по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Денисов Андрей Владимирович
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Денисов А.В. - Гиперцитирование в музыкальном искусстве ХХ века: формы и функции c. 42-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28872

Аннотация: Предметом исследования является гиперцитирование - ситуация, когда композиторы обращаются к нему в избыточном количестве в рамках одного произведения. В этом случае число цитат может измеряться десятками, а само сочинение (или его отдельная часть /завершенный раздел) обычно не слишком продолжительно по длительности. Масштаб авторского материала при этом нередко минимален, или же вовсе равен нулю. Очевидно, что этот феномен ставит ряд довольно существенных вопросов, среди которых следует выделить: (1) конкретные формы организации заимствованного материала в произведении и его интерпретация; (2) предпосылки, обуславливающие обращение к гиперцитированию. Решение этих вопросов предполагает использование следующих методов анализа: интертекстуальный, композиционный, стилевой, структурный, семантический, герменевтический, эстетический. Очевидно, что использование цитат в столь значительных масштабах предельно обостряет проблему построения композиции в целом. Поэтому в сочинениях с гиперцитированием композиторы вынуждены искать приемы, позволяющие ее организовать за счет 1) выбора самого материала первоисточников цитат и логики их следования; 2) варьирования масштабов цитат. Причины, детерминирующие обращение к гиперцитированию, образуют две группы: специфический замысел данного опуса (его сюжет, например); общие предпосылки, заключенные в избранном жанре сочинения, характере мышления автора в целом, наконец — том или ином виде композиторской техники. В частности, гиперцитирование может выступать как одно из проявлений абсурдизма. В этом случае фрагменты первоисточников и порядок их следования выбираются случайным образом и могут быть заменены какими-то другими, а их свойства (жанровые истоки, интонационная специфика) оказываются нерелевантными («Европеры» Дж. Кейджа, «Ludwig van» М. Кагеля).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Денисов А.В. - Гиперцитирование в музыкальном искусстве ХХ века: формы и функции c. 42-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.40276

Аннотация: Предметом исследования является гиперцитирование - ситуация, когда композиторы обращаются к нему в избыточном количестве в рамках одного произведения. В этом случае число цитат может измеряться десятками, а само сочинение (или его отдельная часть /завершенный раздел) обычно не слишком продолжительно по длительности. Масштаб авторского материала при этом нередко минимален, или же вовсе равен нулю. Очевидно, что этот феномен ставит ряд довольно существенных вопросов, среди которых следует выделить: (1) конкретные формы организации заимствованного материала в произведении и его интерпретация; (2) предпосылки, обуславливающие обращение к гиперцитированию. Решение этих вопросов предполагает использование следующих методов анализа: интертекстуальный, композиционный, стилевой, структурный, семантический, герменевтический, эстетический. Очевидно, что использование цитат в столь значительных масштабах предельно обостряет проблему построения композиции в целом. Поэтому в сочинениях с гиперцитированием композиторы вынуждены искать приемы, позволяющие ее организовать за счет 1) выбора самого материала первоисточников цитат и логики их следования; 2) варьирования масштабов цитат. Причины, детерминирующие обращение к гиперцитированию, образуют две группы: специфический замысел данного опуса (его сюжет, например); общие предпосылки, заключенные в избранном жанре сочинения, характере мышления автора в целом, наконец — том или ином виде композиторской техники. В частности, гиперцитирование может выступать как одно из проявлений абсурдизма. В этом случае фрагменты первоисточников и порядок их следования выбираются случайным образом и могут быть заменены какими-то другими, а их свойства (жанровые истоки, интонационная специфика) оказываются нерелевантными («Европеры» Дж. Кейджа, «Ludwig van» М. Кагеля).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-2
Денисов А.В. - Партии травести в оперном искусстве XVII–XVIII вв. — парадоксы и курьезы c. 39-49

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26544

Аннотация: В статье показаны факторы, определяющие использование травести — связанные с историко-культурными нормами эпохи, а также детерминированные конкретными художественными задачами автора. Второй случай представляют ситуации репрезентации определенных возрастных особенностей героя/героини, пародийно-гротескные а также инфернальные образы. Отмечается связь последних двух ситуаций с эстетикой карнавала. Данная проблематика затрагивается в области музыкознания впервые. В качестве примеров приводятся оперы С. Ланди, Д. Винчи, Ф. Кавалли, Г. Генделя, В. Моцарта, Л. Росси, Ж. Рамо. Методология работы построена на комплексном рассмотрении изучаемого феномена. В качестве вывода отмечено, что Он представляет неотъемлемое качество музыкального театра рассматриваемой эпохи, существующего по своим законам, парадоксальным и мотивированным собственной художественной логикой одновременно. Статья предназначена широкому кругу читателей – от профессионалов, изучающих оперное искусство прошлого и современности до читателей, интересующихся общими проблемами театрального и оперного искусства.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-2
Денисов А.В. - Партии травести в оперном искусстве XVII–XVIII вв. — парадоксы и курьезы c. 39-49

