Статья 'Историческое развитие регламентов проектирования дошкольных образовательных организаций' - журнал 'Архитектура и дизайн' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:

Историческое развитие регламентов проектирования дошкольных образовательных организаций

Артемьев Константин Романович

Архитектор II-ой категории, Акционерное общество «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект»

660025, Россия, Красноярский Край область, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 126, каб. 303

Artemev Konstantin Romanovich

Architectural Engineer of II category, Territorial City Planning Institute “Krasnoyarskgrazhdanproekt”

660025, Russia, Krasnoyarskii Krai oblast', g. Krasnoyarsk, pr. Krasnoyarskii rabochii, 126, kab. 303

ja-ja-ja@list.ru

DOI:

10.7256/2585-7789.2018.4.30066

Дата направления статьи в редакцию:

19-06-2019


Дата публикации:

26-06-2019


Аннотация: В статье ставится задача изучить, обозначить и проанализировать основные изменения, произошедшие в нормативной базе регламентов проектирования детских учреждений. В результате анализа произошедших изменений автор показывает, что с одной стороны, появление санитарно-эпидемиологических требований улучшает экологическое состояние территорий детских образовательных организаций (ДОО), а с другой стороны, упрощает нормы, предъявляемые к содержанию и оборудованию различных площадок этих территорий. Это приводит к тому, что основная роль в формировании интересной и разнообразной территории для досуга детей в ДОО, возлагается на проектировщиков, руководителей и сотрудников ДОО. Основные методы исследования данной темы – выявление, сравнение и анализ нескольких регламентов, исторически используемых при проектировании дошкольных образовательных организаций. Научная новизна статьи заключается в оригинальности предмета исследования, а именно истории развития требований к проектированию территории дошкольных образовательных организаций. В ходе проведенного исследования изучены происхождение и развитие термина «детский сад» (детские ясли-сады, детские образовательные учреждения, дошкольные образовательные организации). Выделены основные этапы формирования детских садов в России, изучены нормативные источники проектирования разных лет, на основании которых выявлены исторические тенденции (в форме сравнительной таблицы) изменений в нормативной базе регламентов проектирования территорий ДОО, а также требования, которые в меньшей степени были подвергнуты изменениям. Выявлена основная тенденция в развитии регламентов проектирования детских садов: СанПиНы содержат не только нормы и правила проектирования, но и описание санитарно-эпидемиологических требований (по безопасности) с целью сохранения здоровья и обеспечения нормальной жизнедеятельности детей.


Ключевые слова:

проектирование детских садов, благоустройство детских садов, территория детских садов, история детских садов, детский сад, регламенты проектирования, СНиП, СанПиН, генеральный план, ДОО

Abstract: This article aims examine and analyze the main changes occurred in the regulatory framework for the design of children's institutions. The author demonstrates that on one hand, the emergence of sanitary and epidemic requirements improves the ecological condition of the territories of children's institutions, while on the other –  it reduces the standards imposed on the maintenance and equipment of such facilities. This leads to the fact that the pivotal role in the arranging interesting and diverse recreational area for the children in preschool educational establishment (PEE) is entrusted to the designers, management, and employees of PEE. The main research methods contain determination, comparison and analysis of several regulation that have been historically applied in designing of the preschool educational establishments. The uniqueness of the subject of research, namely the evolution of requirements towards designing of territory of the preschool educational establishment, defines the scientific novelty of this study. The author examines the origins and development of the terms “childcare center” (day care, nursery, preschool educational establishments); highlights the main stages in formation of childcare centers in Russia; explores the normative sources of various years that determine the historical trends (in form of a comparison chart) of changes in the regulatory framework for the design of PEE, as well as the requirements that underwent minor changes. The article reveals the primary trend in evolution of regulations for the design of childcare centers: sanitary rules and regulations contain not only the rules for the design, but also the description of sanitary and epidemic requirements (with regards to safety) for proper care and health maintenance of the children.


