по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Скороходова Татьяна Григорьевна
Философская мысль, 2023-9
Скороходова Т.Г. - Этическая мысль Бенгальского Возрождения: неоиндуистские концепции (1880–1910) c. 19-37

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.9.41051

Аннотация: Развитие этической мысли неоиндуистскими философами в Бенгалии XIX – начала XX вв. описано в статье на основе герменевтического прочтения текстов Бонкимчондро Чоттопаддхая, Свами Вивекананды и Ауробиндо Гхоша. С одной стороны, неоиндуистские мыслители продолжают линию критики Раммохана Рая в отношении морального состояния, сознания и поведения в индийском обществе. С другой стороны, они создают собственные этические концепции, где сообразно своему пониманию индуизма представляют индуистскую нормативную этику. Исследование впервые демонстрирует становление индийской этики Нового времени в концепциях бенгальских неоиндуистских мыслителей, которые являются действительными основателями этики как философской дисциплины в Индии. Вырастая из местной традиции экзегезы священных текстов, неоиндуистские концепции этики являются новыми адогматическими интерпретациями местной религиозной этики в широком контексте Нового времени. Мыслители Бенгальского Возрождения совершили интеллектуальный прорыв в области этики. Результаты их интеллектуальной работы были следующими: 1) выведение в дхарме на первый план морали, чтобы обозначить этическую проблематику как значимую в мысли и практике; 2) определение универсальности морального сознания индуизма как его сути; 3) нормативная этика и её императивы и правила были представлены как установленные и закреплённые в древнеиндийских священных текстах; 4) в образах мудрецов и эпических героев, а также в их поучениях, найден этический идеал; 5) этические нормы и идеалы практически ориентированы на критику общественной морали и на будущее развитие.
Философская мысль, 2023-8
Скороходова Т.Г. - Этическая мысль Бенгальского Возрождения: открытие морали в индийской традиции (1815–1870) c. 52-68

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.8.40991

Аннотация: В статье описано происхождение этической мысли Индии Нового времени. Автор прослеживает генезис этики в качестве формирующегося в трудах ключевых личностей эпохи Бенгальского Возрождения XIX – начала XX вв. Сопоставление с традиционной мыслью Индии позволяет представить интеллектуальный процесс в сознании новых элит Бенгалии как «открытие морали». На основе герменевтического анализа текстов по вопросам этики от Раммохана Рая и мыслителей основанного им общества Брахмо Самадж до Кришномохана Банерджи автор реконструирует становление индийской этической мысли в контексте их стремления к моральному возрождению традиционного общества. В исследовании впервые описаны генезис и становление размышлений индийских интеллектуалов о морали в её связи с состоянием социального упадка в колониальной Индии. Опыт мыслителей Бенгалии 1815–1870-х гг. показывает решение сверхзадачи нахождения этики в древних священных текстах и последующего выстраивания религиозно обоснованной этики. Сверхзадача решена методом интерпретации, позволяющим увидеть высокие моральные требования в возвышенной вере в единого Бога изначальной религии, противопоставленной политеистическому индуизму. Результат применения этого метода воплощён в творческом и высоком представлении о морали индуизма, основанной на идее этического Бога-Творца. Бенгальские мыслители твёрдо убеждены в том, что вытесненная на периферию сознания индуистов мораль как кодекс нормативной этики должна возродиться и превратиться в ведущие императивы сознания народа.
Философия и культура, 2022-7
Скороходова Т.Г. - Мечта о лучшей судьбе родины: идея будущей Индии в стихотворении Рабиндраната Тагора «Там, где разум бесстрашен…» c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38372

