по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Молькин Алексей Николаевич
Социодинамика, 2014-5
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Русская Православная церковь в образовательной политике в пореформенной России (1990-е гг.) c. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.11887

Аннотация: В статье анализируется деятельность Русской Православной церкви в плане складывания системы православного образования и просвещения и состояние православного образования в России в условиях религиозного «возрождения»: динамика открытия новых православных учебных заведений различного уровня, проблемы становления образовательной системы (децентрализация управления, недостаточное финансирование учебных заведений, отсутствие необходимого правового статуса образовательных учреждений, дефицит преподавательского состава и богословской литературы, низкий уровень подготовки научных богословских кадров и т.д.). Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, системности, комплексного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материала. При возможности были применены принципы социально-психологического подхода и корректности и тактичности в оценке фактов и событий. В конце 1980 - 1990-е гг. происходило массовое открытие новых духовных учебных заведений, что, в свою очередь, породило и новые проблемы. Порою открытые духовные училища и семинарии имели «факультативный» характер, то есть в них отсутствовал штатный освобожденный человек, в обязанности которого входила бы организация и контроль за учебным процессом и заведением в целом. Возрождающейся система российского религиозного образования в полной мере испытала на себе трудности становления, основными из которых были дефицит преподавательского состава, недоукомплектованность библиотек, недостаток учебных пособий, нехватка зданий, отсутствие необходимого статуса. Ситуация осложнялась децентрализацией, поскольку финансирование новых религиозных учебных заведений и училищ осуществлялось не из Учебного комитета, а напрямую из епархий; некоторые учебные заведения вообще не получали никакого – ни центрального, ни местного финансирования, находясь в условиях самообеспечения. Только к 2000 г. в принципе был решен вопрос централизации религиозного образования в России: проведены массовые инспекционные проверки Учебным Комитетом, обозначен вопрос об обязательном лицензировании духовных академий, семинарий и училищ и последующей их аккредитации.
Genesis: исторические исследования, 2014-4
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Служители исламского культа в СССР в 1940-е гг. (по материалам Татарской АССР, Пензенской, Ульяновской и Куйбышевской областей) c. 95-119

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.11951

Аннотация: В статье исследуется исламское духовенство Среднего Поволжья (Татарской АССР, Пензенской, Ульяновской и Куйбышевской областей) в 1940-е гг. - возрастной состав, уровень образования, национальная принадлежность, социальный статус священнослужителей мусульманского культа; формы и методы их конфессиональной практики (организационное устройство, религиозная практика, элементы модернизации культа и т.д.); взаимоотношения с представителями советской власти, в первую очередь, уполномоченным Совета по делам религиозных культов; рассматриваются мечети Среднего Поволжья как материальная база социальной консолидации мусульман, духовные центры мусульманского населения. В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов. Кроме методологических принципов в работе были использованы специально-исторические принципы: сравнительно-исторический, актуализации, проблемно-хронологический, диахронный; также общенаучные принципы: структурно-системный, статистический, классификации, позволившие проанализировать эволюцию государственно-исламских отношений, рассмотреть советско/российское мусульманство в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для определения основных особенностей и сущностных характеристик. На протяжении 1940-х гг. количество действовавших мечетей в регионах Среднего Поволжья оставалось относительно стабильным. В основном, мечети располагались в сельской местности, в Пензенской и Куйбышевской областях в региональных «столицах» мечети не функ-ционировали. Численность мусульманского духовенства после всплеска в послевоенный период зафиксировалась на одном уровне - в соответствии с количеством мечетей. Служителями исламского культа в Среднем Поволжье являлись муллы и муэдзины. В некоторых селах в связи с малочисленностью священнослужителей ислама имамы и муэдзины отсутствовали, иногда их обязанности выполняли посторонние лица или старики-бабаи. Мусульманское духовенство развивало активную деятельность, применяя самые разнообразные методы работы среди населения. Важнейшим элементом религиозной практики исламского культа являлась проповедь. Мусульманское духовенство Среднего Поволжья характеризовалось высоким возрастным цензом и низким уровнем образования, как общего, так и духовного. В связи с преклонным возрастом имамов некоторые из них крайне редко выступали с публичными проповедями, особенно в Пензенском регионе. С середины 1940-х гг. советское руководство разрешило паломничество советских мусульман в Мекку. Мулла, особенно в сельской местности, пользовался непререкаемым авторитетом. Основными мусульманскими обрядами в Среднем Поволжье были джаназа, никях, исим, суннет.
Genesis: исторические исследования, 2014-3
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Молодежная политика Русской Православной церкви в современной России: проблемы и перспективы c. 53-59