Keywords:

preschool design, landscaping kindergartens, preschool territory, kindergartens history, kindergarten, design regulations, SNiP, SanPiN, master plan, PEO

Строительство новых детских садов – одна из главных задач последних лет. С увеличением численности населения происходит увеличение плотности жилой застройки. Население необходимо обеспечить не только жилыми зданиями, но и зданиями с общественными функциями, к которым относятся детские сады. Дети – наше будущее. Именно поэтому еще на стадии проектирования детских садов необходимо учесть создание более благоприятных и оптимальных условий пребывания и воспитания детей для сохранения и укрепления их здоровья.

в ходе настоящего исследования изучены научные статьи, посвящённые проблемам благоустройства территорий детских образовательных организаций, а также важности защиты экологической среды. Так в статье [5] авторы акцентирует внимание читателя на необходимости создания правильной среды для дошкольников, для повышения качества образовательных услуг и построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду. В статьях [7, 10, 11, 12, 13] отмечается, что современные темпы урбанизации требуют оздоровления окружающей среды, защиты от пыли, токсичных газов и от городского шума, которые в комплексе наносят вред здоровью детей, травмируют и угнетают их психику, снижают их умственные способности. Поэтому следует внимательнее подходить к вопросам благоустройства и озеленения территорий детских садов, а также укрепления сотрудничества с родителями с целью формирования правильного образовательного процесса. Авторы статьи [9] рассматривают современное урбанистическое развитие, которое характеризуется повышением концентрации населения, растущей высотностью застройки, сокращением озеленения и ростом автомобилизации. Все это негативно меняет качество городской среды, при этом, страдает качество пространств с развивающими и рекреационными функциями - детские образовательные организации. В работе также отмечены способы экологической защиты среды детских садов.

Актуальность данной статьи заключается в выявлении положительных тенденций в изменениях норм и правил, используемых при проектировании территории детских садов, и их возможном учете при разработке новых норм и правил проектирования.

Научная новизна статьи заключается в оригинальности предмета исследования, а именно истории развития требований к проектированию территории дошкольных образовательных организаций.

Целью данного исследования является выявление изменений / трансформаций норм и правил, предъявляемых к проектированию земельных участков детских образовательных организаций в историческом прошлом и в настоящее время.

В связи с поставленной целью следует решить следующие задачи:

- выявить истоки и историческое развитие категории «детский сад»;

- выделить основные этапы формирования детских садов в России;

- изучить, обозначить и проанализировать основные изменения, произошедшие в нормативной базе регламентов проектирования дошкольных организаций;

- отразить тенденции изменений норм и правил, предъявляемых к проектированию земельных участков детских образовательных организаций.

Основные методы исследования данной темы – выявление, сравнение и анализ комплекса регламентов, исторически используемых при проектировании дошкольных образовательных организаций.

Дошкольная образовательная организация (ДОО) – это учреждение для общественного воспитания детей в возрасте от двух до семи лет. Как тип общественных организаций детские сады существуют во многих странах и в системе образования являются одной из первых ступеней.

В зарубежном определении детский сад – в буквальном переводе означающий «сад для детей», представляет собой дошкольный образовательный подход, основанный на играх, пении, рисовании, развивающий социальное взаимодействие между детьми и являющийся частью подготовки их к школе. Такие учреждения первоначально были созданы в конце XVIII в. в Баварии и Страсбурге для детей, чьи родители работали вне дома. Сам термин «детский сад» (нем. Kindergarten) пришел из Германии, где в 1837 г. педагогом Фридрихом Фрёбелем, была открыта первая организация для игр и занятий с детьми младших возрастов. Хоть первый детский сад просуществовал, относительно не долго (всего два года), придуманные Фрёбелем термин используется до сих пор. Его он придумал из соображения, что все дети это цветки жизни, которые требуют постоянного тщательного и умелого ухода за собой, и заниматься этим должны садовницы-воспитательницы.

Сегодня этот термин используется во многих странах для описания учебных заведений (основанных на различных методах обучения) для детей в возрасте от двух до семи лет.

Сам же термин детских дошкольных учреждений был введен в 1980 г. с выходом СНиПа II-64-80, в котором под этим названием объединялись детские ясли-сады, комплексы детских яслей-садов, детские сады и детские ясли.

