по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Буева Людмила Пантелеевна
Психология и Психотехника, 2014-8
Буева Л.П. - Воображение как стимулятор искусства

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.8.12561

Аннотация: Статья раскрывает роль воображения в генезисе и функционировании искусства. Автор отмечает, что если бы у людей не было разума, судя по всему, им не удалось бы создать такие феномены, как наука и философия. Но если бы человек не обладал воображением, не было бы в арсенале человеческих достижений искусства. Воображением в философии и эстетике называют способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого; способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Психология рассматривает воображение как составную часть творческого процесса. Воображение далеко не всегда оценивалось в философии как положительный дар. Платон, к примеру, считал, что воображение не может создать образ истинной красоты. Напротив, оно отвлекает разум от постижения подлинных эйдосов, рождает соблазн приобщения к страстям. В статье используются сравнительный и исторический методы, основанные на детальном концептуальном анализе различных подходов к воображению. Привлечен также понятийный аппарат эстетики, позволяющий раскрыть это свойство человека как важнейшее средство эстетического опыта и эстетической практики. Новизна в статье обусловлена особой трактовкой воображенческого дара. В античной философии существовала позитивная оценка воображения. Она была свойственна в основном поэтике и риторике, трактовалось как источник возвышенного. На закате античности появились попытки преодолеть посредством воображения подражательную трактовку искусства. Филострат Афинский в «Жизнеописании Аполлония» оценивает подражание как низшую по отношению к фантазии способность, поскольку подражание может воссоздать лишь увиденное, а фантазия – то, что никогда не было увидено.
Педагогика и просвещение, 2014-3
Буева Л.П. - Процесс распространения западной культуры и его противоречия

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.14009

Аннотация: Анализируются мировоззренческие истоки современной массовой культуры. Автор обращается к первоначальным размежеваниям между элитарной и массовой культурой. Проблемы рассматриваются через призму своеобразной темы – процесс распространения культуры. Действительно, развитие современных средств общения постоянно возобновляет тему о преобразовании и унификации всего комплекса информационных потоков, всей системы распространения культуры и просвещения. Автор излагает идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о роли средств массового влияния на людей. Он раскрывает тему и на историческом материале, анализируя идеи В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского. Большое влияние уделяется социально-критическому аспекту массовой коммуникации. Метод исторического анализа позволяет обратиться к генезису проблемы, к первоначальному осмыслению этой темы, как она сложилась ещё в эпоху Просвещения. Обращаясь к концепциям массовой коммуникации, автор использует полемические приёмы. Новизна проблемы состоит в том, что исследователи обычно уделяют особое внимание содержанию массовой коммуникации, специфическому различию каналов массового воздействия на аудиторию. Механизмы распространения культуры не были предметом столь интенсивного рассмотрения. Развитие массового общения ставит вопрос о преобразовании и унификации всего комплекса информационных потоков, всей системы распространения культуры и просвещения.
Психология и Психотехника, 2012-12
Буева Л.П. - Механизм идентификации в культуре
Аннотация: Одно из глубинных потребностей человека, отмеченное Фроммом, – это стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с неким признанным образцом.
Педагогика и просвещение, 2012-4
Буева Л.П. - САМОЕ ЭКСЦЕНТРИЧНОЕ СОЗДАНИЕ НА ЗЕМЛЕ
Аннотация: Размышление о человеке всегда было ключевым для философов. С тех пор, как человек стал раздумывать об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя. Кто я и кто мы? Откуда взялись? К чему стремимся и куда идем в бесконечном историческом развитии? Что выделяет нас в пестром, многоликом сонме живых существ, населяющих Землю, и что роднит с ними? Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования? Каким путем развивается его дух – к познанию мира и себя в нем или к саморазрушению? Может ли он изменить окружающий мир или, напротив, являет собой раба обстоятельств?
Психология и Психотехника, 2011-7
Буева Л.П. - ИДЕНТИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается один из важнейших защитных механизмов, регулирующих психическую жизнь человека. Автор показывает огромный интерес к этому феномену, полемизирует с некоторыми работами отечественных исследователей, раскрывает генезис данного понятия. Особое внимание уделяется работам американского психолога Эрика Эриксона.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.