по
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Условия публикации
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Никольский Сергей Анатольевич
Философия и культура, 2016-9
Никольский С.А. - Сотворение памяти. О стихах Владимира Маяковского, поэта с широко закрытыми глазами

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.19774

Аннотация: Предметом исследования является память в качестве части общественного сознания. В статье ее формирование рассматривается на примере творчества Владимира Маяковского – одного из лучших поэтов советской эпохи. Ставятся вопросы: насколько полно в формируемых им поэтических представлениях и образах объективно отражается историческая реальность - общественные явления и события? Ведь в немалой степени по его произведениям позднейшие поколения судят о революции, прочитывают в стихах его оценки происходящего и формируют свои собственные. Используются методы исторического, философского, эстетического, литературоведческого и культурологического анализа, содержательного сравнения и свободной критической интерпретации Основным выводом проведенного исследования является следующий: темы, конкретные сюжеты и создаваемые образы поэта в лучшем случае возникали на основе лозунгов и обещаний, сопровождавших революционный Октябрь. Последующая практика большевистских преобразований была от них не только далека, но иногда и прямо противоположна. Однако поэт предпочитал ее либо не видеть, либо – не замечать, прожив жизнь с широко закрытыми глазами.
Философия и культура, 2015-9
Никольский С.А. - От «Незнакомки» до «Христа». Звучание Александра Блока в отечественной литературе

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.15713

Аннотация: По мысли Г.П. Федотова, поэт, наряду с философом и историком, выполняет «проясняющую и опознающую работу» и «нередко оказывается предвестником» надвигающихся перемен. В какой мере эта мысль заслуживает серьёзного отношения? Ведь признать за поэтом роль медиума явно не научно. Но, с другой стороны, среди литературных гениев есть в полном смысле слова провидцы. Вспомним хотя бы написанное в 1830 году «Предсказание» Лермонтова о «чёрном годе» России, когда «царей корона упадет». Предметом исследования в статье определяется поэтическое творчество Александра Блока в его содержательном и «провидческом потенциале». Методом анализа избрана установка Сергия Булгакова, согласно которой у читателя есть возможность строить собственную интерпретацию произведения посредством «суммирования мыслей и впечатлений, этими произведениями вызываемыми», равно как и концепт М.М. Бахтина, согласно которому, при восприятии поэтического произведения внимающий усваивает себе его «ритм, интонацию, артикуляционное напряжение, внутреннюю жестикуляцию» и, тем самым, начинает «мыслить и жить культурой». Новизна и вывод статьи состоит в том, что для всестороннего целостного анализа поэтического творчества А. Блока, которому, по его свидетельству, запечатлённое в стихах будущее давало о себе знать музыкой, требуется междисциплинарное исследование, которое бы осуществили литературоведы, поэты и специалисты в области музыкального творчества.
Философия и культура, 2014-6
Никольский С.А. - Голос и молчание. Анна Ахматова

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.12050

Аннотация: Одно из измерений отечественной поэзии ХХ столетия – иное, чем было в русской классической литературе соотношение между голосом и молчанием. Прежде, в ХIХ столетии, народ хотя и безмолвствовал, но сохранял, как полагали отечественные писатели, слово внутри себя. В ХХ веке народ в полной мере онемел. Стало ли это следствием «долгого исторического рабства», о котором предупреждал А.И. Герцен, или это было результатом устроенного большевиками переустройства русского мира на тоталитарных основаниях? Голос и молчание как проявления национального духа исследуются посредством методологии «понимания и сочувственного постижения его внутренних тенденций и своеобразия» (С.Л. Франк). В результате феномен поэзии Анны Ахматовой раскрывается как результат коллективного молчания и коллективного говорения Поэта и Народа. Сравнение под этим углом зрения ее стихов с поэзией Осипа Мандельштама и прозой Андрея Платонова позволяет увидеть в их творчестве общее и отличное, прежде исследователями не фиксированное.
Философия и культура, 2013-6
Никольский С.А. - Поэт и Власть. Заметки о восприятии Осипом и Надеждой Мандельштам «времени большевиков»)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8040

Аннотация: Восприятие российского мира после октябрьского переворота, передаваемое стихами Осипа Мандельштама, органично дополняется мемуарной социально-философской прозой жены Поэта. Чем стал для страны Октябрь? Что произошло с народом в результате гражданской войны, "военного коммунизма" и коллективизации? Как изменились за двадцать послеоктябрьских лет и в последующие годы большевистская власть и отечественная интеллигенция, не так давно считавшаяся элитой нации? Ответы на эти и иные подобного рода вопросы составляют существо стихотворных текстов Мандельштама. На них же, беспристрастно и глубоко отвечает та, которую он называл "мое "ты".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.