С появлением СанПиНа 2.4.1.2660-10 термин вновь претерпел изменения. С этого времени правильно называть детские сады – дошкольные образовательные организации. Данное название объединяет в себе целый ряд различных организаций, отличающихся по своей структуре:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида (с приоритетом осуществления одного или нескольких направлений развития воспитанников - например, интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида (в приоритете - осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей);

- детский сад присмотра и оздоровления (с приоритетом осуществления санитарно-гигиенических, оздоровительных мероприятий и процедур);

- детский сад комбинированного вида (при сочетании детских групп с вышеуказанными направлениями обслуживания в любом сочетании);

- центр развития ребенка (это детские сады, направленные на физическое и психическое развитие воспитанников, поддержку и оздоровление детей).

Корни истории появления детских садов в России исходят из середины XIX века. Одни из первых детских садов были открыты в 1860-е гг. Они были в основном частными и для богатых семей, что делало их недоступными для обычных людей. Первое же бесплатное благотворительное учреждения для детей было открыто в 1866 г. при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга».

В 1920-1930-е гг. в СССР использовался термин «детский очаг». Под этим термином, понималось, что очаг является детским садом с продленным днём. Это было вызвано тем, что максимальное количество женщин-матерей принимали активное участие в общественной жизни.

К середине XX в. уже более двух миллионов детей посещали детские сады. Несмотря на широкое распространение детских садов, в системе образования среди населения страны по-прежнему отсутствовали четкие нормы и правила по проектированию и содержанию данных учреждений.

В 1959 г. появился новый тип дошкольного образовательного учреждения – ясли-сад, который, по желанию родителей, дети могли посещать (пребывать) с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано поставленной задачей совершенствования организации работы дошкольных воспитательных учреждений и, в частности, идеей установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 1960-х гг. были разработаны первые единые для всех учреждений дошкольного образования нормы и правила, которыми руководствовались при проектировании. Данный документ регламентирует проектирование детских образовательных организаций по таким разделам как:

размещение зданий ДОО и требования, предъявляемые к их земельным участкам;

объемно-планировочные решения зданий;

противопожарные требования;

санитарно-технические устройства.

В настоящем исследовании рассмотрим как изменялись требования, предъявляемые к земельным участкам ДОО.

Территория детских образовательных организаций является очень важным пространством для обучения и деятельности детей. Она должна быть тщательно спроектирована и организована, чтобы удовлетворять всем детским потребностям, а также быть безопасной для их жизнедеятельности.

Территория детских садов включает в себя следующие функциональные зоны:

  • зона застройки;
  • общие детские площадки;
  • игровые детские площадки;
  • зона зеленых насаждений;
  • хозяйственная зона.

На рисунке 1 представлен генеральный план детского сада-яслей.

_1_01

Рисунок 1 – Генеральный план детского сада-яслей:

насаждения: А – деревья лиственные; Б – деревья хвойные; В – кустарник в группах; Г – кустарник колючий; Д – цветники; Е – газон; Ж ‑ грядки для овощей;

функциональные зоны: 1 – здание детского сада-яслей; 2 — теневые навесы; 3 — площадки для детей ясельного возраста; 4 – площадки для детей 3-7 лет; 5 – спортивная площадка; 6 – площадки для сушки белья; 7 – велосипедная дорожка; 8 – асфальтовое дорожное покрытие [15]

Основные регламенты, разработанные для детских организаций:

в 1962 г. - СНиП II-Л.3-62 («Детские ясли-сады. Нормы проектирования»);

в 1971 г. - СНиП II-Л.3-71 («Детские ясли-сады. Нормы проектирования»);

в 1980 г. - СНиП II-64-80 («Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования»);

в 1986 г. - ВСН 49-86 («Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования»);

в 2003 г. - СанПиН 2.4.1.1249-03 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». 20.06.2003);

в 2010 г. - СанПиН 2.4.1.2660-10 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 20.12.2010);

в 2013 г. - СанПиН 2.4.1.3049-13 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 29.05.2013).

