по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Липов Анатолий Николаевич
Культура и искусство, 2022-7
Липов А.Н. - Джон Милтон Кейдж. Взгляд на самого известного композитора американского авангарда ХХ в. c. 68-81

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.36139

Аннотация: Предметом исследования в статье является творчество американского композитора Джон Милтона Кейджа (1912-1992), который считается одним из самых известных и влиятельных авангардистских музыкантов ХХ века. Идеи композитора о звуке, «открытой форме музыки», «случайных операциях», «расширенных» музыкальных инструментах и мн. др. были разработаны в сложных технических, дискурсивных, институциональных, культурных и политических условиях жизни в США, постоянно изменяющихся в процессе его долгой и продуктивной карьеры. В статье в философско-эстетическом ключе анализируется «художественно-теоретическое» наследие композитора Джона Кейджа и показывается, каким образом его творчество проблематизировало художественные изобретения в музыке, размыв границы между художественными выразительными формами, а его наследие стало не только междисциплинарным, но и трансдисциплинарным, вследствие чего музыкальные эксперименты композитора нашли свое отражение в творчестве таких американских художников, как Билл Чайлдс, Фриц Райнер, Дэвид Тюдор, Кристиан Вольф, Мортон Фельдман, Эрл Браун, Ла Монте Янг, Полина Оливерос, Корнелиус Кардью и др. Научная новизна статьи состоит в том, что автор предпринимает попытку осмысления творческого пути композитора, как одного из радикальных новаторов в музыке, музыкальные новации которого в течение 50-х, 60-х гг. ХХ в. привели к парадигматическим изменениям во всех областях американского искусства. Кейдж фундаментально перестроил представления о том, чем была и чем может быть музыка, став со временем одним из самых влиятельных авангардных композиторов своего времени, в значительной степени предопределившим тенденции движения американской музыкальной культуры ХХ в. Экспериментальное новаторство Кейджа, способность композитора уловить дух времени и предвосхищение многих творческих идей, связанных с природой звука, сделали его произведения неотъемлемой частью мировой культуры, важной вехой в современном развитии музыки
Философская мысль, 2018-11
Липов А.Н. - О «несоизмеримых сущностях» в философии пифагорейцев. К философским основаниям иррациональных пропорций в науке и культуре c. 93-110

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.11.26855

Аннотация: Предметом исследования являются философские основания, предопределившие открытие доказательства существования несоизмеримых или иррациональных величин в философии пифагорейцев в то время, когда само понятие иррациональности было анафемой для тех, кто полагал, что числа были рациональными сущностями, лежащими в основе Мироздания. Вследствие этого как физические, так и культурно-эстетические закономерности оказалось возможным выразить сходными между собой математическими рядами и геометрическими пропорциями, предопределившими методы расчета гармонических структур, непрерывных пропорций или предельных величин – первых посылов в здание античного учения о формообразовании. На основе междисциплинарного анализа и сравнительного метода исследования в статье анализируется история открытия феномена несоизмеримости и иррациональности, делается вывод о том, что уже во времена Пифагора это открытие привело к необходимости существенного преобразования всей ткани элементарной геометрии в ожидании построения общей теории пропорций, вызвав первый в истории науки кризис античной философии и математики. В статье также обосновывается и прослеживается открытая пифагорейцами связь иррациональных пропорций с иррациональной математической константой «золотого сечения», лежащей в основе архитектурных пропорций в истории культуры,воплощающейся и выражающейся в различных закономерностях и сферах человеческого бытия – науке, культуре, архитектуре, искусстве. К основным выводам исследования можно отнести вывод и гипотезу автора о том, что универсальность иррациональности величин «золотой пропорции» и их широкое распространение в различных природных и культурных закономерностях и поныне стимулируют поиски значений, которые объединяли бы их в некую общую теорию, обобщающую и выражающую структуру мировых констант.
Философия и культура, 2017-5
Липов А.Н. - Быть Джоном Кейджем. Из истории американской экспериментальной музыки. Статья первая c. 131-151

