по
Arctic and Antarctica
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "Arctic and Antarctica" > Contents of Issue № 04/2020
Contents of Issue № 04/2020
Natural resources of the Arctic and Antarctica
Vasil'chuk A.C., Vasil'chuk Y.K. - Pollen spectra of Polar Ural glaciers pp. 1-14

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34641

Abstract: The subject of this article is the pollen spectra of the samples from the surface of Romantic's Glacier, located in the Polar Urals in the Rai-Iz mountain range, as well as generalization of the results of published studies dedicated to glaciers of the Urals. The author also examines the pollen spectra of massive ice, which can be attributed to ice of atmospheric origin on the basis of similarity with the pollen spectra obtained from the surface of the glacier. The article reviews climatic peculiarities of the Polar Urals due to the existence of glaciers below the snow line, namely the landscapes of the Polar Urals, including vegetation as a source of pollen and spores falling onto the surface of glaciers of the Polar Urals, as well as possibility of distant pollen drift to the surface of Romantic’s Glacier. The main result consists in the conclusion that the composition pollen spectra of the Romantic’s Glacier in the Rai-Iz mountainous area is mainly determined by the long-range transport of pollen and spores from the western and south-western regions in a latitude direction. The pollen spectra obtained from the surface of the Romantic’s Glacier are characterized by significant presence of various pollen from broad-leaved rocks of lip, maple, oak, and hazel. Pine pollen and high forest birch are prevalent. Local vegetation is very poor. However, the pollen spectra indicates pollen of heath and crowfoot family, and grasses.
Permafrost and ground ice of the Arctic, Antarctic and mountain regions
Koroleva E.S., Slagoda E.A., Babkina E.A., Babkin E.M., Tikhonravova Y.V., Fakashuk N.Y. - Structural and textural features of genetic types of the massive and ice wedges, and the conditions of their formation in the lower reaches of the Gyda River pp. 15-31

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.33717

Abstract: In the structure of the frozen thickness of the 2nd lake-alluvial terrace of the Gyda River were detected polygonal-wedge, lens massive and lensoid ice were. A detailed analysis of structural and textural peculiarities in the layers was carried out for the first time for these morphological types of underground ice. Based on the cryolithological structure of host rocks and structural-textural features of ice, the main mechanisms of deposit formation – polygonal-wedge, infiltration-segregational, and congelation were determined. The development of polygonal-wedge ice occurred in an alluvial floodplain setting of sedimentation accompanied by the climate fluctuations in the end of the Late Pleistocene and Holocene. The growth of ice wedge in the second half of the Sartan Period was interrupted under the reservoirs with shallow talik waters, after freezing of which there formed infiltration-segregational lensoid formation ices. The structure of frozen thickness was complicated by the lenses of congelation ice formed in thermoerosive niches in the Holocene optimum of about 6.5 thousand years ago. At the present time is possible the formation of similar types of ice on various sections of the relief. The established peculiarities of cryogenic structure are important for the creation of paleogeographic reconstructions and forecasting the dynamics of permafrost-facies environments accompanied by the modern changes in the depth of the seasonal thaw layer and the development of thermokarst.
Budantseva N.A., Vasil'chuk Y.K. - Hydrochemical composition of Holocene ice wedges near the town of Anadyr pp. 32-50

