по
Arctic and Antarctica
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "Arctic and Antarctica" > Contents of Issue № 04/2021
Contents of Issue № 04/2021
Natural resources of the Arctic and Antarctica
Fedorov V.M., Frolov D.M., Zalikhanov A.M. - Evaluation of the ice data based on the annual insolation in the upper boundary of the atmosphere pp. 1-14

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.37136

Abstract: This article examines the reliability of ice data presented in the HadISST1 database (Hadley Centre Sea Ice and Sea Surface Temperature data set) of Hadley Meteorological Center (Hadley Centre for Climate Prediction and Research, Met Office, UK). The criterion for the reliability of HadISST1 database on the Northern hemisphere serves the average multiyear annual course of insolation in the Northern Hemisphere and the average multiyear annual course of insolation in 5-degree latitudinal zones at the upper boundary of the atmosphere, phase-shifted by two and three months to the past. It is revealed that the representative criterion for assessing the reliability of the business database is the average multiyear course of insolation in 5-degree latitudinal zones shifted by two months to the past. Evaluation of the data array on the Northern Hemisphere on the basis of the selected criterion demonstrates the overall high reliability of ice data reflected therein. However, there are two areas that differ in the degree of reliability of the presented data: 1) pack, drift ice with high negative values of the correlation coefficient; 2) coastal zone, in which the correlation is virtually absent (shore ice and flaw leads). The weak (or absent) correlation is observed over a significant length of the coastal zone in the Arctic Ocean, as well as in the straits and bays of the Canadian Arctic Archipelago. It is established hat the correlation coefficient of the annual course of the ice flow in the cells of the array of size 1 with the annual course of insolation of the Northern Hemisphere and the corresponding 5-degree latitudinal zones increases from the past to the present. This indicates the need for the correction of ice data in the early time range of the array (1901–1978), which precedes the time of the beginning of satellite observations.
Permafrost and ground ice of the Arctic, Antarctic and mountain regions
Vasil'chuk A.C., Vasil'chuk Y.K. - Verification of paleo reconstructions of climatic conditions of the Late Pleistocene summer seasons based on palynological analysis of Yedoma deposits and ice wedges pp. 15-31

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.36787

Abstract: The object of this research is the reconstruction of the climatic conditions of the Late Pleistocene summer seasons based on the pollen spectra of syngenetic ice wedges and inclosing Yedoma deposits. For quantitative assessment of summer temperatures and phenological relationships, the author applies the total annual thaw index, since namely the sum of positive temperatures is the only indicator that determines the beginning of pollen emission in majority of plant species. The relationship between the composition of pollen spectra and the total annual thaw index is deterministic, although it cannot be formulated strictly mathematically. Yedoma is a unique object for research by many parameters, which allows acquiring paleogeographic information on two components, such as ice wedges and deposits, because the accumulation of pollen and spores occurs differently therein. The structure of vegetation cover during the accumulation of Yedoma deposits during the Late Pleistocene differed significantly from the Holocene and modern periods, which is recorded in the pollen spectra of syngenetic deposits and ice wedges. It is established that in certain periods, the diversity of species of Late Pleistocene vegetation was higher compared to modern vegetation of tundra and forest tundra due to the large number of ecological niches and peculiarity of temperature regime of the summer season.
Maslakov A.A., Kuziakin L.P., Komova N.N. - Dynamics of the development of thermocirque with massive ice bed near the village of Lavrentia (Chukotka Autonomous Okrug) for 2018-2021 pp. 32-46

