Статья 'Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях и формы их закрепления' - журнал 'Административное и муниципальное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Административное и муниципальное право
Правильная ссылка на статью:

Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях и формы их закрепления

Нобель Артем Робертович

кандидат юридических наук

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятского института (филиала) ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)"

610002, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Орловская, 20б

Nobel Artem

PhD in Law

Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Volga-Vyatka Institute (branch) of the Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MGUA)

610002, Russia, Kirovskaya oblast', g. Kirov, ul. Orlovskaya, 20b

toynobel@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0595.2022.1.30812

Дата направления статьи в редакцию:

16-09-2019


Дата публикации:

14-03-2022


Аннотация: Предметом статьи являются нормы законодательства об административных правонарушениях: Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституции Российской Федерации, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, регламентирующие принципы производства по делам об административных правонарушениях. Автором осуществлен компаративный анализ научных взглядов на способы и формы закрепления принципов производства по делам об административных правонарушениях, а также соотношение понятий «норма права» и «правовой принцип». Методологическую основу составили общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение и частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой. Автор отмечает особое положение принципов производства по делам об административных правонарушениях как нормативных образований и приходит к выводу об их значимости для регулирования производства по делам об административных правонарушениях. Обосновывается позиция о необходимости разграничения правовых принципов производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в законодательстве об административных правонарушениях и принципов не правового характера, существующих в науке административного права. Высказывается мнение, что объективация принципов производства по делам об административных правонарушениях в законодательстве об административных правонарушения осуществляется посредством текстуального и смыслового способов нормативного выражения.


Ключевые слова:

принципы, производство по делам, формы закрепления принципов, признаки принципов, значение принципов, административная ответственность, административное правонарушение, способы выражения принципов, роль принципов, административный процесс

Abstract: The subject of the article is the norms of legislation on administrative offenses: the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, the Constitution of the Russian Federation, the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms of 04.11.1950, regulating the principles of proceedings in cases of administrative offenses. The author carried out a comparative analysis of scientific views on the ways and forms of fixing the principles of proceedings in cases of administrative offenses, as well as the relationship of the concepts of "rule of law" and "legal principle". The methodological basis was made up of general scientific methods of cognition: analysis, synthesis, comparison and private scientific methods of cognition: formal legal, comparative legal. The author notes the special position of the principles of proceedings in cases of administrative offenses as regulatory entities and comes to the conclusion about their importance for the regulation of proceedings in cases of administrative offenses. The article substantiates the position on the need to distinguish between the legal principles of proceedings in cases of administrative offenses, enshrined in the legislation on administrative offenses and the principles of a non-legal nature existing in the science of administrative law. The opinion is expressed that the objectification of the principles of proceedings in cases of administrative offenses in the legislation on administrative offenses is carried out through textual and semantic methods of normative expression.


Keywords:

principles, proceedings on cases, forms of consolidation of principles, signs of principles, the importance of principles, administrative responsibility, administrative offense, ways of expressing principles, the role of principles, administrative process

В словаре С.И. Ожегова под принципом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.[20].

В юридической науке принципы являются одной из важнейших категорий, определяющих концептуальные основы и суть права, характеризующие уровень правового сознания, необходимые для правильного понимания и применения норм действующего права.

По оценке С.С. Ерашова, первейшая задача процессуальной теории заключается в абстрагировании из объективной реальности ключевых идей о сущем и должном в идеальном уголовном процессе – принципов. От тщательности разработки принципов во многом зависит работоспособность процессуального права и боеспособность правоприменительной деятельности [11].

В науке отсутствует единый подход по вопросу способа закрепления принципов, правовой среды их существования. По этому поводу можно выделить две основные точки зрения.

Согласно первой, принципы обязательно должны быть закреплены в позитивном законодательстве [2, 7, 14, 17, 26, 32], в противном случае они не имеют обязательного характера.

Другие исследователи, отвергая формально-юридический подход, считают, что принципами могут считаться и не закрепленные в законе исходные положения и руководящие идеи [4, 8, 15, 16, 18, 22, 27].

В.И. Зажицкий, возражая утверждениям о возможности существования правовых принципов, не закрепленных в праве, пишет, что в данном случае смешиваются два совершенно различных поня­тия: научные идеи, формулируемые учеными и предлагаемые ими на роль правовых принципов, и собственно правовые принципы, уже закрепленные в нормах действующего закона. В правовой науке могут высказываться и обосновываться различные научные идеи, связанные с тем или иным видом деятельности, регулируемой нормами права, но ориентировать практических работников на их применение означало бы вносить хаос и дезорганизацию в ту или иную деятельность [14].

Н.А. Чечина справедливо утверждает, что правовой принцип как руководящая идея отличается от научных и философских принципов тем, что всегда и непременно находит свое конкретное выра­жение в норме или нормах права, идея, не зафиксированная нормой права, не может стать правовым принципом [31].

Признание принципами положений, не имеющих законодательного закрепления, по нашему мнению, неизбежно приведет к неопределенности системы правового регулирования, противоречит интересам законности и умаляет авторитет правовой нормы.

Не закрепленные в законодательстве принципы выступают в качестве доктринальных принципов или принципов не правового характера, на основе которых возникли действующие принципы права, а в дальнейшем, возможно, их совершенствование и формирование новых. Законодательство устаревает в связи с динамикой политического, социально-экономического и общественного развития. Для своевременной его реконструкции необходимы научно обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, основу которых должны составлять прогрессивные идеи, базирующиеся на теоретических исследованиях в соответствующих сферах.

