по
Arctic and Antarctica
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "Arctic and Antarctica" > Contents of Issue № 02/2019
Contents of Issue № 02/2019
Natural resources of the Arctic and Antarctica
Kachur A.N., Skrylnik Gennady Petrovich G.P. - Modern structure and sustainability of geosystems of the Eastern Chukotka pp. 1-15

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29595

Abstract: The object of this work is the polar landscapes of Eastern Chukotka. The research task is to determine the nature and specificity of geological and geomorphological structure of the territory in typical and anomalous environments of cryolithomorphogenesis. The goal consists in the theoretical and practical studies of sustainability and plasticity of the polar geosystems on the background of climatic changes, amid the conflicting interactions between continentality and oceanicity. Special attention is given to the detailed analysis of morpholythogenic effects of the typical and anomalous (extreme – critical and crisis, as well as disastrous) processes and factors. The main conclusion lies in the following: in the course of development of the northern territories and increased interference in their natural environment, all permafrost processes are activated, with the leading role of thermokarst. Special contribution into the study is defined by the fact that, in the context of the upcoming continentalization of climate and assumed conservation the territory in Eastern Chukotka, the traceable natural risks are reducing, and the geosystems, most commonly, retain their initial sustainability. The exogenous crisis situations and disasters are forecasted, which allows making adjustments to the practice of optimal natural resource management. The scientific novelty lies in tracing the sustainable development of the territory, considering not only the compound, but also thorough complexation of the living and fossil.
Landscape of the Arctic, Antarctic and mountain regions
Baranskaya A.V., Maznev S.V., Romanenko F.A., Shilova O.S. - Recent crustal movements of the Karelian coast of the White Sea pp. 16-33

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29635

Abstract: This article presents the results of lineament and structural-geomorphological analysis of the part of Karelian coast of the White Sea. The coasts of the Kandalaksha Gulf have significantly uplifted in the Neotectonic time; this is the territory of most intense post-glacial rise within the Baltic shield. A combination of glacio-isostatic compensational uplift after deglaciation, tectonic movements and eustatic sea level uplift has formed the modern image of coastland. The goal of this work lies in determining the existence of differentiated movements of crustal blocks on a scale of smaller blocks, which size does not exceed several tens of kilometers. The authors conducted the lineament and structural-geomorphologic analysis based on the field data, literary material and remotely sensed data. The data on the relative sea level changes in the regions, acquired mostly via the method of isolated basins, was imposed upon the obtained maps demonstrating lineaments and blocks. The authors assess the pace of the relative uplift of the blocks, their spatial and temporal change. The presence of graded block movements with differences in amplitudes reaching 20 m. Their character of such graded movements overall corresponds with distribution common to glacio-isostatic uplift, at maximum speed, gravitating towards the center of glaciation; however, the position of the most rapidly uplifting Rugozerko-Kuzakotskiy block can be explained only by the tectonic movements. It is revealed that a significant role in development of the structural plan of the territory was played by the reactivated Onega-Kandalaksha paleorift. It is demonstrated that its northwestern branch has different pressure that the central, which confirms the fact that this part of graben originated at Neotectonic stage.
Permafrost and ground ice of the Arctic, Antarctic and mountain regions
Vasil'chuk Y.K., Vasil'chuk A.C. - Types of cyclicality of the yedoma strata in the Mayn River valley (Chukotka) pp. 34-61

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29667

Abstract: The subject of the study is the cyclicality of the yedoma strata in the Mayn River valley of Southern Chukotka. The author explores the Late Pleistocene syngenetic strata containing syngenetic ice wedges in the Mayn River valley of Southern Chukotka: lacustrine and lacustrine-alluvial sediments in the Ledovy exposure outcrop, and lacustrine-alluvial sediments of the Ust’-Algan exposure. These strata are located close to each other, and formed with the diverse in lithological composition and facies sendiments: from coarse sand with pebble of river facies to silty facies, permeated with thick ice wedges of different configurations. The main research method is the field study of cryolithological structure of the natural exposures. The author also examines the radiocarbon age of the strata of the wedges, the oxygen-isotope and hydrochemical composition of ice wedges. The following conclusions were made:1. The hierarchy of the main types of cyclicity, observed in the studied syncryogenic strata is clarified;2. The duration of micro-, meso- and macro-cycles in formation of the yedoma strata of the Main River valley is determined- cyclite polygonal ice wedges in the section of lacustrine strata of the Ledovy exposure- heterocyclic polygonal ice wedges of in the section of lacustrine-alluvial yedoma of Ledovy exposure- heterocyclitic polygonal ice wedges in the  section of Ust’-Algan exposure.
Novikova A.V., Baranskaya A.V., Sinitskiy A.I. - Upper Quaternary sediments of the central part of Gydan Peninsula (Lake Parisento) pp. 62-79

