по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сертакова Екатерина Анатольевна
Социодинамика, 2016-2
Сертакова Е.А., Авдонина Е.Ю. - Вынужденная миграция и ее отражение в кинематографическом искусстве c. 106-116

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17747

Аннотация: Предмет исследования - кинематографический образ процесса вынужденной миграции в современном глобальном мире. Рассматривается ряд произведений кинематографического искусства, посвященные теме мигрантов, миграции, конфликтов, противоречий, всей многообразной палитре миграционных социальных коммуникаций. Современный кинематограф берет на себя ряд важнейших социальных функций. Деятели кинематографического искусства моделируют образ мигранта как человека страдающего, несчастного, беспомощного, требующего заботы и внимания. Авторы кинофильмов стараются преодолеть предрассудки расизма, радикальных форм национализма. Они моделируют конфликт "свой" - "чужой" и показывают возможности его преодоления. Основной метод исследования - анализ произведений кинематографического искусства, интерпретация полученных результатов с точки зрения теории миграции. Новизна исследования заключается в использовании материалов художественных кинематографических произведения для конкретизации научной темы вынужденной миграции. Современный кинематограф осознает свое социальное значение и занимает активную позицию в формировании позитивного образа мигранта. Одной из важнейшей проблем миграции с точки зрения современного кинематографа является расовая и этническая нетерпимость.
Социодинамика, 2015-4
Гудкова Е.Е., Сертакова Е.А. - Значение архетипа «Ангел в смирительной рубашке» для понимания специфики современного русского социально-культурного пространства c. 64-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.15060

Аннотация: Предметом исследования являются структурные элементы русского социально-культурного пространства, проявленные в художественных произведениях, в том числе в литературных и кинематографических. Архетип «безумного праведника» или «ангела в смирительной рубашке», зародившийся уже давно, по-прежнему имеет важное значение в современной русской культуре. В статье представлены определенные трансформации данного культурного архетипа. Появление архетипа в современной культуре можно проследить не только на примере литературных произведений, но и в произведениях киноискусства, национального кинематографа. Основной методологический подход - анализ художественных произведений, где архетип "ангел в смирительной рубашке" представлен наиболее ясно. Применяются сравнительно-исторические методы, методы визуально-антропологического анализа. Можно сделать вывод, что значение архетипа «безумного праведника» в современной русской культуре определяет его как носителя «совести народа» и одновременно образа русской ментальности в его идеальном виде. Насколько можно судить по проявлениям данного архетипа в современном искусстве, он не искореняется, а лишь приобретает новые грани, но функция его теперь, возможно, имеет важную как никогда культурологическую миссию – сохранение ментального и нравственного кода русского народа.
Урбанистика, 2015-3
Сертакова Е.А., Замараева Ю.С., Ситникова А.А. - Социологическое исследование культурных потребностей жителей города Красноярска c. 16-42

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.3.16495

Аннотация: Предметом исследования являются культурные потребности жителей города Красноярска, столицы Красноярского края. В настоящее время количество населения города Красноярска превышает один миллион человек. Для анализа были выбраны жители Красноярска в возрасте от 16 лет до 60 лет. Данное исследование является составной частью другого, более обширного проекта, где жители Красноярского края разделены по возрастным статусам и местам проживания. Социологическое исследование проводилось на основе анкетирования, обработки анкет и интерпретации полученных результатов. Для исследования особенностей современной красноярской культуры досуга и прогнозирования ее развития на будущие десятилетия были просмотрены различного рода способы получения информации. Наиболее эффективным среди них оказался метод анкетирования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов. Так как данное исследование преследовало несколько целей, то анкета была ориентирована на рассмотрение сразу нескольких интересующих вопросов – от портрета современного жителя города Красноярска, до образа самого города в его глазах и представления его досуговых качеств. Научная новизна исследования заключается в новом способе анкетирования и обработки эмпирических результатов. Исследование не просто констатирует количественные результаты анкетирования. В итоге представлены эскизы некоторых проектов, которые могли бы качественно улучшить социально-культурную среду Красноярска, сделать досуг его жителей разнообразным и интересным.
Урбанистика, 2015-2
Сертакова Е.А., Герасимова А.А. - Образ города Красноярска в ксилографии и проблема региональной идентичности c. 89-99

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.2.16355

Аннотация: В настоящей статье уделяется внимание такой актуальной проблеме современности как утрате идентичности жителями России вообще и жителями Красноярского края в частности. Уникальность сибирского характера, местной природы, жизни в Сибирском регионе стала восприниматься совершенно иначе, чем в прошлом. Слишком активно стало проявлять себя инокультурное влияние западных стран, изменяя в обществе представления о традициях, нормах, ценностях. Как никогда раньше региональная культура Красноярского края стала нуждаться в эталонах, способных наглядно продемонстрировать сибирскую идентичность, пробудить самосознание людей в качестве сибиряков, вызвать чувство гордости за свою малую Родину. Такими эталонами могут выступать произведения искусства, несущие в своей чувственно-явленной форме глубокие идеи и смыслы. В качестве методологии использовались теоретические положения современной теории изобразительного искусства, а также разработки теории художественной критики. В качестве примера, доказывающего данную гипотезу, был взят такой вид изобразительного искусства как графика и его разновидность - ксилография. Из графических произведений искусства, участвующих в процессах формирования сибирской идентичности были выбраны работы мастеров Сибирской школы ксилографии Германа Паштова. Цель их анализа – выявление ментальных характеристик Сибири, Красноярска, сибиряков, которые могут быть считаны зрителями из произведений. В результате их рассмотрения было выявлено, что в работах красноярских мастеров Сибирской школы ксилографии образы Сибири в различных ее проявлениях (город, природа, люди, отношения и т.д.) действительно демонстрируются идеи, способствующие формированию сибирской идентичности.
Урбанистика, 2014-2
Сертакова Е.А. - Визуализация образа города и облика горожан в часовне Параскевы Пятницы в Красноярске c. 50-64

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.13271

Аннотация: Предмет исследования - городское пространство современного Красноярска, процессы визуализации Красноярска и красноярцев в памятнике архитектуры часовне Параскевы Пятницы. Часовня Параскевы Пятницы является символом города Красноярска, в ее образе концентрируются различные символические комплексы, связанные с уникальностью Красноярска и региональной (городской) идентичностью горожан-красноярцев. В статье рассматриваются знаки, образы, символы, которые сохраняют и транслируют эту уникальную городскую идентичность. Образ часовни Параскевы Пятницы имеет своеобразную смысловую и символическую динамику. Возможно выделить основное содержание этого образа по отношению к досоветской, советской и пост-советской эпохе города Красноярска. Основной метод исследования - семиотико-символический и философско-искусствоведческий анализ часовни Параскевы Пятницы как яркого репрезентанта городского пространства Красноярска. Научная новизна заключается в моделировании процессов городской идентичности красноярцев на основе семиотико-символического и философско-искусствоведческого анализа памятника-репрезентанта. Впервые памятник архитектуры часовня Параскевы Пятницы анализируется в контексте проблем современной региональной и городской идентичности. Новым является указание на историческую динамику в интерпретации образа часовни Параскевы Пятницы, а также аналитика этого образа с точки зрения процессов самоидентификации горожан Красноярска.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.