по
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Условия публикации
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Арон Ирина Станиславовна
Психолог, 2016-3
Арон И.С. - Специфика когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития c. 70-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19383

Аннотация: Предметом исследования является когнитивная готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Работа направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование необходимости дифференцированного подхода к развитию когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития. Определяется значимость и содержание когнитивной готовности в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению. Анализируются работы психологов, позволяющие выявить содержание когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Выявляются негативные особенности когнитивного развития подростков-сирот и подростков с девиантным поведением, приводящие к неадекватному представлению подростков об окружающем мире, взаимоотношениях людей, мире профессий, неадекватному представлению о своих возможностях, способностях, навыках, необходимых для успешной профессиональной деятельности, неосознанности профессионального выбора. Отмечается высокий когнитивный потенциал подростков с признаками одарённости, способствующий успешному профессиональному самоопределению Представлены результаты собственного эмпирического исследования, проведённого на базе образовательных учреждений Республики Марий Эл разного типа. Исследование носило сравнительный характер. Выборку составили три основных группы испытуемых (подростки, обучающиеся в специальных образовательных учреждениях) и группа сравнения (учащиеся общеобразовательной школы). Для выявления специфики когнитивной готовности подростков к профессиональному самоопределению применялись методы тестирования и анкетирования. Обработка результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики. Результаты эмпирического исследования подтверждают данные теоретического анализа об отличиях в сформированности когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и выявляют ранее не изученную качественную специфичность когнитивной готовности исследуемых групп подростков, прежде всего, по показателям синергичности, креативности, познавательным потребностям и самопониманию. На основании полученных результатов делается вывод о необходимости дифференцированного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения формирования когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и разработке специальных технологий психологического сопровождения профессионального самоопределения данных категорий подростков. Что повысит успешность их профессионального самоопределения и профессионального становления.
Психология и Психотехника, 2015-8
Арон И.С. - Развитие мотивационной готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16028

Аннотация: Предметом исследования является мотивационная готовность к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением. Работа направлена на изучение особенностей мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков и обоснование возможностей её развития в процессе психолого-педагогического воздействия. Обозначается содержание социальной ситуации развития подростков с девиантным поведением (объективных и субъективных составляющих), делается вывод о её дефицитарности и негативном влиянии на успешность профессионального самоопределения девиантных подростков. Обосновывается значимость мотивационной готовности для успешного профессионального выбора как компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению. Анализируются работы психологов по изучению мотивационной сферы девиантных подростков и особенностей их мотивационной готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются нарушения мотивационного развития девиантных подростков, проявляющегося в неустойчивости, неосознанности, конфликтности мотивов, преобладании мотивов избегания неудачи и принуждения, блокировке потребности в защищённости, свободе, принадлежности к референтной группе. Что приводит к неосознанности, разбросанности профессиональных интересов, недостаточной самостоятельности в определении профессиональной сферы, ограниченности мотивов выбора профессии. Представлены результаты собственного исследования мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков, проведённого в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением «Становление» Республики Марий Эл. Для реализации цели и задач исследования применялись следующие группы методов: логико-теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; методы психологической диагностики: тестирование и анкетирование; методы психолого-педагогического воздействия: тренинг, групповая дискуссия, ролевая и деловая игра, консультация; статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов. Результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности ценностных ориентаций воспитанников ОУ для детей с девиантным поведением по сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы при взаимодействии с окружающими людьми и определении своих личных планов, о преобладании внешней мотивации к профессиональной деятельности, основанной на материальном вознаграждении за труд или стремлении избежать наказания, критики, ориентации в деятельности на избегание неудачи. Рассмотрено содержание психолого-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к профессиональному самоопределению девиантных подростков. Содержатся результаты итоговой диагностики, свидетельствующие об эффективности авторской программы.
Психология и Психотехника, 2014-3
Арон И.С. - Профессиональное самоопределение в особой социальной ситуации развития

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.10425

Аннотация: Предметом исследование является формирование ключевых компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению (когнитивного, деятельностного, мотивационного, личностного) школьников, находящихся в особой социальной ситуации развития - подростков с девиантным поведением,подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков с признаками одарённости посредством психологической технологии, основанной на принципах методологических подходов, представленных в науках о человеке (системном, деятельностном, динамическом, человекоцентрическом). Представленная технология является ключевой составляющей разработанной автором статьи модели формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития. На основании анализа методологических подходов изучения человека в контексте проблемы профессионального самоопределения обосновывается вывод о том, что ведущие принципы данных подходов предельно сконцентрированы в понятии социальная ситуация развития, предложенным Л.С.Выготским. В связи с чем понятие социальная ситуация развития определяется автором статьи в качестве методологической основы разработки эффективной технологии формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению. Рассмотрено содержание психологической технологии, направленной на формирование выявленных автором ключевых компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению – когнитивного, деятельностного, мотивационного, личностного. Обосновывается эффективность применения технологии при формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников, находящихся в особых, обострённых социальных ситуациях развития. Исследования по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению, проведённые в образовательных учреждениях Республики Марий Эл, выявили статистически значимую позитивную динамику основных компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению изучаемых школьников.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.