Рассмотрим данную нормативную базу регламентов проектирования детских организаций и проанализируем изменения, которые были внесены в раздел требований к земельному участку ДОО.

Таблица 1 – Сравнительная таблица изменений в нормативной базе регламентов проектирования территорий ДОО

Нормы

Зонирование участка

Групповые площадки

Физкультурные и другие площадки

Хозяйственная зона

СНиП II-1.3-62

Общие детские площадки, групповые детские площадки, зона зеленых насаждений и хозяйственная зона

- каждая групповая площадка должна иметь площадь 130 м2, быть изолированной от других и ограждена кустарниками;

- необходимо предусматривать теневой навес: 30 м2 – ясли, 50 м2 - от 3-7 лет;

- все площадки для детей 3-7 лет должны быть связаны кольцевой дорожкой (1-1,5 м) для езды на педальных автомобилях, велосипедах и т.д.

- физкультурная площадка из расчета 3 м2 на одного ребенка, но не более 250 м2;

- площадка для животных и птиц 20 м2;

- бассейн 20 м2, глубиной 25 см;

- огород-ягодник (норма 0,5 м2 на одного ребенка) - может быть при каждой игровой площадке, 15 м2

- необходимо предусматривать площадку для размещения мусоросборников

СНиП II-Л.3-71

- размер групповой площадки для детей ясельного возраста 150 м2, для дошкольного 180 м2;

- необходимо предусматривать прогулочные веранды или теневые навесы (в зависимости от района) 40 м2;

- для дошкольного возраста предусматривать разделение групповых площадок по видам физкультурного и игрового оборудования:

- площадки для игр с песком и для тихих игр;

- площадка для подвижных игр;

- площадка для изучения правил дорожного движения;

- во II, III и IV районах, допускаются чаши с фонтаном для игры с водой.

- для яслей необходимо проектировать площадки с травяным покрытием, для дошкольного возраста - в дополнение к травяному покрытию – площадка с утрамбованным грунтом. Дощатое покрытие - для районов с вечномерзлыми грунтами.

- в садах с количеством 280 мест и более, вместо бассейна допускается открытый бассейн (для обучения плаванию) с ванной 3×7 м и глубиной не более 0,8 м

- площадки для животных и птиц размещаются вблизи хозяйственной площадки;

- на участках садов (в городах и поселках городского типа) не допускается размещать сараи, погреба и овощехранилища и др. хоз. постройки, такие функции размещать в подвальных или цокольных помещениях зданий;

- для сельских пунктов допускается размещать овощехранилище и хозяйственный сарай;

- хозяйственная площадка должна быть с твердым покрытие,м также для нее предусматривается отдельный въезд.

СНиП II-64-80

- групповые площадки - из расчета 5 м2 на одного ребенка младших и средних ясельных групп, 7,5 м2 старших ясельных групп, и 7,2 м2 дошкольные групп;

- предусматривать теневые навесы или прогулоч­ные веранды (в зависимости от района) 40 м2.

- общая физкультурная площадка: 150 м2 на 50-75 мест и 250 м2 на 100 и более детей;

- на участках комплексов следует размещать две физкультурные площадки площадью не более 400 м2;

- в районах III и IV допускаются открытые плескательные бассейны;

- во всех районах, кроме IА, IБ, IГ и IIA, при участках предусматривать огород-ягодник (15 м2), допускается проектировать общим для всех групп.

- хоз. площадку проектировать для садов вместительностью:

- до 50 мест - 70 м2;

- до 145 мест - 100 м2;

- до 195 мест - 140 м2;

- до 340 мест - 240 м2;

- при проектировании комплексов должна быть не более 400 м2.

- хоз. площадка должна быть с усовершенствованным облегчённым покрытием и размещаться при входах в кухни и прачечные;

- не допускается примыкания к групповым и физкультурным площадкам;

- мусоросборник размещаются только на хозяйственной площадке.