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34659

Abstract: The research is conducted on the Holocene ice wedges exposed in the outcrop of the first marine terrace near the town of Anadyr, on the east of the Chukchi Peninsula, on the coast of Onemen Bay. Polygonal Relief is clearly traced on the surface of the first sea terrace in the area of explorations, the size of the polygons is about 8x12 m. In the exposed terrace, turf with a capacity of about 1.5 m is striped, underlied with sand clay with  capacity up to 2 m; below is the horizontally-stratified and. Ice wedges are embedded the turf (head of wedges) and in the underlying clay sand. The ice of wedges is vertically stratifies, yellowish gray. Ice wedges are also striped in turf  outcrops with capacity of up to 2.5 m, embedded in form of a lens from the terrace surface. Ice from three most fully exposed ice wedges was sampled for hydrochemical analysis. A total of 20 ice samples were collected from Holocene ice wedges, as well as ice from modern ice veinlet and water from Onemen Bay. It was found that mineralization of the studied Holocene ice wedges is low, does not exceed 80 mg/L, Na+, Ca2+, and Cl- dominate. Similar values of mineralization and ionic composition were obtained for modern ice veinlet. The obtained data correspond with data on ice wedges studied in other regions of Chukotka, both continental and coastal. Mineralization of most of the previously studied ice wedges did not exceed 150 mg/L. Low values of mineralization of ice wedges near Anadyr demonstrate mainly meteoric source of water forming ice, i.e. winter precipitation, prevalence of sodium and chlorine indicates the capture of sea aerosols by precipitation or wind introduction of droplets from the water area of the Onemen Bay to the surface of the snow cover.
Soils of Cold Plains and Mountain Regions
Vasil'chuk Y.K., Vasil'chuk J.Y., Belik A.D., Ginzburg A.P., Budantseva N.A., Vasil'chuk A.C. - Cryogenic soils near the Yeletsky settlement, northeast of the Komi Republic pp. 51-79

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34011

Abstract: The subject of this research is the soils and soil-geochemical catenae in the area of Yeletsky settlement, located in the northeast of the Komi Republic. Catena were deposited on the mound covered with moss-shrub tundra transect from the interfluve of Usa and Yelets Rivers to a lacustrine depression, complicated by arching permafrost mounds. Within the district of research, the authors laid five soil incisions (EL20-P1, EL20-P2, EL20-P3, EL20-P4 and EL20-P5) that formed a soil-geochemical catena along the slope. Complex land cover found at the periphery. The explored soils were formed on silty loams with permafrost horizon at a depth of 0.5-0.7 m and belong to Cryosols, Turbic Cryosols and Histic Gleysols. Cryosols in the upper part of catena show specific cryogenic granular structure due to lack of soil moisture content. The soils on the slope and in the depression are more saturated with water; therefore, structureless Turbic Cryosols and Histic Gleysols are formed. In the soil horizons, the values of pH and electrical conductivity were measured, the content of organic carbon and soil texture were studied. An increase in soil acidity on organogenic zones by 4.3 - 5.7 was noticed; in underlying horizons the pH values reach 6.9.
Grounds of Cold Plains and Mountain Regions
Krapivner R.B. - The problem of genesis of quaternary deposits of the Barents Sea as a reflection of the overall crisis of glacial theory pp. 80-102

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34164

Abstract: This article continues the discussion on quaternary geology and paleogeography of the vast and well-studied shelf of the Barents Sea. The object this research is the relief and quaternary formations of the Barents shelf. The data of seismic-acoustic profiling and materials of engineering-geological drilling were used. Since the Barents shelf is a high-latitude area of Holocene sedimentation, the author analyzes various aspects of the quaternary sediments genesis, taking into account the geographic zoning of marine sedimentation processes and an increase in the gravitational consolidation of sediments down through the section. The genetic link between the microstructure and the degree of consolidation of clayey sediments with their seismic image was revealed, which was considered in interpretation of seismic profiling materials. Over the Barents shelf, the cover of weakly consolidated sediments of the last marine transgression is separated from the underlying morainelike or pre-quaternary sediments by a diachronous boundary of stratigraphic and sometimes angular unconformity. The transgression is not of glacioeustatic, but of tectonic nature. During the hiatus that preceded it, an erosional relief with river valleys and their tributaries was formed, the main features of which have been preserved in the northern deep-water part of the sea. The conclusion is argued that approbation of the glacial theory on the example of high-latitude Arctic shelf contradicts the facts and main provisions of glaciology, reflecting the overall crisis of this theory.
Surface Processes in Cold Plains and Mountain Regions
Sal'va A.M. - Natural hazards on sections of the main water pipeline in Central Yakutia caused by thermokarst occurrences pp. 103-112