Аннотация: Среди ключевых идей Бенгальского Возрождения XIX–начала XX в. есть идея будущей Индии, рассматриваемая с позиций её блага. В статье анализируется творческое воплощение этой идеи в стихотворении Рабиндраната Тагора «Там, где разум бесстрашен…» (1901). На основе герменевтического подхода автор прослеживает происхождение идеи, её эволюцию в творческой мысли национально-культурного ренессанса в Индии Нового времени и воплощение её содержания в мысли Р. Тагора. Применение принципа историзма позволило показать появление идеи «страны мечты» в поэзии Майкла Модхушудона Дотто, её «антитезиса» в философии Свами Вивекананды и превращение в образ будущей свободной Индии в стихотворении Р. Тагора.    Впервые «Там, где разум бесстрашен…» философски рассматривается в широком контексте истории мысли и культуры Индии от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора. Стихотворение являет собой приложение социального идеала свободного общества к будущей перспективе Индии; его практическое воплощение возможно, однако зависит от позитивной деятельности народа Индии. В поэме представлен комплекс ключевых идей эпохи: обновление духовной жизни, преодоление мёртвых правил, рациональное мышление во всех областях жизни, освобождение человека от традиционных форм зависимости, обретение достоинства и открытие новых путей развития. Более того, Тагор выражает всеобщую человеческую проблематику свободы и обстоятельств её воплощения в жизни народа.
Культура и искусство, 2017-3
Скороходова Т.Г. - Феномен проблематичного мыслителя в Бенгальском Ренессансе c. 81-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.17365

Аннотация: На материале Бенгальского Возрождения XIX – начала XX вв. в статье описан феномен проблематичного мыслителя – интеллектуала, который выступает субъектом диалога индийской культуры с Западом, творцом мысли и культуры Нового времени. Проблематичные мыслители Бенгалии от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора составляют ядро творческого меньшинства, создающего новые синтезные формы в философии, духовной и социальной жизни, политики и культуры благодаря способности к инакомыслию и открытости пониманию смыслов и образов Другого. Методологию исследования составили положения экзистенциальной философии М. Бубера, в которой «проблематичный мыслитель» феноменологически представлен как личность, пережившая экзистенциальное одиночество и осознавшая свободу в соотнесении с Другим. Впервые в отечественной индологии описан процесс отчуждения интеллектуала Бенгалии от традиционного общества и переход его экзистенциального одиночества в состояние реализации свободы в спонтанной деятельности и творчестве. В процессе индивидуализации формируется особый тип личности, создающей условия понимания и диалога с другой культурой и новую религиозно-гуманистическую этику.
Культура и искусство, 2015-4
Скороходова Т.Г. - Диалогическая герменевтика как метод понимания Другого в философии Бенгальского Возрождения

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.14912

Аннотация: В статье представлена реконструкция метода диалогической герменевтики, который мыслители Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в. использовали в процессе понимания Другого. Метод описан как феномен сознания и общий путь понимания Другого, в качестве которого выступает западная культура и её представители. Общность пути понимания обусловлена как обстоятельствами городского колониального общества Индии, где развиваются новое образование и наука, так и общим желанием бенгальских интеллектуалов возрождать и развивать Индию. Допуская наличие некоторого общего для всех бенгальских интеллектуалов метода понимания, автор реконструирует его на основе феноменологического подхода и анализа текстов ключевых личностей эпохи. На основе этой методологии показана структура и особенности понимания Другого, а также действие метода диалогической герменевтики. Метод описан как траектория движения мысли, которая исходит из стремления найти универсальные основания за различиями культур и точки соприкосновения и сходства традиций, а затем от выявления глубинного сходства двигающееся к пониманию различий, обусловленных многообразием жизни. Этот метод открыл пути самопознания для индийской культуры и создал то «понимание как событие» (М. Бубер), благодаря которому Индия открылась взаимодействию с современным миром.
Исторический журнал: научные исследования, 2015-4
Скороходова Т.Г. - Истоки неоиндуистской мысли: образ индуизма в трудах Бонкимчондро Чоттопаддхая