ВСН 49-86

Групповые площадки, площадки для занятий физкультурой, площадки для выращивания овощей и ягодных культур, площадки для содержания животных и птиц (в сельской местности) и хозяйственная зона

- групповые площадки проектируются из расчета 7,5 м2 в яслях, дошкольного возраста 7,2 м2, специализированных 10 м2;

- предусматривать теневые навесы или прогулочные веранды (в зависимости от района) 40 м2.

- до 150 мест размещать одну физкультурную площадку, свыше 150 мест – две, площадь площадок принимается из расчета 10 м2 на 1 место в группе;

- на физкультурных площадках для дошкольной группы необходимо предусмотреть:

- беговую дорожку не менее 30м;

- яму для прыжков 4×4м;

- зоны для гимнастических снарядов;

- зоны для спортивных игр.

- в некоторых районах проектировать площадку для выращивания овощных и ягодных культур - 0,6 м2 на ребенка, в селах - площадку для содержанию животных и птиц 30 м2.

- хоз. площадку следует проектировать для садов вместительностью:

- до 50 мест - 70 м2;

- свыше 50 до 150 – 100 м2;

- свыше 150 мест – 150 м2.

- в сельской местности предусматривается место для сушки белья.

СанПиН 2.4.1.1249-03

Зона застройки, зона игровой территории и

хозяйственная зона

- групповые площадки - из расчета 7,2 м2 на одного ребенка ясельного возраста; не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста;

- теневые навесы не менее 40 м2, теневые навесы или отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 м2 с принудительной вентиляцией (в зависимости от района);

- ежегодно весной на игровых площадках производить полную смену песка, песочницы на ночь закрывать крышкой.

- игровые площадки для дошкольных групп оборудовать с учетом высокой активности детей в играх – гимнастическими стенками, турниками, горками, лесенками, лабиринтами, качелями, крупными игровыми развивающими строительными наборами;

- игровое оборудование должно соответствовать параметрам (возрасту и росту) детей и сопровождаться документом, подтверждающийм его качество и безопасность;

- общая физкультурная площадка включает:

- зоны с оборудованием для подвижных игр;

- зоны со спортивными снарядами и гимнастическим оборудованием;

- беговой дорожкой;

- ямы для прыжков;

- полосы препятствий.

- в учреждениях вместимостью до 150 мест оборудуют одну спорт. площадку размером не менее 250 м2, при вместимости свыше 150 мест – две 150 и 250 м2

- для III районов вблизи физкультурной площадки допускается устраивать открытые плавательные бассейны.

- хозяйственную площадку располагают на границе земельного участка вдали от всех площадок, изолируют зелеными насаждениями, проектируют для нее собственный въезд и удобную связь с пищеблоком и постирочной;

- также на территории могут размещаться – котельная, сооружения водоснабжения, овощехранилище не более 50 м2 и места для сушки белья и выбивания ковровых изделий;

- при достаточной площади на хозяйственной зоне могут располагаться площадки для огорода, ягодники, фруктовые сады;

- на хозяйственной площадке оборудуют площадку для сбора мусора и пищевых отходов, на твердом покрытии устанавливают контейнеры с крышками, размеры площадки должны превышать размеры контейнера по всем сторонам на 1 м.

СанПиН 2.4.1.2660-10

Игровая и хозяйственная зона

- групповые площадки - из расчета, не менее 7,2 м2 на одного ребенка ясельного возраста, и 9,0 м2 на дошкольного возраста;

- площадки с продолжительностью инсоляции не менее 3 часов при условии не менее, чем на 50% площади;

- теневые навесы из расчета 2 м2 на ребенка, для групп из 15 человек, теневые навесы не менее 30 м2;

- игровые и физкультурные площадки оборудовать с учетом роста детей и возрастных особенностей.

- необходимо предусматривать одну или несколько физкультурных площадок.

- на территории предусматриваться зона для сушки белья и чистки ковровых изделий;

- площадку для сбора пищевых отходов и мусора располагают не менее 20 м от здания;

- следует производить уборку территории утром за 1-2 ч до прихода детей, по мере ее загрязнения;

- на территории и в непосредственной близости от нее не допускается сжигания мусора.