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.40263

Аннотация: В статье показаны факторы, определяющие использование травести — связанные с историко-культурными нормами эпохи, а также детерминированные конкретными художественными задачами автора. Второй случай представляют ситуации репрезентации определенных возрастных особенностей героя/героини, пародийно-гротескные а также инфернальные образы. Отмечается связь последних двух ситуаций с эстетикой карнавала. Данная проблематика затрагивается в области музыкознания впервые. В качестве примеров приводятся оперы С. Ланди, Д. Винчи, Ф. Кавалли, Г. Генделя, В. Моцарта, Л. Росси, Ж. Рамо. Методология работы построена на комплексном рассмотрении изучаемого феномена. В качестве вывода отмечено, что Он представляет неотъемлемое качество музыкального театра рассматриваемой эпохи, существующего по своим законам, парадоксальным и мотивированным собственной художественной логикой одновременно. Статья предназначена широкому кругу читателей – от профессионалов, изучающих оперное искусство прошлого и современности до читателей, интересующихся общими проблемами театрального и оперного искусства.
Культура и искусство, 2017-1
Денисов А.В. - О механизмах стереотипов в структуре музыкального текста – теоретический и исторический аспекты проблемы

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.1.17886

Аннотация: Предмет исследования - стереотипные решения, возникающие в музыкальном тексте. Их конкретные проявления - мелодические и фактурные формулы, внешние отличительные признаки - высокая степень типизированности и низкая вариативность, повторяемость во множестве произведений, устойчивое положение в коллективной памяти. Цель работы – анализ общих механизмов, лежащих в основе формирования и восприятия стереотипов. Задачи – установление основополагающих принципов, обуславливающих их возникновение, выявление общей типологии ситуаций, связанных с их конкретными проявлениями, а также корреляции между ними и историческим контекстом их функционирования. В основе работы лежат традиционные методы теоретического и исторического музыкознания, а также феноменологический, морфологический и историко-типологический подходы. Установлено, что ситуации, связанные с проявлением стереотипов в музыкальном искусстве образуют следующие группы: в структурной плоскости (на уровне грамматики и лексики) и в семантической. Общий механизм восприятия стереотипности/нестереотипности решения основан на принципе следования/нарушения в произведении инерции модели восприятия, сложившейся в коллективной памяти. В работе также показана историческая изменчивость в интерпретации стереотипов в разные периоды, а также их связь с глубинными принципами, лежащими в основе организации музыкального текста.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Денисов А.В. - Поэтика абсурда в музыкальном искусстве ХХ века c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24970

Аннотация: Показано, что фундаментальное свойство абсурда заключается в тотальной дезинтеграции ожидаемых отношений. Она приводит к инверсии причинно-следственных связей, в общем плане — нарушению их логической упорядоченности, а также смещению в шкале релевантности событий, степени их предсказуемости. Идея преодоления инерции восприятия в тексте, построенном в системе этого мышления доводится до предельной точки — такой текст рождается в зоне структурно-смыслового распада, возникающего за счет рассогласования внутри- и/или внетекстовых отношений. Конкретные средства абсурдистской поэтики в музыке образуют три группы: средства, реальное воплощение которых противодействует той функции, которую они должны выполнять (например, гиперколлаж, виртуальная цитата); рассогласование разных компонентов текстовой структуры — за счет алеаторики внешней формы, хаотичном нарушении разделов композиции; использование в художественном контексте нехудожественного материала, или наоборот. В заключении рассмотрены причины, обуславливающие роли абсурдистского мышления в культуре последних десятилетий.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Денисов А.В. - Поэтика абсурда в музыкальном искусстве ХХ века c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.40234

Аннотация: Показано, что фундаментальное свойство абсурда заключается в тотальной дезинтеграции ожидаемых отношений. Она приводит к инверсии причинно-следственных связей, в общем плане — нарушению их логической упорядоченности, а также смещению в шкале релевантности событий, степени их предсказуемости. Идея преодоления инерции восприятия в тексте, построенном в системе этого мышления доводится до предельной точки — такой текст рождается в зоне структурно-смыслового распада, возникающего за счет рассогласования внутри- и/или внетекстовых отношений. Конкретные средства абсурдистской поэтики в музыке образуют три группы: средства, реальное воплощение которых противодействует той функции, которую они должны выполнять (например, гиперколлаж, виртуальная цитата); рассогласование разных компонентов текстовой структуры — за счет алеаторики внешней формы, хаотичном нарушении разделов композиции; использование в художественном контексте нехудожественного материала, или наоборот. В заключении рассмотрены причины, обуславливающие роли абсурдистского мышления в культуре последних десятилетий.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Денисов А.В. - In the Distorting Mirror of Musical Parody