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.4.17017

Аннотация: Процесс становления неоиндуистской мысли в Бенгалии конца XIX в. исследуется на материале религиозно-философских трудов писателя, публициста и общественного деятеля Бонкимчондро Чоттопаддхая. Интерпретация индуизма в его трудах 1880–1892 гг. представляет собой создание позитивного образа родной религии, ориентированного на оправдание ее перед лицом критики со стороны реформаторов и христианских миссионеров. Создавая образ индуизма, Бонкимчондро исходит из принятия его как многогранной целостности (метафора древа), связанной фундаментальными принципами. Для описания образа индуизма в трудах Бонкимчондро использован метод реконструкции, основанный на герменевтическом анализе текстов соответствующего периода, а также на учете социокультурного контекста эпохи. Впервые в отечественной индологии автор описывает целостный образ индуизма как результат размышлений одного из первых основателей неоиндуизма как течения в общественной мысли. Версия индуизма у Бонкимчондро – мировоззренческое обоснование этой религии как всеобъемлющей духовной традиции, укорененной в глубокой древности. Возникнув как естественная религия, индуизм эволюционировал от первозданных форм ведийской религии к просвещенной и благой религии, основанной на интерпретации дхармы в «Бхагавадгите».
Педагогика и просвещение, 2015-4
Скороходова Т.Г. - Дети и диалог: философия и практика школьного образования Рабиндраната Тагора

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17337

Аннотация: Педагогический эксперимент индийского поэта и общественного деятеля Рабиндраната Тагора в школе Шантиникетона описан как успешная попытка воплощения на практике основных положений его философии школьного образования, выработанной поэтому на основе критики наличной школы колониальной Индии и идеи понимания ребёнка. Ключевыми положениями философии образования Р. Тагора стали признание свободы детей, обучение в диалоге двух равноправных субъектов – учителя и ученика и нацеленность образования на развитие творческой личности, активно действующей в обществе. Философия школьного образования реконструирована на основе феноменологического подхода и герменевтического анализа выступлений Р. Тагора, рассказывавшего о своём педагогическом опыте. В статье выявлены основные аспекты педагогического опыта школы Шантиникетона: философский, заключённый в гуманистическом содержании модели образования, теоретический, выраженный в обосновании диалогической модели субъект-субъектного обучения и воспитания, и практический, сочетающий в образовании национальные традиции с универсальным содержанием сообразно потребностям развития общества.
Культура и искусство, 2015-2
Скороходова Т.Г. - Духовные искания индийской интеллигенции и универсализация индуизма

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.2.14314

Аннотация: Процесс универсализации индуизма описан в статье как новая интерпретация индуистской традиции интеллектуалами Индийского Возрождения XIX– начала XX вв. Автор рассматривает трактовки индуизма, предложенные Раммоханом Раем и основанным им обществом Брахмо Самадж, в Прартхана Самадже, Свами Дайянандой и его Арья Самаджем, а также неоиндуистскими мыслителями Бонкимчондро Чоттопаддхаем, Свами Вивеканандой и Балом Гангадхаром Тилаком, как различные варианты ответа на ключевой вопрос духовно-интеллектуального поиска – о реальном содержании индуизма. На основе феноменологического подхода данный процесс представлен как диалог индуизма и других религий (прежде всего христианства и ислама) и создание особого образа индуизма в сознании индийского интеллектуала. Варианты интерпретаций лежат в основе религиозных движений – реформистских и неоиндуистских. Автор показывает, что в Бенгалии, Махараштре и Панджабе интеллектуальная универсализация индуизма позволила обосновать мировой статус этой религии. Универсализация представлена в двух вариантах. Первый – негативная универсализация от острой критики религиозных форм к обоснованию высокого монотеизма и гуманистической этики. Второй – позитивная универсализация, основанная на принятии всех форм богослужения как различных путей к Божественному Абсолюту. Индуизм был символически описан интеллектуалами как универсальная мировая религия, хранящая высочайшие истины для всего человечества.
Исторический журнал: научные исследования, 2014-3
Скороходова Т.Г. - Феномен Рамакришны Парамахамсы и формирование неоиндуизма в Бенгалии

