по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Егорова Ирина Владимировна
Философская мысль, 2015-12
Егорова И.В. - Человек – животное и не только c. 99-134

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.12.1750

Аннотация: Статья посвящена проблеме природности человека. В последние годы в отечественной философской антропологии человека рассматривали как историческое создание. Природность человека, которая в своё время была раскрыта марксистской философией, оказалась преданной забвению. В статье ставится вопрос о том, что человек всё-таки, прежде всего, принадлежит природному миру. Он действительно животное. Однако в этом утверждении не вся правда. Будучи представителем животного мира, человек раскрыл свои способности и ресурсы в истории. В связи с этим ставится проблема экологии. Отмечается разрушительное действие на природу человеческой активности. Статья посвящена теме, которая не получила освещения в отечественной литературе. Поэтому автор приводит многочисленные ссылки на работы зарубежных исследователей. Собственные идеи автора сводятся к тому, как отделить человека от зверя, как возродить натуралистическую концепцию философской антропологии, как толковать современную экологическую революцию, как обеспечить экологизацию сознания. В статье показано, что человек является особым видом в животном мире, как создание, имеющее культуру. Автор опирается на достижения современной философской антропологии. Это позволяет ему провести критический анализ социобиологии, которая получила широкое распространение в последние десятилетия. В статье впервые ставится вопрос: каков смысл того, что всё многообразие живой природы структурировано в форме видов. Новой является и проблема доместикации (одомашнивания животных). Приручение животных в своё время сыграло положительную роль в истории человечества. Однако в наши дни проблема соотношения животного мира и человека приобретает особый смысл. Выращивание домашних животных для производства мяса приводит к психическим отклонениям у животных. По мнению экспертов, сегодня нужна не только зоопсихология, но зоопсихиатрия. В статье рассматривается также проблема экологии животных и их «прав» в человеческом мире.
Филология: научные исследования, 2015-3
Егорова И.В. - Героика и страх как модусы человеческого существования: ранние произведения Э. Юнгера

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.17249

Аннотация: Творчество Эрнста Юнгера (I895-I978) как философствующего писателя в нашей стране известно мало. Что касается родины этого художника, то идеи, мысли, явные и неявные предсказания мастера слова вызывали большой интерес у общественности в довоенной и нынешней Германии. В свой творческий путь Э. Юнгер отправился в начале 20-х гг. XX в. Это было время экспериментов в социальной сфере, в области искусств, литературы, философии. Это был период бурного научно-технического, индустриального развития, попыток стремительного завоевания природы. Вместе с тем человек, уже примеривающий к себе мантию властелина мира, вдруг обнаруживал, что в действительности он оказался на обочине прокладываемого мировыми силами пути, что мир в своём собственном развитии далеко не всегда подчиняется человеку. В статье использованы подходы философской антропологии, которая обращена к анализу модусов человеческого существования. Это позволяет автору сопоставить героику с экзистенциальным опытом человеческого страха. Э. Юнгер – весьма продуктивный и значимый философ. Его творчество плохо изучено, поскольку он после второй мировой войны считался по праву реакционным мыслителем. В 1920 г. появилась его книга «В стальных грозах», вторая книга «Борьба как внутреннее переживание», изданная в 1922 г., описывает войну в более широком масштабе, Юнгер также пишет роман «Буря». В 1925 г. уходит в отставку, в 1926 г. оставляет учёбу в университете, в 1927 г. переезжает в Берлин, где завязывает контакты с консервативно-революционным движением. Пишет статью для национал-социалистической газеты «Völkischer Beobachter» («Народный обозреватель») под названием «Revolution und Idee» («Революция и идея»), в которой проповедует революционный национализм и необходимость диктатуры. Также публикуется в «Штандартах», «Арминии», «Наступлении». Сотрудничает с Фридрихом Хильшером, Эрнстом Никишем. Наряду с созданием множества политических очерков для различных журналов, Юнгер привнёс большой элемент политики в свои книги о войне. Третье издание «Стальных гроз» было выполнено в стиле радикального национализма, а в книгах «Лесок 125» («Das Wäldchen 125») и «Огонь и кровь» («Feuer und Blut») военный опыт ставится на службу радикальному революционному техницистскому национализму, осмысленному в рамках тоталитарной структуры. Большой очерк «Рабочий» («Der Arbeiter», 1932) является кульминацией тоталитарных взглядов этого периода жизни, однако, к тому же времени Юнгер начинает разочаровываться в политике.
Психология и Психотехника, 2014-12
Егорова И.В. - Упрощённое понимание человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13625