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.37225

Abstract: Massive ice beds are unique natural formations of cryolithozone, as well as important objects of research in the area of reconstruction of paleogeographic conditions and solution of the tasks of engineering geology. On the plains of Chukchi Peninsula, massive ice beds are common and represent regional geological peculiarity. The article traces the dynamics of recession of the edge of thermocirque and the evolution of the morphology of ice bed outcrop in 7 km south of the village of Lavrentia (Chukotka Autonomous Okrug) over the period from 2018 to 2021. The results of field observations indicate the active development of thermocirque over 4 years: its back wall in both corridors receded by 50-60 meters, increasing the area of the thermocirque by 3-4 times. The shape of the outcropping massive ice bed changed over time: in 2018, its main part was exposed in the northern part, in subsequent years, the bed was outcropped mainly in the northern part from the side of the deposits remnant (southern side) and in the southern part. The width of the bed varied from 5 m in 2018 to 15-20 m in 2019 and 2021. The ice thickness also varied in the northern part of the thermocirque from 2 m in 2018 to 6 m in 2019, while in the southern corridor it remained stable in 2020-2021 (about 5 m). A hypothesis has been put forward on the mechanism and time of ice bed formation. The acquired results suggest that the ice bed may have heterogeneous segregation-injectional genesis. It is revealed that the ice bed under review is part of a larger ice body and was outcropped as a result of the cyclic fluctuations of climatic characteristics that determine the depth of seasonal thawing of the soil.
Vasil'chuk Y.K., Ginzburg A.P., Agapkin I.A., Budantseva N.A., Vasil'chuk J.Y., Donetskov A.A., Surkov N.V. - Peat and peat-mineral heaving mounds of Tambey River valley, north-east of the Yamal Peninsula pp. 47-74

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.37277

Abstract: The research of peat and peat-mineral frost mounds was carried out in September – October 2021 in the northeast of Yamal Peninsula, 50 km north of the village of Tambey. Morphometric data was acquired om ten frost mounds. The wells with the depth of up to 1 m were drilled in 4 out of 10 mounds using electric drill, which outcropped the upper horizons of permafrost. Descriptions were given to seasonally thawed layer and drilled permafrost. Diameter of the mounds located in various landscape conditions varied from 4.5 to 9.8 m, and their heights ranged from 0.5 to 1.5 m. The thickness of seasonally thawed layer on these mounds varied from 28 to 131 cm, while the maximum depth of seasonal thawing was reached on the slope of the hillock, with rare exceptions when it was observed on the top of the hillock, or 1 meter from it. The steepness of hillocks rarely reached 10°, averaging from 3°to 5°. The seasonally thawed layer consisted mostly of the layers of lignite of varying degree of decomposition, rarely replaced by light gray loam (including peaty). Permafrost rocks were also represented by peat with high content of ice.
Ground and Surface Waters of Cold Plains and Mountain Regions
Alekseev V.R., Makarieva O.M., Nesterova N.V., Zemlyanskova A.A., Shikhov A.N., Ostashov A.A. - Aufeis ice sills of the Russian Far East according to historical data pp. 75-118

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.36590

Abstract: The subject of this research is the historical data on the origin, geographical distribution, seasonal and long-term variability of giant aufeis ice sills in the Russian Far East. Ice sills are the ice fields, the thickness and area of which reach up to 10-12 m and several tens of sq. km respectively. They are formed in severe climatic conditions as a result of layer-by-layer freezing of groundwater poured onto the surface. This is a distinct form of seasonal, and at times, long-term glaciation, which regulates the processes of water and energy exchange in low temperature cryolithozone, as well as determines the extent of permafrost intermittency and developmental challenges. Assessment is given on the role of aufeis ice sills in the formation of river and underground runoff, transformation of terrain, morphological structure of landscape, and development of dangerous cryogenic phenomena. This article is first to review the data on aufeis ice sills in the Russian Far East that have accumulated over the past two centuries. Three author highlights the three research periods: until 1900, since 1900 to 1950, after 1950. The latter period is the most effective, indicate the creation of the map and cadastre of giant aufeis, including more than 7,000 ice fields based on the data of aerial photography. The article establishes the key patterns of their distribution, factors and conditions of formation, relation to permafrost-hydrogeological structures, forms of terrain and climate; as well as determines the peculiarities of seasonal and long-term variability.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Арктика и Антарктика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Арктика и Антарктика" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "Арктика и Антарктика"
Номер подписан в печать: 27-01-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Васильчук Юрий Кириллович, доктор геолого-минералогических наук, vasilch_geo@mail.ru
ISSN: 2453-8922
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Природные ресурсы Арктики и Антарктики
Фёдоров В.М., Фролов Д.М., Залиханов А.М. - Опыт оценки массива ледовых данных на основе годового хода инсоляции на верхней границе атмосферы c. 1-14