Таким образом, следует разграничивать правовые принципы производства по делам об административных правонарушениях, закрепленные в законодательстве об административных правонарушениях и соответствующие доктринальные принципы (принципы не правового характера), существующие в науке административного права.

Еще одним спорным вопросом является, в какой форме должно осуществляться закрепление принципов в действующем законодательстве.

Согласно одной позиции принципы должны формулироваться в отдельной правовой норме, как правило, носящей название принципа, либо содержащейся в структурной части нормативно-правового акта, посвященного принципам [2, 25, 33].

Согласно другой точке зрения принципы могут иметь опосредованное закрепление, что предусматривает выведение того или иного принципа из толкования правовой нормы, либо совокупности правовых норм [4, 10, 15, 30].

Принципы производства по делам об административных правонарушениях не могут существовать вне формально-юридических рамок, однако такая фиксация, по нашему мнению, возможна посредством как текстуального, так и смыслового способов закрепления.

В первом случае, принципы закрепляются в отдельной правовой норме, например, ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (далее - КоАП РФ) (принцип равенства), ст. 1.5 КоАП РФ (презумпция невиновно­сти), ст. 1.6 КоАП РФ (принцип законности).

Вместе с тем нельзя забывать о том, что не все принципы производства по делам об административных правонарушениях прямо закреплены в положениях закона, что позволяло бы сделать однозначный вывод об их существовании. Следовательно, возможен и смысловой способ фиксации правовых принципов, что наглядно демонстрируют такие положения КоАП РФ как ст. 26.11 КоАП РФ (принцип свободы оценки доказательств), ст. 29.7 КоАП РФ (принцип непосредственного исследования доказательств) и др.

Несмотря на различные способы закрепления принципов производства по делам об административных правонарушениях, безусловно, наибольшая эффективность их восприятия и применения в целях правильной организации производства будет достигнута только при закреплении принципов в виде норм, содержащихся в специальной главе КоАП РФ.

Связывая правовые принципы с необходимостью обязательного непосредственного, либо опосредованного закрепления в действующем законодательстве, следует остановиться на соотношении рассматриваемого понятия с категорией «норма права».

Из анализа работ, посвященных данному вопросу можно выделить два основных подхода: позитивистский [1, 5, 6, 9, 17, 19, 21, 23, 28, 29] и интегративный [12, 13, 18].

Согласно первому правовые принципы являются видами норм права, так называемые нормы-принципы, получившие законодательное закрепление.

Сторонники противоположной точки зрения обосновывают позицию, согласно которой правовые принципы выступают самостоятельными средствами правового регулирования общественных отношений, то есть формами права.

По нашему мнению, принципы производства по делам об административных правонарушениях являются разновидностью норм права, поскольку обладают такими сходными основными признаками как:

- являются официальным выражением воли государства и охраняются силой его принуждения;

- представляют собой властное общеобязательное требование, рассчитанное на неограниченное число применений, в отношении индивидуально не определенного круга лиц;

- формально определены в законодательстве об административных правонарушениях, к которому помимо КоАП РФ относятся Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950), посредством как текстуального, так и смыслового способов закрепления.

Однако, нельзя не отметить особое положение правовых принципов как нормативных образований.

Если нормы права имеют конкретизированный характер, то принципы права представляют собой нормативные обобщения наиболее высокого уровня, сжатое, концентрированное выражение содержания права, своего ро­да сгустки правовой материи [3]. Правовые принципы, как правило, не содержат в себе конкретные правила поведения, требования возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения участников общественных отношений.

Специфика правовых принципов выражается в их первичности по отношению к «простым» нормам права. Содержанием правовых норм являются правила поведения субъектов правовых отношений, в то время как при помощи правовых принципов оформляется идеальный образ желаемой правовой действительности. Правовые принципы в отличие от норм права имеют содержательно более высокий уровень обобщения нормативных предписаний и абстрактный характер.

Отсутствие у правовых принципов ярко выраженной внутренней структуры в виде гипотезы, диспозиции и санкции лишь подчеркивают их особое положение и главенствующую роль в системе правовых норм. Правовые принципы выступают в качестве своеобразных ориентиров, основополагающих требований, обозначающих правильную с точки зрения развития государства и общества парадигму правового регулирования, поведения субъектов, применения и совершенствования правовых норм, влияют на субъектов правоприменения, настраивая их правосознание в соответствии с закрепленных в них смыслом.

В этой связи Е.В. Скурко пишет, что в определенном смысле принципы права пред­ставляют собой нормы, отраженные и во многом сформировавшие собой правосознание юриста, как правило, еще на стадии его профессионального образования, определяющие конкретные методы, правила, своего рода «рам­ки» при проведении им юридической оценки и «предвосхищающие» ее прак­тические результаты в оценке фактов и событий, ложащихся (или, напротив, не могущих быть положенными) в основу регулирования конкретных правоотношений [24].

Вместе с тем, в некоторых случаях, например, при обнаружении пробелов нормативно-правового регулирования правовые принципы могут использоваться непосредственно для разрешения общественных отношений в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Данное утверждение подтверждается практикой Конституционного Суда Российской Федерации, обосновывающим принимаемые решения действием правовых принципов.

Таким образом, правовые принципы производства по делам об административных правонарушениях имеют приоритетное регулятивное значение по отношению к нормам права, которые должны им соответствовать.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.