Аннотация: Автор статьи размышляет о том, что многие научные открытия, которые сделаны за последние десятилетия, не получили пока основательной философской проработки. В результате во многих науках о человеке укоренился редукционизм. Так называется мировоззренческая установка, согласно которой сложные процессы сводятся к простым. Например, в биологии, которая занимается постижением человеческой природы, нередко специфика частности распространяется на целое. В результате возникает упрощенное понимание человека. Автор обращается к анализу проблемы редукционизма на материале, в основном, биологии. Сегодня биология, анатомия и физиология дали человечеству огромный эмпирический материал, позволяющий судить о том, как функционирует человеческое тело. В статье используются методы философской антропологии, позволяющие показать, что человек является и животным, и не животным. Поэтому простое перенесение фактов, относящихся к природному царству, не позволяет понять специфику человека как особого рода сущего. Новизна статьи состоит в том, что автор предлагает еще раз вернуться к феномену редукционизма. В свое время философы показали недостаточность такого метода для понимания сущности разного рода явлений. Однако за последние десятилетия эта методологическая установка вновь обрела распространенность. Особенно нетерпим редукционизм в сфере философской антропологии, поскольку он создает неполную и неточную картину «специфически человеческого».
Педагогика и просвещение, 2013-2
Егорова И.В. - Ханна Арендт о массовой культуре

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9596

Аннотация: Ханна Арендт (1906-1975) – немецко-американский философ и политолог, политический мыслитель. Она всерьез намеревалась разработать систематическую феноменологию и аналитику политического. При этом Арендт опиралась на такие базовые понятия философии политики, как власть, свобода, насилие, революция, социальный вопрос. Она стремилась выстроить неметафизическую, посюстороннюю онтологию, которая обусловливала бы пространство для человеческой свободы, а не делала бы его заложником причинно-следственных связей. Основные мотивы ее философии – свобода и гуманизм. Свобода для нее не только фундаментальная характеристика человеческого существования, но и основной критерий оценки социального и духовного прогресса. Она показывает противоречивость общественного развития. Идеи Х. Арендт о социальной активности и тоталитаризме сыграли важную роль в формировании современной политологии. Ее публицистическая и культурно-политическая активность получили высокую оценку широких кругов общественности. В статье речь идет о том, как Х. Арендт толковала феномен массового общества. Ее культурфилософские размышления не получили еще достаточного освещения в отечественной философской литературе.
Педагогика и просвещение, 2013-1
Егорова И.В. - Качество образования как проблема

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7882

Аннотация: Вопрос о качестве образования был особенно остро поставлен в эпоху Просвещения. Значимость распространения компьютеров можно только сравнить с изобретением печатного станка в XV в., или даже созданием письменности. Развитие ментальных навыков – важная задача обучения. В ходе обучения не только предлагается знание. Важно также на материале, предлагаемом обучаемом, развить ментальные навыки, научить его думать, анализировать, обобщать. Знание и понимание не одно и то же. Можно знать, но не понимать всей глубины мысли, ее оттенков, ее сложности. На основе понимания рождается практический навык.
Педагогика и просвещение, 2012-4
Егорова И.В. - За что мы страдаем?
Аннотация: в статье автор говорит об утрате в современном обществе нравственных и религиозных ценностей, о влиянии христианства на нравственную природу человеку. Объясняет смысл человеческих страданий с религиозной точки зрения. Рассматривает вопросы взаимоотношения Церкви и государства.
Педагогика и просвещение, 2012-1
Егорова И.В. - ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье показано, что образование немыслимо без воспитания. А это рождает запрос на значительных людей. Что такое личность? Кого мы можем назвать личностью? Что нужно сделать, что образование обеспечивало личностный рост. Ответы на эти вопросы составляют содержание статьи.
Психология и Психотехника, 2011-9
Егорова И.В. - АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС
Аннотация: Одним из значительных явлений современной философии и психологии является антропологический ренессанс. Общие признаки этого процесса очевидны: они проявляются в обостренном интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентрических по своему характеру вариантов исследовательской мысли, в выработке новых путей философского постижения человека.
Педагогика и просвещение, 2011-4
Егорова И.В. - В. Гумбольдт о философском образе человека
Аннотация: В статье рассматривается лингвистическая концепция В. Гумбольдта и ее связь с философским постижением человека. Немецкий ученый отстаивает идеал разносторонней личности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.