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.37136

Аннотация: Исследуется надежность ледовых данных представленных в базе данных HadISST1 (Hadley Centre Sea Ice and Sea Surface Temperature data set) Метеорологического центра Хэдли (Hadley Centre for Climate Prediction and Research, Met Office, UK). В качестве критерия достоверности базы данных HadISST1 относящихся к Северному полушарию используется средний многолетний годовой ход инсоляции Северного полушария и средний многолетний годовой ход инсоляции в 5-ти градусных широтных зонах на верхней границе атмосферы, смещенные по фазе на два и три месяца в прошлое. Показано, что репрезентативным критерием оценки достоверности базы деловых данных является средний многолетний ход инсоляции 5-ти градусных широтных зон, смещенный на два месяца в прошлое. Оценка массива данных для Северного полушария на основе выбранного критерия показала в целом высокую достоверность представленных в массиве ледовых данных. Однако, при этом, выделяются две, различные по степени достоверности представленных данных, области. Одна – паковых, дрейфующих льдов с высокими отрицательными значениями коэффициента корреляции.   Вторая – прибрежная зона, в которой корреляция практически отсутствует (зона припайных льдов, прибрежных – flaw lead и заприпайных прогалин). Слабая (или отсутствие) корреляция отмечается на значительном протяжении прибрежной зоны в Северном Ледовитом океане, а так же в проливах и заливах Канадского Арктического архипелага. Определено, что коэффициент корреляции годового хода площади морских льдов в ячейках массива размером 1 с годовым ходом инсоляции Северного полушария и соответствующих 5-ти градусных широтных зон увеличивается от прошлого к настоящему. Это указывает на необходимость коррекции ледовых данных в раннем временном диапазоне массива (1901–1978 гг.) предшествующим времени начала спутниковых наблюдений.
Многолетнемерзлые породы и подземные льды Арктики, Антарктики и горных регионов
Васильчук А.К., Васильчук Ю.К. - Верификация палеореконструкций климатических условий позднеплейстоценовых летних сезонов, на основе палинологического анализа едомных отложений и ледяных жил c. 15-31

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.36787

Аннотация: Объектом настоящего исследования являются реконструкции климатических условий летних сезонов в позднем неоплейстоцене на основании состава палиноспектров сингенетических повторно-жильных льдов и вмещающих их едомных отложений. Для количественной оценки летних температур и фенологических связей нами используется показатель суммы среднесуточных положительных температур воздуха, поскольку именно сумма положительных температур является единственным показателем, который определяет начало процесса пыления практически у всех видов растений. Связь между составом палиноспектров и суммами среднесуточных положительных температур воздуха имеет детерминированный характер, хотя и не может быть выражена строго математически. Едома - уникальный объект для исследований по многим параметрам, из которых для данного исследования важно, что можно получить палеогеографическую информацию по двум компонентам - повторно-жильному льду и отложениям, где накопление пыльцы и спор происходит по-разному. Структура растительного покрова в период накопления едомных отложений в позднем неоплейстоцене существенно отличалась по сравнению с голоценом и современным периодом, что зафиксировалось в палиноспектрах сингенетических отложений и повторно-жильных льдов. Установлено, что видовое разнообразие поздненеоплейстоценовой растительности в отдельные периоды было выше по сравнению с современной растительностью тундры и лесотундры за счет большого количества экологических ниш и своеобразия температурного режима летнего сезона.
Маслаков А.А., Кузякин Л.П., Комова Н.Н. - Динамика развития термоцирка, вмещающего залежь пластового льда, вблизи села Лаврентия (Чукотский АО) за 2018-2021 гг. c. 32-46

