Архитектура и дизайн - рубрика Философия архитектуры
по
Архитектура и дизайн
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Архитектура и дизайн" > Рубрика "Философия архитектуры"
Философия архитектуры
Болтаевский А.А. - Устремленные в будущее: город как основа цивилизации c. 1-6

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.16961

Аннотация: Предметом исследования является город, ставший нетъемлемой частью повседневной жизни человека, но вместе с тем он ставящий серьезные требования к окружающему пространству. Различные исследователи пытаются создать благоприятный образ городов будущего, однако главная сложность состоит в том, чтобы комфорт человека не наносил ущерб природе. Основной потребностью современного человека является стремление к экологичности, что нашло отражение в работах социологов, философов, градостроителей. Концепции Э. Говарда остались лишь утопией, но город будущего может быть только "зеленым". В работе используются сравнительный анализ, ситуационный анализ, построение новых понятий на основе отечественных и зарубежных источников. Городская цивилизация сохранится в будущем в качестве основы жизни человека. Главными компонентами городов будущего станут умные технологии и взаимодействие с биосферой. Предполагается использование альтернативной энергии, развитие общественного электротранспорта, создание режима благоприятствования для велосипедистов. Вероятным прообразом такого города является южнокорейский Сонгдо.
Спектор Д.М. - Заметки о пространстве c. 1-12

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.3.25180

Аннотация: Предметом исследования выступает пространство — в том новом значении, которое оно обретает со второй половины ХХ столетия, постепенно подменяя прежде монопольно занимающее философию «время». Процесс этот далек от завершения, и данное исследование также не претендует на окончательность выводов, прежде всего намечая новые подходы к пониманию, исходя при этом как из философии пространства, так и истории его созидания, в частности его органолептики, телесных аллюзий и исходных дифференциаций, к числу которых отнесены в частности специфики сакрального и профанного. Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «пространство», прослеживанием его архаических истоков и логики его становления, включающей помимо прочего обретение им глубины, сополагающей прежние измерения «возвышенного» и «земного» с дифференциациями «капитального» и виртуального. Научная новизна исследования заключается в раскрытии генезиса пространственных категорий, в частности, в критике бытующих и весьма влиятельных представлений, затрагивающих «овнешнение» и «отчуждение» пространства. Обращение к реальной истории показывает, что пространство начинается с «отчуждения» человеческой «сущности» от отдельного обособленного индивида-тела, его подчинении логике общего бытия (бытию-общности). Поскольку последнее освобождается от метафизических аллюзий, оно должно быть взято в собственной обустроенности, том механизме, который предстает с одной стороны пространственным (совокупностью так-устроенных-мест: храма, дворца, площади, города), с другой, пространством машин и механизмов совместности и совместимости действия.
Иванова А.С. - Феномен виртуальной реальности в архитектурной среде c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.1.27749

Аннотация: Предметом исследования является феномен «виртуальной реальности» в архитектурной среде. В статье представлен обзор возникновения идеи «виртуальной реальности» в науке и архитектуре. Подробно рассмотрены тенденции метафорического определения термина в различных областях гуманитарного знания. Особое внимание уделяется теоретическим вопросам феномена, истории его возникновения, изучения онтологических подходов. Определена роль и взаимодействие визуальных иллюзий с виртуальной реальностью, где значимость иллюзорных эффектов выходит на первый план рассмотрения проявления феномена в архитектуре. Методология исследования заключается в последовательном рассмотрении вопросов анализа исторических материалов, возникновения идеи виртуальной реальности, проблем визуального восприятия архитектурной среды и иллюзорных архитектурных пространств. Основными выводами исследования являются особенности понимания феномена "виртуальной реальности" в архитектуре. Дается определение с точки зрения теории архитектуры, определяются типы явлений иллюзорного характера. Приводятся обоснования значимости иллюзорных эффектов в формировании виртуальной реальности архитектурной среды, которые могут быть полезны в теории и практике.
Вязинкин А.Ю., Двухжилова И.В. - Консервативный подход к эстетике архитектуры: философия Роджера Скрутона c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2019.2.32686

