по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пирожков Геннадий Петрович
Современное образование, 2014-2
Красников В.В., Пирожков Г.П. - Проект Тамбовского центра краеведения: программа-компендиум «История и культура Тамбовского края» c. 71-126

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.10873

Аннотация: Статья раскрывает цель, задачи и содержание разработанной преподавателями вузов Тамбова, членами уникального общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (ТЦК) (активно действует с 1995 г.), образовательной программы-компендиума «История и культура Тамбовского края». Уже в процессе ее разработки многие сюжеты были апробированы не только на международных и всероссийских научно-практических конференциях, но и в аудиториях учебных заведений. Авторы программы доказывают важность изучения родного края, краеведческого образования, связывающего интеллектуальные и духовные ресурсы человека и общества со средой обитания, для повышения культурологической компетенции будущего специалиста. Они рассматривают программу как перспективную форму интеграции образования в культурную среду. Цель программы-компендиума – ознакомление будущих специалистов с основными этапами процесса складывания многослойного мира культуры (культурного пространства) региона (в границах Тамбовского края), с его конкретно-исторической динамикой и спецификой её проявления на каждом этапе истории. Для реализации этой цели предлагается междисциплинарная (историко-социологическая на стыке с культурологической) версия построения программы. В ней соединяются историко-краеведческий и культурологический ракурсы рассмотрения региональной культуры с учётом общих линий конкретно-исторической динамики и тенденций формирования российской культуры, вызревания и трансформаций её духовных идеалов, роли региона в процессе складывания национального культурного наследия. При построении компендиума приоритет отдан культурологическим и историко-краеведческим подходам, использованы методы сравнительно-исторический, описательный, реконструкции и другие приёмы исследования и изложения материала, что позволяет выявлять общее и особенное в развитии страны и её регионов, отдельных частей Тамбовского края, причины их сходств и различий, помогает расшифровке динамики «смыслов» регионального мира культуры, его исторических и современных наслоений. Междисциплинарная версия построения программы учитывает ряд положений активно разрабатываемого современной китайской философией (Чжан Ливэнь и др.) «метода гармонии» (хэхэфанфа). Он рассматривается как метод взаимодополнения, когда «все вещи развиваются, не нанося вреда друг другу, и соотносятся друг с другом без взаимного отторжения». Узловые звенья и отобранный материал подчинены как идее выявления внутренних механизмов развития культуры в рамках отдельного территориального пространства, так и использования историко-краеведческого материала в культурологической подготовке студентов. При этом культурный процесс рассматривается в качестве одного из основных механизмов развития, своего рода пружины, обеспечивающей динамику функционирования разнообразных территориальных процессов и духовного становления будущего специалиста. Программа рассматривается в комплексе с другими научно-образовательными проектами ТЦК, в основе которых лежит культуролого-краеведческий подход, например, по изучению культурных традиций Тамбовского края, что связано с разработкой теоретических и научно-методических основ содержания регионального компонента в программах подготовки студентов по ряду вузовских специальностей с учётом местных (локальных) социально-культурных традиций. Программа-компендиум учитывает состояние современной стадии разработки общих вопросов теории и истории отечественной культуры, а также складывания культуролого-краеведения как междисциплинарной области научного знания и комплекса учебных дисциплин. Программа-компендиум ориентирована на студентов как будущих специалистов нового типа, которые должны исходить в своих действиях из различных методик анализа сложных современных гуманитарных ситуаций, обладать представлениями об исторических истоках и корнях современных проблем, ориентироваться в специфике формирования регионального культурного потенциала в целом и его опорных звеньев. При этом студент должен понимать, что опережающий характер современной образовательной модели означает его ориентацию на формирование инновационного и творческого типа концептуально мыслящей личности, необходимого будущему обществу, а в подготовке такого типа специалистов особую значимость имеют дисциплины гуманитарного цикла, в частности, историко-философские и культуролого-краеведческие. Объединяющим моментом в построении программы-компендиума является ориентация на развитие активных форм мышления, на использование для этого вербальных и визуальных способов восприятия информации, на конструирование в конечном итоге некоторой устойчивой «сферы смыслов», характеризующей динамику региональных социокультурных процессов. Такая направленность соответствует разрабатываемым применительно к разным дисциплинам перспективным моделям гуманитарного знания и общенаучной тенденции к появлению междисциплинарных дискурсов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.