогизме; репрезентативность культуры и символическая интерпретация знаков культуры; понятие «ценность» как одно из ключевых в концепции семантической философии искусства). На основе корреляции методологических принципов культурно-семиотического подхода и идей конструктивизма уточняется определение понятия «искусство». Искусство понимается как культурно-семиотический конструкт, порождающий социальные смыслы в индивидуальных и коллективных сознаниях, и позволяющий осуществлять верификацию человеком представлений об окружающем мире и конструировать на подсознательном уровне свою картину мира. Метод исследования - концептуальный и категориально-понятийный анализ базовых понятий. В статье обосновывает культурно-семиотический методологический подход к анализу произведений изобразительного искусства. Используется методология философско-искусствоведческого анализа В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова. Впервые определена наиболее эффективная методологическая стратегия для анализа произведений искусства коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Раскрыта двойная семиотика произведений искусства как культурных текстов. Проанализированы возможности культурно-семиотического подхода для анализа конкретных произведений, в том числе северных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Проблематика статьи важна в связи с новым освоением Сибири и Дальнего Востока, необходимостью сохранения уникальной культуры коренных народов, проживающих на этих территориях.
|