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.19657

Аннотация: Темой статьи является творчество Джона М. Кейджа - известного американского композитора, философа, поэта, музыковеда и художника, который одним из первых в авангардной музыке начала ХХ в. использовал при её создании алеаторику, «случайные операции», электронную музыку и нетрадиционное использование музыкальных и не музыкальных инструментов, рассматривавшего фактор случайности и неопределённости как существенный и формообразующий элемент музыкального производства. Композитор также радикально изменил восприятие музыки, а его музыкальные идеи во многом определили развитие не только новых тенденций в музыке, но и визуальную культуру послевоенного авангарда. В работе используется культурно - исторический метод исследования многообразного творчества композитора, предоставляющий основание для обоснования положения о том Кейдж был и остаётся не только одним из самых влиятельных композиторов, начала ХХ в. чье влияние распространяется далеко за пределы царство музыки и в искусстве, литературе, кино и другие эстетические и концептуальные выражение познания о мире, но и, со всей очевидностью, недооцененным художником в современной истории музыкальной культуры. Композитор открыл новое богатство возможностей в современном искусстве, эпоху массовых экспериментов во многих видах искусства – музыке, живописи, хореографии, поэзии и др., сместив фокус от внутренней психики художника к современной художественной среде, создал основу для особой формы восприятия музыки - молчанию, дав толчок к расширенному понятию о музыкальной композиционной практике и призвав к созданию новой формы слуховой духовности, где звук становится хамелеоном, адаптацией в соответствии с меняющимся вокруг него звучанием. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что статья восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе по истории экспериментальной музыки в отношении многообразного творчества и личности композитора. В исследовании обосновывается тезис о том, что культурно-исторический анализ творчества композитора, которого ещё называли «музыко - философом», закономерно дополняет фундаментальные исследования его творчества как композитора. К основным выводам исследования можно также отнести обоснование утверждения о том, что композитор стремился рассматривать все виды звуков как потенциально музыкальных, призывая аудиторию к принятию в качестве равноценных всех звуковых явлений, по существу осуществив революцию в музыке таким образом, чтобы сделать возможным сочинять и исполнять любую музыку, приравнявшим распространение шума к статусу музыкального тона и расширившего звуковое пространство музыки введением новых немузыкальных звуков и звучностей.
Культура и искусство, 2016-5
Липов А.Н. - «Water Music». Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа. Статья первая

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.5.18404

Аннотация: Статья посвящена творчеству одного из наиболее влиятельных и противоречивых личностей в истории музыки - американскому экспериментальному композитору ХХ века, музыкальному теоретику, писателю, художнику, пионеру в области алеаторики (случайности) в электроакустической музыке, нестандартном использовании музыкальных инструментов и первопроходцу в области электронной музыки, рассматривавшего фактор случайности и неопределённости как существенный и формообразующий элемент её сочинения, Джону Милтону Кейджу (5 09.1912- 12.08.1992). Одной из первых инструментальных акцией с использованием алеаторики и природных шумовых эффектов в его творчестве становится композиция «Water Music» («Музыка воды», 1952) для двух «препарированных» фортепиано с использованием радио, контейнеров для воды, колоды карт, палки, секундомера включающей звук воды как основной элемент её музыкальной составляющей и ставшей одной из тех композиций, которые принесли композитору мировую славу. Отвергая наиболее глубоко укоренившиеся композиционные принципы прошлого Кейдж переосмыслил и в существенной степени радикально предопределил экспериментальную практику музыкального состава, изменив ход современной музыки и сформировав новый концептуальный горизонт послевоенного искусства ХХ в. Автор рассматривает экспериментальное творчество композитора в качестве одной из наиболее радикальных попыток в истории музыки преобразования музыкальной ткани, расширения границ искусства музыки и использование нового звучащего материала для её создания. В работе используется философско – эстетический метод исследования, а методология я базируется на междисциплинарном понимании таких понятий как: принцип неопределённости, теория хаоса, стохастические (вероятностные) процедуры, «случайные операции» и др. Статья является первой наиболее полной исследовательской работой, посвящённой одной из наиболее оригинальных экспериментальных композиций Кейджа «Музыка на воде» и восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе посвящённой музыкальному искусству относительно многообразного творчества и личности композитора. В работе обосновывается тезис о том, создание Кейджем творческого метода, основанного на принципе управляемой случайности, идее единства жизни, природы и искусства, изобретение новых материалов и инструментов для создания и исполнения музыки, наряду с другими многочисленными теоретическими и инструментальными новациями, привело композитора к радикальному расширение звукового пространства и, по существу, к изменению самого предмета музыки.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-4
Липов А.Н. - Карлхайнц Эссл. Изменения в электроакустической музыке. Статья из издания "Между экспериментом и коммерцией. К эстетике электронной музыки". Ежегодник музыковедения. Том 2 под ред. Томаса Дéзси, Стефана Йена и Дитера Toкевитца (Вена, 2007. С. 37-84. Издатели: Корнелия Сцабо, Kнотик и Маркус Грассл) c. 42-75