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.3.13208

Аннотация: Бенгальский проповедник Рамакришна Парамахамса (1836–1886) рассматривается в статье как феномен религиозно одарённой личности, которая от веры и уникального мистического опыта пришла к обоснованию особой неортодоксальной и соотнесённой с современностью интерпретации индуизма. Феномен Рамакришны рассмотрен в контексте трансформации традиционного общества в колониальной Индии в периферии – в Бенгалии, где веками существовала неортодоксальная интерпретация дхармы и вместе с тем сложилось пространство диалога Запада и Индии в Калькутте. Исследование основано на методе герменевтического анализа речений и бесед Рамакришны в общекультурном контексте интеллектуальных исканий эпохи Бенгальского Ренессанса. В статье показано, что созданный Рамакришной образ индуизма как религии, ведущей всех адептов разными путями к единому Богу, согласовывает ортодоксальные и неортодоксальные, брахманистские и «народные» пласты веры и становится основой развития неоиндуизма как течения мысли и религиозной практики в конце XIX – первой половине XX вв.
Исторический журнал: научные исследования, 2013-5
Скороходова Т.Г. - Рождение идеи индийской истории (к пониманию «Краткого очерка древних и современных границ и истории Индии» Раммохана Рая)

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.5.9064

Аннотация: Читателям журнала представлен русский перевод «Краткого очерка древних и современных границ и истории Индии» Раммохана Рая. Этот очерк автор статьи-предисловия к переводу интерпретирует как текст-символ первоначального развития исторического сознания в Индии Нового времени и рождение идеи индийской истории. Написанный «Отцом современной Индии», философом, реформатором, родоначальником эпохи Бенгальского Ренессанса (XIX – начало XX вв) Раммоханом Раем, «Краткий очерк» показывает, что его автор мыслит о всей Индии и её истории, об общеиндийских проблемах. Поэтому этот текст является частью феномена «Открытия Индии» (Дж. Неру), создающего образ родной страны для индийцев и всего мира и интеграции этого образа в современный мир. Раммохан Рай открыл Индию как социокультурное пространство с древним духовным и культурным обликом, как субконтинент, объединивший различные «страны» и «районы», и как большое общество, имеющее свою историю. The Russian translation of “Brief Sketch of the Ancient and Modern Boundaries and History of India” by Rammohun Roy is presented to the Journal’s readers. This sketch is interpreted by author of the article as text-symbol of first point of development of historical consciousness in Modern India and birthday of an Indian History’s idea. Written by “Father of Modern India”, philosopher and reformer, inaugurator of the Bengal Renaissance (XIX – early XX century) Rammohun Roy, “Brief Sketch” shows, that its author was thinking about all India and her history and all-India problems. That’s why, this text is part of “Discovery of India” (J. Nehru) phenomenon, creating of native country image for Indians and Others and integration of this image in Modern World. Rammohun Roy had discovered India as sociocultural space, with ancient spiritual and cultural image, as subcontinent, have united different ‘countries’ and ‘districts’, as large society, having the history.
Исторический журнал: научные исследования, 2013-4
Скороходова Т.Г. - Востоковедное знание в системе гуманитарного образования в России: размышления преподавателя вуза

