ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Середкина Наталья Николаевна
Середкина Н.Н. - Теоретическая модель позитивной этнической идентичности и механизмы ее формирования |
|
c. 37-46
|
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.2.17690
Аннотация: Предметом исследования выступают возможности современных социальных теорий для конструирования позитивной этнической идентичности. В настоящее время идет активная дискуссия по вопросу формирования российской нации. Это формирование может идти на этнической или гражданской основе. Целый ряд актуальных процессов говорит о том, что достаточно динамично идут процессы формирования этнических культурных идентичности в регионах Российской Федерации. Для многонационального государства представляется важным, чтобы данные процессы протекали по позитивному культурному сценарию. Основной метод исследований -критический анализ научных исследований, связанных с теоретическими моделями и позитивным конструированием этнической идентичности. Теоретическая модель позитивной этнической идентичности сводится к определенной системе типов этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность рассматривается в этой системе как норма, условие гармоничного межэтнического взаимодействия, отклонение от которой порождает разные типы идентичности. Позитивную этническую идентичность возможно воссоздать в виде ментального конструкта с помощью определенной суммы действий отдельных субъектов социального организма.
Середкина Н.Н. - Этническая картина мира в контексте современных социальных исследований |
|
c. 26-59
|
DOI: 10.7256/2306-0158.2014.10.1344
Аннотация: Предмет исследования - совокупность значение и смыслов понятия "этническая картина мира". Это понятие активно формируется в современном российском социальном познании, прежде всего, в социальных этнических исследованиях. Наиболее актуально применение понятия "этническая картина мира" в исследованиях процессов этнической идентификации и самоидентификации. Этническая картина мира - это социальный и ментальный конструкт, характерный для конкретной этнокультурной группы. Как правило, современные этнические картины мира являются базой для формирования позитивной этнической идентичности и самоидентичности. Основной метод - концептуально-понятийный анализ. Для дефиниции этнической картины мира использовались результаты аналитического и критического обзора научных источников. Дополнительно привлекались экспертные и информационные сообщения, которые расширяли академическое понимание этнической картины мира. Этническая картина мира - новое и актуальное научное понятие. В логике социального конструктивизма позитивной этнической идентичности этническая картина мира предстает не только как объективно сложившийся конструкт, но и как инструмент для создания общенациональной российской идентичности. Этнические картины мира акцентируют специфику миропонимания конкретной этнической группы, выступают инструментом маркирования, отделения одной этнической группы от другой.
|