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.11731

Аннотация: The work purpose – analysis of the organizing principles underlying the musical parody. The main question – to consider the general mechanisms of the parody, the concrete musical means leading to its formation, and also its general functions in musical art. The basic principle of the parody consists in the structural-semantic inversion of the initial text forming its image overturned in the semantic relation. Parody reconsideration of the original usually occurs at the expense of parallel action of the intra text and intertext relations: a certain mutual coordination of the parody text elements, and also "comparison" of this text with the parodied original. Thus the concrete embodiment of inversion can be connected, first, with a certain immanent organization of the musical text structure, secondly – with its extra musical semantic sphere (in musical and theatrical works, vocal music). On concrete examples the main receptions of the parody in music – deformation and agglutination - are considered. At last, functions of the musical parody in a historical and cultural context are separately shown. In particular, the principle of parody inversion is opposed to the idealization and mythologization phenomena accompanying each other in development of culture. Work can be interesting to culturologists, critics, and also everything who is interested in problems of a musical art theory and history.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Денисов А.В. - In the Distorting Mirror of Musical Parody

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.40149

Аннотация: The work purpose – analysis of the organizing principles underlying the musical parody. The main question – to consider the general mechanisms of the parody, the concrete musical means leading to its formation, and also its general functions in musical art. The basic principle of the parody consists in the structural-semantic inversion of the initial text forming its image overturned in the semantic relation. Parody reconsideration of the original usually occurs at the expense of parallel action of the intra text and intertext relations: a certain mutual coordination of the parody text elements, and also "comparison" of this text with the parodied original. Thus the concrete embodiment of inversion can be connected, first, with a certain immanent organization of the musical text structure, secondly – with its extra musical semantic sphere (in musical and theatrical works, vocal music). On concrete examples the main receptions of the parody in music – deformation and agglutination - are considered. At last, functions of the musical parody in a historical and cultural context are separately shown. In particular, the principle of parody inversion is opposed to the idealization and mythologization phenomena accompanying each other in development of culture. Work can be interesting to culturologists, critics, and also everything who is interested in problems of a musical art theory and history.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2014-1
Денисов А.В. - В «кривом зеркале» музыкальной пародии

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.40155

Аннотация: В музыкальном искусстве пародия использовалась и продолжает использоваться в разных ситуациях и контекстах. К ней обращаются композиторы, имеющие подчас весьма несхожие эстетические позиции и стилевые ориентиры. Вообще изучение пародии как особого художественного феномена связано преимущественно с литературными жанрами. Действительно, именно в этой сфере явление пародии обрело достаточно широкий спектр воплощений – неудивительно, что к ним обращались многие исследователи. В то же время, изучение пародии именно в музыкальном искусстве оказывается крайне актуальным. Об этом говорит уже сам масштаб явлений, связанных с пародией, более того – ее сущность, которая, как мы увидим далее, неизменно проявляет себя в разные исторические периоды. Итак, в разные исторические периоды функции пародии могли дополняться и видоизменяться. Именно пародия позволяла сформировать критический взгляд на сложившуюся систему ценностей, который иногда сопровождался почти полным отказом от нее. В то же время, становится ясной особая значимость пародии в развитии искусства, о которой говорят далеко не только музыка и литература . Пародия оказывается своеобразным двойником, неотступно следующим за самыми различными явлениями человеческой культуры – от архаического прошлого до современной действительности . Пародия раскрывает новый взгляд на мир, она же нередко взрывает традиционные схемы мышления, оказываясь катализатором дальнейших художественных поисков.
Культура и искусство, 2012-5
Денисов А.В. - О феномене пародии в музыкальном искусстве
Аннотация: Цель работы – анализ организующих принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Задачи – рассмотреть общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также показать общие функции пародии в музыкальном искусстве. Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутритекстовых и межтекстовых отношений: определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом. При этом конкретное воплощение инверсии может быть связано, во-первых, с определенной имманентной организацией интонационной структуры музыкального текста, во-вторых – с его внемузыкальной смысловой сферой (в музыкально-театральных произведениях, вокальной музыке). На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке – деформация и агглютинация. Наконец, отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, сам принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры. Работа может быть интересна культурологам, искусствоведам, а также всем, интересующимся проблемами эстетики творчества.
Человек и культура, 2012-1
Денисов А.В. - О феномене пародии в музыкальном искусстве c. 206-227
Аннотация: Цель работы – анализ организующих принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Задачи – рассмотреть общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также показать общие функции пародии в музыкальном искусстве.Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутритекстовых и межтекстовых отношений: определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом.При этом конкретное воплощение инверсии может быть связано, во-первых, с определенной имманентной организацией интонационной структуры музыкального текста, во-вторых – с его внемузыкальной смысловой сферой (в музыкально-театральных произведениях, вокальной музыке). На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке – деформация и агглютинация. Наконец, отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, сам принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры. Работа может быть интересна культурологам, искусствоведам, а также всем, интересующимся проблемами эстетики творчества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.