СанПиН 2.4.1.3049-13

- групповые площадки - из расчета: не менее 7,0 м2 на одного ребенка ясельного возраста до 3 лет, и 9,0 м2 на дошкольного возраста от 3 до 7 лет;

- теневые навесы из расчета не менее 1 м2 на одного ребенка;

- игровое оборудование - в соответствовии возрасту детей и из материалов, не оказывающих вредного воздействия на ребенка.

- на территории выделять место для колясок и санок - с навесом от осадков;

- устройство физкультурной площадки (одной или нескольких) для детей в зависимости от вместимости ДОО и программой проведения спортзанятий.

- в условиях сложившейся плотной городской застройки допускается отсутствие отдельного въезда с улицы;

- на территории хоз. зоны возможно размещение овощехранилища;

- площадку для сбора мусора располагать на не менее 15 м от здания.

При рассмотрении изменений требований, предъявляемых к земельных участкам дошкольных образовательных организаций, можно отметить, что некоторые из них подверглись меньшему изменению:

  • требования к размещению участков - в СНиПе II-Л.3-71 указывалось, что участки детских садов необходимо размещать внутри жилой застройки, а при появлении СанПиНа 2.4.1.1249-03 это требование дополнилось тем, что территория детского сада должна быть удалена от магистральных дорог, коммунальных и производственных предприятий и гаражей; через территорию не должны проходить магистральные инженерные комму никации городского назначения; при проектировании необходимо учитывать радиус пешеходной доступности (в городах - не более 300 м, в малых городах и селах - не более 500 м); уровень шума на территории не должен превышать 60 дБА;
  • требования к размещению здания ДОО - с 1971-го года остались по настощее время остались неизменными. Здание необходимо размещать на участке в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта;
  • требования к ограждению территории - изменились незначительно. С Повялением первого документа по проектированию (СНиП II-1.3-62) требовалось ограждать территорию по периметру ограждением, а также предусматривать полосу зеленых насаждений; в СНиПе II-Л.3-71 доавлена корректировка по высоте ограждения - не более 1,6 м;
  • требования к озеленению территории - остаются неизменными. Территория должна быть озеленена не менее, чем на 50% от площади свободной от застройки, посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений не допускается;
  • требования к наружному освещению - лишь в СНиПе II-1.3-62 отмечалось, что необходимо предусматривать наружное освещение. И лишь в СанПиНа 2.4.1.1249-03 было добавлено, что территория должна иметь уровень освещенности участка - не менее 10 лк на земле.

Как видно из таблицы 1, структура функционального зонирования территории ДОО с годами не изменилась. Основные изменения коснулись нормативов площадей групповых, физкультурных, хозяйственных и других площадок, а также требований к их содержанию. В ранних документах расписывалось и отображалось функциональное деление самих групповых площадок, т.е. деление самой групповой площадки по зонам (площадки для тихих игр, площадки для подвижных игр, площадки для изучения правил дорожного движения и т.д.). Описывалось и приводилось рекомендованное к применению на площадках игровое и спортивное оборудование. Также можно отметить, что в ранних нормах большое внимание уделялось зеленым насаждениям (в зонировании территории эти нормы даже выделялись отдельным пунктом). Проектировались участки для выращивания овощно-ягодных культур и площадки для животных с целью ознакомления дошкольников с природой. Физкультурные площадки нормировались по площадям и также подразделялись на зоны с подробным описанием их содержания и оборудования (беговые дорожки, ямы для прыжков, зоны для гимнастических снарядов, зоны для спортивных игр, полосы препятствий). Все эти требования отражали состав и оборудование площадок, ведь их многообразие в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с детьми, создавая при этом условия для их разностороннего и полноценного развития. Выбирая для ребёнка детский сад, многие родители обращают внимание не только на обустройство групповых комнат, но и на оформление территории самого детского сада, которая является его своеобразной визитной карточкой.

