по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кротовская Наталия Георгиевна
Litera, 2016-1
Кротовская Н.Г. - Д. Эштон. Пришествие сюрреализма (перевод) c. 35-44

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.1.18785

Аннотация: Автор рассматривает историю распространения сюрреалистических взглядов в искусстве, литературе и гуманитарных науках сначала в Европе, а затем в Америке, где имелись свои особые условия, затрудняющие усвоение европейских теорий. Сюрреализм, хотя и был очистительным движением, выступавшим против европейской интеллектуальной традиции, был в действительности от нее неотделим. Разоблачая картезианские клише и замкнутость французской культуры, поэты из окружения Андре Бретона по сути дела возводили пантеон интеллектуалам всех наций. В Америке ситуация была другой. До тридцатых годов там не существовало сплава художественных и социальных теорий. Особые вопросы искусства и политики, к решению которых отважно обратились сюрреалисты, не могли успешно ставиться в Америке до эпохи Великой депрессии. Когда в середине тридцатых годов сюрреалисты столкнулись со стремительным упадком Европы и распространением фашизма, они, горстка эксцентричных индивидов, по-прежнему сражались против общества. Американцы же, напротив, только что ассимилировались с обществом и пытались изменить его изнутри. Главнейшей постоянной темой публикаций того времени был упорный поиск жизнеспособной традиции. Хотя сюрреалисты на словах отвергали прошлое, они неустанно искали в нем зачатки новых идей, основание, необходимое любой теории.
Психология и Психотехника, 2015-12
Кротовская Н.Г. - С. Ахтар. Вопросы жизни и смерти. (Перевод с англ.)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.13889

Аннотация: Салман Ахтар -- американский психоаналитик, лауреат многочисленных научных премий, автор более трехсот научных публикаций. В своей книге «Вопросы жизни и смерти» он, опираясь на учение Зигмунда Фрейда о двух «основных инстинктах» и дополняя его позднейшими исследованиями других известных психоаналитиков, рассматривает человеческую жизнь, исходя из двух основных составляющих, жизни и смерти, в их противопоставлении и неразрывности.Рассматривая счастье как одно из основных понятий, связанных с жизнью, автор проясняет смысл, который вкладывают в него различные авторы. Объединяя различные научные представления о счастье, автор подразделяет последнее на четыре категории: удовольствие, радость, экстаз и удовлетворение, прослеживая их онтогенетические корни, метапсихологические корреляты, а также составляющие, связанные с личным опытом. В данной книге автор предлагает краткий обзор психоаналитических исследований, посвященных проблеме счастья. Начав со взглядов Фрейда, он переходит к анализу различных психоаналитических концепций счастья, чтобы затем предложить свой собственный, обоснованный и понятный взгляд на явления, подпадающие под это понятие. Соединив различные наблюдения, автор выделяет четыре типа счастья (удовольствие, эйфория, экстаз и удовлетворение), описывает их природу, отличительные черты и в заключение указывает области, требующие дальнейшего исследования. В данной книге автор предлагает краткий обзор психоаналитических исследований, посвященных проблеме счастья. Начав со взглядов Фрейда, он переходит к анализу различных психоаналитических концепций счастья, чтобы затем предложить свой собственный, обоснованный и понятный взгляд на явления, подпадающие под это понятие. Соединив различные наблюдения, автор выделяет четыре типа счастья (удовольствие, эйфория, экстаз и удовлетворение), описывает их природу, отличительные черты и в заключение указывает области, требующие дальнейшего исследования.
Психология и Психотехника, 2014-10
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С., Кулагина-Ярцева В.С. - Н.Г. Кротовская и В.С. Кулагина-Ярцева. Дихотомия жизни и смерти (Обзор книги С. Ахтара "Вопросы жизни и смерти")

