по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Королев Алексей Александрович
Genesis: исторические исследования, 2014-2
Королев А.А., Молькин А.Н., Вазерова А.Г. - Деятельность советских евангельских христиан-баптистов во второй половине 1940-1960-е гг. (по материалам Пензенского региона) c. 106-119

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10321

Аннотация: Предмет исследования - функционирование религиозных организаций евангельских христиан-баптистов и взаимодействие государства и партии и объединений ЕХБ во второй половине 1940 – 1960 гг. в Пензенском регионе. Территориальные рамки исследования определяются Пензенской областью, типичным региональным образованием Центральной России. Основные тенденции в деятельности конфессиональных объединений, в целом, евангельских христиан-баптистов, в частности, складывания и развития отношений государства и религиозных формирований в масштабах всей страны достаточно четко прослеживаются на примере Пензенского региона, имея при этом свою специфику. Кроме того, данные территориальные рамки соответствуют границам современной Пензенской области. В качестве теоретико-методологической основы исследования были выбраны принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. По мере возможности были применены принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактического материала, поскольку особенностью религиозной практики евангельских христиан-баптистов была достаточно сильная нравственно-этическая компонента его участников. Новизна заключается в том, что впервые исследована деятельность религиозных объединений евангельских христиан-баптистов в Пензенской области в 1945-1960-х гг. по различным направлениям - привлечения новых верующих, увеличения совершения культовых обрядов, улучшения кадрового состава пресвитеров, расширения материально-технической базы общин, активизация административно-хозяйственной практики и т.д.; изучен механизм взаимоотношений властных структур и групп евангельских христиан-баптистов в социоисторическом ракурсе. Выводы: - деятельность религиозных групп евангельских христиан-баптистов Пензенского края отражала характерные закономерности, присущие конфессиональной практике СССР в 1945-1960 гг.: укрепление социальных и материальных позиций в послевоенный период, ухудшение положения евангельских христиан-баптистов в конце 1950-х гг. и т.д.; - региональные религиозные общины евангельских христиан-баптистов во всей мере почувствовали на себе прессинг государственно-церковной политики в исследуемый период – жесткая регламентация деятельности религиозных объединений, широкомасштабная научно-атеистическая работа, контроль за соблюдением исполнения законодательства о культах, ограничение финансовой деятельности религиозных групп и т.п.
Genesis: исторические исследования, 2014-1
Королев А.А., Королева Л.А., Гарькин И.Н. - Мусульманское духовенство Среднего Поволжья. 1940-1980 гг. c. 62-77

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.1.10346

Аннотация: Предмет исследования - состав мусульманского духовенства (возрастной критерий, уровень образования и т.д.), деятельность служителей исламского культа (организационное устройство, религиозная практика, элементы модернизации культа и т.д.), основные направления советской государственно-религиозной политики в отношении ислама в 1940-1980-х гг. на региональном уровне - в Среднем Поволжье. Многонациональное и поликонфессиональное Среднее Поволжье являлось типичным региональным образованием России. Основные тенденции в деятельности конфессиональных объединений, в целом, мусульманских, в частности, складывания и развития отношений государства и религиозных формирований в масштабах всей страны достаточно четко прослеживались на примере многонационального Среднего Поволжья, имея при этом свою специфику. В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объ-ективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот введен особый массив архивных источников, ранее не востребованный в силу разнообразных причин; выявлены основные направления и формы деятельности мусульманского духовенства в СССР в 1940-1980-х гг. на примере Среднего Поволжья. Выводы. Мусульманское духовенство Среднего Поволжья характеризовалось высоким возрастным цензом и низким уровнем образования, как общего, так и духовного. В некоторых селах в связи с малочисленностью священнослужителей ислама их обязанности выполняли посторонние лица или старики-бабаи. Мулла, особенно в сельской местности, пользовался непререкаемым авторитетом, что выражалось и в материальной форме. Мусульманское духовенство развивало активную деятельность, применяя самые разнообразные методы работы среди населения. Важнейшим элементом религиозной практики исламского культа являлась проповедь. Мусульманское духовенство Средне-волжского региона ориентировалось на максимальное приспособление идеологии ислама и деятельности религиозности объединений к условиям социалистического общества, модернизацию религиозных догматов Корана, сближение социально-нравственных принципов ислама и коммунизма, религии и культуры. Муллы, будучи в основной своей массе толерантными в отношении советской власти, все же иногда вступали в открытое противостояние, как по принципиальным вопросам веры (главным образом, в Татарской АССР и Куйбышевской области), так иногда и из корыстных побуждений.
Genesis: исторические исследования, 2013-6
Королев А.А., Королева Л.А., Молькин А.Н. - Движение пятидесятников в СССР. 1950-1980 гг. c. 125-131

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.6.9378

Аннотация: В статье анализируется положение пятидесятничества в СССР в 1950-1980-х гг. В 1944-1945 гг. пятидесятники были объединены с баптистами, но часть пятидесятнических общин отказалась подчиниться данному «проекту». География распространения пятидесятников в СССР охватывала Украину, Россию, Белоруссию, Казахстан, Молдавию, Киргизию, Грузию. Некоторые пятидесятники следовали доктрине «непротивления злу» и отказывались брать в руки оружие, за что подвергались гонениям в СССР. Со второй половины 1960-х гг. основным содержанием оппозиционной деятельности пятидесятников становится борьба за эмиграцию. До 1974 г. советское руководство даже не рассматривало прошения пятидесятников об эмиграции, поскольку отсутствовали вызовы и визы. Пятидесятники использовали в своей борьбе как основное средство, - обращения к международным организациям, к конкретным официальным лицам; кроме того - голодовки, пресс-конференции, самовольные проникновения в иностранные посольства, попытки нелегальной эмиграции и т.д. Однако следует отметить, что в отличие от баптистов, деятельность пятидесятников не встречала широкого резонанса на Западе. Реальную помощь пятидесятникам пытались оказывать московские правозащитники. В 1979 г. в СССР был создан «Совет церквей пятидесятников». В 1980 г. была образована правозащитная группа евангельских христиан-пятидесятников РСФСР. С конца 1980-х гг. в государственно-конфессиональных отношениях происходит перелом. В настоящее время на территории России действуют Российская церковь ХВЕ; Объединенная церковь ХВЕ; Российский объединенный союз ХВЕ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.