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.4.9081

Аннотация: В статье представлены размышления преподавателя вуза о проблемах интеграции достижений востоковедения в современную систему гуманитарного образования в России. Одну из проблем преподавания специальных гуманитарных дисциплин автор статьи видит в отставании содержания курсов от новейших наработок отечественного востоковедения, которые остаются достоянием учёных-востоковедов. Автор приводит примеры из собственной педагогический практики преподавания социологических дисциплин и показывает необходимость интеграции востоковедной проблематики в гуманитарные курсы как общего, так и специального цикла. Помимо углубления знаний о социокультурной реальности и понимания собственной страны, востоковедное знание способствует достижению общепросветительских целей – преодолению негативных стереотипов в отношении других народов, стран и культур, расширению горизонтов мышления, привитию навыков понимания Другого, а также пониманию универсального и особенного в развитии России. Oriental Studies’ Knowledge in the System of Humanitarian Education in Russia: Reflections by University Teacher The article presents the reflections by university teacher about the problems of Oriental achievements’ integration in the Modern humanitarian education in Russia. Author sees the problem of teaching special humanities in a lag of course content from the latest developments of Russian Oriental Studies, which remain the property of scholars and orientalists. He describes examples from their own pedagogical practice of teaching sociological disciplines and shows the need for the integration of Oriental problems in the humanities courses, both general and special cycle. In addition to deepening knowledge about the socio-cultural reality and understanding of their own country, oriental knowledge contributes to the overall enlightenment purposes, viz to overcome the negative stereotypes about other people, cultures and countries, to expand the horizons of thinking, to understand of the Other, as well as to understand of the universal and the particular in the development of Russia.
Культура и искусство, 2012-12
Скороходова Т.Г. - Новая «стыковая» культура XIX – начала XX вв. в восточной субэкумене: происхождение и содержание (на примере Бенгальского Возрождения) New «butt-joint» culture XIX – early XX century in Eastern sub-ecumena: origin and contents (on the example of the Beng
Аннотация: Аннотация. Автор предлагает теоретическую модель генезиса и динамики новых «стыковых» (Г. С. Померанц) культур в восточных регионах на основе понимания Другого как общей почвы этого процесса. Цивилизационно-культурное пограничье в модели описано как императивное присутствие Другой (Западной) культуры и её представителей в пространстве традиционной восточной субэкумены. Отношение к Другой культуре и с той, и с другой стороны определяет процесс и результаты взаимодействия. Новая «стыковая» культура является сложным «симфоническим» синтезом ведущих диалог цивилизаций. Эвристические возможности этой модели показаны на примере Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в., который является первым региональным вариантом национально-культурного ренессанса в Индии. Annotation. The author proposes a theoretical model of origin and dynamics of new “butt-joint” culture (term by G. S. Pomerants) cultures in Eastern regions, based on an understanding of Other as general ground of that process. Civilizational-cultural “borderland” in model is described as imperative presence of Other (Western) culture and its representatives in the space of traditional East Sub-ecumena. The attitude towards Other from both sides directs process and results of interaction. New “butt-joint” culture is complex “symphonic” synthesis of civilizations, which are in dialogue. Heuristic possibilities of this model are depicted on the material of the Bengal Renaissance XIX – early XX century, which is first regional variant of national-cultural renaissance in India.
Культура и искусство, 2012-5
Скороходова Т.Г. - Философское освоение библейского наследия: индо-российские параллели XIX–XX столетия
Аннотация: Автор предпринимает попытку компаративного сопоставления философского осмысления Библии в индийской и российской мысли XIX – XX вв. Общим подходом к текстам Библии, объединяющим философа и реформатора Раммохана Рая, священника, богослова и общественного деятеля Кришномохана Банерджи, философа Вл. С. Соловьёва и священника и богослова А. В. Меня стало феноменологическое, личное собеседование с Библией, дистанцированное от современных и традиционных толкований текстов. Обращение к Духу библейского наследия позволяет этим мыслителям обосновать синтез национального и универсального, восточного и западного в духовном и социальном развитии народов и культур, а также открытость общечеловеческих ценностей, выраженных в библейском наследии, для восприятия каждого народа.
Исторический журнал: научные исследования, 2012-3
Скороходова Т.Г. - Реализм versus утопизм: Социально-философские размышления Рабиндраната Тагора и Семёна Франка
Аннотация: В статье представлено компаративное сопоставление социально-философских размышлений о проблемах развития незападных обществ индийского писателя и философа Рабиндраната Тагора и русского философа Семёна Людвиговича Франка. Общий вектор, объединяющий размышления обоих мыслителей о путях развития, обозначен автором как развитие в свободе. Ценности сострадания к людям и ответственности за социальные проблемы в реалистическом социально-философском дискурсе Тагора и Франка оказываются непреложным императивом работы над совершенствованием социальной жизни. У индийского и российского мыслителей в первоначальном виде сформулированы современные идеи человеческого и социального развития на основании прав и свободы человека, согласования интересов в общественной и экономической сфере и солидарности в принятии общих социокультурных ценностей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.