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.32936

Abstract: The object of this research is the thermokarst occurrences, namely polygonal microrelief and frost cracking, which are the causes of natural hazards for the main water pipeline. The article demonstrates displacements, gaps and cracks in the pipes and fixtures of water mains, caused by thermokarst occurrences; satellite images indicate areal zoning of polygon microrelief. Thermokarst occurrences are detected by satellite images and publicly available on the website https://www.yandex.ru/maps/; the methods of field observation and photosurveying were applied,  the engineering-geological information and library material were processed. The method of areal zoning of the territory of activation of polygonal microrelief is based on the satellite images. The study was conducted by means of field observation on the key sections of the main water pipeline, as well as by processing of archival data acquired from engineering surveys of previous years. The obtained materials allow determining the current geocryological situation of the territory of the water pipeline and spread of negative cryogenic processes and phenomena. Based on the satellite images was described the method od areal zoning of the territory of polygonal microrelief and cracking, earlier proposed by the author. As a result of research, it can be concluded that frost-breaking cracks are the cause of stress-strain state of the water pipeline, and satellite images show the spread of areal zoning of polygonal microrelief and cracking.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Арктика и Антарктика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Арктика и Антарктика" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Арктика и Антарктика"
Номер подписан в печать: 21-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Васильчук Юрий Кириллович, доктор геолого-минералогических наук, vasilch_geo@mail.ru
ISSN: 2453-8922
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Природные ресурсы Арктики и Антарктики
Васильчук А.К., Васильчук Ю.К. - Палиноспектры ледников Полярного Урала c. 1-14

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34641

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются палиноспектры проб с поверхности ледника Романтиков, расположенного на Полярном Урале в горном массиве Рай-Из, а также обобщение результатов опубликованных исследований ледников Урала. Рассматриваются также палиноспектры снежников Ямала и Гыдана, которые можно отнести к аналогам льдов атмосферного происхождения. Рассмотрены также климатические особенности Полярного Урала в связи с существованием ледников ниже снеговой линии в особенности ландшафтов Полярного Урала, особенно подробно растительность, как источник пыльцы и спор, выпадающих на поверхность ледников Полярного Урала, а также возможность дальнего заноса пыльцы на поверхность ледника Романтиков. Основным результатом проведенного исследования является вывод о том, что состав палиноспектров ледника Романтиков в горном массиве Рай-Из определяется в основном дальним переносом пыльцы и спор из западных и юго-западных регионов в широтном направлении. Палиноспектры, полученные с поверхности ледника Романтиков , характеризуются значительным участием разнообразной пыльцы широколиственных пород липы, клена, дуба, а также лещины. Абсолютно преобладает пыльца сосны и высокоствольной березы. Локальная растительность очень бедна, растительный покров в окрестностях ледника представлен редкими куртинами. Тем не менее в палиноспектрах отмечена пыльца верескоцветных, лютиковых, злаков.
Многолетнемерзлые породы и подземные льды Арктики, Антарктики и горных регионов
Королева Е.С., Слагода Е.А., Бабкина Е.А., Бабкин Е.М., Тихонравова Я.В., Факащук Н.Ю. - Структурно-текстурные особенности генетических типов пластовых и жильных льдов и условия их образования в низовьях реки Гыда c. 15-31

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.33717

Аннотация: В строении мерзлой толщи 2-й озерно-аллювиальной террасы р. Гыда выявлены и изучены полигонально-жильные, линзовидные пластовые и линзовидные льды. Впервые для этих различных морфологических типов подземных льдов выполнен детальный анализ структурно-текстурных особенностей в шлифах. По криолитологическому строению вмещающих пород и структурно-текстурным особенностям льда определены основные механизмы образования залежей – полигонально-жильный, инфильтрационно-сегрегационный и конжеляционный. Развитие полигонально-жильных льдов происходило в аллювиальной пойменной обстановке осадконакопления на фоне колебаний климата в конце позднего неоплейстоцена и в голоцене. Рост жил льда во второй половине сартанского периода прерывался под водоемами с неглубокими таликами, после промерзания которых сформировались инфильтрационно-сегрегационные линзовидные пластовые льды. Строение мерзлой тощи осложнено линзами конжеляционного льда, сформированными в термоэрозионных нишах в голоценовом оптимуме около 6,5 т.л.н. В настоящее время возможно образование аналогичных типов льдов на разных участках рельефа. Установленные особенности криогенного строения важны для палеогеографических реконструкций и прогноза динамики мерзлотно-фациальных обстановок на фоне современных изменений глубин сезонно-талого слоя и развития локального термокарста.
Буданцева Н.А., Васильчук Ю.К. - Гидрохимический состав голоценовых повторно-жильных льдов у города Анадырь c. 32-50