При этом можно отметить, что с выходом СанПиНа 2.4.1.1249-03 большое внимание стало уделяться непосредственно санитарно-эпидемическим требованиям, что немаловажно для формирования безопасной и экологической атмосферы в среде ребенка. Приведем основные нововведения, добавленные с появлением СанПиНов, которые ранее в СНиПах не отображались:

  • при проектировании ДОО на территории выделять место для колясок и санок, защищенное навесом от осадков;
  • уровень шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории ДОО не должен превышать допустимый уровень, установленный для территорий жилых застроек;
  • продолжительность инсоляции групповых и физкультурных площадок ДОО определять в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий;
  • игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия;
  • ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводить полную смену песка. Завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями - во избежание загрязнения песка. При обнаружении возбудителей инфекционных и паразитарных болезней проводить внеочередную смену песка;
  • уборку территории проводить ежедневно: утром за 1-2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей;
  • в дни, когда погода сухая и жаркая производить полив территории не менее 2 раз в день;
  • в зимнее время очистку территории - подходы к зданию, пути движения, дорожки, площадки зоны отдыха и игр - от снега проводить по мере необходимости, при этом не допускать использование химических реагентов;
  • не допускать сжигание мусора на территории ДОО и в непосредственной близости от нее.

В ходе проведенного исследования выявлено историческое развитие категории/термина «детский сад» - детские ясли-сады, детские образовательные учреждения, дошкольные образовательные организации. Выявлены нормативные источники проектирования разных лет (1962, 1971, 1980, 1986, 2003, 2010, 2013 гг.), на основании которых выявлены исторические тенденции изменений в нормативной базе регламентов проектирования территорий ДОО, а также требования, которые в меньшей мере были подвергнуты изменениям. В развитии регламентов в течение последних 50 лет проектирования детских садов наблюдается несколько тенденций. Через СанПиНы внедряются нормы и правила проектирования, а также безопасные и безвредные для детей санитарно-эпидемиологические требования с целью сохранения их здоровья и нормальной жизнедеятельности. Проведенный анализ нормативной базы наглядно показывает, что с одной стороны, появление санитарно-эпидемиологические требований улучшает экологическое состояние территорий детских образовательных организаций, а с другой стороны, упрощает нормы, предъявляемые к содержанию и оборудованию различных площадок этих территорий. Это приводит к тому, что основная роль в формировании интересной и разнообразной территории для досуга детей в ДОО, возлагается на проектировщиков, руководителей и сотрудников ДОО.