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.37225

Аннотация: Пластовые льды являются уникальными природными образованиями криолитозоны. Вместе с тем, залежи пластового льда являются важными объектами исследования в области реконструкции палеогеографических условий и при решении задач инженерной геологии. На территории равнин Чукотского полуострова пластовые льды имеют широкое распространение и являются региональной особенностью. В статье рассмотрена динамика отступания бровки термоцирка и эволюция морфологии обнажения пластового льда в 7 км к югу от села Лаврентия (Чукотский АО) на протяжении 2018-2021 гг. По результатам полевых наблюдений изучаемый термоцирк активно развивался в течение 4 лет: его задняя стенка в обоих кулуарах отступила на 50-60 метров, увеличив площадь термоцирка в 3-4 раза. Скорость отступания бровки термоцирка была равномерной. Форма обнажающейся залежи пластового льда изменялась с течением времени: в 2018 г. основная её часть вскрывалась в северном кулуаре, в последующие годы залежь вскрывалась преимущественно в северном кулуаре со стороны перемычки (южный борт) и в южном кулуаре. Ширина залежи варьировала от 5 м в 2018 году до 15-20 м в 2019 и 2021 гг. Мощность льда также менялась в северном кулуаре от 2 м в 2018 г. до 6 м в 2019 г., а в южном кулуаре она оставалась стабильной в 2020-2021 гг. – около 5 м. Выдвинута гипотеза о механизме и времени формирования льда. Результаты исследований позволяют предположить, что залежь может иметь гетерогенный сегрегационно-инъекционный генезис. Выявлено, что изучаемая залежь является частью более крупного ледяного тела и была обнажена в результате циклических колебаний климатических характеристик, определяющих глубину сезонного оттаивания почвы.
Васильчук Ю.К., Гинзбург А.П., Агапкин И.А., Буданцева Н.А., Васильчук Д.Ю., Донецков А.А., Сурков Н.В. - Торфяные и торфяно-минеральные бугры пучения в долине р. Тамбей, северо-восток полуострова Ямал c. 47-74

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.37277

Аннотация: Исследование торфяных и торфяно-минеральных бугров пучения было проведено в сентябре-октябре 2021 на северо-востоке п-ова Ямал, в 50 км к северу от пос. Тамбей. Получены морфометрические данные десяти бугров пучения. В 4 из 10 изученных буграх с помощью электрического бура были пробурены скважины глубинами до 1 м, вскрывшие верхние горизонты многолетнемёрзлых пород (ММП), и произведены описания сезонно-талого слоя и пробуренных многолетнемёрзлых пород. Диаметр бугров, располагавшихся в различных ландшафтных условиях, варьировал в пределах 4,5 – 9,8 м, их высоты – от 0,5 до 1,5 м. Мощность СТС на изученных буграх варьировала весьма широко – от 28 до 131 см, при этом практически всегда максимальная глубина сезонного оттаивания достигалась на склоне бугра за теми редкими исключениями, когда она наблюдалась на вершине бугра, либо в 1 метре от него. Крутизна склонов бугров редко достигала 10°, в среднем составляя 3-5°. Сезонно-талый слой в основном представлял собой слои бурого торфа разной степени разложенности, редко сменяясь светло-серым суглинком (в том числе оторфованным). Многолетнемёрзлые породы также были представлены торфом с высоким содержанием льда.
Подземные и поверхностные воды холодных равнинных и горных регионов
Алексеев В.Р., Макарьева О.М., Нестерова Н.В., Землянскова А.А., Шихов А.Н., Осташов А.А. - Наледи-тарыны Северо-Востока России по историческим данным c. 75-118

DOI:
10.7256/2453-8922.2021.4.36590

Аннотация: Предметом исследования являются исторические сведения о происхождении, географическом распространении, сезонной и многолетней изменчивости гигантских наледей-тарынов Северо-Востока России. Тарыны представляют собой ледяные массивы толщиной до 10-12 м и площадью до нескольких десятков квадратных километров, образующиеся в суровых климатических условиях в результате послойного намораживания излившихся на поверхность подземных вод. Это своеобразная форма сезонного, а иногда и многолетнего оледенения, регулирующая процессы водо- и энергообмена низкотемпературной криолитозоны, определяющая степень ее прерывистости и особенности развития. Дана оценка значения наледей-тарынов в формировании речного и подземного стока, трансформации рельефа местности, морфологической структуры ландшафтов и развитии опасных криогенных явлений. Впервые приводится обзор данных о наледях-тарынах Северо-Востока России, накопленных в течение последних двух столетий. Выделено три периода исследований: первый - до 1900 г, второй - с 1900 по 1950 г., третий - после 1950 г. Наиболее плодотворным был последний период. В это время на основе материалов аэрофотосъемки составлены Карта и Кадастр гигантских наледей, включающих более 7000 ледяных полей, установлены основные закономерности их распространения, причины и условия формирования, связь с мерзлотно-гидрогеологическими структурами, формами рельефа и климатом; выявлены особенности сезонной и многолетней изменчивости.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"