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29823

Abstract: The study is devoted to the late Pleistocene-Holocene paleogeography of the central part of the Gydan Peninsula in the area of the Parisento. The work covers the results of field studies in the area of Lake Parisento and in the middle reaches of the Gydansky Yuribey. The study is based on field data, radiocarbon and OSL - dating and correlation with data from previous studies. It was established that in the lower part of the sections, Kazan-Early-Zyrian (MIS 5-4) dark gray loams and sandy loams outcrop. Above lie the Kargin-Sartan (MIS 3-2) lacustrine, or lacustrine-alluvial gray horizontally and cross-stratified sands that make up the surface at elevations of 20-30 m in the vicinity of Lake Parisento. Kargin-Sartan (MIS 3-2) alluvial light-gray fine-grained sands with wave lamination interbedded with dark-gray sandy loams and loams were found on the right bank of Yuribey River in the southeast of the area. Above are the Sartan (MIS 2) and Holocene gray cover sandy loams and loams. They lie at the top of the sections at elevations of 40-50 m. Holocene peats are encountered on top of the sections at various geomorphological levels.
Vasil'chuk Y.K. - Yedomas in Alaska and Klondike with well-defined cyclic qualities pp. 80-111

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29778

Abstract: The object of this research is the yedomas in Alaska and Klondike with the well-defined cyclic qualities. The author examines the mesocyclic polygonal-lode complex McLeod Point, mesocyclic polygonal-lode complex  on the Itkillik River, mesocyclic polygonal-lode complex in Chatanika, mesocyclic polygonal-lode complex  in the Last Chance Creek valley, mesocyclic polygonal-lode complex in the Fox permafrost tunnel, mesocyclites in the Seward Peninsula, Colville River valley, the northern slope of Alaska, and Klondike near Dawson City. The main research method contains the analysis of cryolithological structure, radiocarbon dating, oxygen-isotope and hydrogen-isotope data. The main result of the conducted research lies in identification of mesocyclites in the Alaska and Klondike yedomas, such as: a) there are three vertical growth mesocyclitic stages in the MacLeod Point yedoma; b) four vertical growth mesocyclitic stages are common in the Chatanika yedoma; c) at least four vertical growth mesocyclitic stages are identified in the Itkillik yedoma; d) at least four vertical growth mesocyclitic stages are revealed in the Fox permafrost yedoma; e) at least four vertical growth mesocyclitic stages are tiers are distinguished in the Last Chance Creek valley; f) large, two or more layered syngenetic lodes are detected in the Seward Peninsula, Colville River valley , and the northern slope of Alaska yedomas – two-layered lodes; g) Klondike yedoma, near the Dawson City, is characterized with powerful two-three layered syngenetic lodes.
Grounds of Cold Plains and Mountain Regions
Gusev E.A., Molod'kov A.N., Kuznetsov A.B., Novikhina E.S., Anikina N.Y., Derevyanko L.G., Chetverov - Key sections of the second half of the Middle Neo-Pleistocene of Yenisei North pp. 112-125