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.10.13165

Аннотация: Салман Ахтар – известный американский психоаналитик, лауреат многочисленных научных премий. В своей книге «Вопросы жизни и смерти» он опирается на учение Зигмунда Фрейда о двух «основных инстинктах», дополняя его позднейшими исследованиями Мелани Кляйн, Дональда Уинникотта, Эрика Эриксона, Уилфреда Биона и др. Жизнь человека рассматривается автором, исходя из двух основных составляющих – жизни и смерти, -- в их противопоставлении и неразрывности.В первой части исследуются основные понятия, связанные с жизнью: добро, счастье и игра. При этом проясняется смысл, который вкладывают в это понятие различные авторы. Объединяя различные научные представления о счастье, автор подразделяет его на четыре категории: удовольствие, радость, экстаз и удовлетворение, прослеживая их онтогенетические корни, метапсихологические корреляты, а также составляющие, связанные с личным опытом. Во второй части, посвященной смерти, представлены две точки зрения: принятие и отрицание смерти, а также их структурные и экзистенциальные функции, и в этой связи затрагиваются проблемы смертности, захоронений и сиротства. Рассматривается психологическое значение могил как мест последнего упокоения, а также выражение этнической или религиозной ненависти через осквернение могил и разрушение кладбищ. Автор уделяет внимание теме сиротства как травмы, пережитой в детстве, последствия которой сказываются на всей последующей жизни. В третьей части этой книги жизнь и смерть рассматриваются в их неразрывном единстве. Преодолевая барьер между жизнью и смертью, путешествуя по психическому ландшафту поколений, мы оставляем наши тела позади и возвращаемся к жизни как к метафоре, полной игры и щедрости.
Филология: научные исследования, 2014-1
Кротовская Н.Г. - С.Зонтаг. Святой Жене Сартра(перевод)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.7488

Аннотация: В статье предлагается анализ книги Ж.-П. Сартра "Святой Жене, лицедей и мученик", составившей первый том Полного собрания сочинений Жене. В этом обширном труде автор наряду с восхищением прозаическими произведениями Жене стремился продемонстрировать собственный философский стиль и метод, в котором феноменологическая традиция, идущая от Декарта к Гуссерлю и Хайдеггеру, соединяется с либеральной добавкой из психоанализа Фрейда и ревизионистского марксизма. По мнению Сартра, гениальность - это не дар, а способ выжить, который избретает человек в отчаянных обстоятельствах.
Психология и Психотехника, 2013-10
Кротовская Н.Г. - Рути М. Единичность существования: Лакан и бессмертное внутри. (Перевод)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.9751

Аннотация: Отталкиваясь от работ Эрика Сантнера, Славоя Жижека и Аленки Зупанчич, это исследование выстраивает теорию субъективной единичности с точки зрения лаканианской школы. В статье утверждается, что в отличие от «субъекта» (который начинает существовать как результат символического запрещения) или «личности» (которая связана с нарциссическим самомнением воображаемого), единичное «я» возникает в ответ на побуждающую директиву, происходящую из реальности. Эта директива, вне его или ее социальных и интерсубъективных покровов, собирает индивидуума в «характер». Следовательно, через единичность выражаются неотделимые от конкретного человека отличительные черты, своеобразность или темперамент, в то же время, единичность предотвращает как символическое, так и воображаемое замыкание. Она открыта всем уровням неподчинения, что свидетельствует о существовании в человеческой жизни таких элементов, которые выходят за рамки нормативной социальности. Действительно, поскольку единичность ясно говорит о чем-то, что касается «живомертвенного» (“undead”) чувства наслаждения (jouissance), она соединяет человека с бессмертием, правда, парадоксального вида. Это не значит, что человек не умрет, скорее он или она обладает способностью к «трансцендентному» опыту, такому как состояние сильнейшей воли к творчеству, который, всегда лишь на мгновение, выводит за границы земной жизни. Такие переживания позволяют индивиду чувствовать себя «реальным», что гонит прочь символическую абдукцию и психическую смерть.
Филология: научные исследования, 2013-4
Кротовская Н.Г. - С.Зонтаг. Натали Саррот и роман (перевод)