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34659

Аннотация: Выполнено исследование голоценовых повторно-жильных льдов, вскрытых в обнажении первой морской террасы вблизи г.Анадырь, на востоке Чукотского полуострова, на побережье залива Онемен. Полигональный рельеф четко прослеживается на поверхности первой морской террасы в районе исследований, размеры полигонов около 8х12 м. В обнажении террасы вскрыт торф мощностью около 1.5 м, подстилаемый супесью мощностью до 2 м, ниже залегает песок горизонтально-слоистый. Повторно-жильные льды залегают в торфе (головы жил) и в подстилающей супеси. Лед жил вертикально-слоистый, желтовато-серый. Ледяные жилы вскрыты также в обнажении торфяника мощностью до 2.5 м, вложенного в виде линзы с поверхности террасы. Для гидрохимического анализа отобраны образцы из трех наиболее полно вскрытых ледяных жил. Всего было отобрано 20 образцов льда из голоценовых жил, а также лед из современного жильного ростка и вода залива Онемен. Основным выводом проведенного исследования является установление преимущественно атмосферного питания льда жил в первой половине голоцена. Показано, что минерализация исследованных жил низкая, не превышает 80 мг/л, в составе ионов преобладают Na+ , Ca2+ и Cl-. Близкие значения минерализации и ионного состава получены по современному жильному ростку. Полученные данные хорошо согласуются с данными по повторно-жильным льдам, исследованным в других районах Чукотки, как континентальным, так и прибрежным. Для большинства ранее опробованных жил значения минерализации не превышали 150 мг/л. Низкие значения минерализации жил в районе г.Анадырь демонстрируют их преимущественное формирование из зимних осадков, преобладание натрия и хлора в составе солей указывает на захват морских аэрозолей осадками или ветровой привнос капель с акватории залива Онемен на поверхность снежного покрова.
Почвы холодных равнинных и горных регионов
Васильчук Ю.К., Васильчук Д.Ю., Белик А.Д., Гинзбург А.П., Буданцева Н.А., Васильчук А.К. - Криогенные почвы близ пос. Елецкий, север-восток Республики Коми c. 51-79

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34011

Аннотация: Предметом исследования являются почвы и почвенно-геохимические катены в районе пос. Елецкий, располагающегося на северо-востоке Республики Коми. Катены была заложена на повышении, покрытом мохово-кустарничковой тундрой в междуречье рек Уса и Елец к озерному понижению, осложненному выпуклыми буграми пучения. Авторами в пределах района исследования были заложены 5 почвенных разрезов (разрезы EL20-П1, EL20-П2, EL20-П3, EL20-П4 и EL20-П5), которые составили почвенно-геохимическую катену вдоль пологого склона. В пределах катены выявлена комплексность почвенного покрова. Исследованные почвы сформированы на покровных пылеватых суглинках при залегании горизонта многолетнемёрзлых пород на глубине 0,5-0,7 м Почвы относятся к отделам криометаморфических почв, криозёмов и глеевых почв. В пределах автономного ландшафта выделяются криометаморфические почвы, их специфическая икряная криогенная структура обусловлена тем, что они не подвержены переувлажнению. Почвы подчиненных и транзитных позиций переувлажнены, поэтому там формируются бесструктурные криоземы, торфяно-криоземы глееватые и торфяно-глеезёмы. В почвенных горизонтах измерены значения рН, электропроводности, изучено содержание органического углерода и гранулометрический состав. Отмечено увеличение кислотности почв в органогенных горизонтах 4.3 – 5.7, по сравнению с нижележащими горизонтами, где значения рН доходят до 6.9.
Грунты холодных равнинных и горных регионов
Крапивнер Р.Б. - Проблема генезиса четвертичных отложений шельфа Баренцева моря как отражение общего кризиса ледниковой теории c. 80-102