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29676

Abstract: The subject of this research is the stratigraphy and paleography of the Middle Neo-Pleistocene of the north of Western Siberia. The authors examine the sediments of the Middle Neo-Pleistocene of Yenisei North, including Taz and Shirta horizons, correlated with marine isotope stages 6 and 7. The affiliation of the explored sections to the upper link of the Middle Neo-Pleistocene was substantiated by the chronometric studies, as well as sectoral position, palynological and microfaunistic data. Special attention is given to the genetic interpretation of sediments based on the results of the author’s personal laboratory and analytical data and published records. The goal of this work lies examination of the Middle Neo-Pleistocene sediments of the Yenisei North, as well as determination of their age and genesis on the basis of comprehensive analysis of the key sections. The authors applied lithological, microfaunistic, and palynological methods of research; as well as conducted age dating via the method of infrared-stimulated luminescence (IR-OSL). The obtained dating ranging between 166 and 217 thousand years ago on four key sections, including the stratotype of the Sanchugovskaya suite. Among the sediments of the Middle Neo-Pleistocene, there are varieties from pure sands to clayey silts and unsorted hybrid rocks. The results of lithological and paleontological analyzes testify to the marine origin of sediments from the majority of the sections explored. Such sediments contain the marine mollusks and foraminifera in situ. The results can be used for revising the paleogeography of Western Siberia in the Middle Neo-Pleistocene.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Арктика и Антарктика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Арктика и Антарктика" > Содержание № 02, 2019
Выходные данные сетевого издания "Арктика и Антарктика"
Номер подписан в печать: 23-05-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Васильчук Юрий Кириллович, доктор геолого-минералогических наук, vasilch_geo@mail.ru
ISSN: 2453-8922
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2019
Природные ресурсы Арктики и Антарктики
Качур А.Н., Скрыльник Г.П. - Современная структура и устойчивость геосистем восточной чукотки c. 1-15

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29595

Аннотация: Объектом исследования являются полярные ландшафты Восточной Чукотки. Задачей проведенного исследования было выяснение природы и специфики геолого-геоморфологического устройства территории в типичных и аномальных обстановках криолитоморфогенеза. Целью исследования были теоретические и практические разработки устойчивости и пластичности полярных геосистем (ГС) на фоне меняющихся климатических изменений, в обстановках противоборствующих взаимодействий континентальности и океаничности. Особое внимание было уделено тщательному исследованию морфолитогенетических эфффектов со стороны типичных и аномальных (экстремальных – критических и кризисных, а также катастрофических) процессов и факторов. Использованы данные многолетних исследований автора на Чукотке и доступные литературные источники. При анализе были применены сравнительно-географический, информационный и палеогеографический методы. Основными выводами проведенного исследования является следующее. В ходе хозяйственного освоения северных территорий и усиливающегося вмешательства в их естественную природную обстановку активизируются все мерзлотные процессы, при ведущей роли термокарста. Особым вкладом автора в исследовании темы является то, что на Восточной Чукотке, в обстановке намечающейся континентализации климата и предполагаемой заповедности территории, прослеживаемые природные риски снижаются и геосистемы здесь, как правило, сохраняют свою изначальную устойчивость. Экзогенные кризисные обстановки и катастрофы прогнозируются, что позволяет вносить коррективы в практику оптимального природопользованияНовизна исследования заключается в прослеживании устойчивого развития территории, базирующегося на учете не только сложного, но и одновременно сквозного комплексирования живого и косного.
Рельеф Арктики, Антарктики и горных регионов
Баранская А.В., Мазнев С.В., Романенко Ф.А., Шилова О.С. - Новейшие движения земной коры Карельского берега Белого моря c. 16-33

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29635

Аннотация: В статье представлены результаты линеаментного и структурно-геоморфологического анализа участка Карельского берега Белого моря. Побережья Кандалакшского залива активно поднимались в новейшее время; это территория наиболее интенсивного послеледникового воздымания на Балтийском щите. Сочетание гляциоизостатического компенсационного поднятия после схода ледника, тектонических движений и эвстатического подъема уровня моря создало современный облик прибрежной суши. Задачей работы было выявления наличия дифференцированных движений блоков земной коры в масштабе небольших блоков, размеры которых не превышают нескольких десятков километров. Был проведен линеаментный и структурно-геоморфологический анализ по данным полевых исследований, литературным материалам и данным дистанционного зондирования. На полученные карты линеаментов и блоков были наложены данные об изменениях относительного уровня моря в регионе, полученные, главным образом, с помощью метода изолированных бассейнов. Оценены скорости относительного поднятия блоков, их пространственное и временное изменение. Выявлено наличие дифференцированных движений блоков с разницей в амплитудах до 20 м. Характер показанных дифференцированных движений, в целом, соответствует распределению, характерному для гляциоизостатического поднятия, с максимальными скоростями, тяготеющими к центру оледенения, однако положение наиболее быстро поднимающегося Ругозерско-Кузокоцкого блока можно объяснить лишь тектоническими движениями.Выявлено, что значительную роль в развитии структурного плана территории сыграло присутствие Онежско-Кандалакшского палеорифта, обновленного на новейшем этапе. Показано, что северо-западная его ветвь отличается иными напряжениями, чем центральная, что подтверждает данные о том, что эта часть грабена зародилась на неотектоническом этапе.
Многолетнемерзлые породы и подземные льды Арктики, Антарктики и горных регионов
Васильчук Ю.К., Васильчук А.К. - Типы циклитности едомных толщ в долине реки Майн, Чукотка c. 34-61