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.7477

Аннотация: Анализируя художественные и публицистические произведения Натали Саррот, автор проводит мысль о необходимости прогресса в искусстве. В отличие от других видов и форм искусства - поэзии, музыки, скульптуры и живописи - роман задержался в своем развитии, оставшись на позициях Х1Х века. В качестве примеров рассматриваются романы Пруста, Джойса, Вирджинии Вулф и других писателей, а также представителей французского "нового романа".
Филология: научные исследования, 2013-3
Кротовская Н.Г. - Л. Пикард. Викторианский Лондон. Смерть. (Перевод)

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.5313

Аннотация: Обзор различных общественных установлений викторианской эпохи, связанных со смертью. Реформы в данной области, их восприятие различными слоями общества.
Litera, 2013-3
Кротовская Н.Г. - П. Акройд. Венеция (перевод) c. 28-109

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.6055

Аннотация: Венеция один из самых загадочных городов Италии. Жители этого города не только говорят, но и думают не так, как остальные итальянцы. Возможно, причина этого кроется в невероятно сложной и насыщенной истории их земли. Автор описывает различные аспекты жизни города, которому предрекают гибель два века подряд, не только как неисправимый романтик, но и жаждущий исторической справедливости документалист.
Litera, 2013-1
Кротовская Н.Г. - Л. Пикард. Религиозные течения и похоронные ритуалы в викторианском Лондоне (перевод) c. 263-311