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.34164

Аннотация: Настоящее сообщение продолжает дискуссию о четвертичной геологии и палеогеографии обширного и хорошо изученного шельфа Баренцева моря. Объектом исследования являются рельеф и четвертичные образования Баренцевского шельфа. Использованы данные сейсмоакустического профилирования, и материалы инженерно-геологического бурения. Поскольку Баренцевский шельф является высокоширотной областью современного осадконакопления, автор анализирует разные аспекты генезиса его четвертичных отложений с учетом географической зональности процессов морской седиментации и ростом гравитационной консолидации осадков вниз по разрезу. Выявлена генетическая связь микроструктуры и степени консолидации глинистых осадков с их сейсмоизображением, что учитывалось при интерпретации материалов сейсмопрофилирования. В комплексе с данными абсолютной геохронологии установлено, что на всей площади Баренцевского шельфа покров слабоконсолидированных осадков последней морской трансгрессии отделен от подстилающих мореноподобных или дочетвертичных отложений диахронной границей стратиграфического, а иногда и углового несогласия, а сама трансгрессия имеет не гляциоэвстатическую, а тектоническую природу. На протяжении предшествовавшего ей хиатуса был сформирован эрозионный рельеф с магистральными речными долинами и их притоками, основные черты которого сохранились в северной глубоководной части моря, где покров осадков последней трансгрессии имеет незначительную мощность. На водораздельных пространствах распространены диамиктоновые илы, отличающиеся от подстилающего диамиктона низкой степенью консолидации, а во впадинах донного рельефа ̶ глинистые илы. Установлено, что диамиктоновый ил становится диамиктоном в процессе гравитационной консолидации, причем повышенная плотность диамиктона обусловлена его низкой гранулометрической сортировкой. Приведены факты в пользу автохтонности морской микрофауны, содержащейся в диамиктоне, и эстуариевого происхождения ритмичнослоистых осадков, принимавшихся за проксимальные ледниково-морские осадки. Аргументируется вывод о том, что апробация ледниковой теории на примере высокоширотного арктического шельфа вступает в противоречие с фактами и основными положениями гляциологии, отображая общий кризис этой теории.
Экзогенные процессы в холодных равнинных и горных регионах
Сальва А.М. - Природные опасности на участках магистрального водовода в Центральной Якутии вызванные термокарстовыми проявлениями c. 103-112

DOI:
10.7256/2453-8922.2020.4.32936

Аннотация: Объектом исследования являются термокарстовые проявления, в частности, полигональный микрорельеф и морозобойное растрескивание, которые являются причинами опасности природного характера для магистрального водовода. В начале статьи показаны смещения, провисания, разрывы и разломы труб и креплений магистральных водоводов, вызванные термокарстовыми проявлениями, на космических снимках отмечено площадное районирование полигонального микрорельефа. Термокарстовые проявления выявлены по космическим снимкам и находящиеся в открытом доступе на интернет – сайте https://www.yandex.ru/maps/, кроме того, использованы методы полевых наблюдений, фотосъемка, обработана инженерно-геологическая информация и литературно-фондовый материал.              Термокарстовые проявления выявлены по космическим снимкам и находящиеся в открытом доступе на интернет – сайте, кроме того использована и обработана инженерно-геологическая информация, методы полевых наблюдений, фотосъемки и литературно-фондовый материал. Также по космическим снимкам представлена методика площадного районирования территории активизации полигонального микрорельефа. Исследование проведено путем полевых наблюдений, проведённых на ключевых участках трассы магистрального водовода, а также при обработке архивных данных инженерных изысканий прошлых лет. На основании полученных материалов, удалось выяснить текущую геокриологическую обстановку территории полосы трассы водовода и распространения негативных криогенных процессов и явлений. Также по космическим снимкам представлена методика площадного районирования территории полигонального микрорельефа и растрескивания, предложенная раннее автором. В результате исследований можно сделать вывод, что морозобойные трещины являются причиной напряженно-деформированного состояния водовода, а космические снимки показывают распространение площадного районирования полигонального микрорельефа и растрескивания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"