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29667

Аннотация: Предметом исследования является циклитность едомных толщ в долине реки Майн на юге Чукотка. Рассмотрены позднеплейстоценовые сильнольдистые синкриогенные толщи вмещающие сингенетические повторно-жильные льды в долине р.Майн на юге Чукотки: озерные и озерно-аллювиальные отложения в обнажении Ледовый обрыв и аллювиальная толща Усть-Алганского обрыва. Эти толщи располагаются поблизости друг от друга и сложены очень разными по литологическому составу и фациальной принадлежности отложениями: от грубых песков с галечником русловых фаций до илистых старичных фаций, пронизанных мощными повторно-жильными льдами разной конфигурации. Основным методом исследования было полевое изучение криолитологического строения естественных разрезов. Также исследован радиоуглеродный возраст вмещающих жилы толщ, изотопно-кислородный и гидрохимический состав ледяных жил. Основными выводами проведенного исследования являются:1. Уточнена иерархия основных типов цикличности, наблюдаемых в изученных синкриогенных толщах.2. Установлена длительность микро-, мезо- и макроциклов при формировании едомных толщ долины Майна.- циклитного полигонально-жильного комплекса в разрезе озерной толщи Ледового обрыва. - гетероциклитного полигонально-жильного комплекса в разрезе едомной толщи Ледового обрыва. - гетероциклитного полигонально-жильного комплекса в разрезе Усть-Алганского обрыва.
Новикова А.В., Баранская А.В., Синицкий А.И. - Верхнечетвертичные отложения центральной части Гыданского полуострова (район озера Парисенто) c. 62-79

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29823

Аннотация: Исследование посвящено палеогеографии позднего плейстоцена-голоцена центральной части Гыданского полуострова в районе стационара Парисенто. Работа освещает результаты полевых исследований в районе озера Парисенто и в среднем течении Гыданского Юрибея. Изучались как скважины и обнажения, описанные ранее в работах ВСЕГИНГЕО, так и новые опорные разрезы. Проведено стратиграфическое расчленение толщ в береговых обрывах, предположен их генезис и возраст. Изучен рельеф региона в ходе маршрутных наблюдений и по результатам анализа дистанционных материалов. Исследование основано на данных полевых работ, радиоуглеродном и ОСЛ - датировании отложений и корреляции с данными предыдущих исследований. Установлено, что в основании разрезов вскрываются казанцевские-раннезырянские (МИС 5-4) темно-серые местами слоистые суглинки и супеси. Выше лежат каргинские и сартанские (МИС 3-2) озерные, либо озерно-аллювиальные серые горизонтально и косослоистые пески, слагающие поверхности на высоте 20-30 м, в окрестностях озера Парисенто. Каргинские и сартанские (МИС 3-2) аллювиальные светло-серые тонко-мелкозернистые пески с волнистой слоистостью, чередующиеся с темно-серыми супесями и суглинками встречаются на правобережье Юрибея на юго-востоке полигона. Выше лежат сартанские (МИС 2) и голоценовые покровные серые супеси и суглинки в верхней части разрезов поверхностей на высоте 40-50 м. Венчают разрезы сартанские и голоценовые (МИС 2-1) аллювиальные желтовато-серые мелко-среднезернистые пески, переслаивающиеся с супесями и суглинками в долинах крупных рек, и голоценовые болотные торфа на различных геоморфологических уровнях.
Васильчук Ю.К. - Едомные толщи Аляски и Клондайка с хорошо выраженными признаками цикличности c. 80-111