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.3.11021

Аннотация: В статье рассматривается одно из важнейших направлений деятельности Русской Православной церкви как значимого социального института российского общества - выработка и реализация молодежной политики. Со второй половины 1980-х гг. наблюдается серьезный подъем религиозности в государстве, Русская Православная церковь стремится максимально использовать все предоставленные возможности для расширения сферы своего влияния, распространения и даже насаждения православных духовных ценностей, в том числе, и среди подрастающего поколения. Русская Православная церковь уделяет молодежи особое внимание, поскольку именно она составляет будущее развития российского общества. В 1991 г. на съезде православной молодежи было создано «Всецерковное православное молодежное движение» (ВПМД). По решению Священного Синода (30-31 января 1991 г.) был создан Отдел Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, председателем которого стал игумен Иоанн (И.Н. Экономцев). В 1994 г. прошло первое совещание ректоров духовных учебных заведений под руководством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2000 г. был образован синодальный Отдел по делам молодежи, имеющий своей целью активизацию миссии в молодежной среде и повышение церковной активности самих молодых. С 2001 г. начинают создаваться епархиальные Отделы по делам молодежи на всей канонической территории РПЦ. С этого времени ежегодно стали проводиться Всероссийские съезды православной молодежи. В 2002 г. были учреждены «Всероссийское православное молодежное движение» и детская организация «Братство православных следопытов». Методологическую основу исследования составляют принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность в отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материалы. При возможности были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактов, поскольку спецификой конфессиональной практики РПЦ была сильная нравственно-этическая составляющая его участников. Научная новизна состоит в предпринятой попытке проанализировать молодежную политику РПЦ в современных условиях. Практика показала, что духовенство в целом приняло идеи православного молодежного служения и ощутило его вкус. И хотя Церковь не имеет достаточного опыта практического воплощения таких идей, что вызывает серьезные трудности при попытке их осуществления, ее позиция в деле молодежного служения с каждым годом становится все более четкой. Поддерживая в целом конструктивные начинания Русской Православной церкви в плане воспитания молодежи, государство должно четко соблюдать нормы конфессионального законодательства, не нарушая при этом прав других религий и неверующего населения России.
Социодинамика, 2014-1
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Вероисповедная политика в отношении ислама СССР. 1940-1960-е гг.: закрытие мечетей (по материалам Среднего Поволжья) c. 76-88

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.1.10885

Аннотация: В статье анализируется реализация одного из ключевых направлений советской вероисповедной политики в отношении ислама - сокращения количества мечетей, культовых зданий мусульман в 1940-1960 гг. на примере одного из регионов традиционного распространения ислама в СССР - Среднего Поволжья. На местах государственно-конфессиональная политика проводилась, в первую очередь, через уполномоченных Совета по делам религиозных культов (религий), деятельность которого была направлена, с одной стороны, на закрытие мечетей, с другой стороны, недопущение нарушения советского законодательства. Верующие активно сопротивлялись закрытию культовых зданий. Даже после прекращения деятельности мечети сохраняли свой прежний вид. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности; историзма; системности, полного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность в отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материалы. При возможности были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и тактичности в оценке фактов и событий, поскольку спецификой исламской практики была довольно сильная нравственно-этическая составляющая его участников. Кроме методологических принципов в работе применяются специально-исторические принципы - актуализации, сравнительно-исторический, диахронный, проблемно-хронологический; общенаучные - статистический, классификации, структурно-системный. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучена деятельность советских властей, главным образом, через уполномоченных Совета по делам религиозных культов (религий), по закрытию мечетей на реогиональном уровне - в Среднем Поволжье в обозначенных хронологических рамках; в научный оборот впервые введен серьезный массив специфичных архивных материалов, не использованный раньше в силу разнообразных причин.
Социодинамика, 2013-10
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н., Мельниченко О.В. - Русская Православная церковь и политическая деятельность (вторая половина 1980-х – 1990-е гг.) c. 126-133