Библиография
1. Проектирование детских дошкольных учреждений. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89. – Введ. 01.01.1992. М.: ЦНИИЭП, 1992.
2. Кузнецова А. А, Генералова Е. М. Основы формирования базовой классификации дошкольных образовательных учреждений в архитектурном проектировании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. №2. С. 226-230.
3. Груздо Л. Н. Сотрудничество детского сада и семьи по благоустройству территории // Челябинский гуманитарий. 2014. № 2 (27). С. 27-31
4. Денисенко Н. Ю., Парамонова О. И. Проектирование развивающей предметно-пространственной среду современного детского сада // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 207-208.
5. Архитектура – детям: лучшее [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archspeech.com/article/speechexp2015
6. Шишвалеева З. А. Проектная деятельность благоустройства и озеленения территории детского сада как инновационная форма взаимодействия с родителями // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник докладов II Международной научно-практической заочной конференции / Научный ред. А. В. Гумеров. 2015. С. 52-58.
7. Дремлюга В. Н. Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды // Молодой ученый. 2016. № 23.2. С. 30-42. – URL https://moluch.ru/archive/127/35331/ (дата обращения: 17.06.2019).
8. Желнакова Л. В., Родионовская И. С. Способы экологической защиты архитектурной среды дошкольных образовательных учреждений в стесненных условиях мегаполиса // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 2 (36). С. 72-78.
9. Пудовкина А. А., Ажгихин С. Г. Дизайн-проектирование ландшафта детского сада // Научный альманах. 2016. № 1-3 (15). С. 459-462.
10. Соболева Н. В. Подходы к организации и созданию условий для проектирования образовательной среды на территории детского сада в летний период // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2017. С. 101-103.
11. Ложкина А. К., Кочергина М. В. К проблеме озеленения и благоустройства территории детских садов в г. Воронеже // Технологии и оборудование садово-паркового и ландшафтного строительства: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / Сибирский гос. ун-т науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, 26 дек. 2017 г. Красноярск, 2017. С. 17-20.
12. Карташова Н. П., Матюхина Е. Н. Озеленение и благоустройство территорий детских садов (на примере детского сада г. Воронежа) // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2018. Т. 22. С. 22-27.
13. Дошкольное образование в России – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Дошкольное_образование_в_России.
14. Насаждения на участках детских учреждений // Ландшафтная архитектура и зеленое строительство [Электронный ресурс]: URL http://landscape.totalarch.com/node/38.
References
1. Proektirovanie detskikh doshkol'nykh uchrezhdenii. Spravochnoe posobie k SNiP 2.08.02-89. – Vved. 01.01.1992. M.: TsNIIEP, 1992.
2. Kuznetsova A. A, Generalova E. M. Osnovy formirovaniya bazovoi klassifikatsii doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii v arkhitekturnom proektirovanii // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2014. T. 16. №2. S. 226-230.
3. Gruzdo L. N. Sotrudnichestvo detskogo sada i sem'i po blagoustroistvu territorii // Chelyabinskii gumanitarii. 2014. № 2 (27). S. 27-31
4. Denisenko N. Yu., Paramonova O. I. Proektirovanie razvivayushchei predmetno-prostranstvennoi sredu sovremennogo detskogo sada // Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii. 2015. № 1 (3). S. 207-208.
5. Arkhitektura – detyam: luchshee [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: http://archspeech.com/article/speechexp2015
6. Shishvaleeva Z. A. Proektnaya deyatel'nost' blagoustroistva i ozeleneniya territorii detskogo sada kak innovatsionnaya forma vzaimodeistviya s roditelyami // Sovremennye problemy sotsial'no-gumanitarnykh nauk: sbornik dokladov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi zaochnoi konferentsii / Nauchnyi red. A. V. Gumerov. 2015. S. 52-58.
7. Dremlyuga V. N. Territoriya detskogo sada kak element ekologo-razvivayushchei sredy // Molodoi uchenyi. 2016. № 23.2. S. 30-42. – URL https://moluch.ru/archive/127/35331/ (data obrashcheniya: 17.06.2019).
8. Zhelnakova L. V., Rodionovskaya I. S. Sposoby ekologicheskoi zashchity arkhitekturnoi sredy doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii v stesnennykh usloviyakh megapolisa // Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. 2016. № 2 (36). S. 72-78.
9. Pudovkina A. A., Azhgikhin S. G. Dizain-proektirovanie landshafta detskogo sada // Nauchnyi al'manakh. 2016. № 1-3 (15). S. 459-462.
10. Soboleva N. V. Podkhody k organizatsii i sozdaniyu uslovii dlya proektirovaniya obrazovatel'noi sredy na territorii detskogo sada v letnii period // Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendentsii i perspektivy razvitiya: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Redkollegiya: O. N. Shirokov [i dr.]. 2017. S. 101-103.
11. Lozhkina A. K., Kochergina M. V. K probleme ozeleneniya i blagoustroistva territorii detskikh sadov v g. Voronezhe // Tekhnologii i oborudovanie sadovo-parkovogo i landshaftnogo stroitel'stva: sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Sibirskii gos. un-t nauki i tekhnologii im. M. F. Reshetneva, 26 dek. 2017 g. Krasnoyarsk, 2017. S. 17-20.
12. Kartashova N. P., Matyukhina E. N. Ozelenenie i blagoustroistvo territorii detskikh sadov (na primere detskogo sada g. Voronezha) // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 2018. T. 22. S. 22-27.
13. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Doshkol'noe_obrazovanie_v_Rossii.
14. Nasazhdeniya na uchastkakh detskikh uchrezhdenii // Landshaftnaya arkhitektura i zelenoe stroitel'stvo [Elektronnyi resurs]: URL http://landscape.totalarch.com/node/38.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.