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29778

Аннотация: Объектом исследования являются едомные толщи Аляски и Клондайка, в которых хорошо выражены признаками цикличности. Детально рассмотрены мезоциклитный полигонально-жильный комплекс МакЛеод Пойнт, мезоциклитный полигонально-жильный комплекс на р. Иткиллик, мезоциклитный полигонально-жильный комплекс Чатаника, мезоциклитный полигонально-жильный комплекс в долине р.Ласт Ченс Крик, мезоциклитный полигонально-жильный комплекс Фокс пермафрост туннель, мезоциклиты на полуострове Съюарда, в долине р. Колвилл, на Северном склоне Аляски и на Клондайке, близ г.Доусона. Основной метод проведенного исследования - анализ криолитологического строения, радиоуглеродного датирования, изотопно-кислородных и изотопно-водородных данных. Основным результатом проведенного исследования является выделение мезоциклитов в строении едомных толщ Аляски и Клондайка: а) в строении полигонально-жильного комплекса МакЛеод Пойнт, выделяется 3 мезоциклитных яруса; б) в обнажении и тоннеле Волт Крик в толще полигонально-жильного комплекса Чатаника, выделены 4 мезоциклитных яруса; в) в обнажении полигонально-жильного комплекса Иткиллик, выделены не менее 4 мезоциклитных ярусов; г) в тоннеле, вскрывшем полигонально-жильный комплекс Фокс пермафрост, можно выделить не менее 4 мезоциклитных ярусов; д) в строении полигонально-жильного комплекса, вскрытого в нескольких обнажениях в долине ручья Ласт Ченс Крик, вскрывается не менее 4 мезоциклитных ярусов; е) на полуострове Съюарда встречаются мощные не менее чем двухъярусные сингенетические жилы, в долине р. Колвилл и на Северном склоне Аляски - жилы с признаком двухъярусности, для едомных толщ на Клондайке, близ г.Доусона характерны мощные двухъ-трехъярусные сингенетические жилы.
Грунты холодных равнинных и горных регионов
Гусев Е.А., Молодьков А.Н., Кузнецов А.Б., Новихина Е.С., Аникина Н.Ю., Деревянко Л.Г., Четверова В.А., Крылов А.В. - Опорные разрезы второй половины среднего неоплейстоцена енисейского севера c. 112-125

DOI:
10.7256/2453-8922.2019.2.29676

Аннотация: Предметом исследования является стратиграфия и палеогеография среднего неоплейстоцена севера Западной Сибири. Авторами изучались отложения среднего неоплейстоцена енисейского севера, включающие тазовский и ширтинские горизонты, коррелируемые с морскими изотопными стадиями 6 и 7. Принадлежность исследованных разрезов к верхнему звену среднего неоплейстоцена обосновывалась хронометрическими исследованиями, а также положением в разрезе, палинологическими и микрофаунистическими данными. Особое внимание уделялось генетической интерпретации отложений, для которой применялись результаты собственных лабораторно-аналитических данных и опубликованные сведения. Целью работы являлось изучение средненеоплейстоценовых отложений енисейского севера, определение их возраста и генезиса на основе комплексного изучения опорных обнажений. Применены литологический, микрофаунистический, палинологический методы исследования образцов, а также проведено датирование методом инфракрасно-стимулированной люминесценции (IR-OSL). Получены датировки в диапазоне от 166 до 217 тыс. лет назад по четырем опорным обнажениям, включая стратотип санчуговской свиты. Среди осадков среднего неоплейстоцена встречаются разности от чистых песков до глинистых алевритов и несортированных смешанных пород. Результаты литологических и палеонтологических анализов, свидетельствуют о морском происхождении осадков из большинства изученных разрезов. В осадках встречаются остатки морских моллюсков и фораминифер in situ. Результаты могут быть использованы для пересмотра палеогеографии Западной Сибири в среднем неоплейстоцене.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"