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.20994

Аннотация: Настоящая публикация, представляющая перевод статьи, опубликованной венским издательством, оформлена в соответствии с оригинальным изданием на основании положений об авторском праве и пожеланием автора. Однако, учитывая особенности выпуска нашего журнала, мы вынуждены перенести комментарии в сносках в текст и поместить их в круглые скобки. Ссылки даются только на публикации и соответствуют авторской версии. В публикации также сохранены шрифты и оформление текста оригинального издания. Карлхайнц Эссл (род. 1960, Вена) – австрийский композитор, исполнитель, импровизатор и «художник звука». В Венском университете изучал музыковедение, в 1989 году защитил докторскую диссертацию. В 1992–1993 годы работал в комиссии IRCAM в Париже. С 1994 года был музыкальным куратором коллекции в Клостернейбург (Вена). Между 1995–2006 годами он преподавал алгоритмическую музыку в студии перспективной музыки и медиа – технологий имени австрийского композитора, органиста Антона Брукнера в частном университете музыки, драмы и танца в Линце (Австрия). С 2007 года Эссл – профессор композиции по электро-акустической и экспериментальной музыке в Университете музыки и исполнительских искусств (Вена). Работа Карлхайнца Эссла с компьютерами с акцентом на алгоритмических композициях и воспроизводстве музыки оказала формирующее влияние на его композиционное мышление. Кроме написания инструментальной музыки, Эссл также работает в области электронной музыки, интерактивных композиций в реальном времени и звуковых инсталляций. С начала 1990-х годов он разработал различные программные среды для композиции в реальном времени, которые он использует в своих живых музыкальных выступлениях, а также в сотрудничестве с художниками из других областей – хореографами, танцовщиками, художниками и поэтами. В 1998 году Эссл приступил к разработке компьютерного электронного инструмента под названием M @ ZE 2, который он использует в качестве импровизатора в живых выступлениях. В статье, реализующей междисциплинарный метод исследования современных электронных музыкальных технологий, представлены также и результаты работы самого К. Эссла, который изучает и создает электронную и интерактивную музыку, сочиняя многочисленные композиции и звуковые инстилляции в режиме реального времени. Музыкальные работы композитора реализуются в результате столкновений между упорядоченными, абстрактными моделями и оригинальными тональными, выразительными структурами. Новизна определяется тем, что перевод статьи восполняет все еще существующий пробел в отечественной научной литературе об исследованиях по философии и эстетике музыки, посвященных проблеме исторического развития электроакустической музыки как, по выражению самого К. Эссла, формирующего, генерирующего и далеко идущего музыкального потенциала, а также содержит подробное описание исследовательской работы самого композитора с акцентом на алгоритмические композиции и генеративную музыку.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-4
Липов А.Н. - Карлхайнц Эссл. Изменения в электроакустической музыке. Статья из издания "Между экспериментом и коммерцией. К эстетике электронной музыки". Ежегодник музыковедения. Том 2 под ред. Томаса Дéзси, Стефана Йена и Дитера Toкевитца (Вена, 2007. С. 37-84. Издатели: Корнелия Сцабо, Kнотик и Маркус Грассл) c. 42-75

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.40228

Аннотация: Настоящая публикация, представляющая перевод статьи, опубликованной венским издательством, оформлена в соответствии с оригинальным изданием на основании положений об авторском праве и пожеланием автора. Однако, учитывая особенности выпуска нашего журнала, мы вынуждены перенести комментарии в сносках в текст и поместить их в круглые скобки. Ссылки даются только на публикации и соответствуют авторской версии. В публикации также сохранены шрифты и оформление текста оригинального издания. Карлхайнц Эссл (род. 1960, Вена) – австрийский композитор, исполнитель, импровизатор и «художник звука». В Венском университете изучал музыковедение, в 1989 году защитил докторскую диссертацию. В 1992–1993 годы работал в комиссии IRCAM в Париже. С 1994 года был музыкальным куратором коллекции в Клостернейбург (Вена). Между 1995–2006 годами он преподавал алгоритмическую музыку в студии перспективной музыки и медиа – технологий имени австрийского композитора, органиста Антона Брукнера в частном университете музыки, драмы и танца в Линце (Австрия). С 2007 года Эссл – профессор композиции по электро-акустической и экспериментальной музыке в Университете музыки и исполнительских искусств (Вена). Работа Карлхайнца Эссла с компьютерами с акцентом на алгоритмических композициях и воспроизводстве музыки оказала формирующее влияние на его композиционное мышление. Кроме написания инструментальной музыки, Эссл также работает в области электронной музыки, интерактивных композиций в реальном времени и звуковых инсталляций. С начала 1990-х годов он разработал различные программные среды для композиции в реальном времени, которые он использует в своих живых музыкальных выступлениях, а также в сотрудничестве с художниками из других областей – хореографами, танцовщиками, художниками и поэтами. В 1998 году Эссл приступил к разработке компьютерного электронного инструмента под названием M @ ZE 2, который он использует в качестве импровизатора в живых выступлениях. В статье, реализующей междисциплинарный метод исследования современных электронных музыкальных технологий, представлены также и результаты работы самого К. Эссла, который изучает и создает электронную и интерактивную музыку, сочиняя многочисленные композиции и звуковые инстилляции в режиме реального времени. Музыкальные работы композитора реализуются в результате столкновений между упорядоченными, абстрактными моделями и оригинальными тональными, выразительными структурами. Новизна определяется тем, что перевод статьи восполняет все еще существующий пробел в отечественной научной литературе об исследованиях по философии и эстетике музыки, посвященных проблеме исторического развития электроакустической музыки как, по выражению самого К. Эссла, формирующего, генерирующего и далеко идущего музыкального потенциала, а также содержит подробное описание исследовательской работы самого композитора с акцентом на алгоритмические композиции и генеративную музыку.
Культура и искусство, 2015-6
Липов А.Н. - Джон Милтон Кейдж. 4'33» - пьеса молчаливого присутствия. Тишина, или анархия молчания ? Часть 2.

