Консон Г.Р. —
Рафаэль де Валантен Оноре де Бальзака — жертва катастрофизма или его носитель?
// Философия и культура. – 2014. – № 7.
– С. 1038 - 1046.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.7.12174
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования — нравственная сущность молодого маркиза Рафаэля де Валантена в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Основное внимание в статье фокусируется на изучении аморальных аспектов личности главного героя, который подвержен губительной страсти к нескончаемым плотским удовольствиям, вследствие чего в его сознании, в конечном итоге, формируется идея вседозволенности.
Главным в настоящем эссе становится следующий парадокс: что́ же привело маркиза к смерти — нищета, богатство, какие-либо иные явления или силы, заставляющие человека сводить счёты с жизнью? Для ответа на поставленный вопрос образ Рафаэля де Валантена рассматривается в контексте нависшего над ним катастрофизма. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах:
– в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе;
– в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний;
– в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз;
– в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления.
В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах:
– в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе;
– в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний;
– в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз;
– в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления.
В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил.