Статья 'Правовой статус беспилотных транспортных средств как участников дорожного движения в системе Федерального государственного надзора' - журнал 'Административное и муниципальное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Административное и муниципальное право
Правильная ссылка на статью:

Правовой статус беспилотных транспортных средств как участников дорожного движения в системе Федерального государственного надзора

Андреев Петр Геннадьевич

старший преподаватель, кафедра Организации деятельности ГИБДД, ФГУ ВО "Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова"

302027, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2

Andreev Petr Gennad'evich

Senior Educator, the department of Traffic Police Activity, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov

302027, Russia, Orlovskaya oblast', g. Orel, ul. Ignatova, 2

petya.and@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Былинин Игорь Александрович

старший преподаватель, кафедра организации деятельности ГИБДД, ФГУ ВО "Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова"

302027, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2

Bylinin Igor' Aleksandrovich

Senior Lecturer of the Department of Road Police Activity Arrangement at Oryol Law Institute under the Ministry of Internal Affairs of Russia

302027, Russia, Orlovskaya oblast', g. Orel, ul. Ignatova, 2

bylinin.igor@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0595.2019.1.28614

Дата направления статьи в редакцию:

10-01-2019


Дата публикации:

15-02-2019


Аннотация: Предмет исследования: нормы административного законодательства, обеспечивающие применение понятия «водитель беспилотного транспортного средства», практическая сторона использования категории «беспилотное транспортное средство» для обеспечения безопасности дорожного движения. Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе административно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения. Автором рассматриваются такие аспекты как индивидуализация ответственности за происшествия с участием беспилотных транспортных средств, выделяется значимость технологии автономного управления транспортным средством лицами с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется разрешению вопроса организации беспилотного управления в отношении инвалидов, не имеющих водительского удостоверения. В процессе создания статьи прослеживается использование общенаучных, частных методов, таких как диалектический, исторический, структурно-системный, сравнительно-правовой, статистический и логический. Основные выводы исследования: обоснование необходимости создания нормативной базы для успешной работы беспилотного транспорта как полноправного участника дорожного движения, закрепление понятий «беспилотное транспортное средство», «водитель беспилотного транспортного средства», определение круга лиц, ответственных за управление беспилотного транспортного средства и программное сопровождение в целях бесперебойной и исправной эксплуатации. Особым вкладом в исследование темы является конкретизация данного вопроса относительно лиц с ограниченными возможностями. Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые исследуется применение административно-правового регулирования понятия «беспилотное транспортное средство». В рамках научного исследования на основе всестороннего изучения соответствующих положений науки административного права, а также правоприменительной практики в области обеспечения безопасности дорожного движения разработаны конкретные предложения по совершенствованию административного законодательства в рассматриваемой сфере.


Ключевые слова:

Дорожное движение, безопасность движения, участники дорожного движения, беспилотный автомобиль, инновационные технологии, управление автомобилем, дорожное происшествие, правовое регулирование, ответственность за происшествие, агрегатор

Abstract: The subject of the research is the provisions of the administrative law that give the definition of 'unmanned vehicle driver' and control the practical use of the category 'unmanned vehicle' for the road safety provision. The object of the research is the social relations arising in the process of administrative regulation of road safety. The authors of the article examines such aspects of the topic as individualization of responsibility for an accident with an unmanned vehicle and importance of autonomous control of vehicles for individuals with disabilities. The authors focus on the solutions of the problems of unmanned vehicle control by disabled individuals who do not have a driving license. In the course of writing their article the author has used general and special research methods such as dialetical, historical, structured systems, comparative legal, statistical and legal analysis. The main conclusions of the research are the following: the authors emphasize the need to create the legal base for successful management of unmanned vehicles as full road users, consolidatino of terms 'unmanned vehicle' and 'unmanned vehicle driver' and to outline a circle of individuals responsible for the control of unmanned vehicle as well as software support for the purpose of continous and correct operation. The authors' special contribution to the topic is that they specify this issue for individuals with disabilities. The novelty of the research is caused by the fact that for the first time in the academic lierature the authors analyze associated concepts of administrative law and law-enforcement practice and give recommendations on how to improve administrative laws in the aforesaid sphere. 


Keywords:

Traffic, traffic safety, road user, unmanned vehicle, innovative technology, driving, traffic accident, legal regulation, responsibility for the accident, aggregator

На сегодняшний день развитие высоких технологий идёт быстрыми шагами. Транспортные средства постоянно модернизируются и совершенствуются в своем техническом развитии. Предъявляемые требования по экологическому классу и безопасности техники постоянно ужесточаются, требуя от производителей изобретать инновационные системы и применять новые технологии. Постоянный процесс кооперации и обмен инновационными технологиями и передовым опытом между отраслями промышленности только способствуют ускоренному развитию. Труды учёных вдохновляют на творческий процесс писателей-фантастов, а учёные, между тем, ищут пути воплощения в жизнь фантазий писателей.

В голливудской картине, вышедшей на экраны телевизоров в 2000 году – «6-й день» – есть кадры, где герои фильма, находясь в салоне автомобиля, двигаются по дороге и спокойно разговаривают, повернувшись лицом друг к другу, а управление автомобилем производится автоматически до определённого момента, о чём сидящего на месте водителя человека предупреждает «автоводитель». В фильме звучит фраза «в недалёком будущем, которое наступит раньше, чем вы думаете». В то время мы не задумывались, насколько близко воплощение кадров из картины о транспортных средствах будущего? Когда настигнет прогресс в этом направлении и наступят технологии будущего, за десять или двадцать лет после выхода картины?

Важно сказать, что производители техники, в первую очередь отрасль автомобильного транспорта, обратили внимание на работу водителей, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров на дальние расстояния. Конечно, такая работа требует от водителя постоянной концентрации внимания, которую он должен сохранить при однообразном и монотонном движении по автомобильной дороге и сделать это достаточно сложно. Особенно часто такие ситуации с переутомлением можно встретить при длительных командировках, когда за частую и игнорируются требования техники безопасности при управлении транспортным средством, касающиеся количества времени, и иногда, к нашему сожалению, это приводит к трагическим последствиям [1].

Одной из первых разработок в области облегчения и обеспечения безопасности работы водителей транспортных средств, особенно дальнобойщиков, считается проект «SARTRE» концерна автомобилестроения «Volvo». Цель данного проекта, разрабатываемого центром исследований и инновационных технологий «Volvo Technology», заключается в использовании технологий, которые позволят выстроить движение автомобилей в колонне: где водитель - профессионал в центральном автомобиле ведёт за собой колонну других транспортных средств, которые смогут выбрать скорость и направление движения первого автомобиля и соответственно расстояние до него, а также выстраивать параметры движения. По факту автомобили не связаны между собой и могут начать движение по своим параметрам в любой момент. Тем временем водители ведомых автомобилей смогут отвлечься от дороги заняться другими делами, а колонна продолжит движение к определенному месту назначения под управлением водителя ведущего транспортного средства. В результате применения высоких технологий подразумевается, что движение автомобилей в колонне получит преимущество: безопасность дорожного движения повысится, расход топливных ресурсов и соответственно, выбросы углекислого газа (СО2) в атмосферу снизятся, заторы на дорогах будут меньше, потому что расстояние между автомобилями будет составлять считанные метры, а контроль будет вестись автоматически. Во время такого движения водители ведомых транспортных средств смогут отдохнуть. Компания Volvo успешно провела испытание в караване с одним ведущим и одним ведомым транспортным средством. «Безопасность – это одна из основных ценностей концерна автомобилестроения Volvo, поэтому мы направляем значительные усилия на разработку процессов автоматизации максимально безопасным способом для всех участников дорожного движения, – отмечает Карл Йохан Альмквист (Carl Johan Almqvist) из компании Volvo Trucks. – Технология быстро развивается, но наша цель заключается в том, чтобы обеспечить её максимально безопасную работу в паре техника - человек. Водитель, находясь в салоне автомобиля должен чувствовать себя в такой же безопасности, как если бы он взял управление автомобилем в свои руки, несмотря на то, что основную работу выполняют высокие компьютерные технологии и следит за всем этим агрегатор».

Транспортные средства в последнее время оснащены системами, которые способны тормозить и набирать скорость самостоятельно, определять своё местоположение в условиях уличной сети и расстояния до объектов, в некоторых случаях маневрировать самостоятельно. Разные системы помощи водителю, такие как лидар, радар, ультразвук, видеокамеры, системы GPS и т. д., сейчас уже не «ноу-хао» и успешно применяются в автомобилях. В настоящее время специалисты крупных автомобильных компаний стараются объединить инновации в одно целое, «научив» автомобиль двигаться самостоятельно, без участия водителя. Сегодня многочисленные проекты двигающихся самостоятельно транспортных средств реализуются в академиях, научно-исследовательских институтах и, конечно же, в автомобильных концернах по всему миру, а история таковых автомобилей уходит корнями в Японию 1970-х годов. В самоуправляющемся автоматическом режиме автомобили уже проехали тысячи километров. В данном контексте можно предположить, что такие автомобили смогут повысить пропускную способность автомобильных дорог и улиц, уменьшить количество заторов, а самое важное, повысить безопасность дорожного движения за счёт устранения допускаемых водительским составом ошибок. Статистика показывает, что причиной 90% автомобильных аварий становится «человеческий фактор».

Как у любой медали тут есть и другая сторона несущая определенные негативные последствия, что будет, если случится непредвиденная ситуация? Взять, например авиакомпанию, ведь там за движением самолётов следят специализированные диспетчерские службы, а в кабине постоянно находится экипаж, который постоянно контролирует ситуацию. Пилот самолета в любой момент при возникновении внештатной ситуации может взять на себя управление машиной. По одному из мнений Карла Йохана Альмквиста (Carl Johan Almqvist), директора по безопасности движения и продуктов «Volvo Trucks», самым наиболее безопасным подходом в данном контексте является сочетание автоматизированной системы, контролирующей обстановку при движении автомобиля в диапазоне 360 градусов, со знаниями и опытом водителя. «Мы верим в водителя и понимаем, что человеческий мозг может принимать решения, неподвластные автоматизированным системам, – говорит он. – Компьютер никогда не устает, но он может делать только то, на что запрограммирован». Доктор Нико Кэмпфхен (Nico Kemphen), руководитель проекта по автоматизации движения отдела BMW Group по исследованиям и технике, согласен с коллегой из концерна Volvo. После проведенных успешных испытаний и тестов на автобане автоматизированного BMW 5-й серии, оснащённого функцией автоматического движения, он отметил, что, «несмотря на передачу полного управления транспортным средством на дороге автоматической системе управления, именно водитель несёт ответственность за происходящее и контролирует ситуацию на дороге».

Компания по использованию повсеместно транспортных средств, двигающихся по автомобильным дорогам самостоятельно, не обошло стороной и Россию.

По словам главы правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, испытания самоуправляемых транспортных средств, в том числе используемых для доставки пассажиров и грузов к местам назначения, проводятся во многих других странах [2]. Целый ряд российских компаний разрабатывают и развивают проекты беспилотных автомобилей, но для реализации проектов требуются нормативные условия, а сейчас настоящие правила исходят из того, что любым транспортным средством должен управлять водитель.

Мы полагаем, что данный эксперимент даст не только толчок к строению и развитию беспилотного автомобильного транспорта, но и предоставит возможность выявить возможные юридические последствия в случае возникновения ДТП. В следствии чего, произойдет выработка обязательных технических требований к беспилотной системе управления и разработки технических регламентов и документов по стандартизации проекта.

26 сентября 2018 года в Инновационном центре «Сколково» открылась «Станция мониторинга», которая представляет собой высокотехнологичную базу для испытаний беспилотных транспортных средств (БПТС). Тестирование проводиться в условиях, приближенных к дорогам общего пользования. Станция использует перспективную сеть 5G. Первыми испытания прошли автобусы второго поколения «НАМИ-КАМАЗ» 1221 проекта «ШАТЛ».

В своем выступлении вице-премьер Максим Акимов поведал, что в декабре 2018 года на дорогах страны в рамках тестового проекта будут выведены более 100 таких автомобилей. В автомобиле будет находиться «пилот – инструктор», который в случае чего возьмет управление на себя. Конечно, случаи могут быть различными, но возникает вопрос кто же он, пилот – инструктор или водитель транспортного средства? Действующие Правила дорожного движения закрепляют понятие «водитель», а «пилот – инструктор» отсутствует в действующем законодательстве в области безопасности дорожного движения [3]. Можно представить другой сценарий непредвиденной ситуации, в которой ответственность понесет третья сторона, занимающаяся программным обеспечением, так называемый агрегатор предоставления услуг.