Аннотация: Предметом исследования является консервативный подход к эстетике архитектуры в философии британского мыслителя, эстетика и теоретика консерватизма Роджера Скрутона. Культурная ситуация постиндустриального общества - консюмеризм, коммодификация культуры - требует новых подходов в искусствоведении, способных утвердить в социальной жизни охранительные тенденции. Скрутон предлагает альтернативный подход к искусству, представляющий собой не столько возврат к традиционным ценностям, сколько обновление культурной ситуации. Такая ситуация подразумевает существование искусства как транслятора традиционных ценностей, укрепляющих социальные связи. Методология исследования обусловлена его междисциплинарной спецификой и включает в себя характерные подходы и методы культурологии, искусствоведения, а также метод соотношения исторического и логического. Данная статья - первое в отечественной научной литературе изучение эстетики архитектуры Скрутона в контексте его консервативной философии, что и представляет новизну научной работы, и определяет новые горизонты исследований, как в области эстетики архитектуры, так и в области философии современного британского консерватизма. Исследователи приходя к выводу о том, что обращение Скрутона к теме эстетического опыта расширяет проблематику вопроса от сугубой эстетики - к единству этики, теории солидарности, аксиологии традиционной культуры.
Сондуева С.Р. - Историческое развитие понятия сегментирования на рынке жилья и зарождение подходов к сегментированию c. 1-8

DOI:
10.7256/2585-7789.2021.1.37145

Аннотация: Предметом исследования в данной работе являются вопросы развития понятия сегментирования на рынке жилья и зарождения подходов к сегментированию. Объектом исследования выступают термин "сегментирование" и подходы к данному методу. Автор работы исследует историческое развитие данного понятия, а также то, по каким критериям принято проводить сегментацию товаров. Определены методы сегментирования в маркетинговой сфере. Определено то, каким именно методом проводят сегментацию объектов недвижимости, а также варианты структурирования и сегментирования рынка недвижимости. Выявлены основные преимущества сегментирования рынка в сравнении с традиционным методом массового маркетинга.   Основными выводами, вынесенными из данного исследования являются то, что понятие сегментирования существует уже свыше 70-ти лет. Традиционных методов сегментирования, которыми пользуются во всем мире два, это методы "post hoc" и "a priory". Сегментирование объектов жилой недвижимости проводится методом "a priory". Автор исследует каким именно методом проводится сегментирование объектов жилой недвижимости, какие критерии выбираются при исследовании рынка жилой недвижимости. Необходимость сегментирования объектов жилой недвижимости обусловлена тем, что требования потребителей у каждого индивидуальны и меняются с течением времени, а сегментация позволяет выделить целевую аудиторию и отследить предпочтения потенциальных покупателей.
Киричков И.В. - Особенности интуитивного познания в архитектуре c. 12-22

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.2.24128

Аннотация: Архитектура по-прежнему остается малоизученной областью человеческой деятельности, трансформации которой подчас выходят за грани привычной логики. Предполагается, что интуитивное познание способно не только вывести архитектуру на качественно новый уровень, но и определить новый вектор человеческого развития. Значимость интуитивного познания стремительно возрастает в наши дни на фоне динамично меняющегося мира. В данной статье рассмотрены тенденции развития современной архитектуры, семантика, взаимоотношения с наукой, границы применения, связь с бессознательным, а также способы развития интуитивного познания. Методом данного исследования является анализ различных техник архитектурного формообразования. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, недостаточным вниманием со стороны исследователей к проблемам интуитивного познания с точки зрения архитектуры. Интуиция в архитектурном произведении проявляется в том случае, когда архитектор отходит от заученных правил, нарушает общепринятые законы, действует вопреки общественному мнению, стремится к созданию нового. Интуитивное познание в качестве основного формообразующего фактора может быть применено в разработке объемно-планировочных решений зданий, дизайне интерьеров, формировании городской среды, благоустройстве территории, создании новых концепций и т. д.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.