по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Холопова Валентина Николаевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-2
Холопова В.Н. - Три стороны музыкального содержания

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13227

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является музыкальное содержание, рассматриваемое в плане одной из новых российских теорий музыкального содержания и в плане анализа самой музыкальной практики под углом зрения данной теории. Разбираемая теория выявляет наличие в музыке трех сторон содержания, именуемых здесь как эмоциональность, изобразительность и символика. Разбираемая практика охватывает основные исторические периоды Нового и Новейшего времени – барокко, классику, романтизм и ХХ век. Объектом внимания в них является только так называемая «серьезная», или академическая музыка – оперы, симфонии, концерты, оратории, камерные произведения, - но не народные или эстрадные песни. Методология исследования связана с семиотикой, конкретно с триадой знаков Ч.Пирса – икон, индекс, символ, - которые и интерпретированы автором статьи как эмоция, изобразительность и символ. Выводами работы предстают: в каждой исторической эпохе существует свое, особое соотношение трех сторон музыкального содержания – в барокко все они одинаково высоки, в классике превалирует эмоция, а изобразительность и символика второстепенны, в романтизме эмоция достигает апогея, изобразительность активизируется со второй половины XIX в., символика второстепенна, в ХХ в. первостепенна символика, эмоции достигают крайностей, изобразительность второпланова. Новизна исследования состоит в подведении прочного семиотического основания под названный метод «трех сторон музыкального содержания» и в выводах о сравнительном соотношении важнейших музыкально-исторических эпох по их содержанию.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Холопова В.Н. - Специальное и неспециальное музыкальное содержание

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12401

Аннотация: Предметом авторского исследования является новейшая российская теория музыкального содержания, в которой автор данной статьи выступает одним из создателей. Метод исследования имеет музыковедческую направленность, но соприкасается с философией. Автор считает неприменимой к музыкальному искусству известную философскую диаду «форма/содержание», так как практически эти понятия оказываются в музыке плохо дифференцируемыми и приводят к путанице. Вместо них предлагается дихотомия понятий смыслового порядка, названная автором «специальное и неспециальное содержание» музыки. Содержание (content) – это выразительно- смысловая сущность музыки. Специальное содержание принадлежит только музыке: содержание звука, интервалов, аккордов, ладов и тональности, мелодии, ритма, текстуры, тембра, сонора, тематизма, музыкальной формы и т.д. Неспециальное содержание присутствует и в музыке, и вне музыки: человеческие эмоции, изображаемые предметы (птицы, движение морских волн, журчанье ручья, шум приближающегося поезда, бой часов, движения человека - шаг, бег и т.д.), различные идеи. Новыми являются и сами указанные понятия и термины, и теоретическая разработка возможности анализировать музыкальное искусство с позиции широких смысловых категорий.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Холопова В.Н. - Specialized and Non-Specialized Musical Content

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12535

Аннотация: The object of this work is one of the newest Russian theories – the theory of musical content, which the author of the present articles is one of the generators. This method of research has a musicological direction, but is contiguous to philosophy. The author considers the well-known philosophical dyad “form-content” inapplicable to the art of music, since in practice these notions turn out to be poorly differentiated from each other, which leads to confusion. In their place a dichotomy of conceptions of a notional type is offered, which the author called the “specialized and non-specialized content” of music. Content is the expressive-notional essence of music. Specialized content belongs solely to music; it is formed by the content of sound, intervals, chords, modes and tonality, melody, rhythm, texture, timbre, sonority, thematicism, musical form, etc. Non-specialized content is present both in music and beyond it: human emotions, depicted objects (birds, the movement of sea waves, the warbling of the brook, the noise of the approaching train, the sound of a clock, movement of human beings – steps, running, etc.), as well as various ideas. Both the described concepts and terms and the theoretical elaboration of the ability to analyze the art of music from the position of broad notional categories present a new phenomenon in music theory.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"