Одним из условий участия в тестировании транспортного средства по дорогам страны является наличие у организации уставного капитала 100 млн. рублей и страхование каждой единицы транспорта на 10 млн. рублей.

Таким образом, мы видим проект стартовал, но к сожалению, нормативная база еще не сформирована, только при условии выполнения эксперимента, будет происходить становление правового поля. Да, в случае происшествия, страховое возмещение покроет причиненный ущерб, а если происшествие не обойдется только механическими повреждениями, погибнут или пострадают люди, тогда получается ценой человеческих жертв получим практику для формирования нормативной базы.

Так, 17 июля 2018 года «Яндекс» заявил о том, что заключил с властями Москвы соглашение о развитии беспилотного транспорта в городе. Договор составлен на срок пять лет с возможностью его дальнейшей пролонгации.

Таким образом, можно сказать, что начатая совместная работа с органами власти позволит подготовить законодательную базу для движения беспилотных автомобилей, но только по улицам Москвы. Конечно, испытывать прототипы «робомобилей» в реальных уличных условиях сложнее, чем на закрытых участках, но выявить слабые стороны, как с технической составляющей, так и с правовой будет гораздо проще.

В свою очередь, Правительство России подготовило и приняло распоряжение о развитии в стране беспилотного автомобильного транспорта. В ближайшем будущем будут выделены специальные участки дорог для тестирования беспилотников. Однако особое внимание уделено программному обеспечению и лицам, несущим ответственность за управление транспортным средством.

Важно отметить, что особую значимость будет иметь развитие технологий автономного вождения для решения проблем, связанных с передвижением лиц с ограниченными возможностями, но тут возникает правовой аспект, - как они возьмут управление на себя, если некоторые из них не допущены к управлению транспортными средствами. Следовательно, такие правовые моменты заслуживают отдельной проработки.

Разбирая отдельные случаи использования беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах и улицах, мы сталкиваемся с огромным количеством нормативных пробелов и возвращаемся к одному из главных на наш взгляд вопросов, кто понесет ответственность в случае возникновения дорожного происшествия на дорогах общего пользования.

Полагаем, что необходимо осуществлять постепенный переход с учетом анализа работы в тестовом режиме. В случае положительного анализа движение беспилотных транспортных средств необходимо предусмотреть на специально выделенных полосах, отдельных участках и зонах городских поселений.

В целях функционирования системы управления безопасностью дорожного движения надо создать информационно–телематическую платформу, которая станет сервисной основой для организации беспилотного автомобильного транспорта. Данная платформа будет обобщать информацию в транспортной сфере, включая оценку загруженности улично-дорожной сети, оптимизировать потоки транспортных средств, провести прогноз возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, осуществлять контроль и мониторинг за состоянием средств технической организации, оборудования городской и транспортной инфраструктуры.

В статье уже отмечалось, что сейчас в законодательстве отсутствует терминология «беспилотного транспортного средства», а так же «водителя-оператора беспилотного транспортного средства» и нет регуляторных понятий, кто понесет наказание в случае ДТП.

По опросам жителей России 49 % считает, что беспилотные автомобили, скорее всего, уже в ближайшие десятки лет станут одним из основных видов транспорта. Однако, поскольку более половины опрошенных респондентов (58%) в настоящее время не доверяют инновационным технологиям беспилотного вождения, производителям таковых машин и их технологическим партнёрам по автомобильной экосистеме, если они действительно хотят внедрить в жизнь эти технологии, чтобы завоевать доверие предстоит разрабатывать защищенные и безопасные сервисы для пользователей [4].

В своем выступлении глава Росавтодор заявил, что к 2030 году планируется оборудовать десять тысяч километров дорог для движения беспилотных автомобилей. Следовательно, работу по созданию нормативной базы надо уже вести «семимильными» шагами.

Таким образом, для успешной работы беспилотного транспорта как полноправного участника дорожного движения, необходимо создать нормативную базу, в которой на существующем этапе современного развития стоит закрепить понятие «беспилотного транспортного средства», «водителя беспилотного транспортного средства», а также определить лиц, на которых возложена ответственность за управление беспилотного транспортного средства и программное сопровождение в целях бесперебойной и исправной эксплуатации.

Библиография
1.
2.
3.
4.
References
1.
2.
3.
4.

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.