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.9379

Аннотация: В статье анализируется позиция Русской Православной церкви по вопросу участия в политической деятельности, в целом, в выборах различного уровня, в частности. В конце 1980-х гг. принципиально новым для религиозных конфессий СССР стал вопрос об участии или не участии в выборах народных депутатов. В 1989 г. шесть религиозных деятелей от Русской Православной церкви были избраны депутатами. Но они были избраны не как представители религиозных организаций, а как кандидаты от союзных и республиканских общественных организаций. На выборах народных депутатов РСФСР 1990 г. в окружные городские и районные сельские советы народных депутатов были избраны 48 священников РПЦ; в областные советы народных депутатов - 5 архиереев и 11 священников. В декабре 1989 г. в связи с выборами народных депутатов РСФСР и местных советов Советом по делам религий при Совете Министров РСФСР был обнародован документ «Выписка из Определений Архиерейского Собора Русской Православной церкви». Суть рекомендаций сводилась к тому, что в каждом конкретном случае вопрос о целесообразности участия в выборах органов власти должен был решаться главой конфессии. После событий 1993 г., когда православное духовенство оказалось по разные стороны баррикад, что могло бы привести к расколу в РПЦ, Алексий II принял решение о запрете священнослужителям участвовать в выборах в государственные законодательные структуры. В 1995 г. было опубликовано «Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с попытками вовлечения религиозно-общественных организаций в предвыборную борьбу». Деятельность священнослужителей в органах власти затем была осуждена Архиерейским собором 1997 г.
Genesis: исторические исследования, 2013-2
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Исламские политические и неформальные организации России 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья) c. 76-88

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.2.712

Аннотация: В статье анализируется процесс создания мусульманских политических организаций в России федерального уровня в ходе религиозного «ренессанса» в 1990-е гг. (Всесоюзная Исламская Партия Возрождения «Нахдат», Исламский культурный центр, Общественное движение «Нур» («Свет»), Союз мусульман России (СМР), «Иттифак аль-муслимин» («Мусульманский союз»), политическое движение «Рефах»), программные установки данных объединений, лидеры групп, их деятельность, отношения с политическими партиями и т.п. Образование неформальных групп исламской ориентации на региональном уровне - в Среднем Поволжье имел особенности: более «приземленный» характер объединений, близость к рядовым мусульманам, более радикальный характер, политический нейтралитет, акцент на вопросах национальной культуры. В статье исследуются программные цели и положения, активность, документы («Татар кануны» («Конституция татарского народа»), «Татар мэхэллэсе» («Татарская махалля») и т.д.) радикальных и умеренных групп - Татарский общественный центр (ТОЦ), «Татарская партия национальной независимости «Иттифак», Союз молодежи «Азатлык», движение «Суверенитет», движение «Мусульмане Татарстана», Милли Меджлис (т.н. «Народный парламент») и т.д. Отдельно рассматривается мусульманская группа закрытого типа «Cаф ислами» («Чистый ислам»). Хотя объединения национального татарского движения апеллировали к ценностям ислама в своих заявлениях, практика и программные установки этих групп имели, в основном, светский характер.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.