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.1.138

Аннотация: В викторианскую эпоху прежняя приходская организация Лондона, когда люди в обязательном порядке посещали свой церковный приход, исчезла. Для тех, кто решил посетить англиканскую службу, Церковь Англии предлагала смущающее разнообразие богослужений, свободно группирующихся вокруг так называемых широкой, высокой и низкой церквей, к которым позже присоединились приверженцы обрядности. Как у среднего, так и у высшего класса регулярное посещение церкви считалось одним из признаков благопристойности, тогда как доля представителей низших классов в приходе была ничтожно мала.Лондонские погосты уже давно, после чумы 1665 года, были переполнены. Начиная с середины Х1Х века стали открываться частные кладбища и появились новые модные тенденции захоронения.
Психология и Психотехника, 2012-11
Кротовская Н.Г. - К. Эйсолд. Фрейд как лидер: ранние годы Венского общества (перевод)
Аннотация: Исследование роли Фрейда как лидера Венской группы позволило выявить постоянное напряжение, существовавшее между стремлением Фрейда использовать группу для развития и распространения своих идей и стремлением членов группы реализовать свои профессиональные амбиции, сохраняя при этом верность Фрейду. Он и его ученики бессознательно заключили соглашение по поиску и искоренению внутренних «врагов», то есть тех последователей Фрейда, которые, поставив под сомнение главное в его теории понятие детской сексуальности, могли тем самым оказать поддержку внешним «врагам» психоанализа. В результате Венское общество так и не освободилось от зависимости, а Фрейду пришлось взять на себя роль президента, чтобы с неизменной бдительностью выявлять внутренних «врагов» психоанализа. Так Венское общество поймало Фрейда в западню. Взамен Фрейд получил постоянную лояльность членов группы. При этом отчасти пострадала жизнеспособность Общества, которому пришлось отказаться от некоторых плодотворных идей, чтобы не утратить связи с Фрейдом и не подвергнуться риску обнаружить в своих рядах нового «врага».
Филология: научные исследования, 2012-3
Кротовская Н.Г. - Л. Пикард. Викторианский Лондон. Религия.
Аннотация: Религиозная жизнь Лондона в викторианскую эпоху. Религиозная терпимость. Отношения различных общественных кругов к явлениям религиозной жизни. Обзор религиозной теории и практики того времени.
Litera, 2012-1
Кротовская Н.Г. - Набоков В. Лекции о Дон Кихоте (перевод) c. 82-127
Аннотация: В своих лекциях, прочитанных в Гарварде в 1951-1952 учебном году, Владимир Набоков делает попытку открыть для студентов текст Сервантеса, очистив его от ханжеского вздора, наслоившегося на роман в результате длительной традиции неверного прочтения, превратившего жестокую и грубую книгу в благонравный миф о видимости и реальности. На самом деле «Дон Кихот» остается грубой старой книгой, полной типично испанской жестокости, направленной на старика, играющего в своем слабоумии как ребенок. Она написана в эпоху, когда карлики и больные вызывали смех, когда на городских площадях живьем сжигали еретиков, когда милосердие и доброта, казалось, были изгнаны навсегда. Но вскоре мир научился читать ее по-иному. Персонаж, который начинал как шут, в течение веков стал святым.
Психолог, 2012-1
Кротовская Н.Г. - Ранк О. Терапия воли (перевод) c. 196-216
Аннотация: Истинный смысл терапевтического процесса становится очевидным только на его конечной стадии, когда психоаналитик, завершив лечение и изменив связанную с ним установку, превращается из помогающего Эго в помогающую реальность. Реальность не просто враг индивида, как это может показаться невротику, но также и большая помощь его Эго. В то время как обычный человек вынужден учиться использовать реальность терапевтически, невротик достигает этой цели только в ходе терапевтических отношений. Для невроза характерна не просто неудовлетворенность реальностью, а сознательный уход от естественного лечения.В современном психоанализе терапия может только бороться за новую установку по отношению к себе, за переоценку прошлого и достигаемое с ее помощью новое равновесие по отношению к имеющейся реальности.
Психолог, 2012-1
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. - Применение теории Лакана в клиническом психоанализе (перевод) c. 76-108
Аннотация: Лакан работал в довольно необычном для психиатра стиле. Он с самого начала намеревался играть ту роль, какую в разговоре играет бессознательное. Он не донимал пациента вопросами. Но если Лакан все же задавал их, то не с целью поставить диагноз, -- это он делал очень редко, -- в основном вопросы касались лечения. Они были попыткой расшифровать речь пациента, но не раскрывать сам шифр. И если при ответе на вопрос Лакан случайно раскрывал его, эта расшифровка оставалась такой же таинственной, одна тайна эхом отзывалась в другой. Стиль Лакана шёл вразрез с традицией больницы, однако он продолжал с уважением относиться к классической форме представления пациентов аудитории.
Психология и Психотехника, 2011-8
Кротовская Н.Г. - Ранк,О. Личное и общественное
Аннотация: Известный австро-американский психолог и психотерапевт Отто Ранк подвергает ревизии классическую теорию психоанализа и предлагает отдать предпочтение не интеллектуальным процессам и реконструкциям, а эмоциональному опыту, основанному на реальности. В качестве основной задачи психоанализа выдвигает развитие творческой индивидуальности пациента.
Филология: научные исследования, 2011-7
Кротовская Н.Г. - В.Набоков. Жестокость и мистификация
Аннотация: В своих лекциях Набоков делает попытку открыть для студентов текст Сервантеса, очистив его от ханжеского вздора, наслоившегося на роман в результате длительной традиции неверного прочтения, превратившего жестокую грубую книгу в благонравный миф о видимости и реальности.
Психология и Психотехника, 2011-5
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. - Теория Лакана и клинический психоанализ
Аннотация: В данной публикации на примере нескольких клинических случаев рассматривается метод структурного психоанализа Жака Лакана.Рене Мажор,посещавший семинар Лакана и присутствовавший на его консультациях описывает необычный для классической психиатрии подход и стиль Лакана. Карло Вигано на примере одного клинического случая последовательно излагает историю психоаналитических сеансов
Психология и Психотехника, 2011-3
Кротовская Н.Г. - Первичная женственность, бисексуальность и женский эго-идеал: пересмотр терии развития женщины. Элис, Д. (перевод Н. Кротовской)
Аннотация: Обзор истории различных психоаналитических теории развития женщины, а также изложение точки зрения автора на эту проблему.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"