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.16411

Аннотация: Предметом исследования является творчество известного американского композитора, музыкального теоретика, художника, пионера в области алеаторики (случайности) в электроакустической музыке Дж. М. Кейджа (5.09.1912 - 12.08.1992), автора знаменитого «подготовленного фортепиано» и не менее известной композиции «4'33» - пьесы музыкального молчания. Задуманное композитором в 1947-1948 гг., произведение и ставшее для Кейджа воплощением идеи о том, что любые звуки могут представлять и составлять музыку. Композитор развивал идею расширения пространства исполнения академических концертов за счёт использования природных звуков как элементов музыки, изменившей не только само понятие музыки, но и понятие музыкального материала. Музыкальные критики оценивали Дж. Кейджа как одного из самых влиятельных американских композиторов ХХ в. и как одну из ведущих фигур послевоенного авангарда. В работе используется философско - эстетический метод исследования многообразного творчества композитора, предоставляющий основание для оценки пьесы «4'33» по звуковому материалу одновременно и как образец музыки тишины и как пример музыки шумов и как алеаторическое произведение, поскольку её музыкальный контекст образует случайные элементы шумовой среды. Автор рассматривает экспериментальное творчество композитора в качестве одной из наиболее радикальных попыток в истории музыки преобразования музыкальной ткани, расширения границ искусства музыки и использование нового звучащего материала для её создания. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что статья восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе посвящённой музыкальному искусству и эстетике музыки в отношении многообразного творчества и личности композитора.
Культура и искусство, 2015-4
Липов А.Н. - Джон Милтон Кейдж. «4,33» - пьеса молчаливого присутствия. Тишина, или анархия молчания? Часть 1.

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.15062

Аннотация: Предметом исследования является творчество известного американского композитора, музыкального теоретика, художника, пионера в области алеаторики (случайности) в электроакустической музыке Дж. М. Кейджу (5.09.1912 - 12.08.1992), автора знаменитого «подготовленного фортепиано» и не менее известной композиции «4,33» - пьесе музыкального молчания. Задуманное композитором в 1947-1948 гг., произведение, ставшее для Кейджа воплощением идеи о том, что любые звуки могут представлять и составлять музыку. Композитор развивал идею расширения пространства исполнения академических концертов за счёт использования природных звуков как элементов музыки, изменившей не только само понятие музыки, но и понятие музыкального материала. Музыкальные критики оценивали Дж. Кейджа как одного из самых влиятельных американских композиторов ХХ в. и как одну из ведущих фигур послевоенного авангарда. В работе используется философско - эстетический метод исследования многообразного творчества композитора, предоставляющий основание для оценки пьесы «4'33'» по звуковому материалу одновременно и как образец музыки тишины и как пример музыки шумов и как алеаторическое произведение, поскольку её текст образует случайные элементы шумовой среды. Основным вкладом автора в исследование темы является то, что статья восполняет всё ещё существующий теоретический пробел в русскоязычной научной литературе по музыкальному искусству и эстетике музыки в отношении многообразного творчества и личности композитора, являясь, в то же время, первой наиболее полной теоретико - эстетической работой, посвящённой основному музыкальному произведению Дж. Кейджа – пьесе «4.33». Композиции, заполняющей важную нишу в истории музыки между обычным музыкальным производством и звуками природы. Музыкой у композитора стала и имитация природных звуков и человеческих голосов, где Кейдж блестяще приводит музыкальный процесс в полный круг, преодолевая культурную дистанцию, сложившуюся в классической музыке.
Психология и Психотехника, 2012-5
Липов А.Н. - «Holophonic sound». К бинауральным технологиям восприятия звука
Аннотация: Статья посвящена новой технологии в области психоакустики, записи, воспроизведения и восприятия холофонического звука. Необычные эффекты холофонической технологии позволяют не только расширить теорию и технологии аудиозаписей, воспроизведения и восприятия звука, но и предполагают теоретические и практические приложения во многих областях социальной жизни, от изменений в понимании механизмов психо - физиологии слуха, до возможных открытий в области психиатрии, психологии и психотерапии, средствах массовой информации, искусстве и др.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.